Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические данные: физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей; 25-35 % детей, пришедших в 1-ый класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания; 9-10 % выпускников школ можно считать здоровыми.
Освобождение системы образования от жестких рамок привычных стереотипов и норм, появление новых степеней свободы у образовательных учреждений дали поразительный толчок творчеству. Но вместе с ним возросла учебная нагрузка обучающихся. Чтобы решить это противоречие, нужна программная скоординированная работа всех участников учебно - воспитательного процесса, опирающаяся на научно-обоснованные решения и рекомендации.
Отчетливо осознавая невозможность решения проблемы в одиночку, школа всемерно стремится к тесным связям с семьей, общественностью, организационными структурами и старается всесторонне обеспечивать преемственную связь между программами
начальной и средней школы. Учебные программы этих школ предоставляют обучающимся все возможности получения знаний, постижения жизни, приобретения жизненных умений и навыков, соответствовать потребностям школьников и стимулировать их к дальнейшему приобретению знаний.
Ожидаемые результаты: внедрение оптимального режима учебного труда и активного отдыха; повышение уровня физического, психического и социального здоровья обучающихся; уменьшение количества поведенческих рисков, оопасных для здоровья; повышение уровня лечебной и профилактической работы; осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
Критерии становления и развития: повышение чувства собственного достоинства школьников, педагогов, их социального самосознания. Комфортный стиль межличностных отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса; максимальное предоставление ребенку возможностей для своего физического развития в органическом единстве с гигиеническими и физиологическими требованиями. Выполнение регламентированных программой педагогических мероприятий — обучение здоровью; увеличение двигательной активности обучающихся (физкультминутки, подвижные перемены, увеличение количества спортивных секций, спортивные мероприятия); вовлечение окружающего социума в школьную жизнь.
Основание для разработки программы:
Дети, нуждающиеся в индивидуальном
обучении
(кол-во обучающихся)
Законодательно-нормативное обеспечение программы: Конституция РФ; Декларация прав ребенка; закон РФ "Об образовании"; закон Курской области "Об образовании"; санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзора; приказ № 1418 от 15.05.2001 г. Министерства образования РФ "Об утверждении примерного положения о центре содействия укреплению, здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения", реализация национальной образовательной стратегии “Наша новая школа”.
Цель программы: разработка целостной социально-педагогической системы, здоровьесберегающих технологий и применение их в целях коренного улучшения состояния и качества здоровья всех участников образовательного процесса; формирование мотивации и ответственности за сохранение собственного здоровья.
Задачи программы: внедрение современных методов мониторинга здоровья, внедрение новых методов и технологий по реабилитации детей с различными видами нарушений в физическом развитии, разработка мероприятий, которые уменьшат риск возникновения заболеваний, пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ), оказание помощи родителям по сохранению здоровья детей, просвещение педагогического коллектива по здоровьесберегающим технологиям.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
С учётом этих особенностей целью примерной программы “Здоровье” является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач (переход на ФГОС НОО):
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
обучение простейшим способам контроля над физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе, следует отметить освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет “Физическая культура” способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета “Физическая культура” (Программа “Здоровье” включает и работу д/о МАН “Интеллект”, “Аурум”, НОУ “Здоровье”, кружки, секции и т.д.)
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре и за рамками предмета на основе внеклассной работы:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми о здоровом образе жизни.
Личностные результаты:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении спортивных поставленных целей оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
- характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- обнаружение ошибок при выполнении учебных спортивных заданий, отбор способов их исправления;
- общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой, спортом;
- организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения, исключение перегрузки;
- анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
- оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
- управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
- планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
- изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств (на основе диагностик мониторинга);
- оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок способов их устранения;
- организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства; бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности к местам проведения;
- организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дифференцированной дозировкой нагрузки;
- характеристика физической нагрузки по показателю частоты пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств;
- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их на основе диагностики;
- подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
- нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
- выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техничном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
- выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;
- выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях.
Объекты программы: обучающиеся 1-11 классов; педагогический коллектив; родители; медицинские работники школы; общественные и государственные организации г. Курска.
Основные принципы программы
1) гуманизации и демократизации — определение конкретных целей и задач образования, воспитания и развития личности, создание комфортной среды и условий для ее самореализации, консолидации школы, семьи, общественно-государственных структур и интересах подрастающего поколения;
2) соответствия целей, задач содержания программы национальной стратегии (“Наша новая школа”),интересам государственной и региональной политике;
3) научности — внедрять, модернизировать передовой научный опыт отечественных и зарубежных ученых и педагогов по созданию здоровьесберегающих технологий;
4) участия — привлечение школьников к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма. Целесообразной учебной и внеучебной деятельности, рациональному использованию учебного и внеучебного времени. Вовлечение родителей в целенаправленную деятельность по формированию у детей здоровых привычек, по своевременной диспансеризации детей, вовлечение их в различные объединения, осуществление санитарно просветительской работы, вовлечение педагогов в широкое педагогическое движение по созданию здоровой педагогической среды, организация работы медицинского работника в соответствии с положением о медицинском кабинете в школе;
5) гарантий — реализация конституционных прав детей, подростков и юношества на получение образования и медицинского обслуживания, выполнение государственных гарантий, направленных па здравоохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения;
6) социальной компенсации— обеспечение социальной и правовой защищенности детей, подростков и юношества, находящихся в семьях, требующих социальной поддержки;
7) преемственности — обеспечение комплексного сквозного подхода в обучении здоровью между разными ступенями обучения и видами детской деятельности (на основе мониторинга);
8) аксилогического подхода — жизнь человека является высшей ценностью, а основой его жизнедеятельности является освоение общечеловеческих ценностей, где здоровье выступает основной категорией;
9) блочного подхода — позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.
Основные направления программы
Создание электронного банка системной организации о состоянии психического, физического, нравственного здоровья детей в школе, системный анализ здоровья детей с целью последующей адекватной медико-психолого-педагогической коррекции (с учётом рекомендации врачей). Профилактика раннего выявления патологии детей.
Реабилитация психофизической работоспособности детей и организация здорового образа жизни (по индивидуальному плану).
Профилактическая работа по предупреждению инфекционных заболеваний. Разработка и внедрение оптимальной системы медицинского обеспечения. Решение оздоровительных задач средствами физической культуры. Формирование мышления всех участников педагогического процесса (ученик - учитель - родители).
Изучения и внедрение передового социального, педагогического, медицинского опыта по оздоровлению детей и юношества с его последующей апробацией и широким внедрением.
Повышение квалификации педагогических кадров.
Оздоровительная работа, предполагающая систему эффективных психологических и коррекционных мероприятий, организацию двигательной активности (по индивидуальному плану НОУ “Здоровье”, МАН “Интеллект”).
Обеспечение основных направлений программы
Организационно-методическая деятельность по здравоохранению и здоровье укреплению обучающихся.
- Мониторинг здоровья школьников, педагогов, травматизма детей, микросреды ОУ, состояния физического развития обучающихся, диагностика зрения, с последующим анализом.
- Разработка программ: спортивно-оздоровительная работа, половое воспитание детей, нравственное здоровье (анализ рабочих программ).
- Разработка методических рекомендаций: по работе спецгрупп на уроках физкультуры, проведение спортивно-оздоровительного часа в школе, динамические паузы на уроке, медико-экологическая реабилитация детей с хроническими заболеваниями, медико-педагогическая реабилитация детей инвалидов (согласование рекомендаций с врачом лицея).
- Организация работы с родителями по проблемам сохранения и укрепления здоровья их детей.
- Организация психолого-педагогической помощи детям и их родителям.
- Разработка цикла семинаров для педагогического коллектива по здоровьесберегающим методикам (по индивидуальному плану).
Улучшение санитарных условий и совершенствование санитарно-оздоровительных мероприятий (по индивидуальному плану лицея).
- Разработка принципов проведения индивидуальных профилактических осмотров, состояния здоровья детей и учителей в школе.
- Привлечение узких специалистов для организации и проведения углубленных осмотров детей в школе.
- Разработка и внедрение научно-методических рекомендаций по паспортизации здоровья детей и подростков как одной из форм контроля и личностно- ориентированной коррекции и здоровья обучающихся.
- Мониторинг состояния здоровья школьников и учителей с целью определения важнейших направлений их оздоровления.
- Использование экспресс-диагностики по выявлению и профилактике наркомании, токсикомании и других вредных привычек.
- Определение группы детей с хроническими заболеваниями и разработка программы по их оздоровлению.
Организация питания по программе “Здоровье” питание залог здоровья.
- Организация питания детей с учётом всех возможных форм финансирования, в том числе и родительской платы.
- Определение категории детей, нуждающихся в бесплатном питании.
- Охват всех обучающихся горячим питанием.
- Организация фитобара и витаминных столов.
Инновационная деятельность по укреплению и сохранению здоровья детей в школе.
- Взаимодействия медработника и педагогов по вопросу охраны и укрепления здоровья детей.
- Исследование влияния различных технологий на здоровье детей.
- Мониторинг влияния внутришкольных факторов на здоровье детей.
- Мониторинг адаптации детей, имеющих трудности при обучении, к учебному процессу.
- Подготовка рекомендаций по выявлению таких детей, системе учёта, профилактической работе.
- Мониторинг состояния здоровья по программе “Здоровый мозг” (исследования на базе КГМУ).
Обучение здоровью участников учебно-воспитательного процесса.
- Введение спецкурсов по OБЖ.
- Контроль по выполнению программ ОБЖ, физкультуры.
- Организация занятий по ритмике, лечебной физкультуре, танцам.
- Организация клубной работы (туристический клуб, “Здоровый образ жизни”, “Зарница”, ЮИД, ДЮП), спортивных секций.
- Организация физкультурного досуга детей совместно с родителями.
- Организация мероприятий по ОБЖ, ГО, ЗОЖ в различных жизненных ситуациях.
- Организация отдыха во время перемен.
- Введение в систему уроков мероприятий по профилактике гиподинамии. Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта.
- Подбор педагогических кадров.
- Апробирование универсальной системы тестирования уровня физической подготовленности детей “Президентские тесты”.
- Проведение круглого стола по вопросам: “Физкультура и спорт” “В здоровом теле здоровый дух”
- Комплектация специальных групп для детей с ослабленным здоровьем.
- Введение спортивно-оздоровительных дней в школе.
- Организация массовых соревнований.
- Использование в учебном процессе комплексных физических упражнений для динамических пауз на уроке.
- Осуществление мер по модернизации системы физического воспитания на основе современных технологий и методик, в связи с последовательным переходом на ФГОС НОО.
- Разработка рекомендации по использованию естественных средств оздоровления и физкультуры в условиях семьи.
Внедрение оптимальной системы медицинского обеспечения по оказанию помощи детям.
- Контроль за расписанием уроков в целях упорядочения учебной нагрузки, за объёмом дом. задания (на основе мониторинга).
- Подготовка памятки о режиме дня и рекомендации для родителей по организации учебной работы ребёнка.
- Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школьных помещений.
- Профилактика болезней (близорукости, сколиоза, инфекционных заболеваний, табакокурения, алкоголизма, наркомании, СПИДа). По индивидуальному плану.
- Проведение санитарно-просветительской работы среди родителей.
- Проведения уроков здоровья, тренингов, оздоровительных мероприятий. Организация работы спортивных секций (Мама, папа, я – спортивная семья)
- Разработка рекомендации по преодолению школьных стрессов (по плану психолога).
- Организация занятий по лечебной физкультуре (по возможности и индивидуальному плану).
- Проведение эффективной работы с обучающимися всех групп здоровья.
- Организация часа активных движений (динамической паузы) между 3-4 уроками.
- Организация работы с одарёнными обучающимися и детьми, имеющими ослабленное здоровье (дети-инвалиды). Дифференцированный мониторинг.
Тематика внеклассных часов
Класс | Соматическое здоровье | Физическое здоровье | Психологическое здоровье | Нравственное здоровье |
1-4 | Знакомство с организмом человека. Чистота - залог здоровья. Расту здоровым. Кто нас лечит. Как уберечь себя от травм. Цвета светофора. Огонь - это опасно. Гигиена девочек. Гигиена мальчиков. Уход за одеждой. Культура поведения во время болезни. Культура питания. | Подвижные игры.
Закаливание организма. Работа школьных секций.
Спортивные соревнования. Весёлые старты. Внеклассная работа с обучающимися 1-х классов (ФГОС НОО) (по индивидуальному плану) |
Психодиагностика. Ужасные привычки в школе и дома. Что прячется в капле никотина. | Слово о маме. Дом, в котором я живу. Братья наши меньшие. Моя Родина. |
5-7 | Царство зелёного змея. Культура личной гигиены. Спецкурс “Полезные привычки”. ЮИД академия. Лекторий ДЮП. Культура личной гигиены. Культура учебного труда. Оказание первой помощи. Кока-кола и чупа-чупс: вредны ли они. | Старты надежд. Работа школьных секций. Спортивные соревнования. Смотр строя и песни. Дежурство на дороге. “Зарница” | Психодиагностика. Обучение психологической гимнастике. Как жить не ссорясь. Тренинги “Я люблю своё тело” | В ладу с самим собой. Мечтательность, страх, испуг. Под крышей дома своего. Вместе весело шагать. Драться или не драться: разговор по душам. Папы, мамы, бабушки и дедушки: вместе лучше. В природном царстве. Моё село. |
8-11 | Размышления о
наркомании. СПИД- это реальность или миф. Уберечь
от дурмана. Школьнику о вреде алкоголя и курения. Пьянство и закон. Гигиена юноши и девушки Культура физического здоровья. Гигиена рабочего места. Организация труда. Азбука половой жизни. У порога семейной жизни. Ромео и Джульетта в школе: проблемы взаимоотношений. |
Работа школьныхсекций. Спортивныесоревнования. Соревнования допризывников. Физтестирование. |
Психодиагностика. Тренинги “Умей сказать нет”. Встреча с доктором | Спешите делать добро. Давайте говорить друг другу комплименты. Любовь за любовь: красота родной земли. Как быть красивой. Свет мой, зеркальце, скажи. Блистающий мир. Первое свидание. |
Структура программы
- Соматическое здоровье - уроки биологии и ОБЖ, элективы, курсы, секции, факультативы, кружки, пропаганда ЗОЖ, профилактика вредных привычек, работа медкабинета.
- Физическое здоровье - физкультура, спорт, физ.минутки, динамические минутки, зарядка, режим дня, секции и клубы.
- Психическое здоровье - психогигиена, работа школьного психолога.
- Нравственное отношения, поиски бесконфликтного общения. Здоровье - половое воспитание, межличностные и межвозрастные.
Оздоровительная модель (Приложение )
Основные мероприятия
Сроки | Исполнители |
1. Эстетическое оформление зала столовой: октябрь - ноябрь | Школьная комиссия по питанию, учащиеся 5–11 классов, учитель ИЗО |
2. Разработка новых блюд и в
течение года, их внедрение в систему школьного
питания. В течение года. |
Школьная комиссия по питанию, Зав. Производством Акимова Н.В. |
3. Разработка нового меню В течение года |
Школьная комиссия по питанию, Зав. Производством, врач Котова Н.Н. |
Работа по воспитанию культуры питания, пропаганде здорового образа жизни среди учащихся
Основные мероприятия | Сроки | Исполнители |
Интегрирование уроков по
правильному питанию и другим предметам (русский
язык, математика, окружающий мир, литературное
чтение, ИЗО, химия, биология). Практические работы по приготовлению коктейлей, салатов, бутербродов; по выращиванию лука, зелени. Проведение классных часов по темам: “Красиво! Вкусно! Полезно!” “Правильное питание – залог здоровья”, “Здоровое питание - здоровая нация” , “Традиции чаепития” Акция “Мы за здоровое питание!”; “Расчёт меню”, “Как питались на Руси”, “Основные правила рационального питания”, “Кухня Курской области”. - Беседы по темам: “Режим дня и его значение” “Культура приема пищи” “Хлеб — всему голова” Игра для учащихся начальной школы “Золотая осень” |
Сентябрь
Октябрь Ноябрь Декабрь
Октябрь |
Учителя-предметники,
руководители МО
Учитель технологии Колкнева О.Г. Классные руководители, зам.директор по ВР Ковтонюк Н.А., руководитель МО Сахарова С.П.
Медработники Кл. рук, зам. дир. по ВР и зам. Директора по УВР Шаталова И.В. |
Конкурс газет среди учащихся 5-9 кл. “О вкусной и здоровой пище” Конкурс рисунков, проектов и плакатов на тему: “Правильное питание и здоровый образ жизни”. | Ноябрь |
Кл. рук., учитель изо Масленикова Е.В., руководитель МО Сахарова С.П., руководители НОУ “Эрудит” |
Беседы с учащимися 10-11 кл. “Береги своё здоровье” | Декабрь |
Медсестра, врач Котова Н.Н. Кл. руководители, родители |
Уроки-практикумы “Соблюдай
этикет в столовой” Праздник “Широкая Масленица” Уроки-проекты: “Гигиена питания”, “Меню на каждый день” “Пища на любой вкус”, “Что помогает нам расти?”. Работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов, сказок, стихов о питании). Игры, соревнования; Выпуск газет |
Февраль Март |
Зам. дир. по ВР, Кл. рук., учитель ИЗО Библиотекарь Ванина Л.А. учителя физкультуры Соколова Е.А., Шеховцова Е.Н., Агеев А.Н. |
Анкетирование учащихся: - Школьное питание: качество и разнообразие обедов - За что скажем поварам спасибо? |
Октябрь Февраль Апрель |
Кл. рук., зам.директора по ВР Ковтонюк Н.А., Сахарова С.П. – руководитель МО |
Однодневные походы в природу. Создание альбома “Интересное о полезном”. |
Май |
Кл. рук. |
Здоровье детей катастрофически падает. Можно было бы переадресовать эту проблему врачам, родителям, подождать. Когда придет время предусмотренных действующей программой нескольких “сезонных” уроков по природоведению, рассматривающих вопросы охраны здоровья. Но здоровье не ждет. Медицина, по данным Всемирной организации здравоохранения, не может изменить Здоровье населения, влияя на него не более, чем на 10%. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых ученых – педагогов Николай Иванович Пирогов, “все будущее жизни находится в руках школы... прямое назначение школы, примиренной с жизнью, - быть руководителем жизни на пути к будущему”.
Учитель начальных классов активно формирует здоровый образ жизни учащихся непосредственно на уроках математики и русского языка, на уроках изобразительного искусства, музыки, трудового обучения, а не только на уроках физической культуры и природоведения.
В.Ф. Базарный, доктор медицинских наук, руководитель лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем обучения, провел обследование полутора тысяч детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выяснилось, что 2/3 детей склоняли голову над столом значительно ниже допустимого предела (расстояние, “глаза – тетрадь – книга” составляло 20 см и меньше). В практике учитель планирует и учитывает умственные нагрузки – объем письменных работ, число примеров, задач, физические компоненты (работа мышц).
Один из наиболее эффективных методов активизации детей – периодическая смена поз, в частности перевод их из позы сидя в позу стоя. Еще одна из биологических предпосылок нормального развития – это пространство. Пространство это высшая свобода моторики. В Тибетской медицине, например, пространству отведена главная роль в развитии человека. Вне пространства дети впадают в состояние хронической угнетенности. Не говоря уже о черно- белой палитре большинства наших книг. А мозг человека, и в первую очередь ребенка, настроен на многоцветье.
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: “Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение”. Еще А. Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”.
1. Родители и здоровье детей
На первом же родительском собрании я поднимаю вопрос о сохранении здоровья детей. Что могут сделать родители для укрепления здоровья своего ребенка-школьника? Какие правила здорового образа жизни должны неукоснительно выполняться в семье? Оказывается, родители могут сделать очень и много, если они вооружены необходимыми знаниями. Поэтому я решила организовать “Школу здоровья” для родителей. Она является составной частью родительских собраний, а её занятия проходят с привлечением специалистов: школьного врача и медсестры, педагога-психолога, учителя физической культуры. Родители не только знакомятся с теоретическим материалом по той или иной проблеме, но и имеют возможность под руководством специалиста овладеть практическими навыками здоровьесбережения.
Теоретическая часть | Практическая часть | Кто проводит занятие |
Роль родителей в сохранении
здоровья детей. Основное содержание: 1. Образ жизни родителей - пример для ребенка. 2. Нужны ли профилактические медицинские осмотры по инициативе родителей? Что такое “Дневник здоровья”. |
Разработка дневника наблюдений за психическим и физическим самочувствием ребенка. (“Мастер – класс!”) | Школьная медсестра, классный руководитель |
Режим дня ребенка. Основное содержание: 1) Значение режима дня в организации деятельности школьника. |
Составление распорядка дня | Школьная медсестра, классный руководитель |
Физическая активность вашего
ребенка. Основное содержание: 1. На зарядку становись! 2. Правило “четырех часов”: дневная прогулка. Индивидуальная физическая нагрузка для ребенка (рекомендации специалиста) |
Планирование режима физической активности ребенка на дифференцированной основе. | Учитель физической культуры, классный руководитель |
Создание в доме здоровой среды. Основное содержание: 1.Телевизор, компьютер, мобильный телефон: что говорят ученые? 2. Растения в нашем доме; Что мы пьем или, зачем нужен бытовой фильтр? |
Презентация индивидуальных проектов. | Классный руководитель |
Профилактика “школьных”
болезней Основное содержание: 1. Цена знаний. 2. Сколиоз и его профилактика. Профилактика ослабления зрения. |
Овладение комплексом лечебно-профилактической гимнастики для коррекции осанки, гимнастики для глаз. (“Мастер-класс”) | Врач участковой поликлиники, школьная медсестра |
Как бороться со школьными
неврозами. Основное содержание: 1. Стрессовое обучение и его последствия. 2. Психологический климат в школе и дома. Стрессу-нет! |
Овладение приемами психофизической саморегуляции. (“Мастер- класс”) | Школьный психолог |
Мои рецепты здоровья | “Круглый стол”: обмен опытом. Презентация проектов. | Школьная медсестра, родители, классный руководитель |
2. Классный руководитель и здоровье детей
Классный руководитель - посредник между родителями и школой, доверенное лицо ребенка в школе. Именно он должен знать ребенка лучше, чем любой другой учитель, быть в курсе его занятий и увлечений, заботиться о соблюдении элементарных санитарно-гигиенических условий пребывания подростков в школе, создавать безопасную окружающую обстановку и организовывать учащихся на выполнение норм и правил здорового образа жизни. Целеустремленная и последовательная работа, сплачивающая класс идеей укрепления здоровья каждого ученика, позволяет сделать много. Каковы же основные направления деятельности классного руководителя по достижению этой цели?
Деятельность классного руководителя по обеспечению здоровья воспитанников
Работа с семьей | Конкретные мероприятия, содержащиеся в плане воспитательной работы класса |
1. Знакомство с семьей, выяснение
состояния здоровья ребенка. 2. Работа с обучающимися 1-х классов (ФГОС НОО). |
Анкетирование родителей по
проблеме сохранения здоровья детей. Посещение семьи, беседа с родителями. Индивидуальные встречи с родителями детей, имеющих проблемы со здоровьем (в течение года). Работа с обучающимися первых классов (ФГОС НОО) по индивидуальному плану. |
3. Изучение здоровья ребенка с помощью медицинских карт, консультаций со школьным врачом, медицинской сестрой. | Изучение медицинских карт, беседа со школьной медсестрой, заполнение “Дневника классного руководителя”, “Портфолио здоровья”. |
4. Изучение психического состояния ребенка, особенностей его характера, темперамента (совместно со школьным психологом). | Сопровождение детей психологом
(анкетирование, тестирование, наблюдение,
рекомендации учителям и родителям). Планирование индивидуального сопровождения детей, нуждающихся в психологической поддержке. |
5. Организация занятий в школе “Здоровья” (классный руководитель, психолог, школьная медсестра, учитель физкультуры) | Планирование занятий в школе “Здоровья” (индивидуальный план на дифференцированной основе) |
Работа с классным коллективом | |
1. Составление совместно с родителями, учителем физкультуры, школьным врачом рекомендаций для личной программы питания, закаливания, физических упражнений для каждого учащегося. | На основе изучения состояния здоровья ребенка разработка конкретных рекомендаций для каждого ребенка. |
2. Проведение классных часов о режиме, самоорганизации детей, о личной и общественной гигиене, научной организации труда школьников, профилактике травматизма и других несчастных случаев. | Проведение классных часов с
практико-ориентированной направленностью: Твой
режим дня. |
3. Организация практических занятий по овладению основами точечного массажа, релаксации, способам оказания первой медицинской помощи, упражнениями для укрепления позвоночника и укрепления зрения (врач специалист). | Оказание первой медицинской
помощи (занятие ведет школьная медсестра). Как снять утомление (занятие ведет классный руководитель). Как побороть стресс (занятие ведет психолог). Укрепляем зрение (занятие ведет школьная медсестра). Укрепляем осанку (занятие ведет учитель физкультуры). |
4. Организация “активных перемен” | Подвижные игры на переменах (классный руководитель, педагог-организатор, активисты школьного самоуправления). |
5. Организация и проведение спортивных соревнований, подвижных игр в классе и на свежем воздухе, экскурсий на природе, походов в выходные дни (совместно с родителями). | Участие класса в школьных
спортивных соревнованиях (по плану школы). Походы совместно с родителями на природу (осень, зима) |
Работа с учителями-предметниками | |
1. Информирование учителей о состоянии здоровья воспитанников, выработка рекомендаций по обеспечению физического и психического здоровья детей в школе. | Беседы с учителями, выявление проблем ребенка учебного и психологического плана, выработка стратегии здоровьесбережения. |
2. Изучение литературы по укреплению здоровья детей, обмен опытом | Совместно с администрацией школы организация заседаний педагогического клуба по проблемам здоровьесбережения учащихся (по плану) |
3. Контроль (с разрешения учителя) за проведением валеологических вставок на уроках, санитарно-гигиеническим состоянием кабинетов, где занимаются дети. | Выборочное посещение уроков с разрешения учителя и администрации школы. |
Укрепляем зрение ребенка
Существует замечательный комплекс эффективных упражнений для укрепления зрения, разработанный специалистами Московского научно-исследовательского института глазных болезней имени Гельмгольца. Но специалисты уверены, что эффект будет лишь в том случае, если упражнения выполняются правильно и систематически. Делать их нужно через каждые 2-2,5 часа во время работы и перед её началом.
Сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
(Данное упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения, расслабляет глазные мышцы).
Сидя. Быстро моргать в течение 1-2 минут. (Упражнение улучшает кровообращение).
Стоя. Вытянуть руку вперед по средней линии лица. Смотреть на конец указательного пальца вытянутой руки. Медленно приближать палец к глазам, не сводя с него взгляда, до появления двоения. Повторить 6-8 раз.
(Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии).
Сидя. Закрыть веки. Массировать их круговыми движениями пальцев в течение одной минуты.
(Упражнение расслабляет мышцы глаз и улучшает кровообращение).
Стоя. Вытянуть палец правой руки по средней линии лица на расстояние 20-30 см от глаз. Смотреть двумя глазами на палец 3-5 секунд. Прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 секунд. Убрать ладонь и смотреть двумя глазами 3-5 секунд. Затем вытянуть вперед палец левой руки и проделать все то же самое, прикрывая правый глаз. Повторить 5-6 раз.
(Упражнение улучшает бинокулярное зрение).
Стоя. Отвести правую руку с вытянутым указательным пальцем в сторону. Медленно передвигать руку справа налево, а затем обратно. Голова неподвижна, глаза следят за пальцем. Повторить 10-12 раз.
(Упражнение укрепляет мышцы горизонтального действия, улучшается координация зрения).
Сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки. Через 1-2 секунды пальцы убрать. Повторить 3-4 раза.
(Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости).
Заботимся об окружающей ребенка среде
Комнатные растения не только создают уют, но и приносят пользу нашему здоровью. Они очищают воздух в помещениях от токсических веществ, которые выделяют пластиковые покрытия, лаки, клей, моющие средства, синтетические смолы, повышают влажность воздуха, убивают бактерии и снижают электромагнитное излучение. Какие же растения стоит “поселить” дома или классе?
Хлорофитум. Ученые говорят, что нескольких таких растений достаточно для поглощения формальдегида, выделяемого теплоизоляцией из синтетических материалов в квартире средней величины. Хлорофитум обладает и значительным бактерицидным эффектом. Доказано, что за 24 часа этот цветок почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов. Его очистительные свойства усиливаются, если положит в цветочные горшки активированный уголь.
Совет по уходу: растение довольно неприхотливо, но летом требует обильного полива.
Кактус. Это растение не только убивает микробы, но и снижает вредную
ионизацию воздуха, защищая нас от электромагнитного излучения. Лучшее
место для кактусов - вблизи телевизора или монитора компьютера.
Совет по уходу: для нормального роста кактусам необходимо много тепла и света.
Пестролистная диффенбахия. Это растение - не только роскошное украшение вашего дома, но и настоящий “защитник”. Диффенбахия обладает фитонцидными свойствами: очищает воздух жилых помещений от токсинов. Растение рекомендуют размещать в комнатах, окна которых выходят на шумную автостраду или фабрику.
Совет по уходу: растения необходимо держать в хорошо освещенном месте, но не под прямыми солнечными лучами.
Упражнения для коррекции осанки
- Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. На счет 1-2 развести локти в стороны, сводя лопатки - вдох; на 3-4 - исходное положение - выдох.
- Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад.
- Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной.
- “Мельница” - соединить кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая рука).
- Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад.
- Поднимание прямых рук через стороны вверх - вдох. Возвращение в исходное положение - выдох.
- Ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе.
Мероприятия, проводимые классными руководителями с детьми и родителями по реализации программы “Здоровье”
Профилактика по сохранению и укреплению здоровья школьника
- Участие в школьных, городских соревнованиях по видам спорта: футбол, волейбол, баскетбол, теннис и т.д. по плану.
- Работа спортивных секций по расписанию
- Соблюдение воздушно- гигиенического режима и норм освещенности.
- Агитационная работа по посещению спортивных секций среди учащихся.
- Проведение физкультминуток на уроках и ежедневные зарядки перед уроками.
- Проведение классных часов, направленных на воспитание бережного отношения к своему здоровью.
- Проведение Дней здоровья, генеральные уборки в классах, и школе.
- Проведение МО классных руководителей с обзором литературы по ЗОЖ.
- Проведениееженедельных санитарных рейдов, организация спортивного досуга для учителей и старшеклассников, постов юных санитаров начальной школе.
Профилактика травматизма
- Изучение правил безопасности поведения на улицах и дорогах, и мероприятий по безопасности на воде, на льду на уроках физкультуры.
- Уроки по ТБ в каждом разделе учебной программы.
- Инструктажпо ТБ перед поездками на экскурсии, работой на участке, перед лабораторными и практическими работам на уроках, проведением массовых мероприятий.
- Проведениеконкурса рисунков “За здоровый образ жизни” для классов.
- Проведениеклассных часов на темы: “Поведение обучающихся на переменах”, “Поведение в экстремальных условиях”.
- Классные часы на темы: “Правила пожарной безопасности”.
- Проведениеродительских собраний о поведении учащих домашних условиях.
- Встречи с работниками ГАИ, пожарной части.
Работа с родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей
- Школа-лекторий по классам.
- Оформление уголка здоровья для родителей.
- Предоставлениеинформации родителям о лечении их детей.
- Привлечение родителей к различным видам спортивных развлечений: массовые игры, лыжи, бег, походы.
- Проведение практических занятий с родителями, привлечение родителей занятиям с детьми.
- Помощь родителям в определении профессиональных возможностей ребенка.
Литература
- Анасталова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для 1-2 классов/ Л.П.Анасталова, П.В.ижевский, Н.В.Иванова. - 2-е изд.-М.: Посвещение, 2009.
- Безруких М. М., Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие ,- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2009. -80 с.
- Безруких М. И., Сонькин В. Д., Фарбер Д.О. Возрастная физиология. М., 2008, 414 с.
- Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя Просвещение, 2008 г. - 176 с.
- Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков. -М., Медицина, 2000 г.,
- Долецкий С.Я. Берегите детей (О предупреждении детского травматизма). М., Медицина, 2007г,
- Булгаков Л.А. Физкультура.../ Начальная школа, №4/2009 г.
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. - С.-Питербург, изд. “Акцидент”, 2008 г.
- Никифоров Г.С. Психология здоровья. - С.-Питербург, “Питер”, 2008 г.
- Гигиенические проблемы здоровья.// Материалы научно-практической конференции. - Самара, 2010 г.
- Звягина В.В. Здоровье сберегающие методики организации образовательного процесса: методическое пособие. - Тюмень, ТОГИРРО, 2009 г.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. - М., “ВАКО”, 2009 г.
- Лебедева Н.Т. Совершенствование школьного образования и здоровье учащихся. - Физическая культура здоровья. - 2010 г., № 2.
- Нащаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2008 г.
- Практикум по психологии здоровья. Под ред. Г.С. Никифорова. - С.- Питербург. Изд. “Питер”, 2009 г.
- Узорова О.А. Физкультурные минутки: материалы для проведения физкультурных пауз. - М.: Астрель, ACT, НПП “Ермак”, 2010 г.
- Яковленко В.Г., Ратников В.П. Подвижные игры. - М., 2009 г.