Урок окружающего мира по теме "Пернатые изобретатели". "Школа 2100". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Авторы учебника: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан.

Цели:

  1. изучить особенности строения птиц, познакомить с образом их жизни, условиями обитания и движением птиц (приспособление к полету);
  2. развивать умение работать в малых группах (сравнивать, делать выводы, анализировать);
  3. воспитывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Оборудование: презентация к уроку, проектор, компьютер, набор перьев, модели самолётов из бумаги и картона, макеты косточек, сделанные из картона, рисунки разных групп птиц, листы самооценки.

Технология: обучение в сотрудничестве, метод проектов.

Ход урока

I. Орг. момент.

– Какое у вас настроение? Надеюсь, что оно останется хорошим до конца урока, и мы с вами получим удовольствие от общения друг с другом.

Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!

На уроке мы будем разгадывать тайны природы, и делать открытия. Какими они для нас будут – вы определите сами.

(Распределение ролей в группе)

– Перед вами на столах карточки:

организаторы активной деятельности каждого члена группы, организаторы культуры поведения в группе, ответственные за отчетность группы.

– Расставьте карточки на столах соответственно вашему выбору.

II. Работа по теме урока

1) Работа с афоризмом:

СЛАЙД. «Жизнь требует движения». Аристотель.

– Как вы понимаете эту фразу?

– О чем мы можем сказать, что находится в движении? (движение Земли вокруг своей оси и Солнца, движение вперед как действие, движение в спорте, в знаниях, профессии…)

2) Проблемная ситуация.

– У меня на столе несколько самолетиков (с короткими крыльями, с длинными крыльями – из картона и бумаги).

– Как вы думаете, какой из самолетов будет двигаться быстрее? Каким должен быть самолет, чтобы он хорошо летал? Проверим на практике правильность предположений.

– Выйдите, пожалуйста, по одному человеку от каждой группы.

(на счет три дети пускают самолетики одновременно)

– Вывод: Вы были правы. Чтобы движение было быстрее, тело должно быть легким и иметь большие крылья.

СЛАЙД. – Из представителей на картинке выберите те, которые движутся быстрее, выше и дальше остальных (бабочка, летучая мышь, птица, стрекоза).

– Как птицам удается летать?

– Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны определить тему урока. Как назовем тему?

СЛАЙД. – Тема нашего урока «Пернатые изобретатели».

– Что значит изобретать? (придумывать что-то новое, неизвестное ранее)

– Почему пернатые? (перья есть только у птиц)

– Попробуйте дать определение: птицы – это…(пернатые животные, которые умеют летать)

СЛАЙД. Определение птицы – это…

СЛАЙД. Цель нашего урока…

– Все ли птицы умеют летать?

СЛАЙД. – На какие две группы можно поделить данные птицы? (летающие и нелетающие)

СЛАЙД (2 группы птиц – летающие и нелетающие)

– Чтобы птица смогла взлететь, каким должно быть тело? (компактное, обтекаемое). Всё тело птицы пронизано воздушными мешками, поэтому она такая лёгкая.

3) Демонстрация:

– У вас на столах лежат макеты косточек. Возьмите их и сравните. Чем отличаются они друг от друга? Какие кости будут крепче и легче? (Сложенные трубочкой. Значит, кости у птиц полые (пустые), наполненные воздухом).

– Какой покров у птиц? Какие перья у птиц? (Легкие, упругие, прочные, теплые. Перья согревают птицу, защищают её тело от повреждений, помогают во время полета).

СЛАЙД. Вывод.

– А всегда ли птицы имели крылья?

– Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты – эпоху динозавров.

СЛАЙД – ВИДЕО (видеосюжет – историческая справка)

– Что же отличает сегодняшних птиц от их предков? (оперение, размеры)

Физминутка.

Птичьи голоса. Релаксация.

СЛАЙД. – Все встали. То, о чем я буду говорить, вы должны будете показать движениями рук.

Закройте глаза. Мы отправляемся с вами в лес. Поют птицы. Каждый из вас видит свою птицу. Покажите руками, какой клюв у вашей птицы, голова, крыло, хвост, ноги. Вот ваша птица взмахнула крыльями и полетела. Движения у неё быстрые. Сначала мы её видим большой, потом меньше, затем она превратилась в точку и исчезла. Проводили её взглядом и открыли глаза.

4) Работа в группах (проектная деятельность).

– Сегодня на уроке вы поработаете в группах. В конце урока вы должны будете оценить не только свою работу, группы, но и других групп.

СЛАЙД. – Чтобы работа получилась слаженной, необходимо соблюдать правила работы в группах.

  • Говори вполголоса.
  • Один говорит – другие слушают.
  • Не перебивай выступающего.

– Сегодня на уроке вы побываете в качестве учёных – орнитологов. Кого называют орнитологом?

СЛАЙД. Определение орнитолога.

СЛАЙД. Цель: определение принадлежности перьев к частям тела птицы, определение их названия.

СЛАЙД. Словарная работа. – Почему перьям дали такие названия?

Задание: Дайте название перьев и определите, с какой части тела эти перья.

– Какую роль играет каждый вид перьев?

– На выполнение работы отводится 1 минута. Как я скажу «стоп», вы заканчиваете работу. У каждого – только одна группа перьев!

Взяли перья.

СЛАЙД. Отчет групп.

1 группа работает с пуховыми перьями, (с брюха, греет птицу, удерживая воздух вокруг тела)

– От какого слова образовалось название «пуховые»?

2 группа – с маховыми, (из крыла)

– От какого слова образовалось название «маховые»?

3 группа – с рулевыми, (из хвоста)

– От какого слова образовалось название «рулевые»?

4 группа – с покровными, (с груди, создает контур тела)

– От какого слова образовалось название «покровные»?

СЛАЙД (таблица со стрелками)

– Давайте подведем итог нашим рассуждениям.

(показ крыльев и хвоста птиц)

СЛАЙД. Вывод.

5) Работа в группах.

СЛАЙД – Перед вами птицы. Для вас они распределены по группам.

СЛАЙД. Цель: дать название группам птиц в зависимости от среды обитания и внешних признаков.

СЛАЙД. – Выберите подходящее название для вашей группы птиц и запишите название в таблицу.

– Заполнить таблицу. Время выполнения 2 минуты. Как только я скажу «стоп», все отложили ручки.

Внешние признаки  
Строение лап  
Длина ног  
Строение клюва  
Особенности  

Отчеты групп.

СЛАЙД. Древесные – острые когти, помогающие лазить по деревьям, короткие лапы.

СЛАЙД. Наземные – длинные пальцы, небольшой клюв, передвигаются с большой скоростью.

СЛАЙД. Околоводные – лапы с перепонками, короткие ноги, приспособленные для плавания, строение клюва зависит от характера пищи, перья смазывают жиром, выделяемым копчиковой железой.

СЛАЙД. Хищные – острый загнутый клюв, мощные ноги и когти, острое зрение.

– Полезны или вредны хищные птицы? (Одна сова за лето съедает 1000 мышей-полевок, а одна мышь за это время съедает 1 кг зерна. В природе все взаимосвязано. Истребление птиц приведет к нарушениям в пищевых цепочках, к нарушению круговорота веществ в экосистемах)

6) Беседа.

– А как наши птицы приспособились переживать неблагоприятные условия?

(птицы – теплокровные, они приспособились переживать суровые условия зимы, им помогает перьевой покров. Но пищи не хватает, поэтому некоторые улетают в теплые края, где есть пища)

СЛАЙД. – Как помочь пережить птицам холод и голод зимой?

– Из чего мы можем изготовить кормушки для птиц?

III. Итог урока.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

СЛАЙД. «Движение – это жизнь, жизнь – это движение». Аристотель.

СЛАЙД (анимированные картинки разных движущихся предметов, птиц больше)

– Сегодняшний урок мы начали с самолетиков. На самом деле, если вернуться к истокам, то благодаря птице, человек изобрел самолет, наблюдая за её полетом.

СЛАЙД. По мнению орнитологов, средняя скорость перелёта для мелких птиц составляет порядка 30 км/час, а для крупных около 80 км/час. Часто полёт проходит в несколько этапов с остановками для отдыха и кормления. Чем меньше по размеру птица, тем короче дистанция, которую они в состоянии осилить за один раз. Некоторые мелкие птицы способны лететь беспрерывно 70 — 90 часов, при этом преодолевая расстояние до 4000 км. А мы это расстояние на самолете преодолеваем за 4 часа. Неслучайно самолёт назвали железной птицей.

– Дайте оценку работы групп. Как работала ваша группа? Другие группы?

– Вы были сегодня на уроке учеными-орнитологами, исследователями.

– Мне бы хотелось вам подарить памятку юного исследователя, которая поможет в вашей дальнейшей работе, чтобы в вашей учебной деятельности постоянно происходило движение мыслей, ума.

– Каждый ученый делает выводы, и я вам предлагаю сделать выводы по сегодняшнему уроку, заполнив данный лист самооценки.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Фамилия, имя____________________________________ «+» или «-»
Я могу объяснить особенности строения птиц  
Я могу различать виды птиц по месту и условиям обитания  
Я активно работал на уроке и смог правильно ответить на поставленные вопросы  
Я смогу рассказать или поделиться своими открытиями с другими детьми  

СЛАЙД 9.

Домашнее задание (на выбор):

– Чтобы ещё вы хотели узнать о птицах?

Подготовить сообщения на темы:

  • «Нелетающие птицы»,
  • «Рекордсмены среди птиц»,
  • «Птицы, занесенные в Красную книгу».

СЛАЙД. Благодарю за урок.

Самоанализ урока.