Возраст учащихся: 2 класс.
Подготовительная работа: разучивание с детьми стихотворений, песен, игр, сценки, проведение репетиций, составление презентации, изготовление символа Кубани, маленьких подсолнушек - солнышек.
Цели:
- ценностная – формировать мировоззрение учащихся, ориентировать на ценности исторической культуры родного края;
- деятельностная – способствовать становлению культурно-сообразного поведения с учётом особенностей культуры своего региона;
- творческая – развивать творческие способности учащихся, воспитывать интерес, бережное отношение к культурно-историческому наследию своего края.
Универсальные учебные действия.
- Личностные - воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка; соотносить понятия “родная природа” и “Родина”, проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
- Регулятивные - следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности; определять план выполнения заданий на внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.
- Познавательные - выполнять задания по аналогии; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя справочные материалы; понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
- Коммуникативные - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное), сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности, участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.
Оборудование: флаг Кубани, флаг России, презентация, оборудование для мультимедийного показа, гимн Кубани, подсолнухи, сценические костюмы.
Дети входят под песню - “Чему учат в школе”.
Учитель: Здравствуйте уважаемые родители гости, коллеги и дорогие ребята! Ребята, мы очень рады видеть вас в стенах школы. За лето вы подросли, окрепли, набрались сил и отдохнули. Верно? И сегодня мы собрались поприветствовать друг друга после долгой разлуки.
Песня: “Солнышко”, Грязев Данил (2 “в” кл.)
Учитель: Сегодня 1 сентября. У детей всего нашего Краснодарского края пройдёт первый урок, посвящённый 74 годовщине образования Краснодарского края. Дети всего нашего края будут говорить о том, в какой стране они живут, как они живут. А в какой стране живём мы с вами?
- В России.
Правильно. Наша страна Российская Федерация. Назовите главный город, столицу РФ.
- Москва.
Верно. Но у каждого человека есть место на земле, которое дорого ему по-особому. Здесь он родился, учился, вырос. Как называют такие места?
- Малой Родиной.
А как называется наша маленькая Родина?
- Кубань, Краснодарский край. (Слайд)
А кто является Губернатором нашего края?
- А.Н.Ткачёв. (Слайд)
Учитель: И сегодня мы совершим путешествие по родному Краснодарскому краю.
2011 год для Кубани знаменателен и отмечен двумя датами: 74-летием образования Краснодарского края и 219-летием заселения казаками Кубани. Много стихов сложено о нашей малой родине. (Дети читают стих)
Моя Кубань
1 чтец:
Хороша земля у нас:
Птицам здесь раздолье,
Золотых полей ковры,
Встретят с хлебом, с солью. (Слайд)
2 чтец:
На лугах цветы цветут,
И стада пасутся,
Во дворах у всех людей
Курочки несутся.
3 чтец:
Рыба ловится в морях,
Солнце нивы греет.
Дорожить своей землёй,
Каждый здесь умеет. (Слайд)
4 чтец:
Я люблю свою Кубань,
И в снегу, и в цвете
(Ведь, когда идёт снежок,
Радуются дети)!
5 чтец:
Мелкий дождик моросит,
Гром вдали грохочет.
Это всё моя Кубань!
Приезжай, кто хочет! (Слайд)
Учитель: А сейчас немножко поиграем, для этого я попрошу вас встать и повторять за ведущими. Игра “Как живёшь?”
Учитель: Ребята, а почему наш край называют Кубанью?
- По названию главной реки нашего края.
А край, почему называют Краснодарским?
- По названию главного города – Краснодара, который является столицей нашего казачьего края.
Ребята, а как раньше назывался г. Краснодар?
- Екатеринодар. (Слайд)
Учитель: Да, в честь Екатерины II, которая подарила казакам земли, на которых был построен г. Екатеринодар. Как же это было? Сейчас вы увидите.
Сценка
Учитель:
В город когда-то люди пришли.
Вольные люди огромной земли.
Им полюбились эти места.
Эта раздольность и широта. (Слайд)
(На сцену выходят казаки и становятся приклоняя колено, через время выходит императрица в окружении свиты.)
Учитель:
1 апреля 1792 года казачья делегация прибыла в Санкт-Петербург и попала на приём к императрице.
Прошение войска уже было составлено. В одном из залов велено было ждать. Перед выходом императрицы казаки стали на колени. В окружении свиты вошла Екатерина. Благосклонно улыбаясь, царица взяла поднесённое ей войсковое прошение.
Екатерина:
Даю казакам земли в дар!
(Екатерина вместе со своей свитой удаляется со сцены)
1 казак:
Прошли года, и вырос
Город Краснодар.
2 казак:
На Кубани, на реке.
Лучший город на земле.
Полон света и тепла.
Полон счастья и добра. (Слайд)
3 казак:
В Краснодаре есть музеи,
Парки, скверы, галереи.
Есть всегда куда пойти,
Время с пользой провести.
4 казак:
Краснодарский край родимый,
Ты для каждого любимый,
Кто родился здесь и рос.
Здесь то жарко, то — мороз. (Слайд)
5 казак:
Край ты мой любимый,
Родина моя!
Я на свет здесь появился.
Не забуду я тебя!
Учитель: Так казаки заселили Кубанские земли. Прошли года, и вот 13 сентября 1937 года из Азово-Черноморского края в состав, которого входили г. Ростов-на-Дону, Кубань и Адыгея произошло образование Краснодарского края. И именно с 1937 года Краснодар стал столицей Кубани. И началось бурное экономическое и культурное развитие нашего края. (Слайд)
“Казачий танец” - в исполнении образцово-хореографического ансамбля “Непоседы”.
Учитель: С тех пор прошло 74 года. Земля кубанская (слайд) раскинулась на 370 км с севера на юг и на 375 км с востока на запад. Более 83 тысяч квадратных километров – таковы её просторы.
(Слайд). Неоглядные равнины с северной и средней частях края сменяются холмистыми полями в предгорьях. А в горах ласкают взгляд огромные лесные массивы и цветущие луга.
6 чтец:
Ты был на Кубани?
А ты побывай.
Отличные люди,
Прославленный край! (Слайд)
7 чтец:
Там примут тебя,
Как хорошего друга,
Покажут, как землю,
Ворочают плугом,
8 чтец:
Как хлеб убирают,
Как стол накрывают,
Как в горнице гостя,
У нас угощают.
9 чтец:
Там вечер просторный,
И песня простая.
У клуба – парнишек,
И девушек стая. (Слайд)
10 чтец:
Ты был на Кубани?
А ты побывай.
Отличные люди,
Прославленный край! (Слайд)
Песня: Тиманова Анна и Грязев Данил
Учитель: Омывают кубанскую землю Чёрное и Азовское моря. Живительной влагой поят её 574 реки 12 водохранилищ. (Слайд)
- Ребята, а какие реки известны вам? (Бейсуг, Кубань, Уруп, Сочи, Лаба, Белая, Ея, Пшада)
- Известно ли вам, что в Краснодарском крае 14 городов.
- Какие города вы знаете в Краснодарском крае? (Слайд)
Не только города входят в состав Краснодарского края, а ещё много красивых станиц. Какие станицы вам известны?
Учитель: Вот и мы с вами живём в большой красивой станице Динской. Однажды в нашу станицу приехал интересный человек поэт и музыкант Григорий Сорокин, который был поражён красотой и величием нашей станицы и посвятил ей песню “Динской вальс”.
Танец “Гуляй станица” - в исполнении образцово-хореографического ансамбля “Непоседы”./
Учитель: Отгадайте загадку.
У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек. (Подсолнух)
Учитель: Символом нашего края является цветок – солнце - подсолнух, который символизирует плодородие, достаток, мир и тепло. Вот и подходит к концу наше путешествие по Краснодарскому Краю.
- В каком году образовался Краснодарский край?
- Сколько лет нашему краю исполняется в этом году?
Рефлексия.
Учитель: У вас в руках находятся маленькие солнышки – подсолнухи, поднимите их вверх, если вам понравился наш праздник, и вы узнали на нём что-то новое и интересное.
- Ребята, посмотрите как от яркого света наших “солнышек” стало очень тепло и светло в нашем зале.
- Закончим наше путешествие гимном Краснодарского края.
- Спасибо всем ребятам за участие!
Список использованной литературы:
- Хрестоматия “Литература Кубани”. 2002 г.
- Родная Кубань. Страницы истории. 2003 г.
- Книга По Кавказскому заповеднику. 1984 г.
- Книга Краснодарский край.1990 г.
- Книга “Маршруты выходного дня”. 2006 г.