Цели урока:
- обобщить знания учащихся;
- проверить усвоение материала по теме;
- научить рецензировать ответы и выступления товарищей, дополнять их;
- развивать память, мышление, воображение, речь учащихся;
- расширить терминологический запас учащихся;
- развивать умение работать с картой;
- воспитывать интерес к истории;
- развивать чувство уважения к окружающему миру;
- формировать убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.
Тип урока: обобщающий.
Оборудование:
- компьютер;
- телевизор;
- кинопроектор;
- видеокассеты;
- слайды;
- карта “Великие географические открытия”;
- карта “Ближний Восток и Передняя Азия в древности”;
- слоговая таблица;
- плакат-кроссворд;
- рисунки с изображением машины времени, людей.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинаем мы опять
По истории шагать.
Чтобы все понятным стало
Потрудились мы немало.
Учитель: Сегодня на уроке я хочу проверить, как вы усвоили материал по разделу “Страницы всемирной истории”. Что такое история?
Ученик: Это наука о прошлом. Она изучает, как жили народы, какие события происходили, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, какая она сейчас.
Учитель: Да. История – это дорога во времени. Начинаем наше путешествие по страницам всемирной истории на машине времени?
Ученики: Да!
Учитель: Посмотрите на доску. Каждый из вас нарисовал очень интересную машину времени.
А чтобы каждый запустил свою машину времени, выполним задание.
Расположите в правильной последовательности эпохи истории человечества.
(На доске карточки с названиями эпох.)
(Учащиеся выполняют работу на доске.)
Молодцы! Машина времени заработала.
II. Работа по теме урока.
Перед тем, как нам сделать первую остановку, давайте посмотрим, кто населял нашу планету до появления первого человека. (С помощью компьютерной презентации демонстрируется мультимедийная панорама “Юрский период”.)
Учитель: Первая наша остановка – “Первобытная история”. Вот вам первое задание. Ответьте правильно на вопросы теста.
(Раздается тест.)
Тест
1. Первые орудия труда первобытного человека были из:
о) камня;
п) металла;
р) дерева.
2. Первым на Земле появился:
с) человек прямоходящий;
т) человек умелый;
у) человек разумный.
3. Предками человека были;
и) шимпанзе;
к) горилла;
л) вымершие обезьяны дриопитеки.
4. Первое домашнее животное первобытного человека:
з) лошадь;
и) собака;
к) кошка.
5. Одно из первых жилищ человека:
х) хижина;
ц) квартира;
ч) пещера.
6. Где археологи нашли следы существования первобытных людей:
н) Восточная Африка;
о) Европа;
п) Америка.
7. Название человеческого коллектива:
н) отара;
о) стадо;
п) табун.
Учитель: Если вы правильно ответили на вопросы, то, собрав выделенные буквы, вы получите слово – “отлично”.
Учитель: Первобытная эпоха приготовила еще одно задание. Надо расположить в правильной последовательности изображения людей на картинках. (Правильно – человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный - неандерталец, кроманьонец)
Учитель: Хорошо! Выполняя задание, вы показали, как происходило становление человека. Но я хочу сказать, что первобытная эпоха – это доисторическая эпоха. А история начинается в Шумере. В долинах двух рек Передней Азии – Тигра и Евфрата – возникла культура высокая – Шумерская цивилизация. В древности земли между реками Тигр и Евфрат греки называли Месопотамией – “страной между реками”. Теперь это территория Ирака.
(Учитель показывает эту территорию по карте.)
А чтобы нам попасть в “Мир Древности”, надо, работая со слоговой таблицей, ответить на вопрос “Какова роль труда в судьбе человека?”.
Все зависит от внимания и терпения. Начинайте читать с буквы Т по часовой стрелке через 2 кружка. Сначала нужно прочитать все буквы в верхней половине кружков, а потом – в нижней. Завершает фразу слог, помещенный в центральном кружке. Итак, приступайте!
(Дети читают фразу: “Труд создал человека”.)
Учитель: Отлично! Мы с вами попали в “Мир Древности”. Здесь вам предстоит разгадать кроссворд.
(Учащиеся разгадывают кроссворд.)
По горизонтали: 4. Знак – рисунок, означавший слова, части слов, с помощью которого можно было надолго сохранить в памяти и передать другому человеку необходимые сведения. 5. Столица Греции. 8. При извержении этого вулкана в древности был погребен римский город. 9. Массивный каменный гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте. 11. Высокий холм с обрывистыми склонами в Афинах, где располагались главные храмы города. 14. Так называлось в Древнем Египте бальзамированное тело.
По вертикали: 1. Известный египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида. 2. Гробница фараона в Древнем Египте. 3. Огромная статуя льва с головой человека, высеченная в скале. “Отец ужаса” называли его египтяне. 6. Неограниченный властитель в Египте – царь. 7. Бог мудрости, счета и письма в Древнем Египте. 10. Центр общественной жизни города. 12. Основав этот город, Ромул стал его первым царем. 13. На берегах этой реки возникло Египетское царство.
(Ответы. По горизонтали: 4. Иероглиф. 5. Афины. 8. Везувий. 9. Саркофаг. 11. Акрополь. 14. Мумия. По вертикали: 1. Хеопс. 2. Пирамида. 3. Сфинкс. 6. Фараон. 7. Тот. 10. Форум. 12. Рим. 13. Нил.)
Учитель: Молодцы! Теперь нужно попасть в эпоху Средневековья. Посмотрите внимательно на слайды и определите, что на них изображено. (Слайд №1. “Золотая маска Тутанхамона”, слайды: “Статуя фараона”, “Афинский Акрополь – Парфенон”, “Капитолийская волчица”, “Римский Форум”, “Пантеон”, “Колизей” - воспроизводятся с диапроектора. Учащиеся объясняют то, что видят.)
Учитель: Для чего римляне построили Колизей?
Ученики: Здесь устраивались гладиаторские бои.
Учитель: Кто такой гладиатор?
Ученик: Гладиатор – это профессиональный боец. Гладиаторами обычно становились пленные, обращенные в рабство.
Учитель: Сейчас, пока мы будем добираться до эпохи Средневековья, посмотрите, как проходили гладиаторские бои. (Учащиеся смотрят видеофрагмент №1 “Гладиаторские бои” из фильма “Спартак”)
Учитель: Вот мы и в Средневековье. А с чем ассоциируется у вас эта эпоха?
Ученики: С замками и рыцарями.
Учитель: Кто такой рыцарь?
Ученики: Это конный воин. Человек смелый, верный своему долгу, самоотверженный, благородный, безупречный.
Учитель: От рождения ли становились рыцарями?
Ученики: Нет. В рыцари посвящали особо отличившихся в боях оруженосцев.
Учитель: Хотите посмотреть, как посвящали в рыцари?
Ученики: Да!
(Учащиеся смотрят видеофрагмент №2 “Обряд посвящения в рыцари” из фильма “Храброе сердце”)
Учитель: Попасть в “Новое время” поможет проверка ваших знаний. Готовы? Поиграем в игру “Найди лишнее”. В каждой строчке найдите лишнее слово или картинку.
- Христианство, Тот, ислам, буддизм.
- Москва, Копенгаген, Берлин, Рим.
- Башня, бойницы, ров, крепостные стены.
- Картинки (Иоганн Гуттенберг, очки, 1445 г., печатный станок, телефон).
(Учащиеся исключают лишнее и объясняют.)
Ученик: 1. В первой строке лишнее слово – Тот. Все остальные слова – это религии. 2. Во второй строке лишнее – Рим. Это самый древний город мира. 3. В третьей строке лишнее слово – ров. Все остальные слова составные части замка. 4. В четвертой строке лишнее – телефон. Он появился в “Новом Времени”. Все остальные картинки мы отнесем к Средневековью.
Учитель: Чтобы выполнить задания на остановке “Новое время”, ответьте на вопрос “Что появилось в средние века у людей?”
Ученик: Фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Даже были изобретены порох и огнестрельное оружие.
Учитель: Хорошо! Вот мы и в “Новом времени”. На этой остановке предстоит работа по карте. Покажите материк, который открыл Колумб и назовите дату открытия. Найдите на карте Магелланов пролив. Покажите материк, который открыли Беллинсгаузен и Лазарев и назовите дату открытия. (Учащиеся работают с картой “Великие географические открытия”)
Учитель: Это время знаменито не только великими путешественниками, но и…
Ученик: Великими художниками, архитекторами, писателями.
Учитель: А какими писателями?
Ученики: Даниэль Дефо - английский писатель. Его роман “Робинзон Крузо”. Жюль Верн – французский писатель. Его произведения “Дети капитана Гранта”, “20.000 лье под водой”, “Пятнадцатилетний капитан”, “Таинственный остров”.
Учитель: Мы с вами обязательно прочитаем роман “Пятнадцатилетний капитан”.
Учитель: Путешествие по этой эпохе продолжается. Вот вам сложное задание. Поможет выполнить это задание компьютер. На экране монитора вы увидите фотографии знаменитых людей “Нового времени”. Вам надо их назвать.
(На экране монитора дети видят фотографии знаменитых людей нового времени и картины художников: Слайд №2. “Христофор Колумб”, слайд №3. “Фернан Магеллан”, слайд №4. “Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен”, слайд №5. “Михаил Петрович Лазарев”, слайд №6. “Леонардо да Винчи”, слайд №7. “Картина “Мона Лиза” (Джоконда)”, слайд №8. “Рафаэль Санти”, слайд №9. “Картина “Сикстинская мадонна”.)
Учитель: Молодцы! Это время характеризуется еще удивительными техническими изобретениями. Расшифруйте название технического изображения, сделанного в этой эпохе.
- Впишите в клеточки слово-синоним словам повозка, возок.
- Впишите первое слово названия знаменитого романа А. Дюма, которое заканчивается словами Монте-Кристо.
(Учащиеся выполняют задание. Получают слово “телеграф”.)
Учитель: Какими еще техническими изобретениями знаменито то время?
Ученики: Появились пароход, паровоз, фотография, железная дорога, электрическое освещение, автомобиль, радио, телефон, метро.
Учитель: Давайте попробуем определить, о каких технических изобретениях говорят нам слайды?
(Учащиеся видят с помощью кинопроектора первый телеграф, первый телефон, первый пароход, первый автомобиль.)
Учитель: А чтобы путешествовать по “Новейшему времени”, вот вам утверждения.
Если с утверждением согласны, то вы встаете, если нет – сидите.
(Второй вариант. При верном высказывании учащиеся поднимают руку.)
- В XVIII веке сообщения часто передавали по телеграфу. (Нет)
- В конце XIX века между Европой и Америкой курсировали пароходы. (Да)
- Первое метро появилось в XIX веке в Лондоне. (Да)
Учитель: Без препятствий мы добрались до пятой эпохи – “Новейшее время”. Можем ли мы назвать ее продолжительность? Когда она закончится?
Ученики: Это зависит от нас с вами.
Учитель: Но даже за короткий период много ли событий уже произошло?
Ученики: Да.
Учитель: Дайте характеристику этому времени.
Ученики: Это жестокое время – Первая Мировая война (1914-1918), Вторая Мировая война (1939-1945). Изобретено самое страшное разрушительное оружие в истории – атомное.
Учитель: Давайте обратимся к монитору компьютера и посмотрим на некоторые эпизоды этих войн.
(На экране монитора учащиеся видят кинофрагмент №1 “Первая Мировая война” и кинофрагмент №2 “Вторая Мировая война”.)
Ученики: Это трудное время, так как происходит загрязнение и обмеление рек и озер, исчезновение многих видов растений и животных, появление “озоновой дыры”.
Но это и время технического прогресса. Появились компьютеры, холодильники, телевизоры, радио.
Мы не можем представить себе жизнь без кино. Это одно их удивительных изобретений конца XIX - начала XX вв., которое прочно вошло в нашу жизнь.
Это время разгадывания тайн. Ученые разгадали многие тайны природы и открыли невидимый глазу мир частиц, основы всего существующего.
Это время покорений. В 1909 году американец Роберт Пири достиг Северного полюса. А в 1911 г. норвежец Руал Амудсен покорил Южный полюс.
Человек побывал в космосе.
Учитель: Ребята, кого вы видите сейчас на экране монитора.
(Учащимся демонстрируется слайд №10. “Ю.А. Гагарин”.)
Ученики: Это Юрий Алексеевич Гагарин, который 12 апреля 1961 г. первым полетел в космос.
Учитель: Давайте посмотрим на запуск Ю.А. Гагарина в космос.
(На экране компьютера кинофрагмент №3 “Полет Ю.А. Гагарина” из фильма “Покорение космоса”.)
Учитель: А кто первым вышел в открытый космос?
Ученики: Алексей Леонов.
Ученики: Это время укрепления сотрудничества между государствами, так как после Второй Мировой войны страны-победительницы создали Организацию Объединенных Наций (ООН), штаб-квартира которой находится в Нью-Йорке. Деятельность ООН направлена на мирное решение споров между государствами, укрепление сотрудничества между ними.
III. Итог урока.
Учитель: Молодцы, ребята!
Подводя итог, ответьте еще на один вопрос: “ Какие важнейшие задачи стоят сегодня перед человечеством?”.
Ученики: Охрана окружающей среды, борьба с международным терроризмом, преодоление бедности, которая есть во многих странах.
Учитель: Верно! Люди стали осознавать, как важно сохранить нашу планету и все живое для следующих поколений. От каждого из нас зависит будущее.
Спасибо, ребята, за хорошую работу на уроке!