Пояснительная записка.
Предлагаемый курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Программа составлена на основе требований базисного учебного плана и является дополнением к нему, рассчитана на 35 часов в год (час в неделю). Данный курс предусматривает изучение наиболее важных и сложных вопросов программы биологии. Он рассчитан на учащихся как основной, так и старшей ступени обучения и может оказать содействие в выборе дальнейшего профиля обучения. Основное внимание в курсе уделено изучению вопросов курса ботаники, так как материал по этому разделу изучается в неполном объеме, ввиду сокращения часов – 1 час в неделю. В ходе обучения учащиеся добывают необходимый материал из учебных книг и дополнительной литературы и используют полученные знания для составления обобщающих схем, таблиц, рисунков, творческих работ. В процессе изучения курса предусматривается выполнение практических работ. Закрепление изученного материала идет через составленные схемы, рисунки и таблицы. При всей информативности этих занятий они не требуют сложного оборудования и могут быть полезны при организации исследовательской работы.
Место курса в системе профильной подготовки.
Элективный курс “Основные вопросы биологической науки” предназначен как для предпрофильной (9-х класс), так и для профильной подготовки учащихся 10 классов. Данный курс рассматривает наиболее важные вопросы биологической науки школьной программы гораздо шире и глубже. Это дает возможность учащимся 9-х классов лучше подготовиться к государственной итоговой аттестации и определиться с выбором профиля в 10 классе, а для учащихся 11-х – подготовиться к ЕГЭ по данному предмету и иметь базу знаний при обучении в вузе. Занятие предусмотрено проводить один раз в неделю. Курс рассчитан на 35 учебных часов. При необходимости общее количество может быть увеличено.
Цель курса: Формирование, обобщение и расширение знаний по курсу биологии, развитие целостного представления о живых организмах и их месте в биосфере.
Задачи курса:
- Расширение и углубление знаний по некоторым вопросам курса биологии.
- Обеспечение условий для нахождения необходимого материала по изучаемой теме.
- Формирование умений отбора необходимого материала и составление схем, таблиц и рисунков.
- Развитие навыков исследовательской деятельности и умений предоставлять результаты исследований.
- Развитие коммуникативной активности учащихся.
- Содействие профессиональной ориентации учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
* строение клеток бактерий, грибов, растений и животных;
* особенности тканей растительного и животного организма;
* основные способы питания организмов;
* механизм процесса фотосинтеза и его роль;
* строение корня и механизм всасывания воды и минеральных веществ;
* механизм перемещения питательных веществ по организму;
* строения цветка и особенности двойного оплодотворения;
* основные эволюционные изменения у растений и животных и их причины;.
* обмен веществ и его роль.
Учащиеся должны уметь:
*объяснять причину эволюционных изменений;
* уметь сравнивать строение организмов, клеток и устанавливать черты сходства и
различия;
*работать с дополнительной литературой и сетью Интернет и отбирать необходимый
материал;
*приготовить микропрепарат и работать с микроскопом;
*проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы на основе полученных
результатов.
Методическое и техническое обеспечение курса:
*таблицы, рисунки, схемы, фотоматериалы, видеоматериалы;
*компьютерное сопровождение;
*материалы и оборудования для проведения лабораторных и практических работ;
*учебно-методические и учебно-наглядные пособия.
Методы организации обучения:
* словесный;
* наглядный;
* практическая деятельность;
* познавательный;
* исследовательский.
Формы организации обучения:
*лекционно-семинарская форма занятий;
* самостоятельная работа с дополнительной литературой;
* проведение лабораторных работ;
* работа в малых и больших группах;
* подготовка докладов, презентаций4
* защита творческих работ.
Содержание тем учебного курса (35 часов).
Введение (1 час).
Биология – наука о живых организмах. Царства органического мира и их многообразие. Роль организмов в природе. Основные направления применения биологических знаний.
Лабораторные работы.
№ 1 “Знакомство с многообразием органического мира”.
Клетка и ткани организмов (8 часов).
Клетка – основная структурная единица организма. Строение растительной клетки, ее органоиды. Строение и роль органоидов. Особенности клеток грибов, бактерий и животных. Понятие о тканях и их происхождение и развитие. Разнообразие тканей растений и животных, их особенности и значение для организма. Жизнедеятельность клеток. Рост, развитие и деление клеток. Способы деления клеток. Дыхание и питание клеток. Обмен веществ.
Лабораторные работы:
№ 2 Рассматривание клеток бактерий, кожицу лука, элодеи, клетки слизистой
ротовой полости человека.
№ 3 Рассматривание клетки гриба мухомора.
№ 4 Знакомство с тканями растительного организма
№ 5 Знакомство с тканями животного организма
№ 6 Митоз клеток корешка лука
№ 7 Плазмолиз и деплазмолиз клеток кожицы лука
Царства живой природы (3 часа)
Понятие о систематике растений и животных. Основные царства органического мира и их особенности. Общая характеристика бактерий, грибов, растений и животных и особенности их строения
Способы питания организмов (4 часа).
Обмен веществ и энергией с окружающей средой. Пластический и энергетический обмен веществ. Основные способы питания организмов. Автотрофное питание. Строение клеток листа и хлоропластов. Механизм процесса фотосинтеза. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Хемосинтез. Гетеротрофное питание организмов.
Лабораторные работы.
№ 8 Рассматривание клеток мякоти листа.
Корень и его роль (2 часа).
Строение корня и его роль. Типы корневых систем. Корневые волоски и их роль в процессе всасывания минеральных веществ и воды. Осмотическое свойство клеток корня. Роль корневого давления.
Лабораторные работы.
№ 8 Изучение внешнего строения корня у проросших семян фасоли и пшеницы.
Стебель и его роль (2 час).
Роль стебля. Строение стебля однодольных и двудольных растений. Восходящий и нисходящий ток. Сосуды и ситовидные трубки. Перемещение питательных веществ по стеблю.
Лабораторные работы.
№ 9 Поперечный срез древесного стебля.
№ 10 Перемещение воды и минеральных веществ по стеблю.
Строение цветка и его роль (5 часа).
Цветок – генеративный орган. Строение цветка. Строение главных органов цветка. Особенности гинецеев. Зигоморфные и актиноморфные цветки. Соцветия, виды соцветий. Опыление растений и виды опыления. Двойное оплодотворение у растений и развитие плода.
Лабораторные работы.
№ 11 Изучение строение цветка по моделям и живым экземплярам.
№ 12 Виды соцветий и их особенности.
Многообразие цветковых растений (5 часов).
Особенности однодольных и двудольных растений. Основные семейства и их особенности. Представители семейств.
Лабораторные работы.
№ 13 Определение растений по определительным карточкам.
Эволюционные изменения в развитие растительного мира (3 часа).
Эволюционный процесс. Основные причины усложнения строения растений в процессе эволюции у низших и высших растений. Основные ароморфозы водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных и цветковых растений.
Защита творческих работ (2 урока).
Учебно-тематическое планирование (35 часов).
Название темы и урока | Кол-во часов | Лабораторные работы | Контрольные работы, итоговые работы |
Введение Урок № 1. Многообразие органического мира. Роль живых организмов. Клетки и ткани организмов Урок № 2. Клетка – основная структурная единица организма. Строение растительной клетки. Урок № 3. Особенности строения органоидов и их роль. Урок № 4. Особенности клеток грибов, бактерий и животных. Урок № 5. Ткани. Особенности тканей растительного организма и их роль. Урок № 6. Особенности тканей животного организма и их роль. Урок № 7. Основные процессы жизнедеятельности клетки. Способы деления клеток. Урок № 8. Механизм обмена веществ. Урок № 9. Обобщающий урок. Царства живой природы Урок № 10. Систематика растений и животных. Урок № 11. Основные царства органического мира. Особенности бактерий
и грибов. Урок № 12. Особенности растений и животных. Способы питания организмов Урок № 13. Обмен веществ и энергии с окружающей средой. Пластический и энергетический обмен. Урок № 14. Основные способы питания организмов. Автотрофный способ питания.Строение клеток листа и хлоропластов. Урок № 15. Механизм процесса фотосинтеза и хемосинтеза. Урок № 16. Гетеротрофный способ питания Корень и его роль Урок № 17. Строение корня и его роль. Урок № 18. Типы корневых систем. Механизм всасывания минеральных веществ и воды. Стебель и его роль Урок № 19. Роль стебля. Строение стебля однодольных и двудольных древесных растений. Урок № 20. Перемещение питательных веществ по стеблю. Строение цветка и его роль Урок № 21. Строение цветка. Урок № 22. Особенности гинецеев. Урок № 23. Соцветия, виды соцветий. Урок № 24. Виды опылений. Урок № 25. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Многообразие цветковых растений Урок № 26. Особенности однодольных и двудольных растений. Урок № 27. Особенности растений семейства злаковых и лилейных. Урок № 28. Особенности растений семейства розоцветных, крестоцветных, бобовых. Урок № 29. Особенности растений семейства пасленовых, сложноцветных. Урок № 30. Практическое занятие “Определение растений по определительным карточкам”. Эволюционные изменения в развитие растительного мира Урок № 31. Эволюционный процесс. Основные причины усложнения в строение растений. Урок № 32. Основные ароморфозы водорослей, псилофитов, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и цветковых растений. Урок № 33. Жизненный цикл развития растений. Защита творческих работ |
1 час
8 часов
3 часа
4 часа
3 часа
2 часа
5 часов
5 часов
3 часа
2 часа |
л/р № 2. Знакомство с многообразием организмов. л/р № 2. Рассматривание клеток бактерий, кожицы лука, элодеи, клетки слизистой оболочки. л/р № 3. Рассматривание гриба мухомора л/р № 4 Знакомство с тканями растительного организма л/р № 5 Знакомство с тканями животного организма л/р № 6 Митоз клеток корешка лука л/р № 7 Плазмолиз и деплазмолиз клеток кожицы лука
л/ р № 8 Клетки мякоти листа
л/р № 9 Поперечный срез древесного стебля л/р №10 Перемещение минеральных веществ и воды по стеблю л/р № 11 Изучение строения цветка по моделям и живым экземплярам л/р №12 Виды соцветий и их особенности
|
Контрольная работа “Органоиды клеток”
Зачет по теме: “Клетка и ткани”
Тест “Питание организмов”
Зачет в группах по теме: “Цветок и соцветие” |
Контроль уровня обученности.
Контроль знаний и навыков учащихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Механизм оценки уровня обученности систематизирует и обобщает знания, закрепляет умения и навыки, проверяет уровень усвоения знаний и овладения умениями и навыками.
Формы контроля знаний.
Текущий контроль: собеседования, устные ответы, составление схем, тестовый контроль, выполнение лабораторных работ.
Тематический контроль: итоговые тесты по пройденной теме, контрольные работы, презентации.
Итоговый контроль: защита творческих работ.
Критерии оценки уровня обученности.
Первый уровень – уровень распознавания. На этом уровне учащиеся отличают изученные объекты, процессы, от аналогов. Например:
- отличие растительной клетки от животной;
- особенности автотрофного и гетеротрофного питания.
Второй уровень – запоминание. Проверяется способность учащегося воспроизвести содержание изученного.
Третий уровень – понимание признаков и связей исследования объектов и явлений. Например, механизм обмена веществ.
Четвертый уровень – репродуктивный. Способность учащихся проявлять простейшие умения и навыки в алгоритмизированных заданиях.
Пятый уровень – перенос знаний. Учащиеся способны переложить полученные знания на новую нестандартную ситуацию.
Рекомендуемая литература
- Биология: современный курс/ под ред. А.Ф. Никитина. – СПб.: СпецЛит, 2005.
- Биология: Пособие для поступающих в вузы. Том 1, 2. – М РИА “Новая волна”: Издатель Умеренков.
- Васильева Е.Н. Эксперимент по физиологии растений в средней школе. – Просвещение, 1978.
- Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира. – М.: Наука, 1996.
- Кузнецов В.В., Дмитриева Г.А. Физиология растений. – М.: Высшая школа, 2005.
- Коничев А.С., Севастьянов Г.А. Молекулярная биология. – М.: Акдемия, 2005.
- Лемеза М.А. Пособие по биологии для поступающих в вузы. – Минск: Университетское, 1993.
- Рувинский А.О. Общая биология. – М.: Просвещение, 2002.
- Якушина Н.А. Физиология растений. – М.: Просвещение, 1993.