Введение
Главнейшим фактором успешности обучения является интерес учеников к предмету. Желание учиться, интерес к новым знаниям – характерная черта рода человеческого. Заметить и развить этот интерес довольно трудно. Умение заинтересовать математикой – дело непростое поэтому важной проблемой преподавания математики является поиск путей повышения интереса к обучению математике и активизации познавательной деятельности учащихся.
Тема «Движение по воде» очень насыщена различными формулами, поэтому очень важно вовлечь в деятельность на уроке каждого учащегося. Данный проект наглядно и интересно представляет различные виды движений на воде. Урок-проект возбуждает интерес ребенка, обучение становится привлекательным для него. Поэтому учащиеся легко воспринимают и понимают основные формулы. На уроке организуются ролевые ситуации в группе, позволяющие ученику управлять процессом обучения:
- «штурманы» – ученики, которые отвечают за создание табличной модели задачи(прокладывают маршрут);
- «связники» – ученики, которые решают задачу в общем виде(подбирают формулы, информируют о дальнейших действиях);
- «капитаны» – ученики, которые представляют арифметическое решение задачи (действуют исходя из ситуации).
В ходе принятия на себя ролей ученики участвуют в сборке этапов решения задачи, составляют «шпаргалку» по трудной теме.
В данном проекте используется программа МS PowerPoint, которая позволяет учащимся корректировать свою деятельность: быстро проверять решение, возвращаться к материалу. Пояснения для работы со слайдами презентации даны в окне презентации «заметки к слайду»
Проект можно использовать на уроках математики, информатики (демонстрация возможностей программы МS PowerPoint). Движение по течению и против течения может вводиться в начальной школе или до изучения темы «Десятичные дроби», для этого в презентации к уроку нужно поменять десятичную запись чисел на натуральные числа.
Возраст учащихся: 5 класс.
Дидактическая цель проекта:
- создание условий для осознания и осмысления способов решения задач на движение по озеру, по течению, против течения.
- формирование умения работать в группе
Образовательная: ввести типы задач на движение по воде, вывести формулы вычисления скорости по течению и против течения, научить применять их, ввести способ решения таких задач, продолжить формирование вычислительных навыков.
Развивающая: через решение задач развить творческую и мыслительную деятельность учащихся, развивать эмоции учащихся через создание на уроке ситуаций эмоционального переживания.
Воспитательная: формирование элементов социально-личностной компетентности на основе умения проектировать и осуществлять алгоритмическую и эвристическую деятельность, проверять и оценивать результаты деятельности.
Ход урока
Разделы урока | Содержание деятельности | Использование ИКТ(слайды) |
Организационные формы |
I. Организационный |
Учащимся предлагается работа на «конвейере по сборке задач» | Введение ролей в группе: «штурман», «связник», «капитан» | |
II. Сообщение темы урока | Представьте себе, что на улице весна. Солнце растопило снег. Появились лужицы и побежали ручейки. Сделаем бумажные кораблики и пустим их в лужу и в ручей. Что же произойдет с нашими корабликами? Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока? |
Слайд 4 демонстрация на слайде слов учителя |
Беседа, позволяющая сформулировать тему урока |
III. Первичная актуализация | Учащиеся формулируют проблемные вопросы, на которые должны дать ответ в ходе изучения темы Проблемы: 1. Какие существуют виды движений по воде? 2. Можно ли заставить кораблик двигаться по луже? по озеру? 3. Против течения ручья? 4. Как вычислить расстояние при движении по воде? 5.Как определить скорость в таком движении? 6. Что общего и в чем различие между видами движений по воде? 7. Какие можно выделить этапы решения задач на движение по воде? |
к Слайду 5 к Слауду 6 к Слайду 8 |
Беседа Вопросы записываются на доске. Ответ на слайде Приводим к общему мнению – поставить моторчик (на слайде показываем) |
IV. Повторение | Движение по озеру (по дороге), обсуждение вопроса 2 (ставим моторчик и заводим его), повторение функциональной зависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Обозначения, таблица. Устно решаем задачи на движение в стоячей воде, проверяя правильность применения формулы (гиперссылки в задачах) |
Слайд 6
демонстрация на слайде слов учителя Слайд 7 |
Фронтальный опрос устное решение задач с повторением формул |
V. Предъявление нового материала | Выводим на модели реальной действительности формулы вычисления скоростей, рассматриваем типы задач, подходы к решению. · по течению (Мы видели, что кораблик по течению поплывет по ручейку сам . Почему? Скорость его движения равна скорости ручейка(течения) А что, произойдет если к нему поставить моторчик? Действительно он поплывет быстрее. Как же мы найдем скорость в этом случае? (вопрос 5) По рисунку на слайде выводим формулу. Решаем первую задачу со слайда 16 и возвращаемся назад на слайд 8 · против течения (Можно ли заставить кораблик двигаться против течения ручейка? (вопрос 3) Движение против течения вроде бы не реально, но если мы поставим кораблику моторчик сильнее течения, то он поплывет. Как же мы найдем скорость в этом случае? (вопрос 5) По рисунку на слайде выводим формулу. Решаем вторую задачу со слайда 16 и возвращаемся назад на слайд 8 ·Решение задачи и вывод формулы – вычисление скорости течения, зная скорость по течению и скорость против течения |
Слайд 8
демонстрация на слайде слов учителя Слайд 16 Слайд 9 демонстрация на слайде слов учителя Слайд 16 Слайд 10 демонстрация на слайде вывода формулы |
Беседа с элементами проблемных вопросов |
VI. Первичное закрепление | Проверка усвоения формул Повторение этапов решения задачи, (вопрос 7) -таблица, формулы, арифметические действия. |
Слайд 11, 10 | Заполнение таблицы (можно фронтально или письменно на выданных таблицах), проверка на слайде. |
VII. Закрепление | Предъявление задач для решения в группах (3 группы), оформляют этапы решения на ½ листа формата А4 1 ч. – данные задачи заносит в таблицу 2 ч. – записывает решение в общем виде (формулы) 3 ч. – выполняет арифметическое решение |
Слайд 12 | групповая |
VIII. Содержательный итог урока | Выступление групп по «сборке» этапов решения задач (каждая группа выстраивается по этапам решения) | Проверка по слайдам 13, 14, 15 |
Групповая |
IX. Домашняя работа | Табличная модель задачи | Карточки | Индивидуальная |
X. Рефлексия | На корабликах записать новые формулы и этапы решения задачи на движение по воде | Слайд 17 | индивидуальная |
Заключение
Таким образом, предлагая проект урока математики по теме «Движение по воде», учитель помогает учащимся осмысливать те или иные математические формулы, чем больше у них живого интереса к предмету, чем живее и непринужденнее форма, в которой им преподносится задача, тем лучше они понимают способы действия и хотят заниматься математикой. Математика – предмет настолько серьезный, что воспользоваться каждой возможностью оживления уроков – чрезвычайно важно. Учитель должен помочь ученику увидеть в серьезном – курьезное, в скучном – занимательное, в обычном – необычное. Ведь интерес служит стимулом к дальнейшей работе ученика.
Библиографический список:
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2009.
- urok.1sept.ru
- Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике. – М., 2001.
- Урок 20 задач. Задачи на движение// газета «Математика в школе» №13, 2002.