Проект "Формирование гражданской позиции личности через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям

Разделы: Администрирование школы


В докладе Международной комиссии по образованию (1996 г.) определены 4 основных принципа образования в 21 веке:

Учиться жить вместе
Учиться познавать
Учиться делать
Учиться быть.

Аналитическое обоснование экспериментальной деятельности

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. Постепенно наша страна вступает на путь формирования демократического, правового государства и становления гражданского общества. В этих условиях особую значимость приобретает задача возрождения традиционных патриотических ценностей Отечественной культуры, т.к. будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, защите интересов многонационального государства.

Патриотизм как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным стимулом достижения успеха в международной конкуренции, сохранения и укрепления российской цивилизации. Но в условиях нестабильности общественного развития в России, система гражданско-патриотического воспитания, имеющая в прошлом прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями. Патриотизм неотделим от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который предстоит вновь создавать сегодня, исходя из новых условий и нужд современного общества.

Анализируя современный опыт гражданско-патриотического воспитания можно выявить ряд противоречий между:

- потребностями общества, государства в формировании гражданина-патриота на основе национальных культурно-исторических традиций и преимущественной ориентации молодёжи на абстрактные человеческие ценности;

- потребностью обучающихся в социально значимой деятельности, социального самоутверждения и реальными условиями для их включения в патриотическую деятельность.

Данные противоречия актуализируют проблему духовности человека, которая по утверждению К.Д.Ушинского проявляется в патриотических чувствах. Развитию патриотических чувств способствует общеобразовательная школа, которая формирует в сознании подрастающего поколения гражданско-патриотические ценности, социально-этические нормы поведения, основанные на национальных и общечеловеческих идеалах. При этом организация гражданского и духовно-нравственного воспитания в школе вооружает школьников знаниями базовых основ русской и общемировой культуры; формирует национальное самосознание, мотивацию к саморазвитию в мире культуры; развивает в каждом ребёнке историческую память, патриотические, гражданские и нравственные чувства; закладывает патриотические основы и умения, необходимые для воспроизводства различных элементов культуры в жизнедеятельности учащихся в школе, семье, окружающей жизни; способствует развитию толерантности, воспитанию доброжелательного отношения к людям других национальностей.

Проект формирования гражданской позиции личности через приобщение к отечественным духовно-нравственным и патриотическим традициям призван систематизировать и углубить всю деятельность школы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения и позволит объединить проводимые в школе социально значимые дела с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

Научные и педагогические основы деятельности по избранному направлению:

Гражданственность, патриотизм и нравственность являются аспектами духовной культуры личности, поэтому решение проблемы гражданско-патриотического воспитания находится в плоскости формирования духовной культуры подрастающего поколения, которую мы рассматриваем как сложное интегративное личностное свойство, включающее гуманистические компоненты базовой культуры личности в их духовной целостности.

Гражданственность нами определяется как комплекс ориентированных на позитивное проявление важнейших качеств и свойств личности в условиях социально значимой деятельности, ее направленности на высшие ценности и нормы общества и государства, ответственности за свой выбор, поведение и самореализацию в интересах их развития и укрепления.

Патриотизм - это одна из базовых составляющих национального самосознания народа, выражающаяся в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, его истории, культуре, традициям, быту, в осознании своего нравственного долга перед ним, в готовности к защите его интересов, а также в признании самобытности и ценности других человеческих сообществ. Патриотизм - это многоаспектное явление, по-разному проявляющееся на различных уровнях и представляющее собой сложный комплекс свойств и характеристик.

Духовность - это интегративное качество, относящееся к сфере смысло-жизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и “образ человеческий” в каждом индивиде.

Проблема духовности - это не только определение высшего уровня освоения личностью своего мира и отношения к нему. Это проблема выхода личности за рамки ограниченного жизненно необходимыми потребностями бытия, преодоления себя в процессе обновления и восхождения к своим идеалам, ценностям и реализации их на своем жизненном пути. Следовательно, это проблема “жизнетворчества”.

Духовно-нравственный компонент гражданско-патриотического воспитания в педагогическом процессе заключается в упрочении духовных связей с окружающей средой, как природной, так и социальной, в формировании устойчивого интереса к историческому прошлому своего народа и народов своей страны, в формировании фундаментальных потребностей: идеальной потребности в познании и социальной потребности “жить для других”.

Возрождение гражданственности и патриотизма в современных исторических условиях является гарантом существования и продуктивного функционирования общества, усиления его культурно-созидательного потенциала, духовного развития составляющих его личностей, установления конструктивного взаимодействия между разными народами в рамках мирового сообщества.

Воспитание духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма предполагает формирование и коррекцию важнейших социально значимых ценностей - качеств, их углубление в процессе овладения знаниями и стимулирования социальной активности детей и молодежи. Это предполагает создание условий для реализации возможностей и способностей личности в различных видах социально значимой деятельности - развивающей и включающей творческое начало.

Содержание гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания основывается на системе сформировавшихся на протяжении многих веков ценностей. Ценности определяют успех и развитие ребенка. Особое значение в развитии духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма имеют высшие ценности, интегрирующие взгляды, позиции, интересы личности, общества, государства и воплощающие достижения и богатства отечественной культуры, величие нашей истории и самой России. Среди наиболее значимых ценностей, тесно связанных с гражданственностью и патриотизмом, выделяются духовные, нравственные, интеллектуально-образовательные, социокультурные, исторические, социально-политические, профессионально-трудовые.

Гражданское воспитание детей и молодежи, в основу которого положен ценностно-деятельностный подход, определяет формирование гражданственности на основе ценностного континуума (мировоззренческие позиции ценностного плана, социально значимые ценности: патриотизм, чувство долга, активность, ответственность, свобода в принятии решений, милосердие и т.п.) и его закрепление в различных звеньях (полях) образовательного пространства: информационном, поликультурном, социальном, воспитательном, в процессе духовно-нравственного развития и социального самоопределения. Стоя на позиции деятельностного подхода, хотелось бы особо подчеркнуть субъектную сущность воспитания: ребенок развивается только в самостоятельной активной деятельности. Необходимо проводить ребенка через систему конкретных действий, “вложения душевных сил”, “создания радости для других”, говоря словами В.А. Сухомлинского.

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание основывается на принципах научности, историчности, государственности, приоритетности духовного и культурного наследия России, ее высших ценностей и лучших традиций, системности, преемственности в воспитании духовности, гражданственности и патриотизма с учетом возрастных особенностей и интересов различных групп детей и молодежи, многообразия форм, методов и средств этой деятельности, ее направленности на развитие личности гражданина — патриота России.

Таким образом, концепция проекта МОУ СОШ №24 определяет целевые установки воспитания учащихся соответственно времени и с ориентацией на будущее.

Целью данной деятельности является формирование личности выпускника школы, которому присущи гуманистическая ориентированность и высокая гражданственность, направленность на профессиональный успех и творческая устремленность, интеллигентность, социальная активность и коммуникабельность, приверженность духовно-нравственным и патриотическим традициям, чувство гордости за свою страну, Донской край, родной город.

Главной задачей работы с учащимися школы можно считать создание условий для активной жизнедеятельности школьников, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей учащихся в интеллектуальном, духовном, культурном и нравственном развитии.

Общая цель образования достигается посредством интеграции в единую образовательную систему академической деятельности, дополнительного образования, социальной инициативной практики учащихся, жизнеуклада, ценностной среды школы, школы и семьи, педагогов и родителей, а также решением более конкретных задач, среди которых наиболее актуальными являются следующие:

  • Формирование у обучающихся духовно-нравственных и культурных ценностей и потребностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе;
  • Создание условий для творческой самореализации личности, обеспечения досуга школьников во внеучебное время;
  • Формирование социально значимой деятельностной целеустремленности;
  • Формирование и развитие потребности в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми;
  • Формирование гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;
  • Сохранение и приумножение историко-культурных традиций школы, города.

Конечным результатом реализации проекта должны стать:

  • положительная динамика возрастания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у школьников;
  • повышение качества знаний, духовной, нравственной, правовой культуры;
  • модульное преподавание основ православной культуры на всех ступенях обучения;
  • повышение уровня знаний об отечественной культуре и истории;
  • повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации обучающихся;
  • увеличение количества детей, охваченных мероприятиями по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • минимизация негативных проявлений в детской среде, повышение уровня правопорядка.

Оценку эффективности реализации Проекта можно выразить следующими показателями:

  1. Мониторинг сформированности ценностных ориентаций обучающихся (ежегодный анализ результатов).
  2. Творческие отчеты предметных методических объединений и МО классных руководителей о работе по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию (издание материалов).
  3. Эффективность участия школы в социальных и гражданских акциях, традиционных национальных праздниках, творческих конкурсах, фестивалях, чтениях, соревнованиях разного уровня.

Оценка эффективности реализации проекта предполагает создание специальной системы отслеживания результатов на основе применения систем социальной, социологической, психолого-педагогической диагностики с использованием методов математической статистики, педагогической интерпретации результатов, коррекции на их основе как самого инновационного проекта, так и процесса его реализации.

С целью возможности трансляции результатов эксперимента предполагается:

  1. Проведение семинаров по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию учащихся;
  2. Публикация материалов по указанной проблематике;
  3. Совершенствование работы.

Программа экспериментальной работы

Объект исследования – процесс формирование гражданской позиции учащихся школы.

Предмет исследования – отечественные духовно-нравственные и патриотические традиции как средства развития гражданских качеств учащихся в условиях общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования исходит из теоретических посылок, что возможности активного участия школьников в решении важнейших проблем общества в различных сферах его деятельности намного возрастут благодаря формированию и развитию у них таких важнейших социально значимых качеств, как высокая нравственность, гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и приумножению духовно-исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей.

Этапы реализации проекта

Первый этап реализации проекта – аналитико-диагностический (2008- 2009)

Задачи первого этапа:

  1. Создание творческой группы педагогов и руководителей кружков и клубов для разработки основных характеристик Проекта.
  2. Формирование нормативно-правовой базы реализации Проекта (Положение об экспериментальной деятельности школы).
  3. Мониторинг предпочтений школьников.
  4. Корректировка учебного плана, рабочих программ учителей.

Второй этап – технологический (2009-2010)

Задачи второго этапа:

  1. Реализация основных содержательных линий проекта через обогащение содержания образования, активное участие учащихся в социально значимой деятельности.
  2. Воспитание гордости за Российское государство и его свершения через изучение истории родного края, города, семьи, школы, знаменитых земляков, родителей и выпускников школы.
  3. Развитие научно-теоретических и методических основ гражданско-патриотического и духовного воспитания через обобщение опыта работы участников образовательного процесса, социальное партнёрство, внедрение новых форм, методов и средств по формированию гражданской позиции личности.

Задачи второго этапа реализации Проекта определяют приоритетные направления деятельности по развитию системы гражданского и патриотического воспитания в школе, а также формы и методы работы в данных направлениях:

1. Реализация основных содержательных линий проекта.

  • Изучение воспитательного потенциала содержания учебных дисциплин в области гражданско-патриотического и духовного воспитания.
  • Повышение квалификации педагогов, курирующих гражданское, патриотическое и духовное воспитание школьников.
  • Расширение взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, детскими клубами и объединениями (ДДТ, СЮТ, “Русич”, Совет ветеранов), учреждениями культуры (ГДК “Гуковский”, музей, библиотеки).
  • Включение в воспитательный процесс поисковой и краеведческой работы, а также туристической деятельности.
  • Включение в воспитательный процесс инновационных педагогических технологий и методов (ИКТ, метод проектов, коллективное творческое дело, социально-значимая деятельность).
  • Оптимизация информационной среды школы (буклеты по основным направлениям деятельности, оптимизация школьной газеты “Переменка”, популяризация достижений учащихся и педагогов, пополнение школьного сайта на основании современных информационных и дизайнерских требований).
  • Развитие системы ученического самоуправления.
  • Развитие традиций школы, формирование и сохранение уклада школьной жизни.
  • Обогащение содержания образования за счёт усиления патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин.

2. Воспитание гордости за Российское государство и его свершения

  • Проведение уроков и классных часов по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся;
  • Знакомство с историей и традициями народов России, Донского края, формирование духовности, милосердия, этнической толерантности через деятельность объединений дополнительного образования (клуб старшеклассников “Лидер”, литературная гостиная), православного центра “Благовест”.
  • Изучение истории и этнографии родного края на классных часах, посвященных городу, школе, элективных курсах по краеведению, на уроках истории, географии, литературы, биологии, технологии.
  • Взаимодействие семьи, школы и общества в развитии патриотизма, как стержневой духовной составляющей ценности личности выпускника школы.
  • Проведение общешкольных праздников, в том числе православных.
  • Организация поисковой работы школьников по направлениям:

“Золотая летопись школы”;

“Знаменитые люди школы”;

“Наши родители – наши выпускники”;

“Наши родители и выпускники на службе Отечеству” (участники ВОВ, военных действий в Афганистане, Чечне, горячих точках России и за рубежом);

“Ими гордится школа”.

  • Участие в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях:

“Я - гражданин России”,

“Отечество”,

Димитриевские чтения,

Фестиваль русской культуры,

конкурс сочинений “Моя семья в истории моей страны”, “О чем говорят фотографии”.

  • Участие в областных, городских мероприятиях:

“Помоги пожилому человеку”,

Декада инвалидов,

Земля-наш дом,

Я люблю тебя, мой город,

Край родной, навек любимый,

Месячник оборонно-массовой и спортивной работы,

Вахта Памяти.

  • Организация экскурсионных поездок.
  • Шефская работа.

3. Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического и духовного воспитания.

  • Создание методической базы данных по проблеме гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания (социальные проекты, введение учебно-исследовательской и поисковой работы учащихся в учебный процесс, проведение круглых столов, работа школьного пресс-центра).
  • Реализация социально-значимых проектов “Салют, Победа!”, “Солдатский витамин”, “Дети-детям”, “Весенняя неделя добра”, “Подари детям добро”.
  • Проведение педагогических советов и круглых столов по проблемам гражданского и патриотического воспитания.

Третий этап – контрольно-обобщающий (сентябрь 2010-сентябрь 2011).

Задачи третьего этапа:

  • Обработка данных, полученных в ходе реализации I и II этапов проекта; обобщение экспериментальных и теоретических материалов; создание инновационного банка программ специальных курсов, классных часов с использованием цифровых технологий; популяризация достижений учащихся и педагогов.
  • Обобщение опыта работы администрации, педагогов, воспитателей, родителей и учащихся по формированию гражданской позиции личности через приобщение к отечественным духовно-нравственным и патриотическим традициям.
  • Педсовет “Эффективность гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания в школе”.
  • Определение перспектив и путей дальнейшего развития.

Предполагаемые результаты реализации проекта и их измерители

  Прогнозируемые результаты реализации Проекта Способы измерения Критерии оценки результатов Исходные показатели Целевые ориентиры
1 Повышение качества знаний, духовной, нравственной, правовой культуры Независимые обследования качества образования, участие в конкурсах Повышение рейтинга школы 4 место 2 место
2 Повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации школьников Участие в общественной практике школьного социума Увеличение количества детей, охваченных мероприятиями по гражданско-патриотическому воспитанию 50% 90%
3 Развитие школьного самоуправления Деятельность школьного парламента Работа клуба старшеклассников “Лидер” Минимизация негативных проявлений в детской среде, повышение уровня правопорядка На учете в ПДН-2 чел

Отсутствие уч-ся, состоящих на учете в ПДН

5 Совершенствование системы повышения квалификации кадров Доля педагогов, осуществивших повышение квалификации в области духовно-нравственного воспитания. Рост удельного веса педагогов, участвующих в инновационной деятельности 40% 75%
6 Сформированность Я – концепции, социальная зрелость учащихся Мониторинг гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания Положительная динамика возрастания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у школьников. 20% высокий уровень, 40%-средний уровень воспитанности 35%-высокий,

55%-средний

Критерии и показатели мониторинга
гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания

Критерии Показатели
Воспитанность Гуманность личности.

Повышение уровня развития самодисциплины.

Воспитанность гражданских качеств личности.

Уровень развития культуры общения и взаимодействие с людьми.

Развитие мотивации участия в совместной (коллективной) деятельности

Освоение социокультурной среды Любовь к родной земле.

Политическая культура и ответственность за будущее страны.

Доброта.

Коллективизм.

Упорство в достижении цели.

Готовность к сочувствию и сопереживанию, высокая нравственность.

Чувство собственного достоинства.

Справедливость.

Любовь к семье.

Высокая нравственность в семье и в обществе

Социальная зрелость учащихся Развитие самостоятельности.

Общественная активность.

Развитие лидерских качеств личности, уверенности в себе, умений, делать выбор и принимать решения.

Социальная ответственность.

Построение жизненной перспективы.

Готовность к выбору профессии

Сформированность Я – концепции Адекватность самооценки.

Устойчивость интересов.

Сформированность представлений о жизненных целях и о возможном выборе профессии.

Умение планировать саморазвитие.

Повышение самооценки, уверенности в своих силах и возможностях

Ответственность за достижение результатов инновационной деятельности лежит на участниках Проекта: администрации школы, учителях-предметниках, классных руководителях, руководителях объединений дополнительного образования, педагоге- психологе, родительском и ученическом коллективах.

Описание системы обеспечения реализации проекта:

Механизм реализации Проекта основывается на совершенствовании форм и методов работы и взаимодействия педагогического и родительского сообщества школы, общественных органов управления, государственно-общественного управления по следующим направлениям:

  • ресурсное научно-методическое обеспечение развития системы гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания (разработка мероприятий методическими объединениями, педагогами дополнительного образования, руководителями кружков, клубов, РК, Советом старшеклассников);
  • презентация деятельности по реализации проекта и вынесение ее на открытый творческий отчет (включение в предметные недели, в содержание учебных программ и внеурочной деятельности, проведение месячника героико-патриотического воспитания);
  • конференции, круглые столы, педсоветы с участием родителей, учителей, учащихся по научно-методической, учебно-исследовательской, практической работе по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию;
  • мониторинги результативности деятельности по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, рефлексия и коррекция проекта.

Экспериментальная работа ведется при условии совершенствования нормативно-правовой базы: будут разработаны локальные акты в пределах компетенции ОУ: Положение об экспериментальной деятельности в школе, Положение ОУ о стимулирующих выплатах работникам МОУ СОШ № 24, участвующих в инновационной деятельности. В результате данных мер предполагается рост удельного веса педагогов, участвующих в инновациях. Отношения школы с учреждениями дополнительного образования строятся на основе договоров.

Управление реализацией Проекта формирования гражданской позиции личности через приобщение к отечественным духовно-нравственным и патриотическим традициям осуществляется в установленном порядке:

– взаимодействие между исполнителями Проекта осуществляет координатор – методический совет школы;

– текущее управление реализацией Проекта осуществляется администрацией школы.

Научно-методическое руководство проектом осуществляет Иванова Надежда Борисовна – директор центра модернизации общего образования. В рамках проекта также осуществляются связи с кафедрой воспитательной работы ИПК и ПРО.

В настоящее время в школе работают 34 педагога, из них – три молодых специалиста. Коллектив школы в достаточной степени владеет современными образовательными, в том числе компьютерными технологиями. Более 60 % коллектива владеют компьютером, используют на уроках современные ИКСО. С целью реализации поставленных задач необходимо пройти курсовую подготовку педагогам школы по вопросу ведения курса “Основы православной культуры”.

Кадровый потенциал МОУ СОШ №24

Индикаторы 2008-2009
Образование педагогов Высшее

Среднее специальное

Незаконченное высшее

82%

15%

3%

Педагогический стаж До 5 лет

До 10 лет

До 20 лет

Свыше 20 лет

18%

6%

32%

44%

Аттестация кадров Высшая категория

Первая категория

Вторая категория

12%

41%

35%

Повышение квалификации: ИПК и ПРО

Проблемные на базе города

Интернет образование

ПК

28%

12%

9%

11%

Материальное оснащение школы позволяет в целом решать поставленные задачи. В школе функционирует 26 кабинетов и 4 классные комнаты, имеется современный спортзал, актовый зал на 120 мест, 2 мастерские: по обработке металла, древесины и кабинет технологии для девочек. Действуют кабинеты: математики, физики, химии, биологии, технологии, 2 кабинета информатики, географии, истории, ОБЖ, религиоведения, мультимедийный, кабинеты начальных классов, благоустроенная библиотека с читальным залом, столовая на 100 мест, медицинский и стоматологический кабинеты, 2 спортивные площадки. Все кабинеты соответствуют основным требованиям.

Работают 30 современных компьютеров, из них 11 - подключены к сети Интернет. Компьютеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски используются на уроках математики, русского языка, иностранного языка, информатики, биологии, истории, географии, ОБЖ, музыки. С использованием ИКТ в течение двух лет издается школьная газета “Переменка”.

С 2000 года МОУ СОШ №24 является пилотной площадкой по реализации религиоведческого компонента. В связи с этим реализуются инновационные образовательные программы, составленные из сборника программ Отдела религиозного образования катехизации Ростовской епархии для факультативного преподавания в общеобразовательных школах (“Православная культура” (1, 2 год обучения) Л.Л.Шевченко, Совет русской православной церкви, 2004 г.).

Финансовое, материально-техническое, кадровое обеспечение эксперимента

Мероприятия Сумма Сроки Источники финансирования
  Оборудование кабинета религиоведения (компьютер, маркерная доска, проектор) 40 тыс. 2009 субвенция
  Оборудование кабинета русского языка №29 (телевизор, проектор, экран, маркерно-меловая доска, DVD) 35 тыс руб. 2009-2010 субвенция
  Дооборудование кабинетов начальных классов:
  • Наглядными пособиями;
  • Маркерными досками;
  • Лампами дневного света
30 тыс.

20 тыс.

10 тыс.

2009 субвенция
  Приобретение и установление для блока начальной школы (каб №5): компьютера, проектора, телевизора, экрана, DVD 35 тыс руб. 2009  
  Оборудование кабинета иностранного языка №10: мебель, лингафонное оборудование 24 тыс.

50 тыс руб.

2010  
  Оборудование мастерских для мальчиков и кабинета домоводства для девочек 30 тыс руб. 2010-2011  
  Дооборудование кабинетов истории, ОБЖ, музыки наглядными пособиями 30 тыс руб. 2009  
  Курсовая подготовка учителей 15 тыс руб. 2009  
  Оборудование Зала Боевой славы 20 тыс. 2010 Внебюджетные средства
  Оформление летописи школы 5 тыс. 2009 Внебюджетные средства
  Пополнение библиотечного фонда 20 тыс руб. 2009 Субвенция

План работы по внедрению проекта

Содержание работы Сроки Ответственный
  Развитие системы гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания для формирования гражданской и правовой компетентностей – ключевых социальных компетентностей
  Реализация воспитательного потенциала урока, содержания образовательных программ, обеспечение воспитания в процессе образования Постоянно Учителя
  Обогащение содержания образования за счёт усиления патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин 2009-2010 Учителя истории, географии, литературы
  Модульное преподавание основ православной культуры на всех ступенях обучения 2009-2010 Учителя-предметники
  Разработка курсов или программ дополнительного образования по выбранной теме 2008-2009 Руководители кружков
  Организация работы православного центра “Благовест” 2008-2010 Лосева И.В.
  Проведение уроков в музее, библиотеках По плану Учителя
  Включение в воспитательный процесс инновационных педагогических технологий и методов (ИКТ, метод проектов, коллективное творческое дело, социально-значимая деятельность) В течение года Учителя, классные руководители
  Мониторинг эффективности образовательного процесса 2010-2011 Администрация.

Психолог

  Организация и проведение школьного конкурса на лучшую постановку гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания в классе 2010-2011 Зам директора по ВР Шуваева И.И.
  Разработка школьных символов, ритуалов, гимна школы 2009-2010 Зам директора по ВР Шуваева И.И.
  Организация совместной работы с детскими объединениями патриотической направленности, спортивными секциями военно-прикладного характера (ДДТ, СЮТ, “Русич”, Совет ветеранов), учреждениями культуры (ГДК “Гуковский”, музей, библиотеки) постоянно Зам директора по ВР.

Классные руководители

  Включение школьников в работу органов ученического самоуправления, детских общественных организаций, объединений, клубов, формирующих гражданскую ответственность, правовую грамотность, чувство долга и навык коллективной деятельности 2009-2010 Зам директора по ВР Шуваева И.И.

Учитель истории

  Планирование и проведение классными руководителями системы классных часов, внеклассных мероприятий в рамках программы гражданского и патриотического воспитания

1 раз в четверть

Классные руководители
  Работа поисковых и творческих групп в рамках учебно-исследовательской деятельности учащихся по направлениям:

“Золотая летопись школы”

“Знаменитые люди лицея”

“Наши родители – наши выпускники”

“Наши родители на службе Отечеству”

“История школы: время, события, люди”

2009-2011 Классные руководители.

Учитель истории

  Организация поездок по памятным местам, паломничества По плану Центр “Благовест”
  Организация шефской работы в школе 2009-2010 Зам директора по ВР

Воспитание гордости за Российское государство, его свершения.

  Участие в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях:

“Я - гражданин России”,

“Отечество”,

Димитриевские чтения,

Фестиваль русской культуры;

конкурс сочинений “Моя семья в истории моей страны”,

“О чем говорят фотографии”, “Виват, Россия”

По плану Зам директора по ВР.

ШМО учителей русского языка.

Классные руководители

  Участие в областных, городских мероприятиях:

“Помоги пожилому человеку”,

Декада инвалидов,

Земля - наш дом,

Я люблю тебя, мой город,

Край родной, навек любимый,

Месячник оборонно-массовой и спортивной работы,

Вахта Памяти

По плану Зам директора по ВР.

Учителя физкультуры.

Классные руководители

  Физкультурно-оздоровительная деятельность:

соревнования по футболу,

баскетболу,

волейболу,

теннису

постоянно Учителя физкультуры
  Реализация социально-значимых проектов “Салют, Победа!”,

“Ветеран живет рядом”, “Солдатский витамин”,

“Пожилым людям – достойную старость”,

“Сердце отдаю детям”,

“Весенняя неделя добра”, “Подари детям добро”, “Забота”,

“Чистый двор”,

“Нет наркотикам”

По плану Зам директора по ВР
  Участие в городских соревнованиях патриотической направленности:

“А ну-ка, парни”,

“Зарница”,

“Орленок”,

“Безопасное колесо”

2008-2011 Зам директора по ВР

Методическое обеспечение

  Освещение опыта работы школы в СМИ В течение года Зам директора по УВР Охрименко Т.И.
  Пополнение школьного сайта 2 раза в месяц Мансурова Н.В.
  Выпуск школьной газеты “Переменка” 1 раз в месяц Андрияшина Е.Н.
  Создание инновационного банка интегрированных уроков, курсов, классных часов, методических рекомендаций по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию 2009-2011 Зам директора по УВР Охрименко Т.И.