Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
В стандартах второго поколения разработана новая концепция воспитания. Одной из главных задач педагогов становится: способствовать формированию духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций многонационального народа.
Целью данной работы является обоснование духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения в начальной школе.
Цель достигается через решение следующих задач:
- выявление возрастных особенностей духовного устроения учащихся начальной школы;
- формировании личности младшего школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями на уроках литературного чтения;
- описание форм и методов работы учителя начальных классов на уроках литературного чтения по духовно-нравственному воспитанию.
Педагоги России пришли к осознанию, что единственно правильное воспитание основывается на духовном понимании смысла жизни, на сохранении христианских ценностей и традиций. Чтобы достигнуть значимых результатов в духовном развитии школьника, необходимо ввести системный подход в духовно-нравственном воспитании в основные предметы в школе и, прежде всего, в цикл предметов гуманитарной направленности: русского языка, литературы, истории, изобразительного искусства.
Важно начать работу по формированию духовно-нравственных ценностей в начальных классах, так как оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру. Благодаря изучению православных ценностей, дети глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, гордятся своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой. Через это учатся любить и беречь свою землю, а в дальнейшем и защищать.
Духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Для начальных классов ведущей деятельностью является учебная, поэтому я, как учитель начальных классов, основной духовно-нравственный материал включаю в различные уроки:
- на уроках окружающего мира материал распределяется по классам соответственно темам разделов;
- на уроках литературного чтения дети знакомятся с произведениями русских писателей, посвящённым православным ценностям;
- на уроках математики материал вводится в содержание задач или в зашифрованные задания;
- на уроках русского языка, изобразительного искусства и трудового обучения полученная информация транслируется обучающимися в виде индивидуальных творческих работ.
Святой праведный Алексей Московский сказал: «Ребёнок, знакомый с Господом чуть ли не с колыбели, может с большей смелостью и уверенностью отправиться в жизненный путь, нежели ребёнок, не знавший Господа в детстве. В душе религиозно воспитанного человека зло торжествовать не может, и, хотя бы в будущем он и уклонится от правого пути, рано или поздно семена истины в нём заботливой любовью родителей, разбудят от сна греховного и приведут к утерянному эдему».
Содержание, формы и методы работы
на уроках литературного чтения в начальной школе
Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Маленький ребёнок не имеет ещё нравственных представлений. Воспитывают детей школа, семья и общественность. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков литературного чтения. Часто мы говорим: «Книга-это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки в 3-м классе, посвященные сказкам «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки: учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Изучая былину «Ильины три поездочки » в 4-м классе дети составляют характеристику Ильи Муромца. Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских. С огромным интересом ребята старались сами узнать как можно больше о Сергии Радонежском, готовили сообщения о жизни этого святого, чувствовался неподдельный интерес и стремление к познанию. Учащимся, носящим православные имена, предлагается узнать значение имени, житие своего святого покровителя. Дети с удовольствием выполняли такие задания. Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное – они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Прочитав рассказ Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» дети пишут о своей бабушке сочинения, проникнутые любовью, добротой, уважением. Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что уроки литературного чтения способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Раскрытие учащимся причин создания славянской письменности, назначения грамоты (чтобы «ясен стал язык гугнивых» – «Повесть временных лет») формирует их взгляд на владение грамотой, чтением как на путь к духовному просвещению, а знакомство со славянской азбукой стимулирует интерес к чтению на ее основе. Мои подходы к осуществлению в начальной школе элементарного церковнославянского чтения (библейских извлечений, отрывков из святоотеческого наследия) с представлением его ученикам как « ваятеля души славянской» (В. Иванов) заключаются в следующем: от предварительного обеспечения восприятия учащимися «плана содержания» на современном русском языке и чтения уставного письма «по заученному» до детских попыток самостоятельного, с применением догадки декодирования церковно-славянского текста с упрощенной транслитерацией, но сохранением букв, обозначающих специфические для старославянского языка звуки (Ь, Ъ, Ь, А).
Первоначальное знакомство учащихся с историей православия, его идеями (у 89% детей отсутствуют об этом всякие представления) направляется нами на то, чтобы:
- показать особенности прорастания христианства в национальной почве, породившей такие нравственные содержания православного духа как праведничество, соборность, патриотизм;
- проявить «добрые обычаи» (К.Д. Ушинский) в православных традициях и праздниках;
- обогатить понятия Отечества, Родины смыслом нравственной общности в вере.
Средством решения указанных задач выступает возвращение в начальный курс литературного чтение произведений духовно-нравственной тематики: фольклора (прежде всего пословиц — таких, как «Бог правду любит», «Кто добро творит, того Бог благословит»), фрагментов древнерусской книжности (летописаний, житий, поучений, «слов»), несущих, по выражению Д. С. Лихачева, «этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный», и отечественной духовной поэзии, произведений русской классики (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.Н. Майков, Ф. И. Тютчев), наполненных «светлым» мироотношением.
В российском обществе в последнее время наметилась тенденция удаления от основ культурных традиций, корней своих предков, народной мысли, в том числе, от пословиц и поговорок как средоточия народной мудрости. Все меньше людей вникают в глубочайший смысл народных изречений. Пословицы – блистательно проявление творчества народа. Многие великие люди благоговели перед мудростью и красотой, живописной изобразительной силой пословиц.
Нет области человеческого бытия, которой бы ни касались пословицы.
Во-первых, пословицы украшают нашу речь, делают ее яркой и эмоциональной. Во-вторых, пословицы в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. Предки словно говорят с нами, отстаивая свою точку зрения на то или иное, поучая нас, делясь жизненным опытом. В-третьих, по своему содержанию пословицы очень разнообразны. Это и сентенции, советы, пожелания. Нравоучения и философские обобщения, суждения и просто советы. В них до сих пор живет память об исторических событиях давно минувших дней – «Злее зла честь татарская», «Незваный гость хуже татарина», «Пропал, как швед под Полтавой», и сравнительно недавних, во время Великой Отечественной войны облетел все фронты афоризм политрука-панфиловца Клочкова – Диева: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!»
Как видно из предыдущего, пословицы – это не застывший пласт русской речи, а живой, постоянно пополняющийся и изменяющийся. Они приходят в нашу речь и из литературных источников. Достаточно вспомнить афоризмы И. А. Крылова, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина («Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза», «Служить бы рад – прислуживаться тошно», «А судьи кто?», «Не пропадет ваш скорбный труд» и др.), которые прочно вошли в разговорный обиход.
Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию: «Каков в колыбельку, таков и в могилку», «Каково семя, таково и племя», «Живет в хлеву, а кашляет по – горничному», «Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле», «Не в том дело, что овца волка съела, а в том дело как она его ела», «У батюшки промеж пальчиков, у мужа в руках» и многие другие. Поэтому таким успешным представляется их использование в курсе, посвященном нравственному воспитанию путем приобщения к Православной культуре.
Но может быть, в русском человеке не осталось ничего живого, может, в нем не осталось души? Верно, указывал протоиерей Сергий Четвериков (1867–1947): «Произошло большое несчастье в русской жизни – порвалось духовное единство народа» (Протоиерей Сергий Четвериков. Бог в русской душе. – М.: Крутицкое Патриаршие Подворье, Общество любителей церковной истории, 1998).
Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является православие, законы которого учат жить в любви с миром и самим собой. На уроках я провожу беседу о терпимости и уважении к другим религиям и вероисповеданиям мира. Это актуально в нашем непредсказуемом и жестоком мире.
Работа по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения способствует:
- приобщению детей к нравственным устоям православной культуры;
- помогает детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей Православия;
- способствует их укоренению в детском уме и сердце;
- вырабатывает позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости;
- даёт детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви;
- способствует восприятию интереса к отечественной истории;
- воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;
- вводит детей в круг основных православных традиций, показать их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством;
- способствует изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному, душеспасительному;
- создаёт почву для возникновения между детьми дружеских отношений.
Литература:
- Агафонов Н.