Цели урока.
1. Исследовать правило умножения на 1.
2. Отрабатывать навыки табличного умножения и деления.
3. Учиться анализировать задачи и самостоятельно решать их.
4. Развивать находчивость, сообразительность, логическое мышление, внимание, память, самостоятельность.
5. Расширять кругозор учащихся.
6. Способствовать развитию интереса учащихся и активизировать их познавательную деятельность.
7. Воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбия, развивать интерес к предмету.
Оборудование: паровозик “Облачко” с цифрами и буквами, корзина с фруктами и овощами, Знайка (Н), цифры к компонентам, ребус к задаче, учебник “Математика - 3 кл., 1 часть /М.И. Моро, М.А. Бантова.
Ход урока
1. Организационный момент
У.:
Ну-ка, проверь дружок
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.
2. Актуализация знаний
У.: Сегодня нас ждет путешествие в страну, которой нет на карте. В этой стране мы повторим решение задач, выражений, проведем исследование одной очень важной темы. Это страна - математика. Математика приглашает в свое королевство тех, кто настойчив, кто часто говорит “почему?”, кто не боится вычислений и цифр. Нашим девизом будут слова: “В математику тропинки одолеем без запинки”. В пути вы должны помогать друг другу, если появятся трудности.
3. Устный счет
У.: Ну, что же, пора занимать места. Наш паровозик “Облачко” уже готов отправиться в путь. Но все вагончики разлетелись, их необходимо прицепить к паровозику.
У.: Один ученик собирает вагончики у доски, а остальные пишут в форме арифметического диктанта в тетради.
- Коля старше Риты в 3 раза. Ему 9 лет. Сколько лет Рите? (3)
- В семье 5 братьев. У каждого есть сестра. Сколько детей в семье? (6)
- Сбежала от Федоры посуда: 3 стакана, 3 чашки, 3 блюдца.
Кто сосчитать готов,
Сколько всего беглецов? (9)
- Сторона квадрата равна 3 см. Чему равен периметр? (12)
- Дети окопали в саду 3 яблони, а груш в 5 раз больше. Сколько груш окапали дети? (15)
- Длина прямоугольника 9 см, а ширина 2 см. Чему равна площадь прямоугольника? (18)
- У деда Архипа большая семья.
Детей только семь - и все сыновья.
У каждого сына по трое ребят -
Внучата Архипа
Их сколько внучат? (21)
- Неизвестное число разделили на 4 и получили 6. Чему равно неизвестное число? (24)
- Вдоль забора высажено 9 тополей на расстоянии 4 метра друг от друга. Какова длина забора? (36)
- Сколько пальчиков на руках 3 мальчиков? (30)
У.:
- Проверим. Какое напутствие получилось? (Желаю удачи)
- Какую закономерность заметили? (Все числа делятся на 3).
- На какие группы можно разделить все числа? (Однозначные и двузначные, чётные и нечётные)
- Составьте взаимообратные выражения. (9*3=27, 3*9=27, 27:3=9, 27:9=3)
- Составьте неравенства. (9*3>18:6) и т.д.
- Все однозначные числа увеличьте в 9 раз.
- Мы отправились в путешествие на поезде.
- Как называется эта отрасль экономики? (Транспорт)
- Какие профессии знаете? (Пилот, шофер и т.д.)
- Вот и первая остановка “Новоселье”. Здесь идет строительство. Нас тут встречает Миша. Он помог завершить постройку.
- Проверяем с использованием сигнальных карточек. Если правильный ответ, то показываем красную карточку, а если неправильный, то показываем красную карточку
- Как называется эта отрасль экономики? (Строительство). Какие строительные профессии вы знаете? (Маляр, прораб, каменщик, плотник)
Вы, наверное, устали?
Настало время отдыхать
Предлагаю усталость
Физкультминуткой снять!
В понедельник, я купался, (показываем движения)
А во вторник рисовал!
В среду долго умывался!
А в четверг в футбол играл!
В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал!
А в субботу, воскресенье очень долго отдыхал!
4. Новая тема
У.: Наша новая остановка “Корзина знаний”. Однажды волшебник подарил мне корзину, но она оказалась пуста. Волшебник сказал, что это волшебная корзина знаний. Она заполнится знаниями, когда мы будем узнавать и запоминать, что-то новое, а я вам в этом помогу.
На доске запись 4*3.
- Как можно вычислить это произведение с помощью сложения? Обратите внимание на то, что произведение это сумма одинаковых слагаемых. Первый множитель показывает, какое число будем повторять слагаемым; второй множитель сколько раз повторили число слагаемым.
Ниже записана запись 5*1.
Посмотрите на запись, это особый случай. Нельзя взять число слагаемым один раз. Для этого специально договорились действовать по правилу, которое надо запомнить: при умножении любого числа на 1 получается то число, которое умножали.
“Карточка помогай-ка” а * 1 = а
7*1 89*1 1*27 1*14
1*12 83*1 10*1 1*25
У.:
- Какую закономерность вы заметили? (Все числа умножали на 1)
- Попробуйте сформулировать правило! (При умножении любого числа на 1, получается то число, которое умножали)
- Проверим по учебнику, правы ли мы? (С. 72)
- Молодцы! Вы помогли собрать полную корзину знаний. А к какой отрасли экономики можно отнести корзину? (Сельское хозяйство) Какие с/х профессии вы знаете? (Агроном, доярка, комбайнер)
- Отгадайте загадку:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост — краса,
А зовут её … (Лиса)
- Как понимаете выражение “хитрая плутовка”?
- В какой, недавно прочитанной, сказке встречается хитрая плутовка?
- А она не только хитрая, но и хвастливая. Она хвастается, что все задания выполнила верно. Давайте проверим.
52 * (48 - 47) = 1 (52) 28 : 4 * 1 = 7
(62 + 24) * 1 = 90 1 * 8 * 3 = 24
(70 - 69) * 14 = 15 (14) 32 - (1*32) = 1 (0)
- Верно ли лисичка решила примеры? (Нет)
- Хорошо ли хвастаться?
5. Самостоятельная работа
У вас на столах лежат листочки (таблица умножения). Лист разбит на квадраты, в которых находятся числа. Я сейчас буду называть выражение, вы должны найти значение выражения и заштриховать его. Обратите внимание, что слева – первый множитель, сверху – второй множитель.
6. Работа с таблицей
7 х 6 - д | 9 х 9 - о | 2 х 8 - М |
3 х 5 - ы! | 8 х 6 - ц | 4 х 6 - о |
5 х 5 - л |
- Расположите ответы в таком порядке:
16 – 24 – 25 – 81 – 42 – 48 - 15
- Какое слово получилось? Молодцы!
7. Гимнастика для глаз
Решение задач.
- Первое предлог, второе - летний дом, а целое - порой решается с трудом.
- На этой остановке нас встречает еще один известный герой.
Хоть ты смейся,
Хоть ты плачь,
Не могу решать задач.
Помогите мне, ребята,
Все расставить по местам.
Научусь решать задачи -
Буду благодарен вам.
Поможем?
№5, с.72 - устно.
- Что значит в 7 раз дешевле?
- Как узнать, сколько стоит блокнот?
- Как узнать, сколько стоят 4 блокнота?
- К какой отрасли экономики мы можем отнести эту задачу? (Торговля) Назовите профессии из отрасли “торговля”. (Продавец, менеджер, товаровед и др.)
№3, с. 72.
- Давайте составим программу решения задачи.
- Подумайте, как записать задачу кратко.
- Какие главные слова выберете для краткой записи?
- Что сказано о яблоках, (грушах)?
- Что нужно узнать в задаче?
- Можем сразу ответить на вопрос задачи?
- Можем узнать сколько было груш?
- Как?
- Как узнать, на сколько одно число меньше другого?
- Запишите самостоятельно.
У.: А теперь поиграем в “пустяки”. Посмотрите №2 на странице 72 и скажите, для кого сущий пустяк выполнить это задание. Докажите это и выполните. Запишите самостоятельно.
Геометрический материал
Вот мы добрались до дворца Принца Точки и принцессы Прямой. - Из каких геометрических фигур он состоит?
- Сколько треугольников? Квадратов? Прямоугольников?
- Чему равна площадь квадрата, если его сторона 5 см?
8. Итог урока
У.:
Очень жаль, что путь не долог,
Возвращаться нам пора.
Но на следующем уроке
Вновь продолжится игра.
У.: Мы преодолели все трудности, которые встретили в математическом путешествии и сделали еще один шаг на пути изучения математики. Наша общая победа сложилась из маленьких побед каждого из вас.
- Какие задания встретились в ходе игры?
- Какие задания показались самыми интересными?
- Какие наиболее трудными? Почему?
- Что вам удалось? Над чем надо еще поработать каждому из вас?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке? Поднимите руки те, кто работал:
- В полную силу.
- Работал хорошо, но мог бы работать лучше.
- Кто недоволен своей работой. Почему?
Д/з: в память о путешествии зарисуйте картинку.
9. Заключение
- Я благодарю вас за работу на уроке. На память хочу подарить вам медальки с изображением Знайки. Он научит вас решать, быстро складывать и вычитать, делить и умножать.
- А кому на уроке было трудно, непонятно, он может взять карточку “Помогай-ку”. Мы вместе постараемся преодолеть все трудности.
- Урок окончен. Спасибо всем!