Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Цели:
- познакомить с различными видами искусства Древней Руси;
- дать определение понятиям икона, иконопись, музей, мозаика, архитектура;
- показать связь исторических событий с произведениями искусства;
- формировать умение выделять в тексте главные мысли;
- учить составлять в тетради опорный конспект;
- прививать любовь и бережное отношение к культуре, её истокам;
- развивать внимание, креативное мышление.
Формирование универсальных учебных действий
Предметные: формирование системы лингвистических понятий, используя знаково-символические средства, в том числе создание модели.
Регулятивные: учить планировать, контролировать, оценивать свои действия.
Коммуникативные: учить формулировать собственное мнение и позицию, учить сотрудничать, учитывая разные мнения; стремиться к координации различных позиций.
Личностные: использование полученной информации для решения образовательных задач и в личных целях.
Метапредметные: учить устанавливать причинно-следственные связи, принимать решения в практических ситуациях, обнаруживать пробелы в знаниях, восполнять их.
Оборудование: набор картин “Софийский собор”, “Троица”, “Храм Покрова на рву”, “Страница древней книги”; фотографии Москвы, кулон, выполненный методом скани; работы детей (иконы, мозаика), макеты храмов, диск “История Древней Руси”, DVD плеер, интерактивная доска.
Ход урока
Этапы урока | Содержание урока |
Мотивация к учебной
деятельности
Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
Постановка цели деятельности
Построение проекта выхода из затруднения
Реализация построенного проекта
Физминутка
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Итог урока
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Дифференцированное домашнее задание: |
Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Все пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говори четко, внятно, Чтобы было все понятно. - Ребята, мы продолжаем путешествие по ленте времени. Посмотрите на ленту, скажите о каком временном отрезке истории Руси шла речь на предыдущем уроке? До сих пор мы говорили о самых тяжёлых временах на Руси, о ратных подвигах, воинском мастерстве. За XIII – первую половину XV века Русь выдержала более 160 войн, из которых 45 сражений – с татарами, 41 с литовцами, 30 - с немецкими рыцарями, а все остальные со шведами, поляками, венграми, болгарами. Чем от Европы лик Руси отличен? С.В.Пуршина - Перед вами электронная книга. Вы чем-то удивлены? (Перед детьми на интерактивной доске макет электронной книги) - В книге пустые страницы?! - Эту книгу напишем мы с вами вместе. Постепенно она заполнится иллюстрациями, которые помогут определить тему урока, а завершим урок кроссвордом. Постарайтесь быть внимательными, запоминайте новые слова. - Как вы думаете, с чего автор начинает работу над книгой? Действительно, он собирает материал. На прошлом уроке вы получили задания по группам, каждая из которых собрала определённую информацию. - Подумайте, каким образом мы будем работать с информацией? С чего начнем? Составление плана. 1. Презентация информации. 2. Проблемный анализ. 3. Выводы. 4. Оформления книжной страницы. Презентация информации 1 группы - Посмотрите на доску, подумайте, как называют этот вид искусства (на экране показывают ювелирные изделия). Один из наиболее распространенных видов ювелирного искусства на Руси – скань. Раскрыть тайну этого слова вам поможет словарь. Скань – от старого русского слова “скать”, то есть “ссучивать”, свивать нити. Изделия, выполненные методом скани, называются “скаными”. У нас с вами есть такое изделие. Рассмотрите кулон, подумайте, для изготовления каких изделий можно использовать этот метод? Прочитайте об этом в книге. Посмотрите на слайды. Эту технику использовали для отделки окладов икон, переплётов церковных книг, металлической посуды, поясов, сумочек, кошельков, ювелирных изделий. Моделирование страницы. На первую страницу книги поместим иллюстрацию с ювелирными изделиями, выполненными мастерами методом скани. Презентация информации 2 группы Ещё с одним видом искусства мне поможет вас познакомить работа, выполненная вашей одноклассницей Леной. Рассмотрите внимательно её работу. Как называется такой вид искусства? Кто-нибудь знает, от какого слова произошло слово “мозаика”? Обратимся к толковому словарю: мозаика – изображение, составленное из одинаковых или различных по материалу и форме кусочков камня, смальты, керамической плитки. - Из какого материала выполнена работа? Какие материалы ещё можно было бы использовать? Чем закрепляли кусочки материала? Закрепляется она с помощью извести, цемента, мастики или воска. Моделирование страницы. Разместим на второй странице иллюстрацию с мозаичными картинами, украшающими соборы в Киеве, Чернигове. - В нашей книге появились две страницы. Презентация информации 3 группы - Внимание на экран. Какому виду искусства мы посвятим третью страницу? - Как вы думаете, как называют картины с религиозным содержанием? (Дети рассматривают древние монастырские иконы.) - Обратите внимание на цветовую гамму. Интересно, имеют ли значение в иконописи цвета? - Как называли людей, писавших иконы? Рассказ учителя об Андрее Рублёве. - Найдите в словаре определение слова “икона”. Выпишите его в тетрадь. - Посмотрите на работу Серёжи, он попытался написать икону “Троица”, используя секреты художников того времени. Моделирование страницы. На третью страницу поместим иллюстрацию иконы А.Рублёва “Троица”. Презентация информации 4 группы Четвёртая страница книги - ещё одно творение рук человека. (Дети рассматривают макет храма Покрова на рву.) - Как называли мастеров строительного дела? Найдите в толковом словаре определение слова архитектура, запишите в тетрадь. - Можно ли сказать, что искусство – это мысли и чувства, вызванные радостными или трагическими событиями в жизни людей, запечатлённые в работах мастеров? - Вы верно заметили, что на произведения искусства накладывают свой отпечаток исторические события. И этот храм был воздвигнут по приказу Ивана IV в честь важного события. - Прочитайте, о каком событии идёт речь? Кто спроектировал этот собор? Как отблагодарил Иван IV зодчих? В истории и по сей день много нераскрытых тайн, вот одна из них: есть предположение, что Постник и Барма одно и то же лицо. 4 сотни лет стоит, цел и невредим храм, почему? В чём секрет? Моделирование страницы. Иллюстрацию храма Покрова на рву поместим на четвёртой странице. Работа по группам Задание первой группе - Из предложенных картин местностей с различным рельефом выберите место для постройки церкви. Обоснуйте свой выбор. Задание второй группе - Рассмотрите макеты церквей, найдите общие, обязательные части архитектурной композиции. Задание третьей группе - Внимательно рассмотрите, написанную Серёжей, икону и попытайтесь разгадать секреты колорита и блеска красок иконописцев. - Пришло время подвести итог, попробовать сформулировать тему урока. Внимание на интерактивную доску – кроссворд. 1 по горизонтали: наука о прошлом, о далёких и недавних событиях в жизни людей. 2 по горизонтали: вид ювелирного искусства, название которого произошло от старого русского слова “скань”. 3 по горизонтали: картина с религиозным содержанием. 4 по горизонтали: здание, где собраны и хранятся произведения искусства. 5 по горизонтали: главная большая церковь. 6 по горизонтали: как называли мастеров, писавших иконы? 7 по горизонтали: строительное искусство. 8 по горизонтали: как называли мастеров по серебру и злату? 9 по горизонтали: изображение, составленное из одних или разных по материалу и форме кусочков камня, смальты. - Прочитайте слово по вертикали. Верны, ли оказались ваши предположения, сформулируйте тему урока. - Искусство Древней Руси – блестящая страница летописи нашей национальной культуры. Прочесть её должен каждый, кому дорога жизнь и деяния наших предков, славное прошлое Родины. - Кто же стал героем нашего урока? - Сегодня героями нашего урока стали обыкновенные люди с необыкновенными способностями, за которые их прозвали мастерами, народными умельцами. Русь, матушка! Великая держава, С.В.Пуршина Вывод. Как вы думаете можно ли в нашей книге найти самую бесценную страницу? (Размышления детей) - Книга написана. Перелистаем её страницы. Можно считать работу завершённой? - Вы правы, обложка пуста. Я предлагаю провести “Мозговой штурм” в группах, через минуту обсудить варианты названия. - У нашей книги есть название - “Искусство Древней Руси”. - Удалось создать книгу? - Что на ваш взгляд получилось? - Как вы считаете, над чем нужно поработать? - Мне жаль, друзья, но урок подошёл к концу. Я благодарна вам за активную творческую работу. - Одна из основных целей любого вида искусства – сеять разумное, доброе, вечное. А символом добра и милосердия, является сердце. Посмотрите, контур этого символа изображён на последней странице книги. Я предлагаю вам “оживить” сердце: написать в контуре чувства, которые вы испытали на уроке.
|