Занятие по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников с ЗПР по теме "Соревнования в лесу"

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Программные задачи:
– формировать умения: считать в пределах 5,выкладывать цифровой ряд от 1 до 5, соотносить цифру с числом предметов.
– упражнять в дифференциации понятий “большой, поменьше, маленький”,
– развивать пространственные ориентировки,
– развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память, мышление,
– активизировать познавательную деятельность,
– закрепить знание цифр; порядковых числительных, названия основных и оттеночных цветов,
– воспитывать интерес к соревнованиям, чувство взаимопомощи, положительные эмоции.

Материалы для проведения занятия: набор цифр от 1 до 5 у каждого ребенка, медали для оценки деятельности детей, экран для демонстрации презентации “Соревнования в лесу”, аудио запись Екатерины Железновой “Попрыгаем”.

I. Организационный момент.

Слайд 2.

Дефектолог.

Внимание, внимание в лесу соревнования.
Отправиться, как зрители туда вы, не хотите ли?

Дети. Хотим.

Слайд 3.

– На соревнования хотим попасть не только мы. Звери купили билеты на поезд, который привезет их в сказочный лес, а вот в какой вагон им надо сесть они не знают. Цифра на билете – это порядковый номер вагона.
– Сколько вагонов в этом поезде?
– Как вы думаете, кто должен поехать в первом вагоне?

Ребенок. Слоненок. У него цифра 1.

Педагог кликает мышкой на слоненка. Он появляется в первом вагоне.

Дефектолог. Как называется вагон, который следует за первым вагоном?

Ребенок. Второй.

Дефектолог. Кто поедет во втором вагоне?

Ребенок. Ослик. У него цифра 2.

Педагог кликает мышкой на ослика. Он появляется в первом вагоне.

Дефектолог. В каком вагоне поедет попугай?

Ребенок. В третьем. У него на билете цифра 3.

Педагог кликает мышкой на попугая. Он появляется в первом вагоне.

Дефектолог. Давайте по порядку посчитаемся, и смело в лес мы отправляемся.

Дети называют свой порядковый номер, стоя в шеренге.

II. Основная часть.

1. Упражнение “Карта”.

Слайд 4.

Дефектолог. Чтобы добраться до леса, надо изучить карту. Вот наш сад, а вот лес, полный разных чудес. Куда мы пойдем сначала? Налево или направо?

Ребенок 1. Пойдем направо. Дойдем до домика.

Ребенок 2. Вниз пойдем. До пенька дойдем.

Ребенок 3. Повернем направо.

Дефектолог. Что впереди?

Ребенок 3. Цветочная поляна.

Дефектолог. А дальше куда пойдем?

Ребенок 4. Вниз пойдем, до дерева дойдем.

Ребенок 5. Налево повернем и до леса дойдем.

Дефектолог. Молодцы, вот мы с вами и пришли в лес.

2. Упражнение “Расставь по порядку”.

Слайд 5.

Дефектолог. Здесь уже готовятся к соревнованиям. А вот и спортсмены. Кто выступает под номером 1?

Ребенок. Под номером 1 выступает лев.

Дефектолог. Почему вы так решили?

Ребенок.  У льва цифра 1.

Далее педагог аналогично уточняет номера всех участников соревнования.

Дефектолог. Звери никак не могут начать соревнования, потому что не знают, кто за кем должен стоять. Давайте поможем им встать по порядку, согласно номерам.

Дети называют участника и его номер. Педагог кликает мышкой на указанного героя или на красную дорожку и указанный герой встает на свое место в ряду участников на слайде. Если ответ неправильный – педагог кликает мышкой на тигра-судью. Появляется слайд № 18, который напоминает правильный цифровой ряд. Дети вспоминают правило расположения цифр в ряду. Затем педагог кликает на стрелку возврата на слайд 6.

– А теперь выложите на столе цифровой ряд от 1 до 5 из карточек с цифрами.

Цифровой ряд убирать не следует. Он остается перед каждым ребенком до конца занятия.

2. Упражнение “Найди цифру”.

Слайд 7.

– На соревнования пришли болельщики. Они будут поддерживать участников, своих друзей. Божья коровка раздает шарики болельщикам с номерами участников.
– Корова дружит со слоненком.
– Вспомните, какой номер у слоненка?
– Шарик, какого цвета с цифрой 3?

Педагог кликает мышкой на шарик, указанного ребенком цвета. При правильном ответе шарик появляется у коровы. При неправильном ответе появляется собачка, которая просит подумать и дать правильный ответ.

Слайд 8.

– Белка дружит с осликом.
– Вспомните, какой номер у ослика?
– Шарик, какого цвета с цифрой 2?

Педагог кликает мышкой на шарик, указанного ребенком цвета. При правильном ответе шарик появляется у белки. При неправильном ответе появляется собачка, которая просит подумать и дать правильный ответ.

Слайд 9.

– Кенгуру дружит с зайчиком.
– Вспомните, какой номер у зайчика?
– Шарик, какого цвета с цифрой 5?

Педагог кликает мышкой на шарик, указанного ребенком цвета. При правильном ответе шарик появляется у кенгуру. При неправильном ответе появляется собачка, которая просит подумать и дать правильный ответ.

3. Упражнение “Делаем то, что видим, а не то, что слышим”.

Слайд 10.

Дефектолог: Тренер-тигр предлагает нам провести разминку. Будьте внимательны, делайте то, что видите, а не то, что слышите.

Дети встают перед педагогом. Педагог демонстрирует упражнение “Руки вверх”, а сам дает инструкцию “Руки вниз”. Дети делают то, что показывает дефектолог, а не то, что он говорит. Упражнения общеразвивающего типа: приседания, прыжки, наклоны, хлопки, ходьба на месте. После выполнения упражнений дети садятся на ковер.

4. Упражнение “Большой, поменьше, маленький”.

Слайд 11.

Дефектолог:

– Внимание, внимание, начинаются соревнования.
– Первое задание участникам соревнования: “Собрать предметы разные по размеру.
– Вспомните, какие бывают предметы по размеру. Они бывают большие, поменьше и маленькие.
– Лев должен собрать большие мячи, ослик – мячи поменьше, а зайчик – маленькие мячики.
– Давайте примем участие в соревнованиях. Поможем нашим участникам собрать мячи разные по размеру.
– Вы должны назвать сначала цвет больших мячей и помочь льву, т.к. он самый большой.

Дети называют цвет больших мячей. Педагог кликает на них мышкой и появляется аплодирующий мальчик, подтверждающий правильность ответа. Затем называют цвет мячей поменьше, и цвет маленьких мячей.

– А теперь давайте проверим, как участники справились с первым заданием.
– Кто собрал большие мячи?

Ребенок. Лев.

Слайд 12.

Педагог кликает мышкой на экран. Появляется лев.

– Ваня, сколько больших мячей? Посчитай.

Ребенок. 5.

– Покажите цифру, которая показывает количество мячей у льва.

Дети выбирают карточку с цифрой из разложенного перед ними цифрового ряда.

Сравните свой ответ с ответом льва.

Педагог кликает мышкой на экран. Появляется правильный ответ.

– Кто собрал мячи поменьше?

Ребенок. Ослик

Педагог кликает мышкой на экран. Появляется ослик.

– Оля, сколько мячей у ослика? Посчитай.
– 4.
– Покажите цифру, которая показывает количество мячей у ослика.

Дети выбирают карточку с цифрой из разложенного перед ними цифрового ряда.

Сравните свой ответ с ответом ослика.

Педагог кликает мышкой на экран. Появляется правильный ответ.

Педагог снова кликает мышкой на экран. Появляется зайчик..

– Какие мячи у зайчика?

Ребенок. Маленькие.

– Сколько маленьких мячей собрал зайчик? Посчитайте и покажите соответствующую цифру.

Дети выбирают карточку с цифрой из разложенного перед ними цифрового ряда.

Сравните свой ответ с ответом зайчика.

Педагог кликает мышкой на экран. Появляется правильный ответ.

– У кого из участников мячей больше всех?

Ребенок. У льва 5 мячей.

Слайд 13.

Педагог кликает мышкой на экран.

– А у кого мячей меньше всех?

Ребенок. У зайчика 3 мяча.

Педагог кликает мышкой на экран.

Дефектолог. 5 больше, чем 3.

Слайд 14.

Самостоятельная работа.

У каждого ребенка набор из 5 вырезанных по контуру предметов разного размера.

– А теперь самостоятельно разложите предметы от самого маленького, до самого большого.

Детям, которые выполнили задание правильно, педагог вручает медали

5. Динамическая пауза. Мы попрыгали.

Тигр-тренер предлагает всем выйти на полянку и сделать разминку.

Педагог кликает мышкой на тигра. Звучит музыкальная разминка. Дети выполняют упражнения согласно тексту.

Мы прыг, прыг, попрыгаем,
Чтобы лень прогнать.
Мы ножкой дрыг, дрыг, подрыгаем,
Чтобы не стоять.
Нам рот пора раскрывать,
Чтобы не зевать.

6. Упражнение “Число-цифра”.

Слайд 15.

– Следующее задание для участников соревнования.
– Волк и слоненок должны обозначить цифрой число предметов в квадратах.
– Помогите волку посчитать мячи. Покажите цифру с ответом.

Дети вместе с педагогом считают мячи. Выбирают из цифрового ряда цифру с правильным ответом. Показывают ее педагогу.

– Давайте проверим.

Педагог кликает мышкой на экран, появляется правильный ответ.

А теперь покажите цифру, которая обозначает число звездочек.

Дети самостоятельно считают звезды. Выбирают из цифрового ряда цифру с правильным ответом. Показывают ее педагогу.

– Давайте проверим.

Педагог кликает мышкой на экран, появляется правильный ответ.

– Сколько машин вы насчитали? Покажите цифру.
– Давайте проверим.

Педагог кликает мышкой на экран, появляется правильный ответ.

– Слоненок считает, что в квадрате 3 зайчика. Это правильно?

Дети самостоятельно считают зайчат. Выбирают из цифрового ряда цифру с правильным ответом. Показывают ее педагогу.

– Давайте проверим.

Педагог кликает мышкой на экран, появляется правильный ответ.

III. Итог занятия.

Слайд 16.

Дефектолог:

– Соревнования, к сожалению, закончились.
– Вспомните, кто был первым участником соревнования?

Педагог кликает мышкой на экран, появляется лев.

– Кто выступал под номером 4?

Педагог кликает мышкой на экран, появляется волк.

– Сколько всего участников было на соревнованиях?

Педагог кликает мышкой на экран, появляются все участники соревнований.

Слайд 17.

– Вы были внимательными, старательными и спортсмены решили сказать вам: “Спасибо за внимание. Отличного настроения! До новых встреч!”