Роль игровых технологий в развитии творческих способностей обучающихся

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (988 кБ)


Невозможно, чтобы трудно было учиться!
Надо чтобы учиться было радостно, трепетно и победно!

Б.Житков

Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить
этой работы в забаву - это одна из труднейших и важнейших задач дидактики.

К.Д. Ушинский

Ученик это не сосуд, который нужно заполнить,
это факел, который нужно зажечь.

История развития человечества доказала уже много раз, что математика красивейшая наука, без которой не может развиваться ни одна другая наука. Математика занимает особое место среди школьных дисциплин. Она признана интеллектообразующим учебным предметом, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, т. е. способствует становлению конкурентоспособной личности, что является основной целью обучения и может быть достигнуто только при условии, если в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.

Современные преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, открытость общества, его быстрая информатизация, динамичность кардинально изменили требования к образованию. Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность-умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Способность чётко, логически совершенно мыслить и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. Один из приоритетных направлений построения национальной модели образования является подготовка интеллектуальной элиты-молодых людей, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке, культуре, искусстве.

Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес учеников к предмету. Следовательно, и учебник и урок должны быть увлекательными. Интерес школьника к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения.

Но игровое обучение - это не уступка ленивому ученику, чтобы позабавить его и тем самым заставить учиться. Обучение должно вызывать удовольствие. Умение заинтересовать математикой дело непростое.

Как показывает педагогическая практика, и анализ до недавнего времени игру использовали лишь на занятиях математического кружка, внеклассных занятиях по предмету. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их обучения, с присущими им элементами соревнования.

Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Увлекшись, дети не замечают, что они учатся; познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазии.

Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

Дидактические, интеллектуальные игры или же игровые моменты хорошо уживаются с серьезным учением. Создают бодрое рабочее настроение. Знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках математики, развиваются, расширяются, углубляются, находят практическое применение при хорошо организованной внеклассной работе, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и способствует более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой. Среди ее разнообразных форм интеллектуальные игры занимают видное место.

Что такое интеллект? Интеллект (от латинского познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания.

Что же способствует развитию интеллекта? Так называемые интеллектуальные игры, которые способствуют мотивации учащихся, побуждают интерес к предмету.

Мотивации (побуждения) - активные состояния мозговых структур, побуждающие человека совершать наследственно - запрещённые или приобретённые опытом действия.

Мотивы (психологическое) то, что побуждает деятельность человека. Мотив ( от латинского - приводить в движение, толкать) внутреннее, субъективно-личностное побуждения к действию, осознанное заинтересованностью в его свершении.

Сознание такого рода - мотивации достижения в совместной учебной деятельности - является, пожалуй, основной целью применения игровых форм ведения занятий и собственно игр в системе интенсивного обучения.

А учителю необходимо сосредотачиваться на факторах, развивающих потенциал инновационных технологий, развивать творческую индивидуальность, профессиональное мастерство, профессиональную компетентность.

Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребёнка, как к учению, так и к труду, сама являясь одновременно и учением и трудом. Нужно отметить, что при проведении интеллектуальных игр всегда наблюдается активность учащихся. Эмоциональные всплески и интеллектуальные переживания стимулируют и поддерживают интерес, способствуют мотивации учащихся.

Интеллектуальные игры создают ситуации успеха, есть успех, есть желание учиться.

"Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение" (доктор пед. наук Т. Н. Шамало )

Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры имеют много общих элементов с работой учёного. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. Как писал Я.И. Перельман, интеллектуальные игры приобретает особенно большое значение не столько для друзей математики, сколько для её недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению. Они могут быть разными по тематике, содержанию и организации:

1. Игры для интенсивного обучения.

а) обучающие игры;

б) деловой тренинг;

в) игры - тесты;

2. Игры для активного отдыха

а) игры в помещении;

б) игры за столом;

в) игры на воздухе.

3. Коммуникативно-лингвистические игры.

а) игры тренинга общения;

б) игры для обучения языку;

в) игровые творческие вечера.

4. Психотехнические игры

а) игры психосаморегуляции состояния;

б) оздоровительные игры;

в) активизация резервных возможностей.

Игровые технологии рассматриваются как своего рода обобщающий образец возможных представлений о том, что может включать в себя содержание предмета математики с точки зрения формирования основ самоорганизации учеников.

Технологии интеллектуальных игр в процессе обучения и воспитания осуществляется на следующих основных ступенях.

Первая ступень обеспечивает ориентацию в изучаемом содержании, его связи с имеющимися знаниями и умениями, в том числе и в других областях наук, выделяет ценностный компонент знаний и умений, которыми предстоит овладеть. Эта линия востребует в первую очередь мотивационную и критическую функции личности.

Вторая ступень обеспечивает овладение основными специальными умениями, методами решения типовых задач, является базовой для востребования личностных функций.

Третья ступень обеспечивает совершенствование познавательных умений, выбор идей, логики и методов решения задач, создание условий для творческой деятельности; для уровней дифференциации, которая определяется степенью сложности (объективной) и трудности (для данного ученика) предлагаемых задач.

Четвертая ступень обеспечивает овладение методами самоконтроля, самоанализа своей умственной деятельности, востребует рефлексивную личностную функцию.

В данной работе мы исходили из того, что:

1) математика как учебный предмет - это интеллектуальная игра, в которой математические знания являются ее правилами, и успех в этой игре определяется интеллектуальными способностями игроков (обучающихся), их стремлением к победе над трудной задачей;

2) фабула игры должна охватывать логически завершенную часть материала (тему, раздел) и иметь свое развитие;

3) фабула игры должна обеспечивать замещение традиционных составляющих учебного процесса воображаемыми составляющими долгосрочных жизненных процессов, подчинять дидактические цели воображаемым целям игрового замысла, ориентировать ученика на победу путем упорного учебного труда;

4) конструирование игрового модуля предполагает осуществление долгосрочной стратегии игры. На первом этапе ученики обеспечивают себе теоретическую и практическую базу для получения реальных шансов на победу; на втором - ученик вносит свой вклад в командное первенство;

5) в осуществлении игровых проектов активное участие должны принимать сами учащиеся.

В предлагаемой работе основное внимание уделяется технологии проведения интеллектуальной игры в рамках декады математики. Представленный материал позволяет путем конкурсных заданий решать общеобразовательные и воспитательные задачи и достигнуть следующих результатов:

1. Способствовать повышению интереса к предмету, улучшению математической грамотности учащихся.

2. Формированию коммуникативных качеств учащихся.

3. Эффективному использованию информационных технологий во внеурочной деятельности.

4. Достижению взаимопонимания и взаимодействия учителя, ученика и его родителей.

Приложение 1. - Сценарий заседания интеллектуального кафе "Тетрадь в клеточку" по математике.

Приложение 2. - Список литературы.