Духовно-нравственное воспитание в условиях МОУ "СОШ № 91"

Разделы: Администрирование школы


Основным назначением воспитательной работы школы является формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, стать достойным человеком XXI века. (Приложение1)

Национальный воспитательный идеал существовал в каждом обществе и во все времена. В средневековой Руси – образ Христа, при Петре I – государев человек, служащий царю и Отечеству, в советские времена – кодекс строителя коммунизма. На рубеже XX-XXI веков в демократической России появился новый идеал – свободная в своем самоопределении и развитии личность, который в силу определенных обстоятельств размылся и стал равноценен личности беспредельной.

В одной из своих проповедей Святейший Патриарх Кирилл затронул проблемы образования. "Образование – особый труд, в наше время это двойной труд, когда мы живем в обществе информационном, в котором невозможно оградить молодого человека от чуждого христианству образа мыслей"

Воспитательное пространство МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 91» МО «Котлас» представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых отдельными субъектами этого пространства – детьми, педагогами, родителями. Мы пытаемся стать тем заслоном, через который не пройдут бездуховность и растление.

Вокруг школы сложился свой учебно-воспитательный микрорайон. Это не просто административное деление. Значительная часть семей связана со школой тесными узами: учились дети, внуки, образовались семьи из одноклассников. Часть педагогического коллектива – выпускники данной школы.

В школе очень сильны традиции, некоторые из них зарождались в первые годы работы школы. Эта особенность играет значительную роль в воспитательном процессе, способствует формированию благоприятного микроклимата, доверительных отношений, укреплению традиций, лучшему взаимопониманию родителей, учащихся и учителей.

Традиции обеспечивают процесс социализации учащихся в имитационном режиме. Целостное представление о мире воспитанник получает через переживание особых традиционных моментов, дающих багаж гражданственности, переосмысления себя как части целого.

Традиционные дела являются также местом демонстрации образа жизни и коммуникации всех представителей школьного дома. Атмосфера добра и человечности, любви и взаимопонимания, уважения и справедливости пронизывает такие дела, здесь происходит передача культурных ценностей от старших школьников к младшим, возникает возможность взаимодействия и сотворчества различных возрастных групп (особенно педагоги – школьники).

Традиционными в школе стали такие праздники:

  • День знаний, посвящённый 1 сентября.
  • Общешкольный турслёт и слёт туристят.
  • Дни здоровья.
  • День самоуправления.
  • Праздники «Посвящение в школьное братство» и «Посвящение в старшеклассники».
  • Фестиваль искусств в начальной школе.
  • Интеллектуальный марафон.
  • Школьная конференция «Шаг в науку».
  • Смотр строя и песни.
  • Конкурс живых картин «Вернисаж»
  • «Театральный разъезд»
  • Общешкольный праздник «Созвучие имён».
  • Предметные КВН и познавательные игры.
  • Уроки мужества и встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда.
  • Праздник «Последний звонок».
  • Выпускной вечер.

В связи с новыми требованиями мы поставлены в необходимость пересмотра всей воспитательной системы школы, поэтому мы взяли за основу следующую нормативно-правовую документальную базу:

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Президентская инициатива «Наша новая школа»
  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
  • Семейный кодекс РФ. Раздел 4 «Права и обязанности родителей и детей»
  • Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного образования
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников
  • Устав МОУ «СОШ № 91»

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам нами были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям.

Для создания воспитательной системы школы мы решили взять всё самое лучшее, что было наработано в воспитательной работе школы на 57 лет её существования, созвучное новым веяниям, и добавить новое, необходимое для выполнения социального заказа, стоящего перед современной школой.

Все ключевые ценности не чужды традициям нашей школы. Так такая ценность, как здоровый образ жизни, прививается учащимся нашей школы через такое традиционное мероприятие, как Турслёт. А этой традиции ни много – ни мало – почти 40 лет! И вовлечены в это мероприятие все учащиеся нашей школы. Но традиция развивается и в том году учителем начальной школы сделан первый выпуск из 4 класса, в котором туристическое направление развивалось через программу воспитательной работы с классом и через работу объединения спортивно-оздоровительного туризма «Туристы – оптимисты». В этом году данный учитель, набрав очередной 1-й класс, опять ориентируется на воспитательную работу с классом через оздоровительно-познавательный туризм.

В конце 2010-2011 учебного года был проведён опрос среди учащихся школы, в котором им предстояло назвать мероприятия, традиции нашей школы, которые они хотели бы продолжить, развить, приумножить, а также предложить то новое, что они хотели бы привнести в современную школу. В результате получились следующие данные:

Остальные традиционные мероприятия учащиеся пожелали оставить, но изменить в них либо форму проведения, либо пожелали разнообразить, дополнить.

Для доработки мероприятий были созданы инициативные творческие группы из учащихся и за каждой закреплены педагоги, курирующие то или иное мероприятие. Так с этого года у нас в школе работает новый педагог-организатор, который взял под своё руководство первое мероприятие, начинающее годовой цикл школьных традиций – День дублёра. Инициативная творческая группа из старшеклассников предложила провести выборы директора школы, чего ранее не было, и педагог-организатор поддержала эту инициативу учащихся, организовав деловую игру «Выборы», полностью имитирующую выборную кампанию. Так учащиеся школы на своём непосредственном опыте познали, что такое выборы, соприкоснулись с миром политики, с современным днём.

В школе более 15 лет работает следующая система органов самоуправления.

Начиная с 1-го класса и по 11-й, ребята работают в экипажах, деловых, инициативных и творческих группах, Советах друзей. На школьной Конференции Актива дается старт всем ключевым делам учебного года. В школьном Совете Старшеклассников, Совете школы, Совете старост принимаются решения по планированию работы, по проведению различных школьных дел и т.д.

Диагностика развития самоуправления в ученическом коллективе, проведённая по методике М.И.Рожкова в конце 2010-2011 учебного года показывает, что уровень самоуправления находится на среднем уровне.

По итогам Дня дублёра после собеседования с учителями дублёрами мы поняли, что ребятам самим не всё нравится в работе органов самоуправления и они готовы работать над их совершенствованием, искать вместе с нами новые формы работы.

В школе действует стабильный педагогический коллектив, сложилась система работы с детской библиотекой, Домом Культуры, Домом Спорта, музыкальной школой. Ряд учащихся являются лидерами Совета Старшеклассников посёлка, в школе действует ряд секций и кружков, в которых занимаются учащиеся школы.

Хотелось бы здесь остановиться на таком объединении учащихся, как краеведческий клуб «Истоки». Он был организован учителем начальной школы в рамках программы духовно-нравственного воспитания «Истоки». Учащиеся данного класса при переходе в среднее звено показали высокий уровень сформированности таких понятий, как семья, отец, мать, Отечество. Работа по данному направлению не прервалась с переходом в 5 класс, новый классный руководитель продолжает работу над формированием нравственности учащихся. И это не случайно. Истоки – это начало, исходная точка, корень, из которого происходит всё остальное. На занятиях ученики погружались в мир отечественных традиций, говорили о мудрости нашего народа, которая живёт в делах, образах мыслей. В основе программы лежит формирование таких ценностей, как согласие и совесть, любовь к ближнему, служение Отечеству, труд души и труд земной и многие другие. Таким образом, для учащихся нашей школы переход к новым требованиям к воспитательной работе не будет неожиданным, он логично сольётся в привычной воспитательной работой.

Год от года процент учащихся, занятых в системе дополнительного образования растёт.

Для организации большего количества кружков и объединений привлекаются родители, так председатель классного родительского комитета 7 класса на добровольной безвозмездной основе создала оздоровительное объединение «Светлячок» и возит учащихся в бассейн, организует зимой лыжные походы, весной и осенью – игры в городки. Её объединение посещает 24 учащихся. Надеемся, что родителей, желающих заполнить досуг своих детей активным отдыхом, год от года будет больше, и такая практика будет множиться и расти.

Опрос удовлетворённости родителей выпускных классов работой школы также показал высокий уровень, что говорит о благоприятной среде школы (Методика удовлетворённости родителей работой общеобразовательного учреждения Е.Н.Степанова).

Диагностика проводилась среди родителей выпускных классов – В 2008-2009 учебном году – 9-а и 9-б классы, в одном из которых я являлась классным руководителем и 11 класса по итогам 2010-2011 года, где также я являлась классным руководителем.

За последние 5 лет наблюдается снижение количества правонарушений, совершённых учащимися нашей школы, количество учащихся, стоящих на внутришкольном и городском учёте.

Учебный год Количество учащихся Количество правонарушений, совершенных подростками
гор. учёт внутренний учёт
2007–2008 6 11 11
2008–2009 1 5 6
2009–2010 4 10 6
2010–2011 4 9 5
2011–2012 3 7 -

Вся представленная результативность нашей работы говорит о правильности выбранного нами пути решения воспитательных задач, о верном выборе форм, средств и методов воспитания, об отлаженной системе воспитательной работы, о правильной ориентации наших обучающихся на нравственные идеалы.

В создании воспитательной системы нашей школы мы учли все вышеизложенные факты для развития лучших духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. «Мы» должны быть здоровы духовно, нравственно и физически, высоко интеллектуальны, талантливы, творчески одарены, гуманны и трудолюбивы. «Мы» – будущее нашей страны!

Цель воспитательной работы школы: создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, творческой, деятельной, развивающейся, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь школьников, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду через выполнение следующих задач:

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к краю, Отечеству, семье, школе;
  • воспитание чувства прекрасного;
  • подготовка ребёнка к сознательной жизни в обществе в духе взаимопонимания, мира, терпения.

В результате работы над реализацией этой программы мы ориентируемся на национальный воспитательный идеал и базовые ценности, которые предполагают воспитание Человека, являющегося высоконравственным, творческим, компетентным гражданином России, принимающим судьбу Отечества как свою личную, осознающим ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённым в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.

У нас сложилась следующая воспитательная система:

Основная воспитательная работа школы ведётся по программе духовно-нравственного воспитания школьников «Планета детства». Подпрограммами воспитательной деятельности в рамках программы «Планета детства» являются следующие:

  • «SOS» – превентивная программа (профилактика социального сиротства, девиантного поведения, употребления ПАВ среди обучающихся школы);
  • «Здоровье» – подпрограмма, работа по которой строится в направлении пропаганды здорового образа жизни,
  • «Гражданин – Отечества достойный сын» – подпрограмма патриотического воспитания;
  • «Семья» – подпрограмма работы с семьёй (организация работы родительского соуправления, организация родительского всеобуча, привлечение родительской общественности к воспитательной работе школы: участие в самоуправлении, в подготовке и проведении общешкольных мероприятий, в организации внеклассной деятельности учащихся);
  • «Созвездие» – подпрограмма работы с одарёнными и мотивированными детьми.
  • «Мир прекрасного» – подпрограмма эстетического развития и воспитания школьников.

Работа по всем этим подпрограммам тесно связана между собой, подчинена общей цели и способствует реализации общих задач. Вся работа направлена на обеспечение выполнения социального заказа, озвученного в Концепции.

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

И в заключении хочется привести слова бывшего Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II: «Людям, занимающимся образованием, всегда следует помнить о том, что само слово «образование» восходит к понятию «образ Божий», который по учению Церкви, необходимо восстановить в человеке. Величие народа в том, что носит в сердце он своём».