Урок "Искусство Древней Руси"

Разделы: Начальная школа


Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Цели:

  • познакомить с различными видами искусства Древней Руси;
  • дать определение понятиям икона, иконопись, музей, мозаика, архитектура;
  • показать связь исторических событий с произведениями искусства;
  • формировать умение выделять в тексте главные мысли;
  • учить составлять в тетради опорный конспект;
  • прививать любовь и бережное отношение к культуре, её истокам;
  • развивать внимание, креативное мышление.

Формирование универсальных учебных действий

Предметные: формирование системы лингвистических понятий, используя знаково-символические средства, в том числе создание модели.

Регулятивные: учить планировать, контролировать, оценивать свои действия.

Коммуникативные: учить формулировать собственное мнение и позицию, учить сотрудничать, учитывая разные мнения; стремиться к координации различных позиций.

Личностные: использование полученной информации для решения образовательных задач и в личных целях.

Метапредметные: учить устанавливать причинно-следственные связи, принимать решения в практических ситуациях, обнаруживать пробелы в знаниях, восполнять их.

Оборудование: набор картин “Софийский собор”, “Троица”, “Храм Покрова на рву”, “Страница древней книги”; фотографии Москвы, кулон, выполненный методом скани; работы детей (иконы, мозаика), макеты храмов, диск “История Древней Руси”, DVD плеер, интерактивная доска.

Ход урока

Этапы урока Содержание урока
Мотивация к учебной деятельности

 

 

 

 

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка цели деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Построение проекта выхода из затруднения

 

 

 

 

 

 

Реализация построенного проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дифференцированное домашнее задание:

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говори четко, внятно,
Чтобы было все понятно.

- Ребята, мы продолжаем путешествие по ленте времени. Посмотрите на ленту, скажите о каком временном отрезке истории Руси шла речь на предыдущем уроке?

До сих пор мы говорили о самых тяжёлых временах на Руси, о ратных подвигах, воинском мастерстве. За XIII – первую половину XV века Русь выдержала более 160 войн, из которых 45 сражений – с татарами, 41 с литовцами, 30 - с немецкими рыцарями, а все остальные со шведами, поляками, венграми, болгарами.

Чем от Европы лик Руси отличен?
Волнует многих каверзный вопрос.
Тем, что народ в России необычен
Тот, что корнями в эту землю врос.
Загадочный характер воспитала
Сама природа - ширь лесов, полей –
Вложила в душу русскую немало,
Клеймом особым метила людей.
Покой – дарили рощи и долины,
Уменье думать – горные хребты,
Крутой, могучий нрав – несут стремнины,
Сам воздух шлифовал души черты
Особые, добро и щедрость в коих
Главенствует и в этом весь секрет:
Народ сам нищий и от ига стонет,
Но редко на мольбы ответит “нет”.
О, Русь Святая! С душами Святыми,
Что щедрость да добро в себе несут,
И им с времен тех давних и по ныне,
За крепость духа славу воспоют!

С.В.Пуршина

- Перед вами электронная книга. Вы чем-то удивлены?

(Перед детьми на интерактивной доске макет электронной книги)

- В книге пустые страницы?!

- Эту книгу напишем мы с вами вместе. Постепенно она заполнится иллюстрациями, которые помогут определить тему урока, а завершим урок кроссвордом. Постарайтесь быть внимательными, запоминайте новые слова.

- Как вы думаете, с чего автор начинает работу над книгой?

Действительно, он собирает материал. На прошлом уроке вы получили задания по группам, каждая из которых собрала определённую информацию.

- Подумайте, каким образом мы будем работать с информацией? С чего начнем?

Составление плана.

1. Презентация информации.

2. Проблемный анализ.

3. Выводы.

4. Оформления книжной страницы.

Презентация информации 1 группы

- Посмотрите на доску, подумайте, как называют этот вид искусства (на экране показывают ювелирные изделия).

Один из наиболее распространенных видов ювелирного искусства на Руси – скань. Раскрыть тайну этого слова вам поможет словарь.

Скань – от старого русского слова “скать”, то есть “ссучивать”, свивать нити. Изделия, выполненные методом скани, называются “скаными”.

У нас с вами есть такое изделие. Рассмотрите кулон, подумайте, для изготовления каких изделий можно использовать этот метод? Прочитайте об этом в книге.

Посмотрите на слайды. Эту технику использовали для отделки окладов икон, переплётов церковных книг, металлической посуды, поясов, сумочек, кошельков, ювелирных изделий.

Моделирование страницы.

На первую страницу книги поместим иллюстрацию с ювелирными изделиями, выполненными мастерами методом скани.

Презентация информации 2 группы

Ещё с одним видом искусства мне поможет вас познакомить работа, выполненная вашей одноклассницей Леной. Рассмотрите внимательно её работу. Как называется такой вид искусства?

Кто-нибудь знает, от какого слова произошло слово “мозаика”?

Обратимся к толковому словарю: мозаика – изображение, составленное из одинаковых или различных по материалу и форме кусочков камня, смальты, керамической плитки.

- Из какого материала выполнена работа? Какие материалы ещё можно было бы использовать? Чем закрепляли кусочки материала?

Закрепляется она с помощью извести, цемента, мастики или воска.

Моделирование страницы.

Разместим на второй странице иллюстрацию с мозаичными картинами, украшающими соборы в Киеве, Чернигове.

- В нашей книге появились две страницы.

Презентация информации 3 группы

- Внимание на экран. Какому виду искусства мы посвятим третью страницу?

- Как вы думаете, как называют картины с религиозным содержанием?

(Дети рассматривают древние монастырские иконы.)

- Обратите внимание на цветовую гамму. Интересно, имеют ли значение в иконописи цвета?

- Как называли людей, писавших иконы?

Рассказ учителя об Андрее Рублёве.

- Найдите в словаре определение слова “икона”. Выпишите его в тетрадь.

- Посмотрите на работу Серёжи, он попытался написать икону “Троица”, используя секреты художников того времени.

Моделирование страницы.

На третью страницу поместим иллюстрацию иконы А.Рублёва “Троица”.

Презентация информации 4 группы

Четвёртая страница книги - ещё одно творение рук человека.

(Дети рассматривают макет храма Покрова на рву.)

- Как называли мастеров строительного дела? Найдите в толковом словаре определение слова архитектура, запишите в тетрадь.

- Можно ли сказать, что искусство – это мысли и чувства, вызванные радостными или трагическими событиями в жизни людей, запечатлённые в работах мастеров?

- Вы верно заметили, что на произведения искусства накладывают свой отпечаток исторические события. И этот храм был воздвигнут по приказу Ивана IV в честь важного события.

- Прочитайте, о каком событии идёт речь? Кто спроектировал этот собор? Как отблагодарил Иван IV зодчих? В истории и по сей день много нераскрытых тайн, вот одна из них: есть предположение, что Постник и Барма одно и то же лицо.

4 сотни лет стоит, цел и невредим храм, почему? В чём секрет?

Моделирование страницы.

Иллюстрацию храма Покрова на рву поместим на четвёртой странице.

Работа по группам

Задание первой группе

- Из предложенных картин местностей с различным рельефом выберите место для постройки церкви. Обоснуйте свой выбор.

Задание второй группе

- Рассмотрите макеты церквей, найдите общие, обязательные части архитектурной композиции.

Задание третьей группе

- Внимательно рассмотрите, написанную Серёжей, икону и попытайтесь разгадать секреты колорита и блеска красок иконописцев.

- Пришло время подвести итог, попробовать сформулировать тему урока.

Внимание на интерактивную доску – кроссворд.

1 по горизонтали: наука о прошлом, о далёких и недавних событиях в жизни людей.

2 по горизонтали: вид ювелирного искусства, название которого произошло от старого русского слова “скань”.

3 по горизонтали: картина с религиозным содержанием.

4 по горизонтали: здание, где собраны и хранятся произведения искусства.

5 по горизонтали: главная большая церковь.

6 по горизонтали: как называли мастеров, писавших иконы?

7 по горизонтали: строительное искусство.

8 по горизонтали: как называли мастеров по серебру и злату?

9 по горизонтали: изображение, составленное из одних или разных по материалу и форме кусочков камня, смальты.

(Приложение №1)

- Прочитайте слово по вертикали. Верны, ли оказались ваши предположения, сформулируйте тему урока.

- Искусство Древней Руси – блестящая страница летописи нашей национальной культуры. Прочесть её должен каждый, кому дорога жизнь и деяния наших предков, славное прошлое Родины.

- Кто же стал героем нашего урока?

- Сегодня героями нашего урока стали обыкновенные люди с необыкновенными способностями, за которые их прозвали мастерами, народными умельцами.

Русь, матушка! Великая держава,
Жила всегда с размахом, широко!
Умельцы умножали мощь и славу,
Хоть сами – люд простой, из мужиков.
Из дерева, каменьев, гипса, злата
Шедевры создавали мастера,
Не для себя, конечно, для богатых,
Для княжьего и царского двора.
До сей поры приводит в восхищенье
Их мастерство! Мужицкою рукой
Воссозданы изящные творенья,
Достойны славы вечной, мировой!

С.В.Пуршина

Вывод.

Как вы думаете можно ли в нашей книге найти самую бесценную страницу?

(Размышления детей)

- Книга написана. Перелистаем её страницы. Можно считать работу завершённой?

- Вы правы, обложка пуста. Я предлагаю провести “Мозговой штурм” в группах, через минуту обсудить варианты названия.

- У нашей книги есть название - “Искусство Древней Руси”.

- Удалось создать книгу?

- Что на ваш взгляд получилось?

- Как вы считаете, над чем нужно поработать?

- Мне жаль, друзья, но урок подошёл к концу. Я благодарна вам за активную творческую работу.

- Одна из основных целей любого вида искусства – сеять разумное, доброе, вечное. А символом добра и милосердия, является сердце.

Посмотрите, контур этого символа изображён на последней странице книги. Я предлагаю вам “оживить” сердце: написать в контуре чувства, которые вы испытали на уроке.

  1. Дома вы познакомитесь с одной из самых древних книг; попробуйте, не читая текст, объяснить её название. Затем прочитать рассказ и сравнить со своим толкованием. Поразмышляйте, актуальны ли мысли этой книги для нашего времени.
  2. Перед вами лежит лист с изображением необыкновенной птицы. Что в ней необычно? Верно, это двуглавый орёл. Любителям тайн я предлагаю попытаться определить, как называется это изображение и что оно обозначает.
  3. Найдите такой же символ Кубани и информацию о том, что на нём изображено.