Цель: cоздать условия для уроков физической культуры на лыжах.
Лыжных видов спорта, а вернее видов спорта, в которых используют лыжи, очень много. Это и лыжные гонки или кросс, биатлон, слалом, акробатика, фигурное катание, прыжки с трамплины. Спортсменов интересуют все эти занятия, так как большинство из них сами спортсмены и придумали. Кому еще, кроме адреналинщиков, нужны прыжки с трамплина или спуск с гор, с Эвереста, например?
Но как же развить интерес к лыжному спорту у детей, подростков? Конечно же через игру, не просто игру, а игру на лыжах.
Применение игр на лыжах очень разнообразно. На уроках лыжной подготовки и в школьной секции лыжного спорта игры и игровые задания применяются при обучении и совершенствовании техники способов передвижения на лыжах, и при развитии физических качеств. Вместе с тем игры на лыжах необходимо широко включать в различные физкультурно-массовые мероприятия на лыжах - в программу зимних праздников, вылазок и прогулок на лыжах.
Техника передвижения на лыжах | Виды игр на лыжах |
Для обучения техники передвижения на лыжах | 1. С небольшого разбега
проскользить на одной лыже до полной остановки.
Упражнение выполняется поочерёдно на правой и
левой лыже (естественно, без потери равновесия). 2. Преодолеть с места или с предварительного разбега за 5 скользящих шагов наибольшее расстояние. 3. Пройти без палок скользящим шагом заданный отрезок за наименьшее количество шагов. В зависимости от возраста и подготовленности школьников длина отрезка изменяется от 20 до 40 м. 4. Пройти скользящим шагом по лыжне, размеченной флажками. Расстояние между ориентирами (флажками, ветками) - один полный скользящий шаг. Постепенно с овладением техникой скользящего шага расстояние между ориентирами увеличивается с учётом условий скольжения на данном занятии (уроке). |
Совершенствование способов передвижения на лыжах | 1."Сороконожка на лыжах". Для
игры необходимо иметь несколько верёвок по
количеству команд (обычно 2-3). Длина их равна
длине разомкнутой колонны команды. Школьники на
лыжах выстраиваются в колонну по одному без
палок и, держась одной рукой за верёвку, по
сигналу начинают передвигаться к финишу, не
расцепляясь (скользящий шаг выполняется
обязательно в ногу). 2. Совершенствованию техники скользящего шага поможет проведение игры Обычно ведёт команду юный лыжник, хорошо владеющий техникой скользящего шага. Команды соревнуются по параллельным лыжням, финиш определяется по последнему участнику в колонне. Игра может быть проведена и без верёвки. Школьники выстраиваются в колонну; каждый из них протягивает одну палку вперёд, другую назад. Палки сцепляются кольцами спереди и сзади стоящими лыжниками, образуя единую цепь. У ведущего и замыкающего одна палка опорная. Все другие в команде передвигаются, держась за палки. Правила те же, что и в предыдущем варианте с верёвкой: лыжники бегут цепью, не отпуская палки. |
Совершенствования отталкивания в одновременных ходах и ходах в целом | 1. Пройти заданный отрезок
одновременным бесшажным ходом за наименьшее
количество отталкиваний. 2. Пройти заданный отрезок одновременным ходом, отталкиваясь у ориентиров 3. Одновременными ходами пройти участок с воротами из палок с верхней перекладиной, отталкиваясь палками между воротами, проскользить под ними в положении наклона. |
Совершенствования отталкивания ногой, воспитания чувства равновесия и улучшения координации при управлении лыжами | 1. Используется передвижение коньковым ходом на равнине и под небольшой уклон (снег должен быть достаточно хорошо укатан). Пройти отрезок нужно за наименьшее количество шагов (отталкиваний). |
На развитие физических качеств | 1. В первую очередь быстрота
передвижения на лыжах * Учащиеся при развитии быстроты передвигаются с максимальной скоростью и на коротких отрезках (в зависимости от возраста), но не более 200-250 м. 2. Развитию двигательной реакции и быстроты передвижения на лыжах * подгруппы идут одна за другой. 3. Развитию скорости передвижения *“Кто первый?”, “Охота на лис”,“Найди флажок”, “Быстрые тройки”, “По следам” |
Для изучения и совершенствования горнолыжной техники, а также для приобретения уверенности при спуске и воспитания чувства равновесия можно использовать следующие игровые задания на склоне | Спуститься со склона в низкой
стойке как можно дальше. Спуститься с горы вдвоем (втроем), держась за руки. При спуске собрать флажки, расставленные по обе стороны лыжни. При спуске объехать (пропустить между лыж) предмет, лежащий на склоне. Начать спуск с узким ведением лыж. объезжая предмет, принять широкую стойку; затем вновь сузить лыжи. Спуститься вдвоем на одних лыжах (партнер стоит сзади вплотную). “Снежный биатлон”. При спуске, не останавливаясь, попасть в цель двумя-тремя снежками. При спуске на склоне пройти одни или несколько ворот, сделанных из палок с верхней перекладиной или из двух палок в виде треугольника (соединены над лыжней петлями). То же, выпрямляясь между воротами. Спуск со склона на одной лыже (поочередно на правой и левой). |
Ах, лыжи мои, лыжи, -
Без вас я сам не свой.
Ну что на свете ближе
Мне снежною зимой?
На валенки нацепишь.
Хрустящие ремни
И день гоняешь целый,
И напролёт все дни.
Ну а потом чуть дышишь,
Чуть на ногах стоишь...
Ах, лыжи мои, лыжи —
Нет в мире лучше лыж!