Цели урока.
Образовательная: формирование целостного представления о химической промышленности, её значении и влиянии на человека путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков исследовательской деятельности, и развитие логического мышления.
Развивающая: овладение учащимися различными способами познавательной деятельности.
Воспитательная: формирование у учащихся бережного отношения к природе и своему здоровью, а так же коммуникативных качеств личности.
Практическая: применение теоретических знаний на практике в повседневной жизни.
Оборудование.
- Картографическое - настенная карта “Электроэнергетика России”, атласы по географии России Ростовской области.
- Учебники: “География России – хозяйство и географические районы” под. ред. Алексеева; “Химия – 9 класс” О.С. Габриелян.
- Школьные коллекции и химические реактивы.
- Технические средства - компьютер с проектором.
- Сигнальные жетоны зелёные и красные, маршрутные листы.
Время проведения: 80 минут, сдвоенный урок.
Форма проведения: урок-исследование.
Методы и приемы работы: проблемное обучение, исследовательский, совместный поиск ответов на любые вопросы, картографический, работа в парах и в группах, химический эксперимент.
Ход урока
Актуализация знаний: Здравствуйте, сегодня у нас не совсем обычный урок потому, что проведут его сразу 2 педагога, учитель географии - экологии и учитель биологии – химии.
Вопросы:
1. Что такое химия?
2. Какая бывает химия, как наука?
3. В какой отрасли промышленности находит применение эта наука?
Целеполагание: Вот начался наш диалог по теме “Химическая промышленность и человек”. Это тема нашего занятия. Его проведём в форме исследования, в ходе которого вы узнаете, какое положительное и отрицательное значение она имеет для человека. Для того чтобы целостно ответить на этот вопрос вам потребуются знания, умения и навыки нескольких школьных дисциплин - географии, биологии, химии и экологии. По мере нашего исследования и диалога Вы будете заполнять маршрутные листы, которые раздали вам . Работать будем коллективно, в парах, и в группах. Вам потребуются навыки работы с картами, схемам и текстом, а также вы будете выполнять химические лабораторные эксперименты. И так приглашаю Вас к диалогу.
1 блок - географический
И так обратимся к нашему маршрутному листу. Первый вопрос, на который мы должны ответить в географическом блоке.
1. Какова доля химической промышленности в отраслевой структуре России?
Чтобы ответить на этот вопрос, исследуем круговую диаграмму в атласе, на с.24-25.
Задание: Используя данную диаграмму, определите, чему равна доля химической промышленности в отраслевой структуре России? Запишите эти показатели в маршрутном листе.
Задание: Как вы считаете 6% в отраслевой структуре это много или мало? Докажите с помощью этой диаграммы свою точку зрения.
Да действительно доля химической промышленности в отраслевой структуре России не большая, но значение ее для современного человека очень велико.
Чтобы в этом убедится, вернемся к маршрутному листу. Я предлагаю исследовать и дать характеристику химической промышленности по следующим параметрам:
1. Отрасли химической промышленности.
2. Их сырьевая база.
3. Ориентация при размещении отраслей химической промышленности.
Результаты исследования мы будем фиксировать в опорной схеме, там же будем записывать текущие выводы. Для этой работы нам понадобится рис. №41 в учебнике и карта “Химическая промышленность” в атласе.
Задание: Используя рис №41 в учебнике назовите, 2 основные отрасли химической промышленности. Запишите это в схему.
Задание: Какие производства включает в себя основная химия? Зафиксируйте это в схеме.
Задание по атласу: По карте Химическая промышленность назовите основные виды минеральных удобрений.
Вопросы:
1. Вспомните из биологии, почему именно эти удобрения производит химическая промышленность?
2. Что такое сложные удобрения?
Задание: Вернемся к рис 41 в учебнике. Назовите, какую продукцию производит химия органического синтеза? Запишите в схему.
Задание по 1 части схемы: На основании 1 части схемы сделайте вывод о разнообразии продукции и значении химической промышленности для современного человека. Запишите Вывод №1 в схему.
Задание: Используя рис. 41 учебника, назовите какое сырье нужно для основной химии. Запишите это в схему.
Задание по атласу: По атласу скажите продукты переработки, каких полезных ископаемых являются сырьем для химии органического синтеза. Запишите это в схему.
Задание по 2 части схемы: На основании 2 части схемы, которая касается используемого сырья, сделайте вывод о сырьевой базе химической промышленности. Запишите этот вывод №2 в схему.
Для работы предприятий основной химии нужно очень много сырья, т.е. как говорят географы, основная химия – это материалоемкое производство.
Вопрос:
1. Как вы считаете, где будут размещаться или на что будут ориентироваться при размещении предприятия основной химии, на сырьё или на потребителя? Запишите в схему.
2. Вспомните, где размещаются нефте и газоперерабатывающие заводы. Сделайте вывод, на что будут ориентироваться при размещении химия органического синтеза?
Задание по 3 части схемы: Сделайте вывод о размещении предприятий химической промышленности и запишите его в маршрутный лист как вывод №3.
Маршрутный лист урока
1 блок - географический
1. Доля химической промышленности в отраслевой структуре России равна …
Вывод №3: (Химическая промышленность размещена повсеместно)
Итоговые задания по географическому блоку
Исследование по карте “Химическая промышленность России”
Задание №1: По карте “Химическая промышленность России”, ответить на вопросы:
- Назовите 4 основные химические базы в России.
- В какой части страны концентрируется химическая промышленность? Чем это можно объяснить?
- На какой крупной реке расположено очень много предприятий химической промышленности?
Исследование по карте “Химическая промышленность Ростовской области”
Задание №2: По карте “Химическая промышленность Рост. области” (атлас с. 23) ответить на вопросы:
1. Назовите основные центры и отрасли химической промышленности в нашей области.
2. Как вы оцениваете экологическую ситуацию в нашем поселке Казачьи Лагери, с точки зрения химической промышленности?
3. Предположите, какие могут возникать экологические проблемы, связанные с химической . промышленностью?
И так, мы переходим ко второму химико-экологическому блоку нашего занятия.
2 блок - химико-экологический
Рассказ учителя о круговороте химических элементов на примере круговорота серы, используя схему круговорота: В природе осуществляются круговороты химических элементов серы, углерода, азота, фосфора. Живая природа содержит химические элементы в виде соединений биогенных. Все живые организмы выделяют химические элементы в виде продуктов распада. В атмосферу химические элементы поступают в виде – газов. Мертвые растительные и животные остатки и экскременты животных разлагаются (минерализуются) - H2S, SO2 SО3 и другие. Выделяется из почвы в атмосферу, часть накапливается в почве в виде органических соединений.
В морской воде химические элементы содержится в виде нерастворимых солей и газов, но накапливаются в форме сульфидов, сульфатов магния, кальция сульфитов хлоридов нитратов ортофосфатов. Некоторая часть этих веществ исключается из круговорота, образуя осадки на дне водоёмов.
В процессе круговорота химических элементов в биосфере образуются энергетические ресурсы нефть, горючие газы, торф, каменный уголь, которые широко используются человеком. Циркуляция биогенных элементов сопровождается их химическими реакциями. Биогенные элементы вновь возвращаются в круговорот. Жизнь на планете не прекращается.
Давайте вместе вернемся к маршрутному листу.
Задание 1: Откройте учебник химии стр. 43 - 2 абзац, стр. 56 - абзац 6 и 8, стр. 64 - абзац 4-6, стр. 65 абзац 10. Выберите информацию о природных соединениях металлов. Заполните таблицу, запишите формулы их соединений и укажите сферы применения в химической промышленности.
Задание 2: По учебнику химии на стр. 134-135 абзац 1 и 2 дополните схему. Выберите и запишите информацию о применении и местонахождении в природе сероводорода.
Задание 3: По учебнику на стр . 140-141 статья “Производство серной кислоты”. Выберите информацию о стадиях производства серной кислоты. Запишите стадии получения серной кислоты, заполнив таблицу.
Задание 4: Перечислите экологические проблемы, которые возникают при производстве серной кислоты. Зафиксируйте их в маршрутном листе.
Задание 5: Составьте уравнение химической реакции образования кислотного дождя и запишите её в маршрутном листе.
Итоговое задание по 2 химико-экологическому блоку
Проанализируйте круговую диаграмму и ответьте на вопрос. Почему серную кислоту называют “ хлебом химической промышленности”?
Маршрутный лист урока
2 - химико-экологический блок
Задание №1
Природные соединения | Формулы соединений | Сферы применения |
Магнитный железняк | (Fe3O4) | Пр-во чугуна стали |
Кристаллическая сода | (Na2CO3*I0H2O) | Стекло |
Поташ | (K2Co3) | Пр-во жидкого мыло, пр-во стекла, удобрения |
Мел. Мрамор , известняк | (CaCo3) | Пр-во бумаги, резины, уменьшают кислотность почв |
Гипс. Алебастр |
(CaSO4*2H2O) (2CaSO4*H2O) |
Получение слепков,
строительство. Медицина |
Задание 3
Номер по порядку |
Названия стадии |
Продукт |
1 стадия | Получение SO2 обжиг, очистка | SО2 |
2 стадия | Получение SO3 в контактном аппарате | SО3 |
3 стадия | Получение H 2 SO4 в поглотительной башне | H2SO4 |
Задание 4. Перечислите экологические проблемы, возникающие при производстве серной кислоты.
1 …
2 …
3 …
4 …
Задание 5. Составьте уравнение химической реакции кислотного дождя.
Кислотный дождь это - … + … . =
3 блок – биологический
В этом блоке вы узнаете, как экологические проблемы, которые вызваны химической промышленностью, влияют на здоровье человека.
Задание №1: (работа в парах) Используя текст, который есть на ваших столах, назовите болезни, которыми страдает человек при воздействии на него различных химических веществ. На основании этого текста заполните схему в ваших маршрутных листах.
Список болезней, вызываемых разными химическими веществами
1. Система кровообращения – окислы серы и азота, окись углерода, сероводород, ртуть.
2. Нервная система и психические расстройства – хлор, сероводород, ртуть.
3. Органы дыхания – окислы серы, азота, окись углерода, фенол, хлор, ртуть.
4. Органы пищеварения – сероуглерод, сероводород, окислы азота, фенол, фтор.
5. Болезни кожи – фторосодержащие вещества, хлоросодержащие вещества.
6. Болезни крови – окислы серы, углерода, азота; этилен, пропилен, сероводород.
7. Мочеполовая система – двуокись углерода, углеводород, сероводород, этилен, окись серы.
Маршрутный лист урока
2 блок – биологический
Cхема (приложение 3)
Вопрос: Какой химический элемент чаще всего встречается в этом списке.
Задание №2: Используя таблицу статистических данных по заболеваемости населения в некоторых территориях России в 2009 году, назовите 2 территории с самым высоким и с низким порогом заболеваемости. Чем это можно объяснить?
Заболеваемость населения в некоторых территориях России в 2009 году (количество человек на 100 тысяч населения)
Территория | Болезни крови | Нервная система | Половая система | Болезни кожи | Пищ-я система |
Башкирия | 3655 | 10891 | 13765 | 8920 | 17011 |
Татарстан | 1860 | 5576 | 11663 | 5748 | 11982 |
Самарская область | 1248 | 6484 | 14410 | 6694 | 13087 |
Ставропольский край | 436 | 4576 | 6559 | 4764 | 6479 |
Республика Адыгея | 384 | 4491 | 6308 | 2179 | 6216 |
Калининградская область | 463 | 3929 | 8955 | 6782 | 10419 |
Ростовская область | 588 | 6340 | 8990 | 5782 | 7054 |
Задание: Предположите, почему именно Башкирии и Татарстане заболеваемость самая высокая, а Ставрополье и Адыгее самая низкая?
Действительно, на долю химической и нефтехимической промышленности в Башкирии приходится 14%, в Татарстане – 13%, в Ставрополье и в Адыгее от 2 до 3%.
Итоговое задание по 3 биологическому блоку: На основании проделанной работы сделайте вывод, как химическая промышленность влияет на здоровье человека?
Рефлексия учащихся: Для того чтобы вы смогли проверить себя, как вами усвоен материал проведем небольшую игру. Представьте, что вы не ученики 9 класса, а депутаты государственной думы, которые решают судьбу химической промышленности России. Вам, как депутатам нужно отдать свой голос, “ЗА” или “ПРТИВ” химической промышленности. Понимая, все её положительное и отрицательное воздействие на человека. Для этого вы выбираете соответствующий жетон “ЗА” - зеленый, “ПРОТИВ” - красный. После выбора жетона вы должны будете обосновать свой выбор.