Цели: формирование понятия о плавлении и кристаллизации тел, температуре плавления и кристаллизации; развитие умений применять полученные знания к решению простейших задач, развитие кругозора учащихся, воспитание интереса к предмету, воспитание всесторонне развитой личности.
Необходимое оборудование: АРМ учителя, уроки физики Кирилла и Мефодия для 8 класса, кусочки льда, свеча, спички.
Пояснения: ответы учащихся в тексте выделены курсивом.
План урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
- Закрепление.
- Домашнее задание.
- Итоги урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Сегодня на уроке мы поговорим о различных состояниях вещества, узнаем, при каких условиях вещество может находиться в том или ином состоянии и что необходимо сделать для превращения вещества из одного состояния в другое.
2. Изучение нового материала
– Рассмотрим рисунки (слайд 2). Как вы думаете, что их объединяет?
– На рисунках показана вода в трех различных состояниях: твердом, жидком и газообразном.
– Верно. Не только у воды, но и у любого другого вещества есть три состояния. Как называют эти состояния?
– Их называют агрегатными состояниями.
– Может ли вещество переходить из одного состояния в другое? Например, можно ли превратить лед в воду?
– Да.
– Каким образом это сделать?
– Нужно нагреть его.
– Вы почти правы. Правильнее будет сказать, что мы сообщаем льду некоторое количество теплоты. Тогда что такое количество теплоты?
– Количество теплоты – это энергия, которую тело получает или отдает в процессе теплопередачи.
– А что такое внутренняя энергия?
– Внутренняя энергия – энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело.
– Проведем эксперимент. Один кусочек льда оставим на тарелке и проследим, что будет с ним происходить, а второму передадим некоторое количество теплоты от свечи. Какой кусок льда быстрее превращается в воду и почему?
– Во втором случае процесс перехода льда в воду происходит быстрее, так как второй кусок льда получает большее количество теплоты от свечи, чем первый кусок из окружающей среды.
– Верно. Значит, быстрее превращается в воду тот кусок льда, которому сообщили больше энергии.
– Найдите в учебнике (стр.31), как называется процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое?
Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое называется плавлением (слайд 3)
– Это и есть тема нашего урока. Запишем в тетради – Плавление тел.
– Рассмотрим процесс плавления с помощью фрагмента (уроки физики Кирилла и Мефодия для 8 класса). Ваша задача – обратить внимание, меняется ли температура в течение этого процесса.
– Температура в процессе плавления не меняется.
– Верно. Теперь найдите в учебнике (стр.32), как называется процесс перехода вещества из жидкого состояния в твердое?
Переход вещества из жидкого состояния в твердое называется отвердеванием, или кристаллизацией (слайд 4)
– Рассмотрим и этот процесс с помощью фрагмента (электронные уроки физики Кирилла и Мефодия для 8 класса). Менялась ли температура в течение всего процесса отвердевания?
– Температура в процессе отвердевания не менялась.
– Запомним, что в процессе плавления и отвердевания температура вещества не меняется. Почему это происходит, мы рассмотрим на следующем уроке.
– Для того чтобы начался процесс плавления, тело должно иметь определенную температуру. Как её называют?
Температуру, при которой вещество плавится, называют его температурой плавления.
– Правильно! Значит, температура плавления – это температура, выше которой вещество в твердом состоянии находиться не может. Найдите в таблице температур плавления температуру плавления льда.
– Она равна 0оС.
– А при какой температуре отвердевает вода?
– Вода отвердевает тоже при 0оС.
– Правильно. Значит, вещества отвердевают при
той же температуре, при которой они плавятся.
С помощью графика (слайд 5) рассмотрим процесс
перехода льда из твердого состояния в жидкое
(Перышкин А.В., стр.33).
Наблюдение за процессом началось с того момента,
когда температура льда была –20оС. При
дальнейшем нагревании температура льда росла до
тех пор, пока не достигла 0оС. В этот момент
лед начал плавиться, а его температура перестала
расти. В течение всего времени плавления
температура льда не менялась, хотя ему
продолжали сообщать энергию.
При достижении 20оС веществу перестали
сообщать энергию: вода стала охлаждаться, и при 0оС
начался процесс кристаллизации воды. В течение
всего времени отвердевания температура вещества
снова не менялась. Также из графика видно, что
температура плавления равна температуре
кристаллизации.
3. Закрепление
1. На графике (слайд 6) показано, как со временем изменяется температура при нагревании и охлаждении свинца. Какому состоянию соответствует каждый из участков графика?
Ответ:
АВ, ВС – твердое состояние, CD – плавление,
DE, EF – жидкое состояние, FG – кристаллизация, GH
– твердое состояние.
2. В эксперименте отдельно нагревали до 1000оС алюминий, железо, медь, цинк, сталь, серебро и золото (слайд 7, 8). В каком состоянии – жидком или твердом – находились эти металлы при указанной температуре?
Ответ:
Жидкое | Температура плавления | Твердое | Температура плавления |
цинк | 420 оС | железо | 1539 оС |
серебро | 962 оС | медь | 1085 оС |
алюминий | 660 оС | сталь | 1500 оС |
золото | 1064 оС |
3. На рисунках (слайд 2) показана вода в трех различных состояниях: твердом, жидком и газообразном.
– Как называют эти состояния?
– Их называют агрегатными состояниями.
– Может ли вещество переходить из одного
состояния в другое?
Да. Передавая молекулам твердого тела энергию,
можно перевести вещество из твердого состояния в
жидкое, а из жидкого – в газ. Отнимая энергию у
молекул газа, можно получить жидкость, а из неё –
твердое тело.
4. – Начинаем нагревать лед, взятый при температуре – 10оС. Что происходит с температурой?
– Температура льда будет увеличиваться.
– Температура льда достигла 0оС. Лед начинает плавиться. Что происходит с его температурой?
– Температура перестает меняться до конца всего процесса плавления.
– Лед полностью превратился в воду. Процесс нагревания продолжается. Меняется ли температура? Каким образом?
– Температура уже воды снова увеличивается?
5. Меняется ли температура вещества в процессе кристаллизации?
– Нет.
4. Домашнее задание
§12 – 14. Упр. 7 (устно)
5. Итоги урока
– Что вы узнали на уроке?
– Выставление оценок за работу на уроке.
– Молодцы! Урок окончен!
Список используемых ресурсов:
- Перышкин А.В. Физика. 8 кл. :учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2008.
- Кирик Л.А. Физика – 8. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: «Илекса», 2010.
- http://900igr.net/kartinki/fizika/Agregatnoe-sostojanie-veschestva/014-Grafik-protsessov-izmenenija-agregatnogo-sostojanija-veschestva.html
- http://mar-b-c.narod.ru/Fizika/Book1/tema-07/07d-i3.gif
- http://www.proza.ru/pics/2011/08/16/1100.jpg
- http://de.trinixy.ru/pics3/20080515/vodopadi_23.jpg
- http://graftonwisconsinrealestate.files.wordpress.com/2011/03/melting-ice.jpg