В докладе Международной комиссии по образованию (1996 г.) определены 4 основных принципа образования в 21 веке:
Учиться жить вместе
Учиться познавать
Учиться делать
Учиться быть.
Аналитическое обоснование экспериментальной деятельности
В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. Постепенно наша страна вступает на путь формирования демократического, правового государства и становления гражданского общества. В этих условиях особую значимость приобретает задача возрождения традиционных патриотических ценностей Отечественной культуры, т.к. будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, защите интересов многонационального государства.
Патриотизм как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным стимулом достижения успеха в международной конкуренции, сохранения и укрепления российской цивилизации. Но в условиях нестабильности общественного развития в России, система гражданско-патриотического воспитания, имеющая в прошлом прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями. Патриотизм неотделим от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который предстоит вновь создавать сегодня, исходя из новых условий и нужд современного общества.
Анализируя современный опыт гражданско-патриотического воспитания можно выявить ряд противоречий между:
- потребностями общества, государства в формировании гражданина-патриота на основе национальных культурно-исторических традиций и преимущественной ориентации молодёжи на абстрактные человеческие ценности;
- потребностью обучающихся в социально значимой деятельности, социального самоутверждения и реальными условиями для их включения в патриотическую деятельность.
Данные противоречия актуализируют проблему духовности человека, которая по утверждению К.Д.Ушинского проявляется в патриотических чувствах. Развитию патриотических чувств способствует общеобразовательная школа, которая формирует в сознании подрастающего поколения гражданско-патриотические ценности, социально-этические нормы поведения, основанные на национальных и общечеловеческих идеалах. При этом организация гражданского и духовно-нравственного воспитания в школе вооружает школьников знаниями базовых основ русской и общемировой культуры; формирует национальное самосознание, мотивацию к саморазвитию в мире культуры; развивает в каждом ребёнке историческую память, патриотические, гражданские и нравственные чувства; закладывает патриотические основы и умения, необходимые для воспроизводства различных элементов культуры в жизнедеятельности учащихся в школе, семье, окружающей жизни; способствует развитию толерантности, воспитанию доброжелательного отношения к людям других национальностей.
Проект формирования гражданской позиции личности через приобщение к отечественным духовно-нравственным и патриотическим традициям призван систематизировать и углубить всю деятельность школы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения и позволит объединить проводимые в школе социально значимые дела с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием подрастающего поколения.
Научные и педагогические основы деятельности по избранному направлению:
Гражданственность, патриотизм и нравственность являются аспектами духовной культуры личности, поэтому решение проблемы гражданско-патриотического воспитания находится в плоскости формирования духовной культуры подрастающего поколения, которую мы рассматриваем как сложное интегративное личностное свойство, включающее гуманистические компоненты базовой культуры личности в их духовной целостности.
Гражданственность нами определяется как комплекс ориентированных на позитивное проявление важнейших качеств и свойств личности в условиях социально значимой деятельности, ее направленности на высшие ценности и нормы общества и государства, ответственности за свой выбор, поведение и самореализацию в интересах их развития и укрепления.
Патриотизм - это одна из базовых составляющих национального самосознания народа, выражающаяся в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, его истории, культуре, традициям, быту, в осознании своего нравственного долга перед ним, в готовности к защите его интересов, а также в признании самобытности и ценности других человеческих сообществ. Патриотизм - это многоаспектное явление, по-разному проявляющееся на различных уровнях и представляющее собой сложный комплекс свойств и характеристик.
Духовность - это интегративное качество, относящееся к сфере смысло-жизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и “образ человеческий” в каждом индивиде.
Проблема духовности - это не только определение высшего уровня освоения личностью своего мира и отношения к нему. Это проблема выхода личности за рамки ограниченного жизненно необходимыми потребностями бытия, преодоления себя в процессе обновления и восхождения к своим идеалам, ценностям и реализации их на своем жизненном пути. Следовательно, это проблема “жизнетворчества”.
Духовно-нравственный компонент гражданско-патриотического воспитания в педагогическом процессе заключается в упрочении духовных связей с окружающей средой, как природной, так и социальной, в формировании устойчивого интереса к историческому прошлому своего народа и народов своей страны, в формировании фундаментальных потребностей: идеальной потребности в познании и социальной потребности “жить для других”.
Возрождение гражданственности и патриотизма в современных исторических условиях является гарантом существования и продуктивного функционирования общества, усиления его культурно-созидательного потенциала, духовного развития составляющих его личностей, установления конструктивного взаимодействия между разными народами в рамках мирового сообщества.
Воспитание духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма предполагает формирование и коррекцию важнейших социально значимых ценностей - качеств, их углубление в процессе овладения знаниями и стимулирования социальной активности детей и молодежи. Это предполагает создание условий для реализации возможностей и способностей личности в различных видах социально значимой деятельности - развивающей и включающей творческое начало.
Содержание гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания основывается на системе сформировавшихся на протяжении многих веков ценностей. Ценности определяют успех и развитие ребенка. Особое значение в развитии духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма имеют высшие ценности, интегрирующие взгляды, позиции, интересы личности, общества, государства и воплощающие достижения и богатства отечественной культуры, величие нашей истории и самой России. Среди наиболее значимых ценностей, тесно связанных с гражданственностью и патриотизмом, выделяются духовные, нравственные, интеллектуально-образовательные, социокультурные, исторические, социально-политические, профессионально-трудовые.
Гражданское воспитание детей и молодежи, в основу которого положен ценностно-деятельностный подход, определяет формирование гражданственности на основе ценностного континуума (мировоззренческие позиции ценностного плана, социально значимые ценности: патриотизм, чувство долга, активность, ответственность, свобода в принятии решений, милосердие и т.п.) и его закрепление в различных звеньях (полях) образовательного пространства: информационном, поликультурном, социальном, воспитательном, в процессе духовно-нравственного развития и социального самоопределения. Стоя на позиции деятельностного подхода, хотелось бы особо подчеркнуть субъектную сущность воспитания: ребенок развивается только в самостоятельной активной деятельности. Необходимо проводить ребенка через систему конкретных действий, “вложения душевных сил”, “создания радости для других”, говоря словами В.А. Сухомлинского.
Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание основывается на принципах научности, историчности, государственности, приоритетности духовного и культурного наследия России, ее высших ценностей и лучших традиций, системности, преемственности в воспитании духовности, гражданственности и патриотизма с учетом возрастных особенностей и интересов различных групп детей и молодежи, многообразия форм, методов и средств этой деятельности, ее направленности на развитие личности гражданина — патриота России.
Таким образом, концепция проекта МОУ СОШ №24 определяет целевые установки воспитания учащихся соответственно времени и с ориентацией на будущее.
Целью данной деятельности является формирование личности выпускника школы, которому присущи гуманистическая ориентированность и высокая гражданственность, направленность на профессиональный успех и творческая устремленность, интеллигентность, социальная активность и коммуникабельность, приверженность духовно-нравственным и патриотическим традициям, чувство гордости за свою страну, Донской край, родной город.
Главной задачей работы с учащимися школы можно считать создание условий для активной жизнедеятельности школьников, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей учащихся в интеллектуальном, духовном, культурном и нравственном развитии.
Общая цель образования достигается посредством интеграции в единую образовательную систему академической деятельности, дополнительного образования, социальной инициативной практики учащихся, жизнеуклада, ценностной среды школы, школы и семьи, педагогов и родителей, а также решением более конкретных задач, среди которых наиболее актуальными являются следующие:
- Формирование у обучающихся духовно-нравственных и культурных ценностей и потребностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе;
- Создание условий для творческой самореализации личности, обеспечения досуга школьников во внеучебное время;
- Формирование социально значимой деятельностной целеустремленности;
- Формирование и развитие потребности в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми;
- Формирование гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;
- Сохранение и приумножение историко-культурных традиций школы, города.
Конечным результатом реализации проекта должны стать:
- положительная динамика возрастания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у школьников;
- повышение качества знаний, духовной, нравственной, правовой культуры;
- модульное преподавание основ православной культуры на всех ступенях обучения;
- повышение уровня знаний об отечественной культуре и истории;
- повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации обучающихся;
- увеличение количества детей, охваченных мероприятиями по гражданско-патриотическому воспитанию;
- минимизация негативных проявлений в детской среде, повышение уровня правопорядка.
Оценку эффективности реализации Проекта можно выразить следующими показателями:
- Мониторинг сформированности ценностных ориентаций обучающихся (ежегодный анализ результатов).
- Творческие отчеты предметных методических объединений и МО классных руководителей о работе по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию (издание материалов).
- Эффективность участия школы в социальных и гражданских акциях, традиционных национальных праздниках, творческих конкурсах, фестивалях, чтениях, соревнованиях разного уровня.
Оценка эффективности реализации проекта предполагает создание специальной системы отслеживания результатов на основе применения систем социальной, социологической, психолого-педагогической диагностики с использованием методов математической статистики, педагогической интерпретации результатов, коррекции на их основе как самого инновационного проекта, так и процесса его реализации.
С целью возможности трансляции результатов эксперимента предполагается:
- Проведение семинаров по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию учащихся;
- Публикация материалов по указанной проблематике;
- Совершенствование работы.
Программа экспериментальной работы
Объект исследования – процесс формирование гражданской позиции учащихся школы.
Предмет исследования – отечественные духовно-нравственные и патриотические традиции как средства развития гражданских качеств учащихся в условиях общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования исходит из теоретических посылок, что возможности активного участия школьников в решении важнейших проблем общества в различных сферах его деятельности намного возрастут благодаря формированию и развитию у них таких важнейших социально значимых качеств, как высокая нравственность, гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и приумножению духовно-исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей.
Этапы реализации проекта
Первый этап реализации проекта – аналитико-диагностический (2008- 2009)
Задачи первого этапа:
- Создание творческой группы педагогов и руководителей кружков и клубов для разработки основных характеристик Проекта.
- Формирование нормативно-правовой базы реализации Проекта (Положение об экспериментальной деятельности школы).
- Мониторинг предпочтений школьников.
- Корректировка учебного плана, рабочих программ учителей.
Второй этап – технологический (2009-2010)
Задачи второго этапа:
- Реализация основных содержательных линий проекта через обогащение содержания образования, активное участие учащихся в социально значимой деятельности.
- Воспитание гордости за Российское государство и его свершения через изучение истории родного края, города, семьи, школы, знаменитых земляков, родителей и выпускников школы.
- Развитие научно-теоретических и методических основ гражданско-патриотического и духовного воспитания через обобщение опыта работы участников образовательного процесса, социальное партнёрство, внедрение новых форм, методов и средств по формированию гражданской позиции личности.
Задачи второго этапа реализации Проекта определяют приоритетные направления деятельности по развитию системы гражданского и патриотического воспитания в школе, а также формы и методы работы в данных направлениях:
1. Реализация основных содержательных линий проекта.
- Изучение воспитательного потенциала содержания учебных дисциплин в области гражданско-патриотического и духовного воспитания.
- Повышение квалификации педагогов, курирующих гражданское, патриотическое и духовное воспитание школьников.
- Расширение взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, детскими клубами и объединениями (ДДТ, СЮТ, “Русич”, Совет ветеранов), учреждениями культуры (ГДК “Гуковский”, музей, библиотеки).
- Включение в воспитательный процесс поисковой и краеведческой работы, а также туристической деятельности.
- Включение в воспитательный процесс инновационных педагогических технологий и методов (ИКТ, метод проектов, коллективное творческое дело, социально-значимая деятельность).
- Оптимизация информационной среды школы (буклеты по основным направлениям деятельности, оптимизация школьной газеты “Переменка”, популяризация достижений учащихся и педагогов, пополнение школьного сайта на основании современных информационных и дизайнерских требований).
- Развитие системы ученического самоуправления.
- Развитие традиций школы, формирование и сохранение уклада школьной жизни.
- Обогащение содержания образования за счёт усиления патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин.
2. Воспитание гордости за Российское государство и его свершения
- Проведение уроков и классных часов по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся;
- Знакомство с историей и традициями народов России, Донского края, формирование духовности, милосердия, этнической толерантности через деятельность объединений дополнительного образования (клуб старшеклассников “Лидер”, литературная гостиная), православного центра “Благовест”.
- Изучение истории и этнографии родного края на классных часах, посвященных городу, школе, элективных курсах по краеведению, на уроках истории, географии, литературы, биологии, технологии.
- Взаимодействие семьи, школы и общества в развитии патриотизма, как стержневой духовной составляющей ценности личности выпускника школы.
- Проведение общешкольных праздников, в том числе православных.
- Организация поисковой работы школьников по направлениям:
“Золотая летопись школы”;
“Знаменитые люди школы”;
“Наши родители – наши выпускники”;
“Наши родители и выпускники на службе Отечеству” (участники ВОВ, военных действий в Афганистане, Чечне, горячих точках России и за рубежом);
“Ими гордится школа”.
- Участие в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях:
“Я - гражданин России”,
“Отечество”,
Димитриевские чтения,
Фестиваль русской культуры,
конкурс сочинений “Моя семья в истории моей страны”, “О чем говорят фотографии”.
- Участие в областных, городских мероприятиях:
“Помоги пожилому человеку”,
Декада инвалидов,
Земля-наш дом,
Я люблю тебя, мой город,
Край родной, навек любимый,
Месячник оборонно-массовой и спортивной работы,
Вахта Памяти.
- Организация экскурсионных поездок.
- Шефская работа.
3. Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического и духовного воспитания.
- Создание методической базы данных по проблеме гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания (социальные проекты, введение учебно-исследовательской и поисковой работы учащихся в учебный процесс, проведение круглых столов, работа школьного пресс-центра).
- Реализация социально-значимых проектов “Салют, Победа!”, “Солдатский витамин”, “Дети-детям”, “Весенняя неделя добра”, “Подари детям добро”.
- Проведение педагогических советов и круглых столов по проблемам гражданского и патриотического воспитания.
Третий этап – контрольно-обобщающий (сентябрь 2010-сентябрь 2011).
Задачи третьего этапа:
- Обработка данных, полученных в ходе реализации I и II этапов проекта; обобщение экспериментальных и теоретических материалов; создание инновационного банка программ специальных курсов, классных часов с использованием цифровых технологий; популяризация достижений учащихся и педагогов.
- Обобщение опыта работы администрации, педагогов, воспитателей, родителей и учащихся по формированию гражданской позиции личности через приобщение к отечественным духовно-нравственным и патриотическим традициям.
- Педсовет “Эффективность гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания в школе”.
- Определение перспектив и путей дальнейшего развития.
Предполагаемые результаты реализации проекта и их измерители
Прогнозируемые результаты реализации Проекта | Способы измерения | Критерии оценки результатов | Исходные показатели | Целевые ориентиры | |
1 | Повышение качества знаний, духовной, нравственной, правовой культуры | Независимые обследования качества образования, участие в конкурсах | Повышение рейтинга школы | 4 место | 2 место |
2 | Повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации школьников | Участие в общественной практике школьного социума | Увеличение количества детей, охваченных мероприятиями по гражданско-патриотическому воспитанию | 50% | 90% |
3 | Развитие школьного самоуправления | Деятельность школьного парламента Работа клуба старшеклассников “Лидер” | Минимизация негативных проявлений в детской среде, повышение уровня правопорядка | На учете в ПДН-2 чел | Отсутствие уч-ся, состоящих на учете в ПДН |
5 | Совершенствование системы повышения квалификации кадров | Доля педагогов, осуществивших повышение квалификации в области духовно-нравственного воспитания. | Рост удельного веса педагогов, участвующих в инновационной деятельности | 40% | 75% |
6 | Сформированность Я – концепции, социальная зрелость учащихся | Мониторинг гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания | Положительная динамика возрастания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у школьников. | 20% высокий уровень, 40%-средний уровень воспитанности | 35%-высокий, 55%-средний |
Критерии и показатели мониторинга
гражданско-патриотического,
духовно-нравственного воспитания
Критерии | Показатели |
Воспитанность | Гуманность личности. Повышение уровня развития самодисциплины. Воспитанность гражданских качеств личности. Уровень развития культуры общения и взаимодействие с людьми. Развитие мотивации участия в совместной (коллективной) деятельности |
Освоение социокультурной среды | Любовь к родной земле. Политическая культура и ответственность за будущее страны. Доброта. Коллективизм. Упорство в достижении цели. Готовность к сочувствию и сопереживанию, высокая нравственность. Чувство собственного достоинства. Справедливость. Любовь к семье. Высокая нравственность в семье и в обществе |
Социальная зрелость учащихся | Развитие самостоятельности. Общественная активность. Развитие лидерских качеств личности, уверенности в себе, умений, делать выбор и принимать решения. Социальная ответственность. Построение жизненной перспективы. Готовность к выбору профессии |
Сформированность Я – концепции | Адекватность самооценки. Устойчивость интересов. Сформированность представлений о жизненных целях и о возможном выборе профессии. Умение планировать саморазвитие. Повышение самооценки, уверенности в своих силах и возможностях |
Ответственность за достижение результатов инновационной деятельности лежит на участниках Проекта: администрации школы, учителях-предметниках, классных руководителях, руководителях объединений дополнительного образования, педагоге- психологе, родительском и ученическом коллективах.
Описание системы обеспечения реализации проекта
:Механизм реализации Проекта основывается на совершенствовании форм и методов работы и взаимодействия педагогического и родительского сообщества школы, общественных органов управления, государственно-общественного управления по следующим направлениям:
- ресурсное научно-методическое обеспечение развития системы гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания (разработка мероприятий методическими объединениями, педагогами дополнительного образования, руководителями кружков, клубов, РК, Советом старшеклассников);
- презентация деятельности по реализации проекта и вынесение ее на открытый творческий отчет (включение в предметные недели, в содержание учебных программ и внеурочной деятельности, проведение месячника героико-патриотического воспитания);
- конференции, круглые столы, педсоветы с участием родителей, учителей, учащихся по научно-методической, учебно-исследовательской, практической работе по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию;
- мониторинги результативности деятельности по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, рефлексия и коррекция проекта.
Экспериментальная работа ведется при условии совершенствования нормативно-правовой базы: будут разработаны локальные акты в пределах компетенции ОУ: Положение об экспериментальной деятельности в школе, Положение ОУ о стимулирующих выплатах работникам МОУ СОШ № 24, участвующих в инновационной деятельности. В результате данных мер предполагается рост удельного веса педагогов, участвующих в инновациях. Отношения школы с учреждениями дополнительного образования строятся на основе договоров.
Управление реализацией Проекта формирования гражданской позиции личности через приобщение к отечественным духовно-нравственным и патриотическим традициям осуществляется в установленном порядке:
– взаимодействие между исполнителями Проекта осуществляет координатор – методический совет школы;
– текущее управление реализацией Проекта осуществляется администрацией школы.
Научно-методическое руководство проектом осуществляет Иванова Надежда Борисовна – директор центра модернизации общего образования. В рамках проекта также осуществляются связи с кафедрой воспитательной работы ИПК и ПРО.
В настоящее время в школе работают 34 педагога, из них – три молодых специалиста. Коллектив школы в достаточной степени владеет современными образовательными, в том числе компьютерными технологиями. Более 60 % коллектива владеют компьютером, используют на уроках современные ИКСО. С целью реализации поставленных задач необходимо пройти курсовую подготовку педагогам школы по вопросу ведения курса “Основы православной культуры”.
Кадровый потенциал МОУ СОШ №24
Индикаторы | 2008-2009 | |
Образование педагогов | Высшее Среднее специальное Незаконченное высшее |
82% 15% 3% |
Педагогический стаж | До 5 лет До 10 лет До 20 лет Свыше 20 лет |
18% 6% 32% 44% |
Аттестация кадров | Высшая категория Первая категория Вторая категория |
12% 41% 35% |
Повышение квалификации: | ИПК и ПРО Проблемные на базе города Интернет образование ПК |
28% 12% 9% 11% |
Материальное оснащение школы позволяет в целом решать поставленные задачи. В школе функционирует 26 кабинетов и 4 классные комнаты, имеется современный спортзал, актовый зал на 120 мест, 2 мастерские: по обработке металла, древесины и кабинет технологии для девочек. Действуют кабинеты: математики, физики, химии, биологии, технологии, 2 кабинета информатики, географии, истории, ОБЖ, религиоведения, мультимедийный, кабинеты начальных классов, благоустроенная библиотека с читальным залом, столовая на 100 мест, медицинский и стоматологический кабинеты, 2 спортивные площадки. Все кабинеты соответствуют основным требованиям.
Работают 30 современных компьютеров, из них 11 - подключены к сети Интернет. Компьютеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски используются на уроках математики, русского языка, иностранного языка, информатики, биологии, истории, географии, ОБЖ, музыки. С использованием ИКТ в течение двух лет издается школьная газета “Переменка”.
С 2000 года МОУ СОШ №24 является пилотной площадкой по реализации религиоведческого компонента. В связи с этим реализуются инновационные образовательные программы, составленные из сборника программ Отдела религиозного образования катехизации Ростовской епархии для факультативного преподавания в общеобразовательных школах (“Православная культура” (1, 2 год обучения) Л.Л.Шевченко, Совет русской православной церкви, 2004 г.).
Финансовое, материально-техническое, кадровое обеспечение эксперимента
№ | Мероприятия | Сумма | Сроки | Источники финансирования |
Оборудование кабинета религиоведения (компьютер, маркерная доска, проектор) | 40 тыс. | 2009 | субвенция | |
Оборудование кабинета русского языка №29 (телевизор, проектор, экран, маркерно-меловая доска, DVD) | 35 тыс руб. | 2009-2010 | субвенция | |
Дооборудование кабинетов
начальных классов:
|
30 тыс. 20 тыс. 10 тыс. |
2009 | субвенция | |
Приобретение и установление для блока начальной школы (каб №5): компьютера, проектора, телевизора, экрана, DVD | 35 тыс руб. | 2009 | ||
Оборудование кабинета иностранного языка №10: мебель, лингафонное оборудование | 24 тыс. 50 тыс руб. |
2010 | ||
Оборудование мастерских для мальчиков и кабинета домоводства для девочек | 30 тыс руб. | 2010-2011 | ||
Дооборудование кабинетов истории, ОБЖ, музыки наглядными пособиями | 30 тыс руб. | 2009 | ||
Курсовая подготовка учителей | 15 тыс руб. | 2009 | ||
Оборудование Зала Боевой славы | 20 тыс. | 2010 | Внебюджетные средства | |
Оформление летописи школы | 5 тыс. | 2009 | Внебюджетные средства | |
Пополнение библиотечного фонда | 20 тыс руб. | 2009 | Субвенция |
План работы по внедрению проекта
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственный | |
Развитие системы гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания для формирования гражданской и правовой компетентностей – ключевых социальных компетентностей | ||||
Реализация воспитательного потенциала урока, содержания образовательных программ, обеспечение воспитания в процессе образования | Постоянно | Учителя | ||
Обогащение содержания образования за счёт усиления патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин | 2009-2010 | Учителя истории, географии, литературы | ||
Модульное преподавание основ православной культуры на всех ступенях обучения | 2009-2010 | Учителя-предметники | ||
Разработка курсов или программ дополнительного образования по выбранной теме | 2008-2009 | Руководители кружков | ||
Организация работы православного центра “Благовест” | 2008-2010 | Лосева И.В. | ||
Проведение уроков в музее, библиотеках | По плану | Учителя | ||
Включение в воспитательный процесс инновационных педагогических технологий и методов (ИКТ, метод проектов, коллективное творческое дело, социально-значимая деятельность) | В течение года | Учителя, классные руководители | ||
Мониторинг эффективности образовательного процесса | 2010-2011 | Администрация. Психолог |
||
Организация и проведение школьного конкурса на лучшую постановку гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания в классе | 2010-2011 | Зам директора по ВР Шуваева И.И. | ||
Разработка школьных символов, ритуалов, гимна школы | 2009-2010 | Зам директора по ВР Шуваева И.И. | ||
Организация совместной работы с детскими объединениями патриотической направленности, спортивными секциями военно-прикладного характера (ДДТ, СЮТ, “Русич”, Совет ветеранов), учреждениями культуры (ГДК “Гуковский”, музей, библиотеки) | постоянно | Зам директора по ВР. Классные руководители |
||
Включение школьников в работу органов ученического самоуправления, детских общественных организаций, объединений, клубов, формирующих гражданскую ответственность, правовую грамотность, чувство долга и навык коллективной деятельности | 2009-2010 | Зам директора по ВР Шуваева И.И. Учитель истории |
||
Планирование и проведение классными руководителями системы классных часов, внеклассных мероприятий в рамках программы гражданского и патриотического воспитания | 1 раз в четверть |
Классные руководители | ||
Работа поисковых и творческих
групп в рамках учебно-исследовательской
деятельности учащихся по направлениям: “Золотая летопись школы” “Знаменитые люди лицея” “Наши родители – наши выпускники” “Наши родители на службе Отечеству” “История школы: время, события, люди” |
2009-2011 | Классные руководители. Учитель истории |
||
Организация поездок по памятным местам, паломничества | По плану | Центр “Благовест” | ||
Организация шефской работы в школе | 2009-2010 | Зам директора по ВР | ||
Воспитание гордости за Российское государство, его свершения. |
||||
Участие в научно-практических
конференциях, конкурсах, фестивалях: “Я - гражданин России”, “Отечество”, Димитриевские чтения, Фестиваль русской культуры; конкурс сочинений “Моя семья в истории моей страны”, “О чем говорят фотографии”, “Виват, Россия” |
По плану | Зам директора по ВР. ШМО учителей русского языка. Классные руководители |
||
Участие в областных, городских
мероприятиях: “Помоги пожилому человеку”, Декада инвалидов, Земля - наш дом, Я люблю тебя, мой город, Край родной, навек любимый, Месячник оборонно-массовой и спортивной работы, Вахта Памяти |
По плану | Зам директора по ВР. Учителя физкультуры. Классные руководители |
||
Физкультурно-оздоровительная
деятельность: соревнования по футболу, баскетболу, волейболу, теннису |
постоянно | Учителя физкультуры | ||
Реализация социально-значимых
проектов “Салют, Победа!”, “Ветеран живет рядом”, “Солдатский витамин”, “Пожилым людям – достойную старость”, “Сердце отдаю детям”, “Весенняя неделя добра”, “Подари детям добро”, “Забота”, “Чистый двор”, “Нет наркотикам” |
По плану | Зам директора по ВР | ||
Участие в городских
соревнованиях патриотической направленности: “А ну-ка, парни”, “Зарница”, “Орленок”, “Безопасное колесо” |
2008-2011 | Зам директора по ВР | ||
Методическое обеспечение |
||||
Освещение опыта работы школы в СМИ | В течение года | Зам директора по УВР Охрименко Т.И. | ||
Пополнение школьного сайта | 2 раза в месяц | Мансурова Н.В. | ||
Выпуск школьной газеты “Переменка” | 1 раз в месяц | Андрияшина Е.Н. | ||
Создание инновационного банка интегрированных уроков, курсов, классных часов, методических рекомендаций по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию | 2009-2011 | Зам директора по УВР Охрименко Т.И. |