Известно, что в 8–9-х классах продолжается подготовка к написанию сжатого изложения. Учитель знакомит школьников с основными приемами сжатия текста и тренирует ребят, подбирая для этого специальные упражнения. Мне кажется, что целесообразно в таких упражнениях использовать тексты предыдущих контрольных работ. Не секрет, что тексты, которые получает школа, иногда бывают очень сложными по своему содержанию для детей этого возраста. Например, текст К. Паустовского о вдохновении (контрольная работа 2010 года)… На основе рекомендаций А. В. Волковой, учителя русского языка и литературы, автора газеты “Русский язык” [1], предлагаю свою разработку таких упражнений по этому тексту.
Прочитайте текст [2] и разбейте его на абзацы.
Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека. Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы. Вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст. Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой. Вдохновение как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок. Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, незаметные звуки. Тургенев называл вдохновение “приближением бога”, озарением человека мыслью и чувством. Он со страхом говорил о неслыханном мучении для писателя, когда он начинает претворять это озарение в слова. Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех. Вдохновение, по мнению классика, состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. Пушкин сказал о вдохновении точно и просто. “Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений, следственно, к быстрому соображению понятий”. О вдохновении написано много превосходных строк у писателей и поэтов. Но как бы ни определяли вдохновение, мы знаем, что оно должно быть плодотворно и не должно исчезнуть бесплодно, не одарив собою людей. (216 слов)
(К. Паустовский)
Ответ
Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека. Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.
Вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст. Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.
Вдохновение как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок. Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, незаметные звуки.
Тургенев называл вдохновение “приближением бога”, озарением человека мыслью и чувством. Он со страхом говорил о неслыханном мучении для писателя, когда он начинает претворять это озарение в слова.
Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех. Вдохновение, по мнению классика, состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения.
Пушкин сказал о вдохновении точно и просто. “Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений, следственно, к быстрому соображению понятий”.
О вдохновении написано много превосходных строк у писателей и поэтов. Но как бы ни определяли вдохновение, мы знаем, что оно должно быть плодотворно и не должно исчезнуть бесплодно, не одарив собою людей.
Сформулируйте содержание микротем, выделите в них ключевые слова.
Ответ
- Вдохновение – это рабочее состояние человека, душевный подъем, сознание своей творческой силы.
- Вдохновение – это рабочее состояние человека, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст.
- Вдохновение , как первая любовь, открыто ко всему удивительному и прекрасному.
- Тургенев называл вдохновение озарением человека мыслью и чувством.
- Толстой считал, что вдохновение состоит в возможности сделать то, что можно.
- Пушкин определил вдохновение как расположение души к восприятию впечатлений.
- Вдохновение плодотворно и не должно исчезнуть бесплодно.
Определите, какие фрагмента текста можно сократить с помощью приема обобщения, какие – с помощью приема исключения.
Ответ
Из первого и шестого абзацев можно исключить детали:
Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека. Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.
Пушкин сказал о вдохновении точно и просто. “Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений, следственно, к быстрому соображению понятий”.
Из второго и третьего абзаца можно исключить развернутые сравнения:
Вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст. Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.
Вдохновение как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок. Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, незаметные звуки.
Из четвертого, пятого и седьмого абзацев можно исключить однородные по смыслу фрагменты предложений и детали:
Тургенев называл вдохновение “приближением бога”, озарением человека мыслью и чувством. Он со страхом говорил о неслыханном мучении для писателя, когда он начинает претворять это озарение в слова.
Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех. Вдохновение, по мнению классика, состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения.
О вдохновении написано много превосходных строк у писателей и поэтов. Но как бы ни определяли вдохновение, мы знаем, что оно должно быть плодотворно и не должно исчезнуть бесплодно, не одарив собою людей.
Содержание первого предложения третьего абзаца, возможно, получится обобщить так:
Вдохновение как первая любовь, открыто и чувствительно ко всему удивительному и прекрасному.
Запишите краткий пересказ этих фрагментов.
Вариант изложения:
Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека. Каждый человек за свою жизнь пережил состояние вдохновения – душевного подъема, сознания своей творческой силы.
Вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст.
Вдохновение, как первая любовь, трепетно и тревожно, открыто и чувствительно ко всему удивительному и прекрасному.
Тургенев называл вдохновение озарением человека мыслью и чувством, и говорил о мучении для писателя, когда он начинает претворять это озарение в слова.
Толстой считал, что вдохновение состоит в возможности сделать то, что можно. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть работы для его исполнения.
Пушкин определил вдохновение как расположение души к восприятию впечатлений и быстрому соображению понятий.
О вдохновении написано много превосходных строк. И мы знаем, что оно плодотворно и не должно исчезнуть, не одарив собою людей. (107 слов)
Возможно, такие упражнения прибавят школьникам уверенности для новой контрольной работы.
Список литературы