Урок математики в 3 - м классе "Умножение на 1"

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

1. Исследовать правило умножения на 1.

2. Отрабатывать навыки табличного умножения и деления.

3. Учиться анализировать задачи и самостоятельно решать их.

4. Развивать находчивость, сообразительность, логическое мышление, внимание, память, самостоятельность.

5. Расширять кругозор учащихся.

6. Способствовать развитию интереса учащихся и активизировать их познавательную деятельность.

7. Воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбия, развивать интерес к предмету.

Оборудование: паровозик “Облачко” с цифрами и буквами, корзина с фруктами и овощами, Знайка (Н), цифры к компонентам, ребус к задаче, учебник “Математика - 3 кл., 1 часть /М.И. Моро, М.А. Бантова.

Ход урока

1. Организационный момент

У.:

Ну-ка, проверь дружок
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.

2. Актуализация знаний

У.: Сегодня нас ждет путешествие в страну, которой нет на карте. В этой стране мы повторим решение задач, выражений, проведем исследование одной очень важной темы. Это страна - математика. Математика приглашает в свое королевство тех, кто настойчив, кто часто говорит “почему?”, кто не боится вычислений и цифр. Нашим девизом будут слова: “В математику тропинки одолеем без запинки”. В пути вы должны помогать друг другу, если появятся трудности.

3. Устный счет

У.: Ну, что же, пора занимать места. Наш паровозик “Облачко” уже готов отправиться в путь. Но все вагончики разлетелись, их необходимо прицепить к паровозику.

У.: Один ученик собирает вагончики у доски, а остальные пишут в форме арифметического диктанта в тетради.

- Коля старше Риты в 3 раза. Ему 9 лет. Сколько лет Рите? (3)

- В семье 5 братьев. У каждого есть сестра. Сколько детей в семье? (6)

- Сбежала от Федоры посуда: 3 стакана, 3 чашки, 3 блюдца.

Кто сосчитать готов,
Сколько всего беглецов? (9)

- Сторона квадрата равна 3 см. Чему равен периметр? (12)

- Дети окопали в саду 3 яблони, а груш в 5 раз больше. Сколько груш окапали дети? (15)

- Длина прямоугольника 9 см, а ширина 2 см. Чему равна площадь прямоугольника? (18)

- У деда Архипа большая семья.

Детей только семь - и все сыновья.
У каждого сына по трое ребят -
Внучата Архипа
Их сколько внучат? (21)

- Неизвестное число разделили на 4 и получили 6. Чему равно неизвестное число? (24)

- Вдоль забора высажено 9 тополей на расстоянии 4 метра друг от друга. Какова длина забора? (36)

- Сколько пальчиков на руках 3 мальчиков? (30)

У.:

- Проверим. Какое напутствие получилось? (Желаю удачи)

- Какую закономерность заметили? (Все числа делятся на 3).

- На какие группы можно разделить все числа? (Однозначные и двузначные, чётные и нечётные)

- Составьте взаимообратные выражения. (9*3=27, 3*9=27, 27:3=9, 27:9=3)

- Составьте неравенства. (9*3>18:6) и т.д.

- Все однозначные числа увеличьте в 9 раз.

- Мы отправились в путешествие на поезде.

- Как называется эта отрасль экономики? (Транспорт)

- Какие профессии знаете? (Пилот, шофер и т.д.)

- Вот и первая остановка “Новоселье”. Здесь идет строительство. Нас тут встречает Миша. Он помог завершить постройку.

- Проверяем с использованием сигнальных карточек. Если правильный ответ, то показываем красную карточку, а если неправильный, то показываем красную карточку

- Как называется эта отрасль экономики? (Строительство). Какие строительные профессии вы знаете? (Маляр, прораб, каменщик, плотник)

Вы, наверное, устали?
Настало время отдыхать
Предлагаю усталость
Физкультминуткой снять!

В понедельник, я купался, (показываем движения)
А во вторник рисовал!
В среду долго умывался!
А в четверг в футбол играл!
В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал!
А в субботу, воскресенье очень долго отдыхал!

4. Новая тема

У.: Наша новая остановка “Корзина знаний”. Однажды волшебник подарил мне корзину, но она оказалась пуста. Волшебник сказал, что это волшебная корзина знаний. Она заполнится знаниями, когда мы будем узнавать и запоминать, что-то новое, а я вам в этом помогу.

На доске запись 4*3.

- Как можно вычислить это произведение с помощью сложения? Обратите внимание на то, что произведение это сумма одинаковых слагаемых. Первый множитель показывает, какое число будем повторять слагаемым; второй множитель сколько раз повторили число слагаемым.

Ниже записана запись 5*1.

Посмотрите на запись, это особый случай. Нельзя взять число слагаемым один раз. Для этого специально договорились действовать по правилу, которое надо запомнить: при умножении любого числа на 1 получается то число, которое умножали.

“Карточка помогай-ка” а * 1 = а

7*1 89*1 1*27 1*14

1*12 83*1 10*1 1*25

У.:

- Какую закономерность вы заметили? (Все числа умножали на 1)

- Попробуйте сформулировать правило! (При умножении любого числа на 1, получается то число, которое умножали)

- Проверим по учебнику, правы ли мы? (С. 72)

- Молодцы! Вы помогли собрать полную корзину знаний. А к какой отрасли экономики можно отнести корзину? (Сельское хозяйство) Какие с/х профессии вы знаете? (Агроном, доярка, комбайнер)

- Отгадайте загадку:

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост — краса,
А зовут её … (Лиса)

- Как понимаете выражение “хитрая плутовка”?

- В какой, недавно прочитанной, сказке встречается хитрая плутовка?

- А она не только хитрая, но и хвастливая. Она хвастается, что все задания выполнила верно. Давайте проверим.

52 * (48 - 47) = 1 (52) 28 : 4 * 1 = 7

(62 + 24) * 1 = 90 1 * 8 * 3 = 24

(70 - 69) * 14 = 15 (14) 32 - (1*32) = 1 (0)

- Верно ли лисичка решила примеры? (Нет)

- Хорошо ли хвастаться?

5. Самостоятельная работа

У вас на столах лежат листочки (таблица умножения). Лист разбит на квадраты, в которых находятся числа. Я сейчас буду называть выражение, вы должны найти значение выражения и заштриховать его. Обратите внимание, что слева – первый множитель, сверху – второй множитель.

6. Работа с таблицей

7 х 6 - д 9 х 9 - о 2 х 8 - М
3 х 5 - ы! 8 х 6 - ц 4 х 6 - о
5 х 5 - л  

- Расположите ответы в таком порядке:

16 – 24 – 25 – 81 – 42 – 48 - 15

- Какое слово получилось? Молодцы!

7. Гимнастика для глаз

Решение задач.

- Первое предлог, второе - летний дом, а целое - порой решается с трудом.

- На этой остановке нас встречает еще один известный герой.

Хоть ты смейся,
Хоть ты плачь,
Не могу решать задач.
Помогите мне, ребята,
Все расставить по местам.
Научусь решать задачи -
Буду благодарен вам.
Поможем?

№5, с.72 - устно.

- Что значит в 7 раз дешевле?

- Как узнать, сколько стоит блокнот?

- Как узнать, сколько стоят 4 блокнота?

- К какой отрасли экономики мы можем отнести эту задачу? (Торговля) Назовите профессии из отрасли “торговля”. (Продавец, менеджер, товаровед и др.)

№3, с. 72.

- Давайте составим программу решения задачи.

- Подумайте, как записать задачу кратко.

- Какие главные слова выберете для краткой записи?

- Что сказано о яблоках, (грушах)?

- Что нужно узнать в задаче?

- Можем сразу ответить на вопрос задачи?

- Можем узнать сколько было груш?

- Как?

- Как узнать, на сколько одно число меньше другого?

- Запишите самостоятельно.

У.: А теперь поиграем в “пустяки”. Посмотрите №2 на странице 72 и скажите, для кого сущий пустяк выполнить это задание. Докажите это и выполните. Запишите самостоятельно.

Геометрический материал

Вот мы добрались до дворца Принца Точки и принцессы Прямой. - Из каких геометрических фигур он состоит?

- Сколько треугольников? Квадратов? Прямоугольников?

- Чему равна площадь квадрата, если его сторона 5 см?

8. Итог урока

У.:

Очень жаль, что путь не долог,
Возвращаться нам пора.
Но на следующем уроке
Вновь продолжится игра.

У.: Мы преодолели все трудности, которые встретили в математическом путешествии и сделали еще один шаг на пути изучения математики. Наша общая победа сложилась из маленьких побед каждого из вас.

- Какие задания встретились в ходе игры?

- Какие задания показались самыми интересными?

- Какие наиболее трудными? Почему?

- Что вам удалось? Над чем надо еще поработать каждому из вас?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке? Поднимите руки те, кто работал: 

  1. В полную силу.
  2. Работал хорошо, но мог бы работать лучше.
  3. Кто недоволен своей работой. Почему?

Д/з: в память о путешествии зарисуйте картинку.

9. Заключение

- Я благодарю вас за работу на уроке. На память хочу подарить вам медальки с изображением Знайки. Он научит вас решать, быстро складывать и вычитать, делить и умножать.

- А кому на уроке было трудно, непонятно, он может взять карточку “Помогай-ку”. Мы вместе постараемся преодолеть все трудности.

- Урок окончен. Спасибо всем!