Занятие-путешествие "Наши потребности"

Разделы: Работа с дошкольниками


В законопроекте «Об Образовании» дано определение воспитанию: «воспитание – специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства». [1] В связи с этим в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений выделены четыре направления, одним из которых является социально-личностное развитие. В это направление включена образовательная область – социализация. Как социализировать дошкольников, адаптировать их к современным жизненным условиям без формирования элементарных экономических представлений?

У детей старшего дошкольного возраста уже есть определенный багаж знаний в сфере экономики: они с родителями (или уже без них) совершают в магазинах покупки, пользуются разными услугами (парикмахеров, фотографов…), знают, что родители за свой труд получают зарплату, и что у многих она перечисляется на электронную карточку и т. д. Задача педагогов дошкольного образования на доступном уровне расширить эти знания, разъяснить как и почему происходят те или иные экономические явления в жизни общества. А.Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан предметный мир, облагораживающий жизнь». [2]

Чтобы экономическое воспитание не было назидательным, а было интересным и увлекательным я использую разные формы и методы:

  • игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры, дидактические, театрализованные, развивающие;
  • презентации;
  • викторины;
  • ситуативные беседы с содержанием проблемы;
  • решение проблемных, логических и арифметических задач, задач-шуток.

В сюжетно-ролевых играх («Салон красоты», «Рекламное агенство», «Пекарня»…) «моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производство и сбыт готовой продукции и т. д.» [3] Дидактические игры «Товары и услуги», «Наши потребности», «Посчитай бюджет семьи» и др., позволяют приобретать новые экономические знания, умения и навыки. Развивающие игры («Почему?», «Разложи картинки по порядку», «Как быстрее продать товар?»…) формируют умение логически мыслить, решать проблемные ситуации. Театрализованные игры («Как Баран и Свинья торговать ходили», «Лесной рынок»…) способствуют всплеску позитивных эмоций, проявлению инициативы, развитию творческого воображения, усвоению детьми экономических терминов и явлений.

Особое значение в системе экономического воспитания дошкольников занимает продуктивная деятельность, в процессе которой дети учатся бережно относиться к инструментам, экономно расходовать материал. Когда нужно выполнить работу в малой группе, я даю возможность моим воспитанникам самостоятельно распределить между собой трудовые операции, чтобы ускорить изготовление конечного продукта труда. Ребята учатся работать согласованно, находить компромиссы в возникающих спорных ситуациях.

Занятия по формированию элементарных экономических представлений у дошкольников я интегрирую с другими видами деятельности, но иногда для систематизации знаний по определенной теме, провожу их отдельно. Чтобы интерес к экономике не снижался, эти занятия моделирую в нестандартной форме.

Занятие-путешествие «Наши потребности»

Тип занятия: обобщение знаний

Цель: формирование у детей элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.

Задачи

  • Образовательные: повторить понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет;
  • Развивающие: способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств.

Организационный момент

Игра-приветствие

Ход игры

Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает им поочередно по кругу поприветствовать друг друга, взявшись своим мизинцем за мизинец своего «соседа». (Игра проходит в быстром темпе)

Воспитатель (В.) Сегодня мы отправимся в путешествие по потребностям. Уточним, без каких потребностей человек может прожить, а без каких нет. Вспомним, от чего они зависят. Распределим потребности по важности для человека.

Игра «Найди себе пару»

Материалы: карточки с изображением людей и разными возможными их потребностями.

Ход игры

Дети стоят в кругу. Воспитатель держит поднос с карточками (на одних карточках изображены люди, на других – предполагаемые их потребности). Воспитатель просит детей взять по одной карточке и по сигналу (по хлопку) найти сверстника с подходящей по смыслу карточкой ( например: дедушка и очки, менеджер и компьютер, школьница и тетрадь и т.д.)

Воспитатель задает вопросы:

– Что такое потребности? (То, что человек хочет иметь.)
– Почему для девочки выбрали куклу, а не швейную машинку?
– Почему вы решили, что фотограф нуждается в фотоаппарате?
– Можно поменять: маме – швейную машинку, а швее – сумку? (Да.)
– Почему?
– Папе – компьютер и телефон, а менеджеру – автомобиль? (Да.)
– Объясните свой ответ.
– От чего зависят наши потребности?
(В.) Наше путешествие по потребностям мы продолжим в автобусе (стульчики поставлены рядами, как в автобусах, по количеству детей. Один из них для водителя, другой – для кондуктора, третий – для воспитателя).

Перед входом в «автобус» стоит ребенок – кондуктор и раздает «пассажирам» билеты, на которых изображения, обозначающие разные потребности. Каждая пара занимает места по порядку, начиная от водителя (водитель по считалке выбирается заранее).

Игра «Не ошибись»

Материалы: карточки с рисунками, относящимся к физиологическим потребностям, безопасности и сохранения здоровья, к потребности семьи и общения, к потребности образования.

Ход игры

(В.) Покажите билеты, на которых изображения, относящиеся к потребности безопасности и сохранению здоровья человека. (Дом, девочка умывается, девочка делает зарядку, дети занимаются спортом, куртка)
– Покажите картинки (билеты), на которых изображены физиологические потребности. (Продукты питания, стакан с водой, солнце, девочка спит – сон, девочка кушает).
– Что относится к потребности общения и семьи? (Телефон, дети общаются, девочка пишет письмо, семья).
– Что имеет отношение к потребности образования? (Тетрадь, книга, ручки, карандаши, мальчик собирается в школу).

(В.) – Мы приехали в город «Потребности человека». Здесь есть улицы:

Физиологические потребности, Безопасность и сохранение здоровья, Образование, Общение и семья.

Гном-эконом подготовил для вас интересные задания. Чтобы их быстрее выполнить, вам нужно разделиться на группы. Каждая группа пойдет на улицу с соответствующим рисунком на своем билете. На столах картинки, обозначающие определенные потребности. По ним можно определить какая это улица: например, там, где изображены дом и мальчик, делающий зарядку – это улица Безопасность и сохранение здоровья.

(Дети подходят к столам кладут в лоточки свои билеты, и садятся возле столов на стульчики.)

Блиц-опрос

1. Для детей на улице Физиологических потребностей.

а) Что обозначает понятие «физиологические потребности»? Перечислите физиологические потребности. (Самые главные, без которых человек прожить не может. Еда, вода, воздух, тепло, солнечный свет, сон…)

б) Загадка.

Стоит лентяйка
Всех зазывайка.
Кто приляжет – тот уснет
Отоспится, отдохнет. (Кровать)

2. Для детей на улице Безопасности и сохранения здоровья.

а) Перечислите потребности человека, которые относятся к вашей улице. (Жилье, одежда, занятия физкультурой и спортом, закаливание, соблюдение правил гигиены…)

б) Какой номер дома у Гнома-эконома? Номер дома, в котором живет Гном-эконом меньше 16, но больше 14. (15)

3. Для детей на улице Семьи и общения.

Материалы: российские монеты и купюры

а) Для удовлетворения многих потребностей семьи нужны деньги. Где семья их берет? Назовите достоинства купюр и монет, которые лежат на столе.

б) Почему так говорят: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».

4. Для детей на улице Образования.

Материалы: тетрадь и ручка с ценниками на них.

а) Зачем нужно образование? (Ответы детей.)

б) Школьница купила тетрадь за 5 рублей и ручку за 2 рубля. Сколько денег она заплатила?

Задания

5. Для детей на улице Семьи и общения.

Материалы: сюжетные рисунки (3 шт.)

(В.) Общение нужно людям в любые дни, а в дни рождения особенно. Перед вами три рисунка: мальчик пришел к своей соседке на день рождения. Сложите картинки по порядку и придумайте их разговор.

6. Для детей на улице Физиологических потребностей.

Материалы: мольберт, на нем карточки с рисунками разных потребностей человека (солнце, продукты питания, дома, кровать, игрушечная машинка, предметы одежды, мальчики катаются на лыжах, бадминтон, вода)

(В.) На мольберте рисунки с изображенными на них разными потребностями человека. Оставьте только те, которые относятся к физиологическим.

7. Для детей на улице Безопасности и сохранения здоровья.

Материалы: мольберт, на нем рисунок (формат А3) с изображением разных предметов.

(В.) Из всех изображенных на рисунке предметов перечислите те, которые удовлетворяют потребности человека в его безопасности и сохранении здоровья.

8. Для детей на улице Образования.

Материалы: игрушки, тетрадь, линейка, предметы посуды, корзинка, ручка, карандаш, краски, альбом, книга.

(В.) Сгруппируйте предметы: слева положите те, которые потребуются вам в школе для получения образования, справа – остальные.

Проверка выполнения заданий, устное поощрение детей.

Физминутка. Игра «Изобрази потребности»

Материалы: картинки, на которых нарисованы люди, выполняющие определенные действия.

(В.) Я приглашаю вас на площадь потребностей по интересам. Здесь мы поиграем. Игра называется «Изобрази потребности».

Воспитатель показывает картинки, дети должны выполнить соответствующие действия (например, мальчик делает зарядку, девочка и мальчик танцуют, девочка чистит зубы и т.д.)

Решение проблемных ситуаций. (Сидя на ковре)

Ситуация 1.

Материалы: коллаж с соответствующими картинками (семья, украшения, наручные часы, сотовый телефон, аквариумные рыбки)

В одной семье живут, папа, мама, дочь и сын. Папа и мама работают, дочь – студентка, сын – школьник. Как-то раз подсчитали они свой семейный доход и купили то, что каждый хотел: маме – украшения, папе – наручные часы, дочери – сотовый телефон, сыну – аквариумных рыбок. Потратили все деньги. Правильно ли они поступили? (Ответы детей.)

Ситуация 2.

Материалы: сюжетная картинка.

Брат с сестрой зашли в магазин «Игрушки», чтобы по подходящей цене купить конструктор на деньги, которые им дали родители. Но на товарах не было ценников. Как им поступить? (Ответы детей)

Ситуация 3.

Материалы: мольберт, к нему прикреплен ватман; на ватмане треугольник, разделенный горизонтально на пять полос. На каждую полосу треугольника наклеена определенным цветом самоклеющаяся пленка; маленькие карточки-картинки, обозначающие разные потребности. Нижняя часть треугольника, красным цветом – физиологические потребности, над ней синяя полоса – потребность в безопасности и сохранении здоровья, следующая полоса желтая – потребность в общении и семье, зеленая – потребность в образовании; оранжевая часть треугольника – его вершина – другие потребности.

Дети берут по просьбе воспитателя по одной картинке

(В.) Гном-эконом просит вас помочь ему составить из потребностей треугольник, расположив их по важности. Самая большая нижняя часть треугольника обозначает те потребности, без которых человек прожить не может. Какие это потребности? (Физиологические) Прикрепите соответствующие картинки.

Следующая часть треугольника поменьше предыдущей. Тоже очень важные потребности. Какие? (Безопасность и сохранение здоровья) Заполните эту часть треугольника.

Другая часть еще меньше. Какие потребности сюда отнесем? (Семья и общение)

Разместите картинки с этими желаниями человека.

Какие потребности будет обозначать следующая часть треугольника? (Образование). Какими картинками вы обозначите эту потребность?

Глядя на модель наших потребностей, можно увидеть, что без образования человек может прожить. Но именно образование помогает ему легко преодолевать горы трудностей, позволяет найти работу, где хорошо платят и, соответственно, удовлетворять другие свои потребности: например, отдохнуть на море или съездить в другую страну; детям своим покупать больше одежды, игрушек или чего-то вкусного…

(В.) Нам пора возвращаться назад. Я приглашаю вас снова сесть в автобус.

(Дети садятся в «автобус»)

Итог занятия.

В. Мы выяснили, что у каждого человека очень много разных потребностей. А почему не получается каждому из нас иметь все, что хотим? (Ответы детей)

Появляется Гном-эконом, благодарит детей за их активную работу, правильные ответы. Дарит детям призы.

Литература:

1. Законопроект Об образовании в Российской Федерации Глава 1. Общие положения. Статья 2. Основные понятия.
2. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А.Козловой. М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 91 с.
3. А.А. Смоленцева. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику; Учебно-методическое пособие. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 176 с..