Подготовка к написание сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА

Разделы: Русский язык


Известно, что в 8–9-х классах продолжается подготовка к написанию сжатого изложения. Учитель знакомит школьников с основными приемами сжатия текста и тренирует ребят, подбирая для этого специальные упражнения. Мне кажется, что целесообразно в таких упражнениях использовать тексты предыдущих контрольных работ. Не секрет, что тексты, которые получает школа, иногда бывают очень сложными по своему содержанию для детей этого возраста. Например, текст К. Паустовского о вдохновении (контрольная работа 2010 года)… На основе рекомендаций А. В. Волковой, учителя русского языка и литературы, автора газеты “Русский язык” [1], предлагаю свою разработку таких упражнений по этому тексту.

Прочитайте текст [2] и разбейте его на абзацы.

Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека. Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы. Вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст. Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой. Вдохновение как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок. Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, незаметные звуки. Тургенев называл вдохновение “приближением бога”, озарением человека мыслью и чувством. Он со страхом говорил о неслыханном мучении для писателя, когда он начинает претворять это озарение в слова. Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех. Вдохновение, по мнению классика, состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. Пушкин сказал о вдохновении точно и просто. “Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений, следственно, к быстрому соображению понятий”. О вдохновении написано много превосходных строк у писателей и поэтов. Но как бы ни определяли вдохновение, мы знаем, что оно должно быть плодотворно и не должно исчезнуть бесплодно, не одарив собою людей. (216 слов)

(К. Паустовский)

Ответ

Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека. Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.

Вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст. Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.

Вдохновение как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок. Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, незаметные звуки.

Тургенев называл вдохновение “приближением бога”, озарением человека мыслью и чувством. Он со страхом говорил о неслыханном мучении для писателя, когда он начинает претворять это озарение в слова.

Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех. Вдохновение, по мнению классика, состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения.

Пушкин сказал о вдохновении точно и просто. “Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений, следственно, к быстрому соображению понятий”.

О вдохновении написано много превосходных строк у писателей и поэтов. Но как бы ни определяли вдохновение, мы знаем, что оно должно быть плодотворно и не должно исчезнуть бесплодно, не одарив собою людей.

Сформулируйте содержание микротем, выделите в них ключевые слова.

Ответ

  1. Вдохновение – это рабочее состояние человека, душевный подъем, сознание своей творческой силы.
  2. Вдохновение – это рабочее состояние человека, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст.
  3. Вдохновение, как первая любовь, открыто ко всему удивительному и прекрасному.
  4. Тургенев называл вдохновение озарением человека мыслью и чувством.
  5. Толстой считал, что вдохновение состоит в возможности сделать то, что можно.
  6. Пушкин определил вдохновение как расположение души к восприятию впечатлений.
  7. Вдохновение плодотворно и не должно исчезнуть бесплодно.

Определите, какие фрагмента текста можно сократить с помощью приема обобщения, какие – с помощью приема исключения.

Ответ

Из первого и шестого абзацев можно исключить детали:

Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека. Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.

Пушкин сказал о вдохновении точно и просто. “Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений, следственно, к быстрому соображению понятий”.

Из второго и третьего абзаца можно исключить развернутые сравнения:

Вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст. Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.

Вдохновение как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок. Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, незаметные звуки.

Из четвертого, пятого и седьмого абзацев можно исключить однородные по смыслу фрагменты предложений и детали:

Тургенев называл вдохновение “приближением бога”, озарением человека мыслью и чувством. Он со страхом говорил о неслыханном мучении для писателя, когда он начинает претворять это озарение в слова.

Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех. Вдохновение, по мнению классика, состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения.

О вдохновении написано много превосходных строк у писателей и поэтов. Но как бы ни определяли вдохновение, мы знаем, что оно должно быть плодотворно и не должно исчезнуть бесплодно, не одарив собою людей.

Содержание первого предложения третьего абзаца, возможно, получится обобщить так:

Вдохновение как первая любовь, открыто и чувствительно ко всему удивительному и прекрасному.

Запишите краткий пересказ этих фрагментов.

Вариант изложения:

Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека. Каждый человек за свою жизнь пережил состояние вдохновения – душевного подъема, сознания своей творческой силы.

Вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст.

Вдохновение, как первая любовь, трепетно и тревожно, открыто и чувствительно ко всему удивительному и прекрасному.

Тургенев называл вдохновение озарением человека мыслью и чувством, и говорил о мучении для писателя, когда он начинает претворять это озарение в слова.

Толстой считал, что вдохновение состоит в возможности сделать то, что можно. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть работы для его исполнения.

Пушкин определил вдохновение как расположение души к восприятию впечатлений и быстрому соображению понятий.

О вдохновении написано много превосходных строк. И мы знаем, что оно плодотворно и не должно исчезнуть, не одарив собою людей. (107 слов)

Возможно, такие упражнения прибавят школьникам уверенности для новой контрольной работы.

Список литературы

  1. Материалы курса “Подготовка к ГИА по русскому языку: методика и практика: лекции 1–4. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010. С. 32 – 54.
  2. Текст для проведения сжатого изложения в 9-х классах в рамках окружного мониторинга готовности учащихся к экзамену в формате ГИА-9 2011.