Составление орнаментальных композиций на основе законов симметрии

Разделы: МХК и ИЗО


В данной статье раскрыт порядок построения композиции сетчатого орнамента, на основе законов симметрии. Знание законов симметрии позволяет разнообразить орнаментальные композиции. Можно получать орнаменты со сплошным заполнением плоскости, создавать динамичные или статичные композиции, применяя для этого соответствующие схемы построения, а не работать в слепую, методом проб и ошибок.

При изучении данной темы, учащиеся знакомятся: с классическими образцами орнаментов и изделиями народного, декоративно-прикладного искусства; процессом творческой переработки природного мотива в орнаментальный; закономерностями композиционного построения орнаментов в замкнутой форме и полосе. Обязательным условием разработки сетчатого орнамента является творческий поиск орнаментального мотива. Таким образом, работа по составлению сетчатых орнаментов позволяет проверить уровень творческих возможностей учащихся и знаний, накопленных ими в процессе изучения предыдущих разделов программы, способствует развитию у учащихся художественного вкуса, творческого воображения, законов симметрии.

Порядок построения композиции сетчатого орнамента

Сетчатым орнаментом называют узор, элементы которого, располагаясь

вдоль многих осей переноса, создают движение в двух направлениях. Если ленточный орнамент, обладает одной осью переноса, может выделять только край поверхности. Сетчатый орнамент, обладая многими осями переноса, может равномерно заполнить и выделить поверхность как единое целое.

В настоящее время сетчатый орнамент часто применяется при оформлении помещений, чтобы подчеркнуть замкнутость внутреннего пространства. Орнаментация пола, стен и потолка осуществляется в идее мозаики, ковров, обоев и драпировок. Они показывают плоскостной характер поверхностей, их гладь и непрерывность. Даже оконные и дверные проемы, прерывающие замкнутость пространства, маскируются и закрываются кружевными и декоративными занавесами, украшенными сетчатым орнаментом. Его используют и в оформлении одежды; он усиливает пластику движения человеческой фигуры.

Художественный образ орнамента раскрывается в бесконечно повторяющемся ритме его рапортов, в гармонии элементов сочетания, образующих в результате слияние множества повторений в единую стройную систему графической и цветовой композиции. В отличие от полосного, в сетчатом орнаменте используется один способ ритма перенос мотивов по вертикальной и горизонтальной осям. Динамика орнамента выражается в геометрическом построении сетки.

Порядок построения сетки и орнамента

Творческой основой создания сетчатых орнаментов является теория симметрии. Существует семнадцать видов геометрической симметрии, полностью исчерпывающих все возможные варианты построения плоских сетчатых одноцветных орнаментов. Ниже приведены варианты сетки и эскизы орнамента, которые соответствуют этим семнадцати видам. На основе этих примеров учащиеся должны самостоятельно при помощи трафарета выполнить собственные варианты эскиза орнамента.

1. Квадратная система узлов. Элементарная ячейка – квадрат. Рис. 1; 2. 2. Прямоугольная система узлов. Элементарная ячейка – прямоугольник. Рис. 3; 4; 5; 6; 7.

3. Правильная треугольная система узлов. Элементарная ячейка-треугольник, может быть и ромб или шестиугольник (наклон осей под углом 60 градусов). Рис. 8; 9; 10; 11.

4. Ромбическая система узлов. Элементарная ячейка имеет форму – ромба. Рис. 12; 13.

5. Косая параллелограмматическая система узлов. Элементарная  ячейка-параллелограмм. Рис. 14; 15.

Во всех рассмотренных случаях содержится такой элемент симметрии, как параллельный перенос. Каждая система узлов четко прослеживается на сетках.

Построения плоскостных орнаментов

Задача учащихся, для построения плоскостных бесконечных орнаментов и сетки-схемы лежащей в основе каждого из них, состоит в следующем:

– выяснение цели и задачи композиции орнамента, изучение оформляемого объекта (потолка, стен, пола, обоев, ковровых изделий и т.д.);
– подбор и зарисовка натурных образцов для создания вариантов композиции;
– изготовление трафарета по зарисовкам и построение сеток;
– выполнение первоначальных эскизов (семнадцать или нескольких видов) композиции орнамента и его узлов;
– перенос рисунка узора с первоначальных эскизов на чистовик и создание своего варианта сетчатого орнамента, используя варианты выше приведенных сеток-схем.

Для большей наглядности при выполнении композиции орнамента мотив должен оставаться неизменным для всех семнадцати видов. Работа не требует обязательного выполнения всех семнадцати вариантов: достаточно, проанализировать их построение, выбрать пять-шесть типов симметрии, дающих с точки зрения учащихся наиболее интересные и разнообразные ритмические и композиционные решения орнамента. Из них следует выбрать один как основу для создания эскиза. Этот эскиз разрабатывается самостоятельно. При выполнении окончательного варианта задания требуется введение цвета, усложнение мотива орнамента, его детальная проработка, добавление нескольких более мелких форм. Материал бумага формат А4. Краски гуашь или темпера.

Инструменты для работы

Работа ведется по трафарету. Для выполнения задания необходимо вырезать трафарет из прозрачной пленки, предварительно определив, какая ассиметричная форма геометрического или растительного характера составит основу мотива. Получив с нее отпечаток, вырезают еще один экземпляр формы. Делается это для того, чтобы в случае зеркального отражения мотива не приходилось каждый раз мыть трафарет.

Работая над трафаретом, необходимо избегать элементов, которые выпадут из него при вырезании. Для большей прочности в трафарете не должно быть сложных по форме и не закрепленных дополнительно перемычками элементов. Вырезают трафарет остро оточенным скальпелем. Набойка производится гуашью или темперой. Для этого обходимо подготовить щетинную кисть, укоротив волос кисти примерно наполовину. Можно подрезать волос, либо, что лучше туго замотать у основания на половину длины изоляционной лентой или скотчем. Вместо кисти удобно использовать тампон из поролона, закрепив его, например, в колпачке от авторучки. Натирая рисунок по трафарету, следует держать кисть или тампон строго вертикально по отношению к поверхности листа, иначе произойдет затекание краски под трафарет. Левой рукой придерживают трафарет, не давая ему сдвигаться. Краску разводят средней густоты, чтобы она не оставляла по краям трафарета затеков.

Перед тем как приступить к работе над окончательным вариантом по приведенной сетке, необходимо сделать несколько пробных отпечатков на отдельных листах бумаги.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему: “Составление орнаментальных композиций на основе законов симметрии по трафарету”

Рекомендуемая литература:

  1. Шубников Л.В., Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве. М. Наука.1972 и 2004 г.
  2. Костерин Н.П. Учебное рисование М.; Просвещение, 1984 г.– 240 стр.
  3. Сенешаль М., Флека Дж. Узоры симметрии. М; Мир, 1980 – 269 стр.
  4. Читнева О.Н., Цвет в симметрии.
  5. Тарасов Л.В. Этот удивительный симметричный мир. М. Просвещение 1982. 17 вс.