Урок-игра "Поле чудес" "История возникновения и развития математики"

Разделы: Математика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


“Учиться можно только весело…
Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”
Анатоль Франс

Цели урока:

  1. Обобщить начальные сведения из истории математики, связанные с программным материалом.
  2. Развить умственный кругозор учеников, повысить их общую культуру.
  3. Повысить интерес к математике.

Ход урока

1. Выбор участников игры.

На доске записаны два уравнения:

4,7у – (2,5у + 12,4) = 1,9 (у = 6,5)

3,5х – (2,3х – 3,8) = 4,28 (х = 0,4)

Первые 9 учеников, правильно решившие уравнения, приглашаются для участия в игре “Поле чудес”.

2. Из 9 участников определяется первая “тройка”.

Предлагается устно ответить на один из следующих вопросов:

1) Витя Верхоглядкин отыскал правильную дробь, которая больше 1, но держит свое “открытие” в секрете. Почему? (Такой дроби нет.)

2) Из железа выплавили три куба с ребрами 3, 4 и 5 дм. Потом их расплавили и выплавили один куб. Чему равна длина его ребра? (6дм. 33 + 43 + 53 = 63)

3) Витя Верхоглядкин провел 11 диаметров окружности. Потом он подсчитал число проведенных радиусов и получил число 21. Правильный ли у него ответ? (Нет.)

Задание 1.

Когда и кем были “заново” изобретены десятичные дроби?

(Фламандским инженером и ученым Симоном Стевином в середине 26 века.)

Игра со зрителями: Что означает латинское слово “градус”? (“Ступень” или “шаг”ю)

3. Вторая “тройка” определяется жеребьевкой: оставшиеся 6 участников вытаскивают жетоны. Те, кому выпали жетоны с цифрами 1, 2, 3, включаются во вторую “тройку”.

Задание 2.

Кто изложил в России учение о десятичных дробях? (Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в учебнике “Арифметика, сиречь наука числительная”.)

Игра со зрителями: В каком городе и когда стали впервые измерять углы в градусах?

(Более 3 тыс. лет назад в Вавилоне.)

4. Третью “тройку” составляют последние три ученика из 9.

Задание 3.

Как называется прибор, выполняющий все четыре арифметических действия, который был создан в 1673 году немецким физиком и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем? (Арифмометр.)

Игра со зрителями: В долине какой реки в древнем Египте было сосредоточено земледелие? (р. Нил.)

Финальная игра: Играют победители в “тройках”. Если их меньше трех, то финальной игре принимают участие победители игры со зрителями.

Задание. Науку об измерении расстояний, площадей, объемов, изучающую свойства различных геометрических фигур греки назвали геометрией. Что означает в переводе с греческого слово “геометрия”? ( Землемерие. ГЕО – земля, метрио – измеряю)

На доске зашифрованы слова-ответы: “СТЕВИН”, “МАГНИЦКИЙ”, “АРИФМОМЕТР”, “ЗЕМЛЕМЕРИЕ”. Буквы помогает открывать помощник учителя.

Суперигра.

Как называется наука об измерении земли? (Геодезия.)

Игра со зрителями: При делении числа “с” на 7 получилось 5(6/7)

Найти число “с”. (41)

На обдумывание дается 20 секунд.

Подведение итогов: Победители “троек”, суперигры, игры со зрителями награждаются памятными призами.

В оставшееся время можно решить следующие задачи:

1. Решите анаграммы и исключите лишнее слово:

Мапряя; чул; резоток; рипетрем.

2. Высота:

  • Красноярской плотины – 128м;
  • Токтогульской – 215м;
  • Нурекской – 310м;
  • Братской – 125м;
  • Саяно-Шушенской – 234м;
  • Ингурской – 301м.

Расположите числа в порядке возрастания.


Рис.1

3. Длина реки:

  • Волга – 3520 км;
  • Дона – 1870 км;
  • Дуная – 2850 км.

Записать числа в виде двойного неравенства.


Рис. 2

4. Высота телебашни:

  • В Алма-Ате – 372м;
  • В Таллине – 314м;
  • В Москве – 536м;
  • В Санкт-Петербурге – 315.

Расположите числа в порядке убывания.