Цели урока:
-
Повторить, закрепить и расширить знания по заданной теме.
-
Уметь самостоятельно применять полученные знания по теме к решению задач.
-
Уметь рационально решать задачи.
-
Творчески подходить к решению конкретной задачи.
1. Повторение теоретического материала.
Фронтальный опрос:
2. Разминка (по ½ мин на каждую задачу) В тетрадях только решение. Ответы дать с комментариями.
3. Программированный контроль.
Задания |
Ответы |
||||
Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями: |
|||||
I вариант |
II вариант |
1 |
2 |
3 |
4 |
y = x2 + 2, y = x + 2 |
y = -x2 + 4, y = -x + 4 |
7 |
1/6 |
2/3 |
1/3 |
y = sin2x, y = 0 x = 0, x = π/4 |
y = cos2x, y = 0 x = -π/4, x = π/4 |
2 |
-1 |
1/2 |
1 |
y = -2/х, y = 2 x = -4, x = -1 |
y = -1/х, y = 1 x = -3, x = -1 |
6 – 4ln2 |
2 – ln3 |
2ln2 |
2 – 3ln2 |
Верные ответы: I вариант: 2,3,1 II вариант: 2, 4, 2
4. Решение задач на закрепление. (Слайды 14–15)
1) Найти площадь фигуры, ограниченной линиями
Ответ: S=19/12
1-й способ: S = S1 + S2 + S3
2-й способ: S = S1 + SABCD – SOCD
3-й способ: S = SEFCD – SEFB – SOCD
2) Фигура, ограниченная линиями y = x + 6, x = 1, y = 0 делится параболой y =
x2 + 2x + 4 на две части. Найти площадь каждой части.
(Слайд
16, 17)
3) Найти площадь фигуры, ограниченной прямыми у=3х+1,у=9-х,у=х+1. (Слайд 18)
Решение:
Вершины полученного ΔABC имеют координаты: А(0;1),В(2;7),С(4;5).
Можно заметить, что ΔABC-прямоугольный (произведение угловых коэффициентов прямых у = х + 1 и у = 9 – х равно -1). Поэтому применение интеграла для вычисления S(ΔABC) не рационально. Ее всегда можно найти как разность площадей треугольников, у которых известны высота и основание или же можно использовать координатный метод.
Интересные задачи.
1. Найти сумму площадей бесконечного количества фигур, изображенных на рисунке. (Слайд 19–20)
(Аргумент каждой следующей функции увеличивается в 2 раза.)
Указания к решению: sin nx = 0 ; x = π/n;
где n = 1, 2 , 4, 8,16…;
S = 2 + 1 + 1/2 + 1/4 + 1/8 +…= 2/(1 – 1/2) = 4
Ответ: 4.
2. Вычислить площадь фигуры, ограниченной данными линиями: y = x2 при x≥0, y = 1, y = 4, x = 0 (Слайд 21–22)
Решение:
Данная фигура симметрична криволинейной трапеции, ограниченной прямыми х = 1, х = 4, у = 0,
графиком функции ,обратной у=х2, x>0. Поэтому эти фигуры имеют равные площади и
(Слайд 23)
5. Домашнее задание (раздается каждому ученику на карточках).
Найти площади фигур, ограниченных линиями (1-7)
- у = х2 – 4х + 8, 3х2 – х3, если если хÎ [-2;3]
- у = х2 – 4х + sin2(x/2),y = -3 – cos2(x/2), если хÎ [2;3]
- у = |x –2|,
- x|y| = 2; x = 1; x = 3
- y = arcsin x; у = 0; x = 0,5; x = 1
- При каком значении параметра а прямая х=а делит площадь фигуры, ограниченной линиями у = 2/х; х = 1; х = 3 в отношении 1:3?
- Вычислить, исходя из его геометрического смысла.
6. Итог урока.
- На какие основные моменты нужно обратить внимание при нахождении площади фигуры, ограниченной заданными линиями (не всегда удобно находить площади плоских фигур, используя графики функций; для упрощения вычисления площади надо учитывать (по возможности) свойства функций; иногда уместно использовать геометрическую интерпретацию определенного интеграла; уметь решать задачи несколькими способами).
- Какой момент урока был вам наиболее интересен?
- Что нового вы узнали на этом уроке?
Объявление оценок.