- Настоящее положение разработано в соответствии
- с Конвенцией о правах ребёнка
- с Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании” (ст.18)
- с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской федерации № 665 23.11.2009г.)
- с Уставом ДОУ и настоящим положением.
- Клуб представляет собой объединение граждан с общими интересами для совместной деятельности и досуга с целью разностороннего развития и социального становления личности участников клуба.
- Основные критерии клуба:
- наличие определённой системы, которая реализуется в рамках клуба;
- наличие одного или нескольких лидеров, а также совершеннолетнего руководителя, несущего ответственность за безопасность участников, а также являющегося носителем и инициатором определённой педагогической технологии;
- наличие определённой системы личностных взаимоотношений (структура, система управления и самоуправления);
- наличие отличительных символов, ритуалов, атрибутов, присущих членам клуба;
- добровольность вступления, деятельности и выхода из клуба.
- Техническими условиями проведения занятий клуба являются наличие определённой материальной и технической базы.
Пояснительная записка
Роль семьи, имеющей детей дошкольного возраста в настоящее время неизмеримо возрастает. В связи с этим на семью ложится ответственность за воспитание и образование детей, что неизменно сопровождается повышением материальных затрат, психологическими и материальными нагрузками.
Особая острота проблемы связана с тем фактором, что личностные расстройства у дошкольников очень часто происходят из нарушенных внутрисемейных отношений. Знакомство с мамами и папами показывает, что они любят своих детей и часто сами не знают, как им справиться с неожиданно трудным характером своего сына или дочки.
Чтобы больше узнать об особенностях развития психики ребёнка, несомненно, нужны консультации у специалистов, однако этого недостаточно. Если родители хотят по0настоящему счастья своему ребёнку, они должны со всей ответственностью заняться своим образованием и самообразованием, овладеть основными технологиями по воспитанию. На эти знания можно опираться для того, чтобы принимать и понимать не всегда понятное поведение детей-дошкольников, вызывающие у родителей разные чувства. Важно ответить не только на вопрос “что”, но и “как”: как выстроить индивидуальную стратегию для грамотного психолого-педагогического сопровождения каждого ребёнка и как справиться с собственными чувствами в отношении того или иного малыша: раздражение, гнев, растерянность уходят.
Работа детско-родительского клуба развивает кооперативные отношения в ДОУ, потому что только согласованная работа всего педагогического коллектива приведёт к хорошему результату в деле коллективного и семейного воспитания дошкольников, сформирует у взрослого иное. Более глубокое более сострадательное, эмпатическое видение ребёнка (и окружающих взрослых, включая себя самого).
Цель создания клуба для родителей и их детей “Мы вместе”:
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, имеющих детей дошкольного возраста для развития важных ресурсов семьи и детей.
Задачи:
- Вооружить родителей знаниями в вопросах воспитания и развития детей-дошкольников.
- Расширить направления совместной деятельности родителей и детей.
- Пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни.
- Оказывать индивидуальную помощь в решении трудных проблем семейного воспитания.
Объект детско-родительского клуба “Мы вместе”:
Родители, имеющие детей дошкольного возраста, их дети, педагоги ДОУ.
Количество участников: 10-12 человек. Открытая группа, комплектование которой проводится по принципу добровольности и информированности.
Занятия проводятся два раза в месяц.
Срок реализации: 12 месяцев.
Концептуальные положения
Исследования многих авторов (А.Адлер, 1930; В.Н.Мясищев, 1939; Е.А.Сухарева, 1959; К. Леангард, 1965; Е.К.Яковлев, Р.А. Заречицкий, 1969) указывают на то, что установившийся в семье тип преобладающего воспитательного воздействия оказывает существенное влияние на психическое развитие личности, но может способствовать возникновению различных аномалий в формировании личности ребёнка.
Занимаясь проблемой взаимоотношений родителей и детей, А.Болдуин выделил два стиля: демократический и контролирующий. В цикле исследований Д.Боумрид описывается совокупность детских черт, связанных с факторами родительского контроля и эмоциональной поддержки.
А.Я.Варга, Э.Г.Эйдемиллер в особенностях внутрисемейных отношений обозначили параметры изменения родительского поведения.
По мнению А.И.Захарова и А.И.Спиваковской оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием.
Исследования Э.Арутюнянц показывают, что итогом воспитания является усвоение ребёнком демократических ценностей, гармони, гармонизация представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности. самостоятельности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости.
Программа клуба для родителей и их детей направлена на оказание психологической поддержки для повышения социальной активности родителей в решении проблем социальной адаптации своих детей.
Основные направления и содержание деятельности
Работа по программе осуществляется по нескольким направлениям:
- Повышение уровня информированности в вопросах семейного воспитания.
- Развитие культуры взаимоотношений, в том числе повышение уровня коммуникативной толерантности.
- Развитие навыков саморегуляции поведения.
В начале каждого блока занятий для выявления детско-родительских отношений, типов семейного воспитания, особенностей эмоционально-волевой сферы, воспитательного потенциала семьипроводятся диагностические методики: тест К. Томаса “Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации” (Приложение 1), тест “Кинетический рисунок семьи” (КРС) Р.Бернса С. Кауфмана (Приложение 2).
Социально-психологическая подготовка родителей включает тренинги эффективного родительства, тренинги эмпатийности, индивидуальные и групповые консультации, этические беседы, диспуты, просмотр и обсуждение видеофильмов.
Для повышения культурной компетентности родителей программа включает организацию семейного досуга: культурно-массовые мероприятия, посвящённые Дню семьи, Дню матери, Дню защиты детей, семейные походы в театр, спортивно – массовые мероприятия с участием родителей и детей, выезды на природу.
Для повышения педагогической грамотности родителей проводятся практикумы, семинары, лекции, встречи, беседы, выпускаются информационные листы.
К методам работы по программе относятся тренинг родительской эффективности; применение опросника для изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР) И.И. Марковской; методы диагностики семейных отношений: анкета для родителей, диагностическое интервью на основе комплексной программы тренинга эффективного взаимодействия с детьми (Лютова Е.К., Монина Б.Г.); использование элементов арт-терапии; методы релаксации с использованием спокойной расслабляющей музыки.
Основные этапы реализации программы
Подготовительный. Проведение анкетирования востребовательности проведения занятий по данной программе клуба для родителей и детей. Комплектование группы участников. Диагностика личности участников. Определение индивидуального проблемного поля каждого участника. Коррекция мероприятий основного этапа реализации программы.
Основной. Проведение занятий по восстановлению чувства доверия к себе, к другим, к миру. Создание новой когнитивной модели жизнедеятельности. Поддержание ощущения ценности собственной личности. Развитие компетентности в социальном функционировании. Осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений.
Заключительный. Проведение мониторинга эффективности деятельности по программе.
Ожидаемые результаты
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
- выработка эффективных способов взаимодействия родителей и детей;
- достижение нового уровня жизненно важных ресурсов;
- выравнивание самооценки в сторону адекватной;
- выработка активной жизненной позиции;
- снятие эмоционального напряжения.
Тематическое планирование
№ |
Содержание |
Часы |
1 |
“Добро пожаловать в группу” | 3 |
1.1 1.2 1.3 |
Знакомство Наши особенности Я-это я, и это замечательно |
1 1 1 |
2 |
“Доверие. Сплочение” | 3 |
2.1 2.2 2.3 |
Доверие в жизни человека Дружеская встреча Опора семьи – здоровые отношения |
1 1 1 |
3 |
Приобретаем друзей | 2 |
3.1 3.2 |
Как завоевать дружбу Организация семейных походов в театр |
1 1 |
4 |
“Агрессия” | 3 |
4.1 4.2 4.3 |
Спектр наших эмоций и чувств Как справиться с гневом? Использование видеоматериалов. Как справляться с раздражительностью ребёнка. |
1 1 1 |
5 |
“Страх, тревожность”. | 2 |
5.1 5.2 |
Преодоление страхов Укрепление жизненных сил в борьбе с трудностями |
1 1 |
6 |
“Уверенность” | 2 |
6.1 6.2 |
Умение постоять за себя Стресс - менеджмент |
1 1 |
7 |
“Наши ресурсы” | 2 |
7.1 7.2 |
Потребности родителей и детей Умение слушать и понимать |
1 1 |
8 |
“Развитие социально – коммуникативных навыков” | 3 |
8.1 8.2 8.3 |
Я и мир вокруг меня. Использование
видеоматериалов. Положительный эмоциональный фон Восстановление утраченного эмоционального состояния |
1 1 1 |
Список литературы
- Конвенция о правах ребёнка. 26.01.1990г.
- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании” (ст. 18)
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской федерации №665 23.11.2009г.)
- Устав ДОУ.
- Божович Л.И. “Личность и её формирование в детском возрасте”. М.,1968г.
- Гиппенрейтер Ю.Б. “Слушать ребёнка. Как?” Семья и школа. №8, 1997г.
- Дружинин В.Н. “Психология семьи”. М., 1996г.
- Жутикова Н.В. “Психологические уроки обыденной жизни”. М., 1990г.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. “Родительские собрания в ДОУ”. М., 2009г.
- Монина Г.Б., Лютова Е.К. “Тренинг эффективного взаимодействия с детьми”. С-П., 2006г.
- Мудрик А.В. “Введение в социальную педагогику”. М., 1997г.
- Немов Р.С. “Психология” Книга 1. М., 1998г.
- Петрусинский В.В., Розанова Е.Г. “Развитие и воспитание в играх”. М.,2010г.
- Ткачева В.В., Фопель К. “Как научить детей сотрудничать?”.М., 1998г.
- Эльконин Д.Б. “К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте” Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994г.