Авторы учебника: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан.
Цели:
- изучить особенности строения птиц, познакомить с образом их жизни, условиями обитания и движением птиц (приспособление к полету);
- развивать умение работать в малых группах (сравнивать, делать выводы, анализировать);
- воспитывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Оборудование: презентация к уроку, проектор, компьютер, набор перьев, модели самолётов из бумаги и картона, макеты косточек, сделанные из картона, рисунки разных групп птиц, листы самооценки.
Технология: обучение в сотрудничестве, метод проектов.
Ход урока
I. Орг. момент.
– Какое у вас настроение? Надеюсь, что оно останется хорошим до конца урока, и мы с вами получим удовольствие от общения друг с другом.
Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!
На уроке мы будем разгадывать тайны природы, и делать открытия. Какими они для нас будут – вы определите сами.
(Распределение ролей в группе)
– Перед вами на столах карточки:
организаторы активной деятельности каждого члена группы, организаторы культуры поведения в группе, ответственные за отчетность группы.
– Расставьте карточки на столах соответственно вашему выбору.
II. Работа по теме урока
1) Работа с афоризмом:
СЛАЙД. «Жизнь требует движения». Аристотель.
– Как вы понимаете эту фразу?
– О чем мы можем сказать, что находится в движении? (движение Земли вокруг своей оси и Солнца, движение вперед как действие, движение в спорте, в знаниях, профессии…)
2) Проблемная ситуация.
– У меня на столе несколько самолетиков (с короткими крыльями, с длинными крыльями – из картона и бумаги).
– Как вы думаете, какой из самолетов будет двигаться быстрее? Каким должен быть самолет, чтобы он хорошо летал? Проверим на практике правильность предположений.
– Выйдите, пожалуйста, по одному человеку от каждой группы.
(на счет три дети пускают самолетики одновременно)
– Вывод: Вы были правы. Чтобы движение было быстрее, тело должно быть легким и иметь большие крылья.
СЛАЙД. – Из представителей на картинке выберите те, которые движутся быстрее, выше и дальше остальных (бабочка, летучая мышь, птица, стрекоза).
– Как птицам удается летать?
– Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны определить тему урока. Как назовем тему?
СЛАЙД. – Тема нашего урока «Пернатые изобретатели».
– Что значит изобретать? (придумывать что-то новое, неизвестное ранее)
– Почему пернатые? (перья есть только у птиц)
– Попробуйте дать определение: птицы – это…(пернатые животные, которые умеют летать)
СЛАЙД. Определение птицы – это…
СЛАЙД. Цель нашего урока…
– Все ли птицы умеют летать?
СЛАЙД. – На какие две группы можно поделить данные птицы? (летающие и нелетающие)
СЛАЙД (2 группы птиц – летающие и нелетающие)
– Чтобы птица смогла взлететь, каким должно быть тело? (компактное, обтекаемое). Всё тело птицы пронизано воздушными мешками, поэтому она такая лёгкая.
3) Демонстрация:
– У вас на столах лежат макеты косточек. Возьмите их и сравните. Чем отличаются они друг от друга? Какие кости будут крепче и легче? (Сложенные трубочкой. Значит, кости у птиц полые (пустые), наполненные воздухом).
– Какой покров у птиц? Какие перья у птиц? (Легкие, упругие, прочные, теплые. Перья согревают птицу, защищают её тело от повреждений, помогают во время полета).
СЛАЙД. Вывод.
– А всегда ли птицы имели крылья?
– Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты – эпоху динозавров.
СЛАЙД – ВИДЕО (видеосюжет – историческая справка)
– Что же отличает сегодняшних птиц от их предков? (оперение, размеры)
Физминутка.
Птичьи голоса. Релаксация.
СЛАЙД. – Все встали. То, о чем я буду говорить, вы должны будете показать движениями рук.
– Закройте глаза. Мы отправляемся с вами в лес. Поют птицы. Каждый из вас видит свою птицу. Покажите руками, какой клюв у вашей птицы, голова, крыло, хвост, ноги. Вот ваша птица взмахнула крыльями и полетела. Движения у неё быстрые. Сначала мы её видим большой, потом меньше, затем она превратилась в точку и исчезла. Проводили её взглядом и открыли глаза.
4) Работа в группах (проектная деятельность).
– Сегодня на уроке вы поработаете в группах. В конце урока вы должны будете оценить не только свою работу, группы, но и других групп.
СЛАЙД. – Чтобы работа получилась слаженной, необходимо соблюдать правила работы в группах.
- Говори вполголоса.
- Один говорит – другие слушают.
- Не перебивай выступающего.
– Сегодня на уроке вы побываете в качестве учёных – орнитологов. Кого называют орнитологом?
СЛАЙД. Определение орнитолога.
СЛАЙД. Цель: определение принадлежности перьев к частям тела птицы, определение их названия.
СЛАЙД. Словарная работа. – Почему перьям дали такие названия?
Задание: Дайте название перьев и определите, с какой части тела эти перья.
– Какую роль играет каждый вид перьев?
– На выполнение работы отводится 1 минута. Как я скажу «стоп», вы заканчиваете работу. У каждого – только одна группа перьев!
Взяли перья.
СЛАЙД. Отчет групп.
1 группа работает с пуховыми перьями, (с брюха, греет птицу, удерживая воздух вокруг тела)
– От какого слова образовалось название «пуховые»?
2 группа – с маховыми, (из крыла)
– От какого слова образовалось название «маховые»?
3 группа – с рулевыми, (из хвоста)
– От какого слова образовалось название «рулевые»?
4 группа – с покровными, (с груди, создает контур тела)
– От какого слова образовалось название «покровные»?
СЛАЙД (таблица со стрелками)
– Давайте подведем итог нашим рассуждениям.
(показ крыльев и хвоста птиц)
СЛАЙД. Вывод.
5) Работа в группах.
СЛАЙД – Перед вами птицы. Для вас они распределены по группам.
СЛАЙД. Цель: дать название группам птиц в зависимости от среды обитания и внешних признаков.
СЛАЙД. – Выберите подходящее название для вашей группы птиц и запишите название в таблицу.
– Заполнить таблицу. Время выполнения 2 минуты. Как только я скажу «стоп», все отложили ручки.
Внешние признаки | |
Строение лап | |
Длина ног | |
Строение клюва | |
Особенности |
Отчеты групп.
СЛАЙД. Древесные – острые когти, помогающие лазить по деревьям, короткие лапы.
СЛАЙД. Наземные – длинные пальцы, небольшой клюв, передвигаются с большой скоростью.
СЛАЙД. Околоводные – лапы с перепонками, короткие ноги, приспособленные для плавания, строение клюва зависит от характера пищи, перья смазывают жиром, выделяемым копчиковой железой.
СЛАЙД. Хищные – острый загнутый клюв, мощные ноги и когти, острое зрение.
– Полезны или вредны хищные птицы? (Одна сова за лето съедает 1000 мышей-полевок, а одна мышь за это время съедает 1 кг зерна. В природе все взаимосвязано. Истребление птиц приведет к нарушениям в пищевых цепочках, к нарушению круговорота веществ в экосистемах)
6) Беседа.
– А как наши птицы приспособились переживать неблагоприятные условия?
(птицы – теплокровные, они приспособились переживать суровые условия зимы, им помогает перьевой покров. Но пищи не хватает, поэтому некоторые улетают в теплые края, где есть пища)
СЛАЙД. – Как помочь пережить птицам холод и голод зимой?
– Из чего мы можем изготовить кормушки для птиц?
III. Итог урока.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
СЛАЙД. «Движение – это жизнь, жизнь – это движение». Аристотель.
СЛАЙД (анимированные картинки разных движущихся предметов, птиц больше)
– Сегодняшний урок мы начали с самолетиков. На самом деле, если вернуться к истокам, то благодаря птице, человек изобрел самолет, наблюдая за её полетом.
СЛАЙД. По мнению орнитологов, средняя скорость перелёта для мелких птиц составляет порядка 30 км/час, а для крупных около 80 км/час. Часто полёт проходит в несколько этапов с остановками для отдыха и кормления. Чем меньше по размеру птица, тем короче дистанция, которую они в состоянии осилить за один раз. Некоторые мелкие птицы способны лететь беспрерывно 70 — 90 часов, при этом преодолевая расстояние до 4000 км. А мы это расстояние на самолете преодолеваем за 4 часа. Неслучайно самолёт назвали железной птицей.
– Дайте оценку работы групп. Как работала ваша группа? Другие группы?
– Вы были сегодня на уроке учеными-орнитологами, исследователями.
– Мне бы хотелось вам подарить памятку юного исследователя, которая поможет в вашей дальнейшей работе, чтобы в вашей учебной деятельности постоянно происходило движение мыслей, ума.
– Каждый ученый делает выводы, и я вам предлагаю сделать выводы по сегодняшнему уроку, заполнив данный лист самооценки.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Фамилия, имя____________________________________ | «+» или «-» |
Я могу объяснить особенности строения птиц | |
Я могу различать виды птиц по месту и условиям обитания | |
Я активно работал на уроке и смог правильно ответить на поставленные вопросы | |
Я смогу рассказать или поделиться своими открытиями с другими детьми |
СЛАЙД 9.
Домашнее задание (на выбор):
– Чтобы ещё вы хотели узнать о птицах?
Подготовить сообщения на темы:
- «Нелетающие птицы»,
- «Рекордсмены среди птиц»,
- «Птицы, занесенные в Красную книгу».
СЛАЙД. Благодарю за урок.