Общие положения
Проект профилактической программы создан и реализуется в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей “Северо-Енисейский детско-юношеский центр”, (далее – ДЮЦ) для обучающихся 14-18 лет.
Направления работы:
- Профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков и молодежи.
- Профилактические меры охраны здоровья и ЗОЖ.
- Работа с педагогическим коллективом, родителями.
- Профилактика правонарушений, к которым может привести употребление подростками ПАВ.
В процессе реализации проекта участвуют члены педагогического коллектива ДЮЦ: социальный педагог, педагог-психолог, методист, педагоги дополнительного образования.
В работу по программе привлекаются также специалисты других ведомств: секретарь КДН и ЗП администрации района, инспектор по делам несовершеннолетних ПДН ОВД района, врач-нарколог центральной районной больницы (ЦРБ), инспектор социальной службы, СМИ, заместители директоров школ по воспитательной работе СОШ №№ 1, 2.
Цель проекта программы: создать условия для формирования негативных установок к употреблению психоактивных и наркотических веществ среди подростков-обучающихся ДЮЦ.
Задачи:
1. Выявление подростков, склонных к употреблению психоактивных и наркотических веществ.
2. Организация работы тренинговых групп среди подростков.
3. Проведение массовых профилактических мероприятий с подростками с привлечением специалистов других ведомств.
4. Привлечение подростков, употребляющих ПАВ, в проведение социально-значимых акций против табакокурения.
5. Повышение уровня информированности о вреде ПАВ и наркотических веществ среди родителей и педагогов дополнительного образования.
Сроки: с января 2009 г. по декабрь 2010 г.
Концептуальные основы
Одной из важнейших задач образовательного учреждения является сохранение здоровья обучающихся в нем детей и подростков. Оказание грамотной психологической и социально-педагогической помощи всем участникам образовательного процесса - необходимое условие создания позитивной развивающей среды, способной противостоять негативным воздействиям на формирующуюся личность.
В “Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде” отмечается, что профилактическая работа должна обращаться и к тем детям и подросткам, которые еще не сталкивались с проблемой наркотизации (первичная профилактика), и к тем, которые начали экспериментировать с наркотическими и психоактивными веществами (вторичная профилактика), и к тем, у которых уже сформировалась наркозависимость (третичная профилактика, или реабилитация).
Приобщению подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ способствуют специфические, характерные именно для данной возрастной группы психологические факторы. Такими факторами являются, в частности, любопытство, вхождение в молодежную группу, целью которой является добывание и совместное распитие спиртных напитков, а также проблемы, связанные с неумением строить взаимоотношения со сверстниками, низкая самооценка подростка, которые в сочетании с желанием ощущать себя взрослым в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия психоактивных веществ (ПАВ), и способствовать формированию установки на употребление табака, алкоголя и других вредных веществ. В связи с этим данная программа предполагает не только разъяснение вреда психоактивных веществ для организма, формирование ценностного отношения к своему здоровью, но и профилактику социальной дезадаптации.
Любому специалисту очевидно, что воспитывающая и обучающая технология может быть эффективной только в случае ее направленности на три ключевые сферы становления личности: когнитивную (познавательную), аффективную (поведенческую) и деятельностно-практическую. Очень важно, что знания о психоактивных и наркотических веществах и даже негативное отношение к ним должны быть подкреплены опытом отказа от наркотического пути решения актуальных для человека проблем. Именно поэтому важное место в данной программе занимают ролевые игры, тренинговые занятия, нацеленные на обучение умению сказать “нет!” негативному давлению сверстников и употреблению психоактивных веществ, опасных для здоровья, на повышение самооценки. Дети и подростки, узнавая новое на тренингах, смогут затем показать свои знания в массовых мероприятиях и круглых столах, выступить на классных часах перед аудиторией сверстников по проблемам, связанных с употреблением вредных для здоровья веществ.
Анализ ситуации
Ежегодно в ДЮЦе занимается порядка 650 человек 6-18 лет, из них 46% - это ребята подросткового возраста. С начала 2009-2010 учебного года в объединениях ДЮЦ занимается 1% подростков, поставленных на учет КДН и ЗП за принятие вредных для здоровья веществ.
Данные анкетирования (приложение 1) на начало учебного года об употреблении табака, алкоголя, токсических и наркотических веществ среди обучающихся ДЮЦ - подростков 14-16 лет - говорят о следующем:
- у 16% из них важной ценностью в жизни является здоровье (оно занимает почетное 3е место), на 2м месте – учеба (у 25%), на 1м месте – семья (у 28%);
- основной возраст первого знакомства с табаком – это 11-13 лет: об этом говорят 56% опрошенных подростков, хотя некоторые подростки (12%) впервые попробовали закурить в возрасте 6-10 лет;
- 17% детей и подростков призналось, что курят, но зато у 62% из них есть друзья, которые курят постоянно (а пассивное курение очень опасно и это великий соблазн тоже втянуться!);
- 59% подростков уже пробовали пить пиво и другие алкогольные напитки; у 56% из них это происходило в возрасте 11-13 лет;
- у 59% подростков есть друзья, периодически употребляющие пиво и другие алкогольные напитки (а это тоже очень великий соблазн! кто захочет быть “белой вороной” в своей компании?);
- 71% опрошенных не знакомы с наркотическими и токсикоманическими веществами; 17% знают об их существовании от врачей, либо из СМИ, а 12% не ответили на этот вопрос (но важно также предупреждать детей об опасности первой пробы и последствиях принятия наркотиков; ведь “предупрежден – значит, вооружен”);
- среди 94% подростков и их друзей никто не использовал ни разу наркотики или токсикоманические вещества, но у 4% ребят есть 1-2 друга, которые сделали это хотя один раз.
Данные цифры говорят о том, что необходимо в системе проводить профилактическую работу, продолжать организацию тренинговых занятий и мероприятий, способствующих восстановлению ценности здоровья, в отдельных случаях оказывать психолого-педагогическую и медицинскую помощь в реабилитации. В полной мере это возможно, если будут заинтересованы в этом все стороны: дети, педагоги, родители, специалисты, представители общественности.
Профилактическая работа в отношении детей, которые не курят и не пьют пиво, тоже очень важна: они смогут помочь своим друзьям разобраться, что для них важнее: принятие ПАВ или их здоровье, смогут сами научиться говорить “нет!” и, возможно, убедят друзей во вреде ПАВ.
Поэтому разработан проект данной программы, нацеленный на создание условий для формирования негативных установок к употреблению психоактивных и наркотических веществ среди подростков-обучающихся ДЮЦ.
Ресурсы
Ресурсы | Ресурсы партнеров | Имеющиеся ресурсы ДЮЦ |
Методи-ческие ресурсы | ЦРБ: памятки о вреде ПАВ, наркотических веществ; рекомендации, брошюры по ЗОЖ. | Наличие программного
обеспечения (тренинги: “Модульный курс
профилактики курения” 5-11 кл., ПТУ и колледж,
авторы А.Н.Сизанов, В.А.Хриптович.). Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы). Наличие наглядно-методического пособия “Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления наркомании”, авторы С.Б.Белогуров, В.Ю.Климович. Мониторинг деятельности по программе. |
Кадровые ресурсы | Инспектор ПДН ОВД (выступления,
консультации). Врач-нарколог, медицинский психолог ЦРБ (выступления на круглом столе, консультации). Специалист отдела социальной политики (участие в круглом столе, других мероприятиях). Инспектор социальной службы (участие в мероприятиях). |
Социальный педагог ДЮЦ, педагог-психолог, методист, штатные педагоги дополнительного образования - 12 человек |
Материально-технические ресурсы | Видеокамера для фиксации и
освещения мероприятий. Информационные ресурсы: DVD диск “Программа Анти-СПИД: профилактика наркомании и ВИЧ”. |
Учебные кабинеты; актовый зал; экран, проектов, ПК, аудио-магнитофон, DVD-плеер; канцелярские товары (ватманы, писчая бумага, фломастеры, маркеры, пр.). Информационные ресурсы:
|
Формы, применяемые методики, результативность
Программа строится на обязательном
межведомственном взаимодействии в форме:
круглых столов, бесед;
Формы работы с подростками-обучающимися ДЮЦ: тренинги, исследовательские занятия, ролевые игры, викторины.
Все мероприятия проводятся в рамках тематических месячников, декадников.
Применяемые методики и методы:
- игровые методики (при проведении массовой профилактической работы с подростками: викторины, тренинги, ролевые игры, др.);
- методика рефлексивного воспитания (в процессе проведения тренингов, мероприятий);
- диагностические методики: методика самоуважения Розенберга, “Лестница” авт. В.Г.Шур, С.Г.Якобсон (на определение самооценки), диагностика ценностных ориентаций;
- лекции, беседы, обсуждение в группах;
- обучение практикой действия: через ролевые игры подростки учатся анализировать свои чувства, мысли и действия;
- выступление в роли обучающего и исследователя: обучение своих ровесников, консультирование самими учащимися.
Ожидаемые результаты реализации программы
Действия | Результаты | |
Задача 1. Выявление подростков, склонных к употреблению ПАВ, наркотических веществ | ||
Анкетирование, беседы с подростками. | 1. Будет создан банк данных
о подростках - обучающихся ДЮЦ и их отношении к
ПАВ, наркотическим веществам. 2. Сформируются тренинговые группы “Я и моя самооценка”, в которые включены курящие подростки и подростки, попробовавшие другие ПАВ (пиво, коктейли). 3. Сформируются тренинговые группы подростков “Профилактика употребления ПАВ и наркотических веществ” со смешанным составом. |
|
Задача 2. Организация работы тренинговых групп среди подростков. | ||
Занятия в группах по тренинговым
программам: “Профилактика употребления
психоактивных и наркотических веществ”; “Я и моя самооценка”. |
1. Подростки-обучающиеся
ДЮЦ ознакомятся с навыками противодействия
наркомании и табакокурению, у 10-20% из них
предполается повышение самооценки; они смогут
сказать “Нет”, поймут ответственность за
собственное поведение и свою жизнь. 2. Волонтеры среди подростков-обучающихся ДЮЦ выступят на классных часах 5-11 классов школ поселка по освещению проблем, связанных с употреблением ПАВ, тематике здорового образа жизни. |
|
Задача 3. Проведение массовых профилактических мероприятий с подростками, в том числе с привлечением специалистов других ведомств. | ||
Проведение Декадников здорового образа жизни и правового просвещения. | 1. Уменьшение факторов
риска употребления психоактивных, наркотических
веществ среди обучающихся ДЮЦ: - количество курящих подростков, обучающихся ДЮЦ, уменьшится; - уменьшится также доля подростков - обучающихся ДЮЦ, употребляющих пиво и другие алкогольные напитки; - доля подростков - обучающихся ДЮЦ, поставленных на учет за употребление веществ, вредных для здоровья, снизится с 1% до 0%; - ни один подросток-обучающийся ДЮЦ не будет повторно поставлен на учет ПДН, КДНиЗП за употребление алкогольных напитков. 2. Подростки, обучающиеся в ДЮЦ, повысят свою правовую грамотность и уровень толерантности. |
|
Задача 4. Привлечение подростков, употребляющих ПАВ, в проведение акций против табакокурения | ||
Проведение акций “Конфета вместо сигареты”, “Жизнь без сигареты” | В акциях в качестве волонтеров, пропагандирующих здоровый образ жизни, примут участие в том числе и курящие подростки. У части из них будет сформирована активная жизненная позиция по отношению к никотину. | |
Задача 5. Повышение уровня информированности о вреде ПАВ среди родителей, педагогов ДО | ||
1. Создание специальной
рубрики о ЗОЖ в газете “Меди@ДЮЦ” 2. Организация цикла передач на местном телевидении по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании среди подростков, о преимуществах ЗОЖ. 3. Разработка листовок, буклетов для родителей, педагогов и подростков. 4. Статьи по профилактике в СМИ. |
1. Будет привлечено внимание
родителей к проблеме употребления ПАВ
подростками и пропаганде здорового образа жизни. 2. Будут созданы памятки, брошюры, буклеты по профилактике вредных привычек среди подростков и молодежи. 3. Создана рубрика о ЗОЖ в газете “Меди@ДЮЦ”. 4. Выйдет цикл передач и статей местных СМИ по пропаганде ЗОЖ. |
Оценка эффективности программы
Эффективность работы по проекту оценивается по следующим показателям:
Показатели эффективности программы | Процедуры отслеживания | Инструментарий |
Снижение числа обучающихся, поставленных на учет за употребление веществ, вредных для здоровья | Анализ данных КДН и ЗП, ПДН ОВД о стоящих на учете | Ежемесячные данные КДН и ЗП, ПДН ОВД |
Снижение числа обучающихся, замеченных в табакокурении, употреблении пива, других алкогольных напитков | Наблюдение, анализ данных КДН и ЗП, ПДН ОВД о стоящих на учете, анкетирование подростков | Ежемесячные данные КДН и ЗП, ПДН
ОВД. Анкета в виде “Я-высказываний” |
Повышение уровня информированности родителей по профилактике принятия подростками ПАВ, наркотиков и токсикоманических веществ | Анкетирование, опрос | Анкета для родителей по методике “Интервью–выход” |
Повышение уровня профилактической работы ДЮЦ. | Оценка тренингов, занятий и мероприятий (как процессов), анкетирование. | Обсуждение с персональными выс-казываниями; анкета участника каждого мероприятия, занятия, тренинга. |