Поколение XXI-го выбирает здоровье

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Общие положения

Проект профилактической программы создан и реализуется в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей “Северо-Енисейский детско-юношеский центр”, (далее – ДЮЦ) для обучающихся 14-18 лет.

Направления работы:

  • Профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков и молодежи.
  • Профилактические меры охраны здоровья и ЗОЖ.
  • Работа с педагогическим коллективом, родителями.
  • Профилактика правонарушений, к которым может привести употребление подростками ПАВ.

В процессе реализации проекта участвуют члены педагогического коллектива ДЮЦ: социальный педагог, педагог-психолог, методист, педагоги дополнительного образования.

В работу по программе привлекаются также специалисты других ведомств: секретарь КДН и ЗП администрации района, инспектор по делам несовершеннолетних ПДН ОВД района, врач-нарколог центральной районной больницы (ЦРБ), инспектор социальной службы, СМИ, заместители директоров школ по воспитательной работе СОШ №№ 1, 2.

Цель проекта программы: создать условия для формирования негативных установок к употреблению психоактивных и наркотических веществ среди подростков-обучающихся ДЮЦ.

Задачи:

1. Выявление подростков, склонных к употреблению психоактивных и наркотических веществ.

2. Организация работы тренинговых групп среди подростков.

3. Проведение массовых профилактических мероприятий с подростками с привлечением специалистов других ведомств.

4. Привлечение подростков, употребляющих ПАВ, в проведение социально-значимых акций против табакокурения.

5. Повышение уровня информированности о вреде ПАВ и наркотических веществ среди родителей и педагогов дополнительного образования.

Сроки: с января 2009 г. по декабрь 2010 г.

Концептуальные основы

Одной из важнейших задач образовательного учреждения является сохранение здоровья обучающихся в нем детей и подростков. Оказание грамотной психологической и социально-педагогической помощи всем участникам образовательного процесса - необходимое условие создания позитивной развивающей среды, способной противостоять негативным воздействиям на формирующуюся личность.

В “Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде” отмечается, что профилактическая работа должна обращаться и к тем детям и подросткам, которые еще не сталкивались с проблемой наркотизации (первичная профилактика), и к тем, которые начали экспериментировать с наркотическими и психоактивными веществами (вторичная профилактика), и к тем, у которых уже сформировалась наркозависимость (третичная профилактика, или реабилитация).

Приобщению подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ способствуют специфические, характерные именно для данной возрастной группы психологические факторы. Такими факторами являются, в частности, любопытство, вхождение в молодежную группу, целью которой является добывание и совместное распитие спиртных напитков, а также проблемы, связанные с неумением строить взаимоотношения со сверстниками, низкая самооценка подростка, которые в сочетании с желанием ощущать себя взрослым в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия психоактивных веществ (ПАВ), и способствовать формированию установки на употребление табака, алкоголя и других вредных веществ. В связи с этим данная программа предполагает не только разъяснение вреда психоактивных веществ для организма, формирование ценностного отношения к своему здоровью, но и профилактику социальной дезадаптации.

Любому специалисту очевидно, что воспитывающая и обучающая технология может быть эффективной только в случае ее направленности на три ключевые сферы становления личности: когнитивную (познавательную), аффективную (поведенческую) и деятельностно-практическую. Очень важно, что знания о психоактивных и наркотических веществах и даже негативное отношение к ним должны быть подкреплены опытом отказа от наркотического пути решения актуальных для человека проблем. Именно поэтому важное место в данной программе занимают ролевые игры, тренинговые занятия, нацеленные на обучение умению сказать “нет!” негативному давлению сверстников и употреблению психоактивных веществ, опасных для здоровья, на повышение самооценки. Дети и подростки, узнавая новое на тренингах, смогут затем показать свои знания в массовых мероприятиях и круглых столах, выступить на классных часах перед аудиторией сверстников по проблемам, связанных с употреблением вредных для здоровья веществ.

Анализ ситуации

Ежегодно в ДЮЦе занимается порядка 650 человек 6-18 лет, из них 46% - это ребята подросткового возраста. С начала 2009-2010 учебного года в объединениях ДЮЦ занимается 1% подростков, поставленных на учет КДН и ЗП за принятие вредных для здоровья веществ.

Данные анкетирования (приложение 1) на начало учебного года об употреблении табака, алкоголя, токсических и наркотических веществ среди обучающихся ДЮЦ - подростков 14-16 лет - говорят о следующем:

  • у 16% из них важной ценностью в жизни является здоровье (оно занимает почетное 3е место), на 2м месте – учеба (у 25%), на 1м месте – семья (у 28%);
  • основной возраст первого знакомства с табаком – это 11-13 лет: об этом говорят 56% опрошенных подростков, хотя некоторые подростки (12%) впервые попробовали закурить в возрасте 6-10 лет;
  • 17% детей и подростков призналось, что курят, но зато у 62% из них есть друзья, которые курят постоянно (а пассивное курение очень опасно и это великий соблазн тоже втянуться!);
  • 59% подростков уже пробовали пить пиво и другие алкогольные напитки; у 56% из них это происходило в возрасте 11-13 лет;
  • у 59% подростков есть друзья, периодически употребляющие пиво и другие алкогольные напитки (а это тоже очень великий соблазн! кто захочет быть “белой вороной” в своей компании?);
  • 71% опрошенных не знакомы с наркотическими и токсикоманическими веществами; 17% знают об их существовании от врачей, либо из СМИ, а 12% не ответили на этот вопрос (но важно также предупреждать детей об опасности первой пробы и последствиях принятия наркотиков; ведь “предупрежден – значит, вооружен”);
  • среди 94% подростков и их друзей никто не использовал ни разу наркотики или токсикоманические вещества, но у 4% ребят есть 1-2 друга, которые сделали это хотя один раз.

Данные цифры говорят о том, что необходимо в системе проводить профилактическую работу, продолжать организацию тренинговых занятий и мероприятий, способствующих восстановлению ценности здоровья, в отдельных случаях оказывать психолого-педагогическую и медицинскую помощь в реабилитации. В полной мере это возможно, если будут заинтересованы в этом все стороны: дети, педагоги, родители, специалисты, представители общественности.

Профилактическая работа в отношении детей, которые не курят и не пьют пиво, тоже очень важна: они смогут помочь своим друзьям разобраться, что для них важнее: принятие ПАВ или их здоровье, смогут сами научиться говорить “нет!” и, возможно, убедят друзей во вреде ПАВ.

Поэтому разработан проект данной программы, нацеленный на создание условий для формирования негативных установок к употреблению психоактивных и наркотических веществ среди подростков-обучающихся ДЮЦ.

Ресурсы

Ресурсы Ресурсы партнеров Имеющиеся ресурсы ДЮЦ
Методи-ческие ресурсы ЦРБ: памятки о вреде ПАВ, наркотических веществ; рекомендации, брошюры по ЗОЖ. Наличие программного обеспечения (тренинги: “Модульный курс профилактики курения” 5-11 кл., ПТУ и колледж, авторы А.Н.Сизанов, В.А.Хриптович.).

Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы).

Наличие наглядно-методического пособия “Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления наркомании”, авторы С.Б.Белогуров, В.Ю.Климович.

Мониторинг деятельности по программе.

Кадровые ресурсы Инспектор ПДН ОВД (выступления, консультации).

Врач-нарколог, медицинский психолог ЦРБ (выступления на круглом столе, консультации).

Специалист отдела социальной политики (участие в круглом столе, других мероприятиях).

Инспектор социальной службы (участие в мероприятиях).

Социальный педагог ДЮЦ,

педагог-психолог,

методист,

штатные педагоги дополнительного образования - 12 человек

Материально-технические ресурсы Видеокамера для фиксации и освещения мероприятий.

Информационные ресурсы:

DVD диск “Программа Анти-СПИД: профилактика наркомании и ВИЧ”.

Учебные кабинеты; актовый зал;

экран, проектов, ПК, аудио-магнитофон,

DVD-плеер; канцелярские товары (ватманы, писчая бумага, фломастеры, маркеры, пр.).

Информационные ресурсы:

  1. DVD диск “Наше время”,
  2. презентация программы Mаikrosoft Power Point “Пенный напиток”,
  3. презентация программы Mаikrosoft Power Point “Стресс. Способы борьбы со стрессом”,
  4. презентация программы Mаikrosoft Power Point “Профилактика наркомании”

Формы, применяемые методики, результативность

Программа строится на обязательном межведомственном взаимодействии в форме:

  • круглых столов, бесед;
  • консультаций для подростков и родителей;
  • газетных публикаций и выпуска теле-передач, пропагандирующих здоровый образ жизни;
  • демонстрации роликов о вреде курения и употребления других ПАВ;
  • информационно-методического обеспечения.

Формы работы с подростками-обучающимися ДЮЦ: тренинги, исследовательские занятия, ролевые игры, викторины.

Все мероприятия проводятся в рамках тематических месячников, декадников.

Применяемые методики и методы:

- игровые методики (при проведении массовой профилактической работы с подростками: викторины, тренинги, ролевые игры, др.);

- методика рефлексивного воспитания (в процессе проведения тренингов, мероприятий);

- диагностические методики: методика самоуважения Розенберга, “Лестница” авт. В.Г.Шур, С.Г.Якобсон (на определение самооценки), диагностика ценностных ориентаций;

- лекции, беседы, обсуждение в группах;

- обучение практикой действия: через ролевые игры подростки учатся анализировать свои чувства, мысли и действия;

- выступление в роли обучающего и исследователя: обучение своих ровесников, консультирование самими учащимися.

Ожидаемые результаты реализации программы

Действия Результаты
Задача 1. Выявление подростков, склонных к употреблению ПАВ, наркотических веществ
Анкетирование, беседы с подростками. 1. Будет создан банк данных о подростках - обучающихся ДЮЦ и их отношении к ПАВ, наркотическим веществам.

2. Сформируются тренинговые группы “Я и моя самооценка”, в которые включены курящие подростки и подростки, попробовавшие другие ПАВ (пиво, коктейли).

3. Сформируются тренинговые группы подростков “Профилактика употребления ПАВ и наркотических веществ” со смешанным составом.

Задача 2. Организация работы тренинговых групп среди подростков.
Занятия в группах по тренинговым программам: “Профилактика употребления психоактивных и наркотических веществ”;

“Я и моя самооценка”.

1. Подростки-обучающиеся ДЮЦ ознакомятся с навыками противодействия наркомании и табакокурению, у 10-20% из них предполается повышение самооценки; они смогут сказать “Нет”, поймут ответственность за собственное поведение и свою жизнь.

2. Волонтеры среди подростков-обучающихся ДЮЦ выступят на классных часах 5-11 классов школ поселка по освещению проблем, связанных с употреблением ПАВ, тематике здорового образа жизни.

Задача 3. Проведение массовых профилактических мероприятий с подростками, в том числе с привлечением специалистов других ведомств.
Проведение Декадников здорового образа жизни и правового просвещения. 1. Уменьшение факторов риска употребления психоактивных, наркотических веществ среди обучающихся ДЮЦ:

- количество курящих подростков, обучающихся ДЮЦ, уменьшится;

- уменьшится также доля подростков - обучающихся ДЮЦ, употребляющих пиво и другие алкогольные напитки;

- доля подростков - обучающихся ДЮЦ, поставленных на учет за употребление веществ, вредных для здоровья, снизится с 1% до 0%;

- ни один подросток-обучающийся ДЮЦ не будет повторно поставлен на учет ПДН, КДНиЗП за употребление алкогольных напитков.

2. Подростки, обучающиеся в ДЮЦ, повысят свою правовую грамотность и уровень толерантности.

Задача 4. Привлечение подростков, употребляющих ПАВ, в проведение акций против табакокурения
Проведение акций “Конфета вместо сигареты”, “Жизнь без сигареты” В акциях в качестве волонтеров, пропагандирующих здоровый образ жизни, примут участие в том числе и курящие подростки. У части из них будет сформирована активная жизненная позиция по отношению к никотину.
Задача 5. Повышение уровня информированности о вреде ПАВ среди родителей, педагогов ДО
1. Создание специальной рубрики о ЗОЖ в газете “Меди@ДЮЦ”

2. Организация цикла передач на местном телевидении по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании среди подростков, о преимуществах ЗОЖ.

3. Разработка листовок, буклетов для родителей, педагогов и подростков.

4. Статьи по профилактике в СМИ.

1. Будет привлечено внимание родителей к проблеме употребления ПАВ подростками и пропаганде здорового образа жизни.

2. Будут созданы памятки, брошюры, буклеты по профилактике вредных привычек среди подростков и молодежи.

3. Создана рубрика о ЗОЖ в газете “Меди@ДЮЦ”.

4. Выйдет цикл передач и статей местных СМИ по пропаганде ЗОЖ.

Оценка эффективности программы

Эффективность работы по проекту оценивается по следующим показателям:

Показатели эффективности программы Процедуры отслеживания Инструментарий
Снижение числа обучающихся, поставленных на учет за употребление веществ, вредных для здоровья Анализ данных КДН и ЗП, ПДН ОВД о стоящих на учете Ежемесячные данные КДН и ЗП, ПДН ОВД
Снижение числа обучающихся, замеченных в табакокурении, употреблении пива, других алкогольных напитков Наблюдение, анализ данных КДН и ЗП, ПДН ОВД о стоящих на учете, анкетирование подростков Ежемесячные данные КДН и ЗП, ПДН ОВД.

Анкета в виде “Я-высказываний”

Повышение уровня информированности родителей по профилактике принятия подростками ПАВ, наркотиков и токсикоманических веществ Анкетирование, опрос Анкета для родителей по методике “Интервью–выход”
Повышение уровня профилактической работы ДЮЦ. Оценка тренингов, занятий и мероприятий (как процессов), анкетирование. Обсуждение с персональными выс-казываниями; анкета участника каждого мероприятия, занятия, тренинга.