“Учиться можно только весело…
Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”
Анатоль Франс
Цели урока:
- Обобщить начальные сведения из истории математики, связанные с программным материалом.
- Развить умственный кругозор учеников, повысить их общую культуру.
- Повысить интерес к математике.
Ход урока
1. Выбор участников игры.
На доске записаны два уравнения:
4,7у – (2,5у + 12,4) = 1,9 (у = 6,5)
3,5х – (2,3х – 3,8) = 4,28 (х = 0,4)
Первые 9 учеников, правильно решившие уравнения, приглашаются для участия в игре “Поле чудес”.
2. Из 9 участников определяется первая “тройка”.
Предлагается устно ответить на один из следующих вопросов:
1) Витя Верхоглядкин отыскал правильную дробь, которая больше 1, но держит свое “открытие” в секрете. Почему? (Такой дроби нет.)
2) Из железа выплавили три куба с ребрами 3, 4 и 5 дм. Потом их расплавили и выплавили один куб. Чему равна длина его ребра? (6дм. 33 + 43 + 53 = 63)
3) Витя Верхоглядкин провел 11 диаметров окружности. Потом он подсчитал число проведенных радиусов и получил число 21. Правильный ли у него ответ? (Нет.)
Задание 1.
Когда и кем были “заново” изобретены десятичные дроби?
(Фламандским инженером и ученым Симоном Стевином в середине 26 века.)
Игра со зрителями: Что означает латинское слово “градус”? (“Ступень” или “шаг”ю)
3. Вторая “тройка” определяется жеребьевкой: оставшиеся 6 участников вытаскивают жетоны. Те, кому выпали жетоны с цифрами 1, 2, 3, включаются во вторую “тройку”.
Задание 2.
Кто изложил в России учение о десятичных дробях? (Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в учебнике “Арифметика, сиречь наука числительная”.)
Игра со зрителями: В каком городе и когда стали впервые измерять углы в градусах?
(Более 3 тыс. лет назад в Вавилоне.)
4. Третью “тройку” составляют последние три ученика из 9.
Задание 3.
Как называется прибор, выполняющий все четыре арифметических действия, который был создан в 1673 году немецким физиком и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем? (Арифмометр.)
Игра со зрителями: В долине какой реки в древнем Египте было сосредоточено земледелие? (р. Нил.)
Финальная игра: Играют победители в “тройках”. Если их меньше трех, то финальной игре принимают участие победители игры со зрителями.
Задание. Науку об измерении расстояний, площадей, объемов, изучающую свойства различных геометрических фигур греки назвали геометрией. Что означает в переводе с греческого слово “геометрия”? ( Землемерие. ГЕО – земля, метрио – измеряю)
На доске зашифрованы слова-ответы: “СТЕВИН”, “МАГНИЦКИЙ”, “АРИФМОМЕТР”, “ЗЕМЛЕМЕРИЕ”. Буквы помогает открывать помощник учителя.
Суперигра.
Как называется наука об измерении земли? (Геодезия.)
Игра со зрителями: При делении числа “с” на 7 получилось 5(6/7)
Найти число “с”. (41)
На обдумывание дается 20 секунд.
Подведение итогов: Победители “троек”, суперигры, игры со зрителями награждаются памятными призами.
В оставшееся время можно решить следующие задачи:
1. Решите анаграммы и исключите лишнее слово:
Мапряя; чул; резоток; рипетрем.
2. Высота:
- Красноярской плотины – 128м;
- Токтогульской – 215м;
- Нурекской – 310м;
- Братской – 125м;
- Саяно-Шушенской – 234м;
- Ингурской – 301м.
Расположите числа в порядке возрастания.
Рис.1
3. Длина реки:
- Волга – 3520 км;
- Дона – 1870 км;
- Дуная – 2850 км.
Записать числа в виде двойного неравенства.
Рис. 2
4. Высота телебашни:
- В Алма-Ате – 372м;
- В Таллине – 314м;
- В Москве – 536м;
- В Санкт-Петербурге – 315.
Расположите числа в порядке убывания.