Программное содержание.
Закрепить знания детей о вежливости, о вежливых людях, знание пословиц о вежливости. Формировать нравственные качества, уважение друг к другу. Учить осознанно относится к поступкам людей, уметь правильно оценивать эти поступки. Побуждать детей к нравственным поступкам, вызывать желание совершать положительные и осуждать отрицательные поступки. Развивать навыки разговорной речи, пользоваться в ответах на вопросы разными типами предложений. Воспитывать желание быть вежливым.
Методические приемы. Наглядный (внесение картины “девочка уронила платочек”); Словесный (стихотворение С. Я. Маршака “Ежели вы вежливы”, рассказ В. Осеевой “Печенье”, вопросы к детям, пословицы); Практический (обыгрывание ситуаций из жизни детей, упражнение детей в проговаривание вежливых слов).
Предварительная работа. Беседы: “Всё начинается со слова “здравствуй”, “Всегда будь вежлив”, “Наши добрые дела”, “Что такое хорошо и что такое плохо”, “Вежливость в разговоре”; Чтение: О. Дриз “Добрые слова”, В. Осеева “Волшебное слово”, С. Маршак “Урок вежливости”, А. Кондратьев “Добрый день”, Г. Сапгир “Самые слова”; Дидактические игры и упражнения “Вежливый ручеек”, “У меня зазвонил телефон”, “Кто кому уступит место”; Рассматривание картин, иллюстраций.
Материал.
Картина (девочка уронила платочек, а мальчик поднял его); рассказ В. Осеевой “ Печенье” ; диск с “Вежливой песенкой” муз. Г. Левкодимова, сл. Р. Алдониной.
Ход занятия.
Вносится картина (девочка уронила платочек, а мальчик поднял его). Ребята, осмотрите на эту картину и скажите, правильно ли поступил мальчик? Как вы думаете, что сказал мальчик девочке?
-Возьми, пожалуйста, свой платочек!
А что ответила девочка?
-Спасибо тебе.
Значит, что можно сказать про детей, какие они? (вежливые). А почему вы так решили? (потому что девочка и мальчик говорили слова “пожалуйста”, “спасибо”). Сегодня мы с вами поговорим о вежливости.
А как называются слова “пожалуйста” и “спасибо”? (вежливые, волшебные). А как вы думаете, почему мы называем такие слова волшебными? (потому что после таких слов становится приятно, веселее, теплее…).
А сейчас я проверю, знаете ли вы “волшебные” слова? Я буду читать начало стихотворения, а вы должны назвать последнее слово:
В обмене добрых слов участвуйте
И говорите чаще…(здравствуйте)
Не проявляйте днем лень
Сказать при встрече…(добрый день)
Вы после завтрака могли бы
Сказать всем поварам…(спасибо).
Из вежливости, не из жалости
Почаще говори…(пожалуйста).
Когда уходишь всем на прощание
Скажи простое…(до свиданья)
Молодцы, ребята, вы знаете много вежливых слов.
Ребята, я загадаю вам литературную загадку. Воспитатель читает рассказ В. Осеевой “Печенье” и задает вопросы:
-Вам понравилось, как поступили Миша и Вова?
-Можно ли назвать вежливыми мальчиков, которые помнят только о себе?
-А что почувствовала бабушка, когда Миша сказал ей: “Налей нам чаю!” ?
-Почему бабушка и мама молчали за столом?
-Что они чувствовали, когда мальчики ели печенье?
-Что почувствовали мальчики, когда увидели, что бабушка жует хлеб? Поняли ли они свою ошибку?
А как бы вы поступили на месте Мишы и Вовы? Знаете ли вы таких людей, как Миша и Вова?
Значит, почему нужно вести себя вежливо и уважать других людей?
Ребята, давайте разберем ситуации из вашей жизни, которые я часто наблюдаю в нашей группе.
Кто должен здороваться первым при встрече взрослый или ребенок? (Младший здоровается со старшим; входящий с присутствующими; первым здоровается тот кто вежлив) .
Как попросить соседа за столом, чтобы тот передал хлеб? ( Передай, пожалуйста, хлеб…)
Как вежливо попросить о помощи, если не застёгивается пуговица? (Помоги ,пожалуйста, застегнуть пуговицу…)
Как вежливо попросить игрушку у товарища? и.д.
А кто знает стихотворение о вежливости? (ребенок читает стихотворение С. Я. Маршака
“Ежели вы вежливы”).
Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду
И ежели вы вежливы, поможете вы маме
И помощь ей предложите без просьбы - то есть сами.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
А какие вы знаете пословицы о вежливости?
Доброе слово – слаще меда.
Доброе слово согревает, дурное – огорчает.
Скромность, аккуратность, вежливость украшают человека.
А какие люди говорят такие пословицы и поговорки:
Из “спасибо” и шапку не сошьешь.
“Спасибо” в карман не положишь, домой не принесешь.
Правильно, так говорят не вежливые, ленивые люди, которые недооценивают “волшебные” слова.
(Раздается стук в дверь). Интересно, это кто к нам пришел? Да это почтальон Печкин принес письмо Свете. А чтобы оно дошло до своего адресата, необходимо передать письмо друг другу с просьбой. Нельзя повторяться, иначе письмо вернется на почту.
Воспитатель: Будь добр, передай письмо Свете.
Дети используют такие слова и выражения:
- Марина, я тебя очень прошу…
- Если тебе не трудно…
- Ты не мог бы…
- Сделай доброе дело…
- Передай, пожалуйста,…и т. д.
Давайте споём для Печкина “Вежливую песенку”.
Исполнение детьми “Вежливой песенки” муз. Г. Левкодимова, сл. Р.Алдониной.
Значит, какого человека мы называем вежливым? (Воспитанного, который говорит вежливые слова, делает хорошие поступки). Можно ли назвать вежливым человека, который не с кем не здоровается или обманывает, обижает маленьких? (Нет, такого человека нельзя назвать вежливым.
Такой человек ведет себя грубо и не воспитанно, его некто не любит и не уважает). Почему нужно быть вежливым? Как относятся окружающие люди к вежливым людям? (Вежливых людей любят, с ними приятно разговаривать, общаться, играть, с ними интересно и хорошо. После общения с вежливым человеком и настроение улучшается…) А к невежливым? (С невежливым человеком и общаться не хочется)
А теперь попрощаемся с почтальоном Печкиным (повторяться нельзя). Дети говорят:
- До свидания…
- До завтра…
- До встречи…
- До скорой встречи…и. т. д.
Почтальон уходит.