Факультативное занятие по предмету "Экономика". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели занятия.

1. Показать процесс усвоения экономических понятий и терминов в процессе игровой деятельности.

2. Формировать у учащихся положительное отношение к предмету.

3. Обобщить знания детей о функции денег и их свойствах.

4. Познакомить с новым экономическим понятием “налоги” и их ролью в жизни государства.

5. Объяснить, почему необходимо помогать тем, кто не может обеспечить себя сам.

6. Развивать память, экономическое мышление, умение вести себя в разных экономических ситуациях.

7. Формировать сплочённый коллектив, умение коллективно работать.

8. Соревновательным путём привлечь к работе всех учащихся, повышать качество усвоения материала.

Ход урока

1. Вступление. Введение в тему.

У. Начинаем урок с нашего девиза:

“Экономике страны люди умные нужны,
Мы законы уважаем, каждый день их выполняем”.

У. Сегодня мы продолжаем путешествие по экономической возвышенности и вновь встречаемся с
нашими героями. Нас встречают лесные жители и предлагают свои задания, которые мы должны
выполнить, чтобы продолжить путешествие по лесным тропинкам.

У. Хлопотунья Белка заготовила необычные грибы и предлагает собрать их в нашу корзинку. (На грибках слова: яблоко, магнитофон, молоко, телевизор, хлеб, кукла, свитер, пальто, компьютер, машинка)

У. Как одним словом назвать то, что перечислено? (Товар)

У. Что такое товар? (Это продукт труда, предназначенный для продажи)

У. На какие группы мы можем разделить эти товары?

1 группа: яблоко, молоко, хлеб.

2 группа: магнитофон, компьютер, телевизор.

3 группа: машинка, кукла.

4 группа: пальто, свитер.

У. Как можно назвать каждую группу товаров? (Продукты, техника, игрушки, одежда)

- В каком магазине мы можем купить все эти товары? (В супермаркете)

- Чем отличается супермаркет от других магазинов? (В нём товары повышенного качества и одной фирмы производителя)

- А теперь вы сами поработаете менеджерами различных отделов супермаркета и прорекламируете свой товар. (Каждая группа учащихся рекламирует свой товар).

2. Работа по теме.

У. На лесной тропинке нас встречает Пыхтя и предлагает послушать стихотворение.

Толя, друг мой, изменился,
Толя - экономный стал,
Так, как раньше, не считая,
Деньги тратить перестал.

Себе не покупает он
Жевательной резинки
И даже самой яркой
Переводной картинки.

Что стало с ним?
Во всём дворе никто не понимает.
А тем, кто задаёт вопрос,
Наш Толя объясняет:

“Я покупаю только то,
Что мне необходимо,
А если вещь мне не нужна,
Пройду, не глядя мимо.

Чтоб мог ко дню рождения
Купить подарок маме я.
Нужна мне очень строгая, ребята, экономия.

У. Из кустов, как всегда неожиданно, появляется лисёнок Фукс, выдумщик разных дел, но никогда не доводящий их до конца. Он предлагает нам игровую ситуацию, в которой мы должны выбрать правильную линию поведения. (Стр. 27,  № 40 в тетради №1)

У. Какой можно сделать вывод о манере поведения мальчика в общественном месте?

- Каким мы можем его назвать?

- Какой манере поведения он учит нас и лисёнка Фукса?

У. Общаясь с лесными жителями мы проделали долгий путь и притомились в дороге, пора и отдохнуть. Сделаем привал. (Физкультминутка)

У. Мы много узнали историй про наших лесных друзей, а сейчас мы увидим ещё одну и примем в ней участие. (Сценка о Мухе-Цокотухе)

:Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла
Пошла Муха на базар и купила самовар.
И ещё купила дом и кафе открыла в нём,
Чашек, плошек накупила, после вывеску прибила.
Что клиентов, мол, зовут посетить кафе “Уют”.
Тут клиенты приходили, ели торты, кофе пили.
Удивлялися цене, мол, приемлема вполне.
За еду, за угощенье, за конфеты и печенье Муха денежки берёт.
Так идёт за годом год.
А ещё продлятся годы - возрастут её доходы.
Ты запомни, наш читатель: Муха та – предприниматель.

Беседа по восприятию материала.

У. Как вы думаете, что такое налоги? (Налог - это обязательный платёж, который государство взимает с физических лиц и предприятий)

- Как называется тот, кто платит налоги?

- Кто платит самые большие налоги?

- А ваши родители платят налоги?

Вывод.

У. Все физические лица платят подоходный налог - это налог с зарплаты. Чем больше зарплата, тем больше налог. Ваши родители платят 13 % подоходного налога со своей зарплаты.

А как вы думаете, куда идут эти собранные деньги? (Рассуждения детей)

Ещё одна лесная жительница Сорока предлагает вам своё задание (карточки со словами, которые надо распределить в две группы по их значениям : культура, налоговая, образование, медицина, полиция, оборона, помощь малообеспеченным людям, пенсия, налоги, экология, государство)

- Какие группы у вас получились?

- Что обозначает каждая группа слов?

3. Обобщение.

У. А чтобы ещё раз сказать, что же такое налоги, мы

выполним задание нашего лесного друга Барсука. (Стр.40, № 64 в тетр. № 2 )

4. Итоги занятия.

У. Вот и подошло к концу наше путешествие по лесным тропинкам с нашими друзьями.

Чтобы вернуться в класс, повторим ещё несколько экономических слов, разгадывая кроссворд Сороки.

1. Деньги, взимаемые государством на его нужды с граждан и организаций?

2. Событие, которое разрушает города, убивает людей?

3. Печатание лишних денег?

4. Какая бывает инспекции?

5. Когда цены растут, деньги обесцениваются это… (дефолт)

У. Какие экономические понятия и термины мы сегодня повторяли?

- Что нового и интересного узнали на уроке?

- Какой вид работы вам понравился больше всего?

5. Домашнее задание.

У. Дома расскажите родителям о новых экономических понятиях, с которыми мы сегодня познакомились и подумайте, куда бы мы могли вложить средства, полученные от сбора налогов.

- А завершим мы наш урок экономическим гимном:

Экономика - друг надёжный твой.
Не покинет тебя и не забудет.
Ты запомни её закон простой,
И тогда с тобою всё в порядке будет.

И тогда наверняка запаришь ты в облаках,
Дом построишь и получишь ещё дачу,
И машину, и бассейн, и соперников-друзей,
Займ, кредит и дивиденд ещё в придачу.

- А самым активным участникам нашего путешествия я хочу вручить дипломы от лесных жителей. (Вручение именных дипломов)

Методическое сопровождение.

  1. Т.В. Смирнова “Белка и компания”. ИД “Фёдоров”. Учебная литература. 2008 г.
  2. Т В Смирнова, Т.Н. Проснякова. “Путешествие в компании Белки и её друзей. Задачник-рабочая тетрадь по экономике. Ч.2”. ИД “Фёдоров”. Учебная литература. 2008 г..