Цель: познакомить с изменениями природы осенью.
Задачи:
- Ввести понятие «листопад» как процесса увядания природы.
- Развивать речь, внимание, память учащихся.
- Прививать интерес к изучению природы, любовь к природе.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успехов в учебе, хлопки в ладоши.
II. Актуализация знаний
– Сколько сторон света?
– Назовите.
– Сколько времен года?
– Назовите.
– Назовите органы растений.
– Назовите подземный орган.
– Назовите надземный орган.
– Как питается дерево?
III. Работа по теме
– А какое время года сейчас за окном?
– Почему? Назовите признаки осени.
– Сегодня наш урок посвящен времени года –
осени.
Дети читают стихотворения.
Бродит в роще листопад
По кустам и кленам
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.Соберем из листьев веер
Яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер
Легкий и игривый.И послушно ветру в след
Листья улетают.
Значит лета больше нет –
Осень наступает.
– Летом мы собираем букеты из цветов. А
осенью что можно собирать в букеты?
– Какой получится букет?
– Если листья опадают, значит какое время года
наступает?
– Сколько месяцев у осени? Отгадайте названия
месяцев.
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)
– По каким признакам поняли, что это сентябрь?
– Какой звук первый в слове «сентябрь»? (С)
Все мрачней лицо природы
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
– Какие признаки этого месяца вы увидели в этих
строчках?
– Какой первый звук в этом слове? (О)
Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле оземь ржи,
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
– Почему ноябрь? Какой звук первый? (Н)
– Мы назвали три месяца осени – сентябрь,
октябрь, ноябрь.
– Прочитайте, что получилось. (СОН)
– Как можно связать слова ОСЕНЬ и СОН?
Осенью природа засыпает. Все деревья спят и им
снятся сны. Животные ложатся в спячку. Им тоже
снятся сны.
– Какие осадки выпадают осенью? (Cнег, дождь)
IV. Физкультминутка
V. Работа с книгой
– Сравнить картины на доске с иллюстрацией в
учебнике.
– Чем схожи?
– Чем отличаются?
– А какая она осень? Подберите слова, к слову
ОСЕНЬ. (Золотая, хмурая, дождливая, пушкинская)
– Чем радует нас осень? А почему она золотая?
– А давайте отгадаем слово, спрятанное в этих
клеточках как в Поле чудес.
– Нужно вписать первую букву слова-отгадки.
Л | 1 | С | Т | 2 | П | 3 | Д |
1. Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу
За собою хвост тащу.2. Что такое перед нами
Две оглобли за ушами
На глазах по колесу
И сиделка на носу?3. На бахче у нас растет
Как разрежешь – сок течет…
Свеж и сладок он на вкус
Называется … арбуз.
– Давайте прочитаем слово, которое получилось.
А что такое «листопад»?
– Какие 2 слова спрятались в этом одном?
Ответы детей.
Листопад – так называется процесс опадания листьев. Повторите хором. А давайте сейчас в классе устроим листопад. Мы разукрасим листочки.
VI. Подготовка необходимого материала – листик, краски, кисточка, вода, газета, скотч.
Приклеиваем листики к дереву как будто оторвались и летят (нарисовать на ватмане дерево).
VII. Заучивание наизусть
Листопад
Листопад, листопад,
Листья кружатся, летят.
Полетели, покружились
И на землю опустились.
VIII. Дать оценку ответам детей
- Умницы ребята …
- Молодцы ребята …
- Хорошо отвечали…
IX. Обобщение
– Как называется процесс опадания листьев?
– Красивый получился у нас листопад?
– Что делает Природа осенью?