Программа межсемейного детско-родительского клуба "Мы вместе"

Разделы: Работа с родителями


  1. Настоящее положение разработано в соответствии
  • с Конвенцией о правах ребёнка
  • с Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании” (ст.18)
  • с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской федерации № 665 23.11.2009г.)
  • с Уставом ДОУ и настоящим положением.
  1. Клуб представляет собой объединение граждан с общими интересами для совместной деятельности и досуга с целью разностороннего развития и социального становления личности участников клуба.
  2. Основные критерии клуба:
  • наличие определённой системы, которая реализуется в рамках клуба;
  • наличие одного или нескольких лидеров, а также совершеннолетнего руководителя, несущего ответственность за безопасность участников, а также являющегося носителем и инициатором определённой педагогической технологии;
  • наличие определённой системы личностных взаимоотношений (структура, система управления и самоуправления);
  • наличие отличительных символов, ритуалов, атрибутов, присущих членам клуба;
  • добровольность вступления, деятельности и выхода из клуба.
  1. Техническими условиями проведения занятий клуба являются наличие определённой материальной и технической базы.

Пояснительная записка

Роль семьи, имеющей детей дошкольного возраста в настоящее время неизмеримо возрастает. В связи с этим на семью ложится ответственность за воспитание и образование детей, что неизменно сопровождается повышением материальных затрат, психологическими и материальными нагрузками.

Особая острота проблемы связана с тем фактором, что личностные расстройства у дошкольников очень часто происходят из нарушенных внутрисемейных отношений. Знакомство с мамами и папами показывает, что они любят своих детей и часто сами не знают, как им справиться с неожиданно трудным характером своего сына или дочки.

Чтобы больше узнать об особенностях развития психики ребёнка, несомненно, нужны консультации у специалистов, однако этого недостаточно. Если родители хотят по0настоящему счастья своему ребёнку, они должны со всей ответственностью заняться своим образованием и самообразованием, овладеть основными технологиями по воспитанию. На эти знания можно опираться для того, чтобы принимать и понимать не всегда понятное поведение детей-дошкольников, вызывающие у родителей разные чувства. Важно ответить не только на вопрос “что”, но и “как”: как выстроить индивидуальную стратегию для грамотного психолого-педагогического сопровождения каждого ребёнка и как справиться с собственными чувствами в отношении того или иного малыша: раздражение, гнев, растерянность уходят.

Работа детско-родительского клуба развивает кооперативные отношения в ДОУ, потому что только согласованная работа всего педагогического коллектива приведёт к хорошему результату в деле коллективного и семейного воспитания дошкольников, сформирует у взрослого иное. Более глубокое более сострадательное, эмпатическое видение ребёнка (и окружающих взрослых, включая себя самого).

Цель создания клуба для родителей и их детей “Мы вместе”:

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, имеющих детей дошкольного возраста для развития важных ресурсов семьи и детей.

Задачи:

  • Вооружить родителей знаниями в вопросах воспитания и развития детей-дошкольников.
  • Расширить направления совместной деятельности родителей и детей.
  • Пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни.
  • Оказывать индивидуальную помощь в решении трудных проблем семейного воспитания.

Объект детско-родительского клуба “Мы вместе”:

Родители, имеющие детей дошкольного возраста, их дети, педагоги ДОУ.

Количество участников: 10-12 человек. Открытая группа, комплектование которой проводится по принципу добровольности и информированности.

Занятия проводятся два раза в месяц.

Срок реализации: 12 месяцев.

Концептуальные положения

Исследования многих авторов (А.Адлер, 1930; В.Н.Мясищев, 1939; Е.А.Сухарева, 1959; К. Леангард, 1965; Е.К.Яковлев, Р.А. Заречицкий, 1969) указывают на то, что установившийся в семье тип преобладающего воспитательного воздействия оказывает существенное влияние на психическое развитие личности, но может способствовать возникновению различных аномалий в формировании личности ребёнка.

Занимаясь проблемой взаимоотношений родителей и детей, А.Болдуин выделил два стиля: демократический и контролирующий. В цикле исследований Д.Боумрид описывается совокупность детских черт, связанных с факторами родительского контроля и эмоциональной поддержки.

А.Я.Варга, Э.Г.Эйдемиллер в особенностях внутрисемейных отношений обозначили параметры изменения родительского поведения.

По мнению А.И.Захарова и А.И.Спиваковской оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием.

Исследования Э.Арутюнянц показывают, что итогом воспитания является усвоение ребёнком демократических ценностей, гармони, гармонизация представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности. самостоятельности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости.

Программа клуба для родителей и их детей направлена на оказание психологической поддержки для повышения социальной активности родителей в решении проблем социальной адаптации своих детей.

Основные направления и содержание деятельности

Работа по программе осуществляется по нескольким направлениям:

  1. Повышение уровня информированности в вопросах семейного воспитания.
  2. Развитие культуры взаимоотношений, в том числе повышение уровня коммуникативной толерантности.
  3. Развитие навыков саморегуляции поведения.

В начале каждого блока занятий для выявления детско-родительских отношений, типов семейного воспитания, особенностей эмоционально-волевой сферы, воспитательного потенциала семьипроводятся диагностические методики: тест К. Томаса “Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации” (Приложение 1), тест “Кинетический рисунок семьи” (КРС) Р.Бернса С. Кауфмана (Приложение 2).

Социально-психологическая подготовка родителей включает тренинги эффективного родительства, тренинги эмпатийности, индивидуальные и групповые консультации, этические беседы, диспуты, просмотр и обсуждение видеофильмов.

Для повышения культурной компетентности родителей программа включает организацию семейного досуга: культурно-массовые мероприятия, посвящённые Дню семьи, Дню матери, Дню защиты детей, семейные походы в театр, спортивно – массовые мероприятия с участием родителей и детей, выезды на природу.

Для повышения педагогической грамотности родителей проводятся практикумы, семинары, лекции, встречи, беседы, выпускаются информационные листы.

К методам работы по программе относятся тренинг родительской эффективности; применение опросника для изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР) И.И. Марковской; методы диагностики семейных отношений: анкета для родителей, диагностическое интервью на основе комплексной программы тренинга эффективного взаимодействия с детьми (Лютова Е.К., Монина Б.Г.); использование элементов арт-терапии; методы релаксации с использованием спокойной расслабляющей музыки.

Основные этапы реализации программы

Подготовительный. Проведение анкетирования востребовательности проведения занятий по данной программе клуба для родителей и детей. Комплектование группы участников. Диагностика личности участников. Определение индивидуального проблемного поля каждого участника. Коррекция мероприятий основного этапа реализации программы.

Основной. Проведение занятий по восстановлению чувства доверия к себе, к другим, к миру. Создание новой когнитивной модели жизнедеятельности. Поддержание ощущения ценности собственной личности. Развитие компетентности в социальном функционировании. Осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений.

Заключительный. Проведение мониторинга эффективности деятельности по программе.

Ожидаемые результаты

  • повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
  • выработка эффективных способов взаимодействия родителей и детей;
  • достижение нового уровня жизненно важных ресурсов;
  • выравнивание самооценки в сторону адекватной;
  • выработка активной жизненной позиции;
  • снятие эмоционального напряжения.

Тематическое планирование

Содержание

Часы

1

“Добро пожаловать в группу”

3

1.1

1.2

1.3

Знакомство

Наши особенности

Я-это я, и это замечательно

1

1

1

2

“Доверие. Сплочение”

3

2.1

2.2

2.3

Доверие в жизни человека

Дружеская встреча

Опора семьи – здоровые отношения

1

1

1

3

Приобретаем друзей

2

3.1

3.2

Как завоевать дружбу

Организация семейных походов в театр

1

1

4

“Агрессия”

3

4.1

4.2

4.3

Спектр наших эмоций и чувств

Как справиться с гневом? Использование видеоматериалов.

Как справляться с раздражительностью ребёнка.

1

1

1

5

“Страх, тревожность”.

2

5.1

5.2

Преодоление страхов

Укрепление жизненных сил в борьбе с трудностями

1

1

6

“Уверенность”

2

6.1

6.2

Умение постоять за себя

Стресс - менеджмент

1

1

7

“Наши ресурсы”

2

7.1

7.2

Потребности родителей и детей

Умение слушать и понимать

1

1

8

“Развитие социально – коммуникативных навыков”

3

8.1

8.2

8.3

Я и мир вокруг меня. Использование видеоматериалов.

Положительный эмоциональный фон

Восстановление утраченного эмоционального состояния

1

1

1

Приложение 3.

Приложение 4.

Список литературы

  1. Конвенция о правах ребёнка. 26.01.1990г.
  2. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании” (ст. 18)
  3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской федерации №665 23.11.2009г.)
  4. Устав ДОУ.
  5. Божович Л.И. “Личность и её формирование в детском возрасте”. М.,1968г.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. “Слушать ребёнка. Как?” Семья и школа. №8, 1997г.
  7. Дружинин В.Н. “Психология семьи”. М., 1996г.
  8. Жутикова Н.В. “Психологические уроки обыденной жизни”. М., 1990г.
  9. Зверева О.Л., Кротова Т.В. “Родительские собрания в ДОУ”. М., 2009г.
  10. Монина Г.Б., Лютова Е.К. “Тренинг эффективного взаимодействия с детьми”. С-П., 2006г.
  11. Мудрик А.В. “Введение в социальную педагогику”. М., 1997г.
  12. Немов Р.С. “Психология” Книга 1. М., 1998г.
  13. Петрусинский В.В., Розанова Е.Г. “Развитие и воспитание в играх”. М.,2010г.
  14. Ткачева В.В., Фопель К. “Как научить детей сотрудничать?”.М., 1998г.
  15. Эльконин Д.Б. “К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте” Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994г.