Творчество – важный предмет исследования. Мы знаем, что интерес к этому вопросу возник давно, а в прошлом столетии начала складываться «наука о творчестве» под общим названием «теория и психология творчества».
Предметом психологического исследования
творчества оказываются формы и закономерности
сигнальной деятельности, сигнальной связи,
которым подчиняется творческий труд.
Известно, что в конце XIX столетия в России
возникла методология внешкольного образования,
суть которой – творчество, проявляющееся у
человека при любой интересующей его
деятельности.
Вот уже несколько лет наше общество переживает социальный, культурный и нравственный кризис, в результате которого возникают многие проблемы с детьми и подростками. Ситуация инициирует необходимость восстановления культурных традиций, творческого возрождения.
В условиях коррекционного Центра реабилитация детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи через творческие задания, является богатейшим воспитательным материалом, так как дети и подростки получают возможность проявлять себя, удовлетворять свой интерес, испытывать чувство «полёта души», не замечая коррекционных воздействий, но понимая, что их поведение меняется в положительную сторону. Социальный педагог помогает детям почувствовать силу свободы в том пространстве, в котором каждый из них будет творцом и рулевым своего поведения.
Надо сказать, что особенные качества творческой личности связываются с резко выраженной фантазией, выдумкой, уклонением в сторону от шаблона, оригинальностью. И это заложено в каждом ребёнке.
При этом способность творца выражается необыкновенной напряжённостью внимания, огромной восприимчивостью, впечатлительностью, даром интуиции, предчувствия, предугадывания, работой, ремеслом.
Так, в трудах В.М. Бехтерева творчество описано как определённая степень одарённости и соответственное воспитание, создающее навыки в работе.
Навыки в работе, естественно, развивают склонность к выявлению природных дарований, благодаря чему возникает почти непреодолимое стремление или тяга к творческой деятельности, а соответственно, к изменению самого себя.
Но управлять творчеством даже маленького человека невозможно, опираясь лишь на знание заложенных в его памяти каких-либо сведений в той или иной области.
Также невозможно управлять творчеством человека, не учитывая его мировоззрения, убеждений, интересов, склонностей, способностей, мотивов деятельности, не учитывая его знаний о предмете творческой деятельности, не исследуя эмоциональный микроклимат ребёнка.
Поэтому важным звеном в данном направлении является работа по развитию эмоциональной сферы ребёнка, так как в отличие от его интеллектуального развития, эмоциям детей не всегда уделяется должное внимание.
К. Изард писал, что эмоции дают энергию и организуют восприятие, мышление и творчество; следовательно: формируют личность человека.
Руководствуясь его принципами, в детях необходимо «воспитывать умные эмоции», но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать.
Думаю, не потерял актуальности феномен Л.С. Выготского – «засушенное сердце» (отсутствие чувства), наблюдавшийся у его современников, как он сам пишет, и связанный с воспитанием, направленным на интеллектуальное поведение.
Во многом такому обесчувствованию способствует технологизация жизни, в которой участвуют дети. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах они становятся менее отзывчивыми к чувствам других.
Поэтому для коррекции поведения и раскрытия творческого потенциала в детях в Центре реализуются программы, направленные на развитие эмоций и эмпатии.
Для целенаправленной и системной работы, конечно, необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться.
Из множества классификаций эмоций, наиболее удобной для практических целей на наш взгляд является классификация К. Изарда, которая основана на таких базовых эмоциях, как интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные же эмоции, согласно этой теории, являются производными.
Известно, что особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительным движениям мышц лица), пантомимике (выразительным движениям всего тела), и «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме, голосовых проявлений/вибрато голоса). Поэтому выразительными действиями и средствами, заложенными в образовательные программы творческого направления, не только определяется, но и формируется чувственная сфера.
Работая социальным педагогом в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции города Полевского, приходится констатировать, что от родителей поступает всё больше обращений, связанных с эмоциональными нарушениями у детей и подростков.
Родители, обратившись на консультацию, как
правило, сообщают, что их детей не покидает
чувство подавленности и одиночества. Психологи и
педагоги, оценивая такое состояние детей,
диагностируют «эмоциональную
неадекватность». В беседе с родителями часто
выясняется, что ребёнка сопровождают страхи и
обиды, чрезмерная плаксивость и
агрессивность.
Конечно, родители в первую очередь надеются на
избавление детей от страхов, тиков, плохой
успеваемости, понимая, что для детей это очень
важно.
Но ведь скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи и движений тела затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми, что также крайне важно.
Вот почему невыразительность моторики заслуживает пристального внимания.
С этой целью с детьми проводятся диагностические исследования по развитию эмоциональной сферы (по параметрам Л.П. Стрелковой):
– адекватная реакция на различные явления
окружающей действительности;
– адекватная интерпретация эмоциональных
состояний других людей;
– широта диапазона понимаемых и переживаемых
эмоций (глубина переживания, уровень передачи
эмоционального состояния в речевом плане,
терминологическая оснащённость языка).
Театропедагогика – путь к воспитанию «добрых эмоций»
Для детей и подростков с выраженными неврозами на фоне изменения эмоционально-волевой сферы я успешно реализую групповые занятия по театротерапии с обязательным экспрессивно-двигательным тренингом.
Программа адресована детям и подросткам от 5 до 14 лет при нормальном интеллектуальном развитии, но может быть адаптирована на детей с проблемами развития (для детей с ОВЗ) путём упрощения заданий.
В программе используются здоровьесберегающие технологии. А направленность имеет экологический характер, так как учит детей видеть и понимать окружающий мир, помогает сформировать жизненные представления, наладить общение со сверстниками и взрослыми, развивает творческий потенциал.
У детей и подростков в результате прохождения программы формируется «Я-концепция»; они учатся разбираться в своих чувствах и находить пути решения проблемы.
В программе есть такие задания, на которых дети работают с куклами-образами. В стихотворной (рифмованной) форме через куклу-образ ведётся диалог, благодаря которому легко говорить о своих ощущениях.
За основу программы модуля взята работа по известному методу сказкотерапии (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева).
Постановочные действия направлены на обучение детей и подростков элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении через мимику и движения.
Экспрессивно-двигательный тренинг, включённый в программу по театротерапии, представляет собой новое направление социального тренинга и создан он на основе синтеза подходов танцевальной и социальной терапии.
Успешными оказываются занятия-этюды на развитие двигательной активности и быстроту реакции.
Практика показывает, что для отслеживания результатов работы по данному модулю предпочтение отдаётся следующим социально-педагогическим методикам:
– Методика «Волшебная страна чувств» (Сборник
программ по сказкотерапии под редакцией Т.Д.
Зинкевич-Евстигнеевой) поможет исследовать
эмоциональное состояние каждого ребёнка в
начале работы по программе и при её завершении.
– Социальная методика «Лесенка», проводимая
в начале и в конце работы по программе,
покажет, насколько повысилась самооценка у
каждого ребёнка после прохождения программы.
– Методика выявления коммуникативных и
организаторских способностей предназначена для
выявления организаторских склонностей
(стремление расширять контакты, проявлять
инициативу).
– Оценка социального компонента, которая
складывается из оценки социальных возможностей
(включённость в игровой процесс, включённость в
импровизированный сценарий) и из оценки системы
отношений с участниками группы (широта круга
общения, стиль общения).
Развитие творческих возможностей детей – это, по сути, их реабилитация, восстановление, через творчество.
Таким образом, открывая для ребёнка удивительный мир творчества, социальный педагог не только передаёт детям определённые знания, навыки и умения в области какого-то конкретного вида творческой деятельности, но и одновременно социализирует и адаптирует детей в окружающий мир.
Это очень серьёзная и ответственная сфера деятельности, так как результатом такой работы должно быть возвращение ребёнка к активной жизни, преодоление его депрессивного состояния и выработка психологической уверенности в себе.
Значение творческой деятельности в области изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества
Проблемы с детьми и подростками решаются разными путями.
Весьма эффективным способом реабилитации детей и подростков является проведение занятий с использованием средств народной педагогики через последовательное привлечение их к деятельности в области изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.
Есть уверенность в том, что, если дети осознают свои интересы и будут способны их реализовать, то это гарантирует в дальнейшем их жизненный успех.
Именно с учётом этой особенности восприятия мира ребёнком и должен выстраиваться образовательный процесс в условиях Центра по восстановлению положительных поведенческих реакций у детей и подростков.
Занимаясь ремеслом, постигая свойства вещей и реализуя свои потребности, дети и подростки невольно сами формируют себя и образ окружающего мира, что помогает им адаптироваться в социуме и решать уже самостоятельно свои проблемы.
Предлагаю фрагмент занятия по театротерапии.
Творческая игра – «Подбери сюжет»
Тема: «Радостная весть иликак найти дорогу к позитивным эмоциям».
Связь эмоций: радость и грусть (принятие эмоции «радость» через обиду, грусть, переживания)
1. Выяснение причины грустного настроения, грустных переживаний. По выбору.
Ссора с другом. Ссора с подругой. Обида на родителей. Обида на друзей. Тоскливое чувство по лету. Тоскливое чувство от одиночества.
2. Способы устранения плохого настроения. По выбору.
Помириться. Подружиться. Простить. Забыть о неприятностях. Встретиться. Побеседовать.
3. Действия по устранению плохих эмоций.
Самостоятельное принятие решений (письменный вариант). Обсуждение.
4. Обратная связь. Ваши ожидания. «Эффект бумеранга».
Итог: как ты относишься к людям, так и люди будут относиться к тебе. Не замыкайся в себе.
Приложение 1
Дополнительный материал
1. Бросил я, друзья, шутить.
Понемногу стал грустить.
Солнце яркое мне – ночь.
Как Пьеро, я стал точь-в-точь.
На улыбки не смотрю
Больше прежнего грущу.
2. Сравнение персонажей: Пьеро и Мальвина
Раскрашивание «цветом» и «словами» эмоции
«грусть»
3. Загадка
Кто беспечен и приветлив,
А улыбка «до ушей»,
Хоть завязочки пришей?
(Буратино)
4. Сопоставление
Разные персонажи: Буратино и Пьеро (мимика лица, жесты, звуки)
5. Сочинение (в рифму или без рифмы)
6. Пантомима (эмоции, которые не нужно сдерживать) По выбору.
Слон, бегущий на водопой
Рыба, попавшая на берег
Зонт, который боится дождя
Кричащий во сне (его не слышат)
Голова в пасти у крокодила
Гусеница, которую сейчас раздавят
Жук, который не может взлететь
7. Куклы-эмоции (попробуй – передай эмоции через ручную куклу через стихотворные рифмы)
8. Стихи, которые мы сочинили вместе с ребятами.
Улыбнись. Скажи: «Привет»
Посмотри и дай совет –
Всему в жизни удивляйся, но собой не похваляйся.
Всем обидчикам скажи:
Желаем счастья от души!
Испугался – улыбнись!
Сколько сможешь – продержись.
Станешь ты бодрее вмиг:
Радость страх твой победит.
Я упал – ушиб колено,
Отдохнул –
И постепенно позабыв про неудачу.
Я пошёл, совсем не плача.
Понапрасну не грусти –
Будешь ты всегда в пути.
Собирайте только радость,
Принимайте только сладость.
Выгоняйте трусость, лень.
Улыбнётся вам и пень.
Дождик льётся, он – смеётся.
Нет дождя, теперь он плачет
Ничего это не значит.