Цели урока:
1) научить проверять слова с непроизносимыми согласными в корне, учить видеть данную орфограмму в словах;
2) закрепление умений находить опасные места в словах, подбирать проверочные слова;
3) способствовать развитию орфографической зоркости, памяти, речи, мышления;
4) способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, прививать любовь к родному языку.
Оборудование: учебник “Русский язык” для 3 класса нач. шк. В 2 ч. /Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. -5-е изд. -М.: Просвещение, 2009, таблица, карточки, карточки для индивидуальной работы, карточки для исправления ошибок.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Минутка чистописания.
(На доске записаны буквы, соединения букв, пословица)
Т д в л ст рдц вст стн
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
- Каллиграфическим почерком спишите сочетания букв, пословицу.
- Объясните смысл пословицы? (Добрые, хорошие дела людей никогда не исчезнут; правда всегда остается правдой)
- Найдите и поясните опасные места в этом предложении?
(Безударная гласная в словах: правда, огне, горит, воде, тонет; частица не с глаголами; правописание предлога; парные согласные на конце слова горит, тонет)
III. Подготовка к учебно-познавательной деятельности.
(На доске листочки бумаги прикреплены магнитами, на каждом записано слово: тяжелый, дверной, честный, легкий, почтовый, воздушный, улыбка, ошибка)
Чтоб ошибок избежать
Зоркость будем развивать
В игре проверить можешь сам
Свое внимание к словам.
- Прочитайте внимательно слова, записанные на карточках, разделите их на группы по орфограммам, запишите в тетрадь, затем докажите, по какому принципу разделили на группы. (Один ученик эту работу выполняет у доски, остальные в тетрадях)
- На какую орфограмму записали слова в 1 столбик? (Слова с безударной гласной в корне слова)
- Прочитайте эти слова. (Тяжелый, дверной, почтовый, воздушный)
- Каким правилом мы пользуемся при написании слов с безударной гласной? (Нужно подобрать однокоренное слово, чтобы наша гласная была в сильной позиции, под ударением)
- Подберите устно к данным словам однокоренные проверочные слова, которые могут доказать, что в данных словах надо писать именно эти гласные. (Тяжесть, дверь, почта, воздух)
- На какую орфограмму записаны слова во 2 столбике? (Правописание парных согласных в корне слова)
- Каким правилом мы пользуемся при написании слов этой группы? (Необходимо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы после согласной стоял гласный звук и наш согласный четко слышался)
- Докажите, что в данных словах надо писать именно эту согласную? (Лёгенький, улыбаться, нет ошибок)
- Назовите слово, которое оказалось лишним? (Честный)
- Почему вы считаете, что слово честный нельзя записать ни в один из двух столбиков? (Здесь какая-то другая орфограмма)
- Эта орфограмма и подскажет нашу тему урока.
IV. Постановка темы урока.
- Составьте транскрипцию слова честный ([ч,эсный ]).
- Почему звуков меньше, чем букв? (Один звук не произносится)
Иногда согласные
Играют с нами в прятки
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
- Как вы думаете, называется тема нашего урока? (Правописание слов с непроизносимыми согласными)
- Как вы понимаете смысл словосочетания “непроизносимые согласные”? (Согласный звук не произносится при произношении)
- Три согласных подряд звуков очень трудно произнести, и таким образом упрощается произношение.
V. Работа по теме урока.
1. Давайте выясним, какие согласные не произносятся. Прочитайте слова на доске: известный, праздник, здравствуй, солнце.
- Назовите согласные еще раз? (Т, д, в, л,)
- Если эти согласные не произносятся ,тогда зачем нужно писать эти буквы, а может быть эту согласную можно проверить?
- Попробуем провести исследовательскую работу, чтобы выбрать верный вариант записи слов.
(У каждой группы ребят карточка, на которой записаны два варианта слов)
[извэсный] [усный] [капусный]
извесный усный капусный
известный устный капустный
(Коллективное определение способа поверки слов с непроизносимым согласным в корне слова)
- Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверять, для этого необходимо подобрать однокоренное слово, такое чтобы четко слышался данный звук.
(На доске таблица)
“Как искать проверочные слова для корня”
1. Объясни значение слова с помощью однокоренного или подбери другое однокоренное слово.
2. Измени проверяемое слово.
предмет: - ед.ч. - мн.ч. - кто? что? (ед.ч.или мн.ч.) - много кого? чего? |
действие: - что (с)делает? - что (с)делал? - что (с)делаю? |
признак: - каков? |
Если надо, выполняй два действия.
2. Как мы проверим слово известный? (Известие, весточка)
- Значит, будем писать известный, с буквой т.
Устный, в старину губы называли уста, значит, в этом слове будем писать букву т.
Капустный (капуста, пишем букву т).
VI. Закрепление новой темы.
а) Работа с учебником, выполнение упр.50, стр.25. (Cписать, найти слова с непроизносимыми согласными)
б) Индивидуальная работа на карточках.
Найти родственное проверочное слово.
1) телес…ный 2) со…нце 3) счас…ливая 4) трос..ник 5) учас…ник 6) хрус…нуть |
Хрустнули Счастье Телесная Участие Телеса Солнышко Хрустит Частник тростинка |
(Взаимопроверка, объяснение, какие слова являются проверочными)
VII. Повторение пройденного материала. Самостоятельная работа.
(У каждого карточка, нужно исправить ошибки)
Ночью грянул марос. Наснегу образовалась кребкая ляденая корка. Рибята бигут на лыжах по лисной дорошке.
VIII. Итог урока.
- С какой новой орфограммой познакомились на уроке? (Непроизносимый согласный в корне слова)
- Как проверить слово с непроизносимым согласным?