Урок-игра "Знатоки "Одиссеи" и "Илиады". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Тема урока: данный материал соответствует курсу истории древнего мира (раздел Древняя Греция) 5 класс по учебнику Годер А.А.

Тема урока сообщается ученикам заранее. Обозначаются вопросы для обсуждения и подготовки.

Форма урока: повторительно-обобщающий урок.

Цель урока:

  • Создать условия для эффективного повторения и закрепления материала по теме “Илиада” и “Одиссея” Гомера.

Задачи:

  • Развитие умения вычленять главное и второстепенное  развитие творческих способностей учащихся, умения применять знания в нестандартных ситуациях;
  • развитие умения учащихся работать в группе;
  • воспитание интереса к предмету и чувства уважения к истории;
  • реализация межпредметных связей;

Ход урока-игры

1. Учитель приветствует учеников.

2. Ученики рассаживаются. Делятся на 4 команды (целесообразнее заранее распределить учеников по командам, а если это не возможно, можно применить систему “фрукты”. При входе в класс раздать ученикам бумажки, где будет написан определенный вид фрукта – к примеру: банан, апельсин, киви, яблоко. Команды формируются по принципу: яблоки с яблоками, апельсины с апельсинами.)

3. Учитель сообщает, привила игры, и определяет одного ученика, который будет помогать подсчитывать баллы. Но, подсчитать баллы может и сам учитель, это не сложно.

Правила игры: класс делиться на 4 команды, на столах лежат небольшие листочки для ответов. Командам будет задано 10 вопросов, на которые в течение 1 минуты они должны дать ответ (написать на листочке) и сдать его. За правильный ответ 1 бал. Вопрос, состоящий из двух частей – 2 балла. В завершении игры командам будет предложено разыграть мифы – сценки – оцениваются мак.5 баллами.

Учитель: “Итак! Игра начитается. Пусть победит сильнейший!”.

– Внимание на экран. Приложение 1.

Вопрос № 1. О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно. (Слайд 1)

  • Ясно, однако, что “Илиада” и “Одиссея” были созданы значительно позже описываемых в них событий, но раньше VI века до н. э., когда достоверно зафиксировано их существование. Хронологический период– приблизительно VIII век до н. э.
  • Место рождения Гомера неизвестно. За право называться его родиной боролись семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос, и этот 7 город. Какой 7 город боролся за право называться родиной Гомера? (Слайд 2)
  • Подсказка – это знаменитый город находится в Греции.

Ответ: АФИНЫ. (Слайд 3)

Вопрос № 2. Действие описываемые в Илиаде отнесено к осады Трои (Илиона) соединенным ополчением греческих вождей. (Слайд 4)

Вопрос – какой год осады лежит в основе поэмы?

Ответ – это миф о последнем, десятом годе Троянской войны. (Слайд 5)

Вопрос № 3. Внимание на экран. Внимательно рассмотрите картину. (Слайд 6). Какое событие изображено на картине или как называется картина? К какому периоду войны оно относится? Будьте внимательны, за этот вопрос можно получить 2 балла.

Ответ – картина называется “Похищение Елены”. Изображенное событие является поводом к войне. (слайд №7).

Вопрос № 4. Текст Илиады сохранился, как предполагают многие ученые, в редакции александрийских филологов (III век до н. э.–II век до н. э.), которые разделили его на 24 книги. По какому принципу ученые разделили текст поэмы? (Слайд 8).

Ответ – По числу букв греческого алфавита. (Слайд 9)

Вопрос № 5. Какой город был обнаружен немецким археологом Г. Шлиманом на западном побережье Малой Азии? (Слайд 10)

Ответ – Город Троя. (Слайд 11)

Вопрос № 6. Как и “Илиада”, “Одиссея” также начинается с обращения. (Слайд 12)

– __?__, скажи мне о том многоопытном муже, который,
– Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,
– Многих людей города посетил и обычаи видел

К кому обращается поэт?

Ответ – Как и “Илиада”, “Одиссея” также начинается с обращения – к Музе

– Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который,
– Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,
– Многих людей города посетил, и обычаи видел. (Слайд 13)

Вопрос № 7. Назовите имя слепого сказателя, который на пиру у Алкиноя прославлял подвиги Ахиллеса? (Слайд 14)

Ответ – На пиру слепой сказатель Демодок ударил по струнам и запел о подвигах Ахиллеса, о деревянном коне и падении Трои. (Слайд 15)

Вопрос № 8. Внимательно рассмотрите изображения. (Слайд 16, 17) Какие события отраженны в них? Будьте внимательны, за этот вопрос можно получить 2 балла.

Ответ – 1 картино: “ Одиссей в пещере Циклопа Полифема”. 2 картина: “Ослепление Полифема”. (Слайд 18)

Вопрос № 9. На какую хитрость пошел Одиссей, чтобы проплыть мимо острова сирен? (Слайд 19) Будьте внимательны, за этот вопрос можно получить 2 балла.

Ответ – Уши товарищам воском тогда заклеил я;

Меня же плотной веревкой они по рукам и ногам привязали к мачте… (Слайд № 20).

Вопрос № 10. Вспомните миф о чудовищах Сцилле и Харибде. Опишите, кто из них кто, как они выглядели? (Слайд 21, 22) Будьте внимательны, за этот вопрос можно получить 2 балла.

Ответ – Чудовище Сцилла – это громадная змея с шестью собачьими головами, каждая из которых имела острейшие в три ряда зубы. Харибда – огромный черный водоворот. (Слайд 23)

Последнее задание – сценка.

  • Уважаемы команды в вашем распоряжении 10 минут.
  • В течении которых Вам предстоит поставить любую сценку – миф.
  • А задача противоположной команды миф угадать. Вы можете получить максимум 5 баллов.

5. Подсчет баллов и награждение команд. Приложение 2.