Использование элементов программированного обучения на уроках штукатурно–малярного дела в школе VIII вида

Разделы: Коррекционная педагогика


В современных условиях система образования должна готовить человека к активной деятельности в духовной, экономической, политической и производственной сферах жизни общества. Такой социальный заказ вступает в противоречие с традиционной образовательной практикой специального образовательного учреждения.

Для специальной (коррекционной) школы VIII вида оптимизация обучения и воспитания означает, прежде всего, широкое вовлечение выпускников в трудовую деятельность, создание реальных предпосылок к их социальной адаптации.

Однако психофизические недостатки в развитии умственно отсталых учащихся затрудняют овладение ими профессионально-трудовыми знаниями, умениями, навыками и их успешную адаптацию в производственном коллективе в качестве равноправного члена.

Таким образом, противоречие между высоким уровнем развития экономики, производства и недостаточным уровнем сформированности профессионально-трудовых умений и навыков выпускников школы VIII вида определяют актуальность поиска путей и средств, обеспечивающих более эффективное использование педагогического потенциала уроков штукатурно-малярного дела в формировании профессионально-трудовых навыков у школьников с нарушением интеллекта.

Успешному усвоению знаний, практических умений и навыков способствует использование на уроках штукатурно-малярного дела элементов программированного обучения.

Программированное обучение – особый вид самостоятельного добывания знаний.

Методологическую основу составляют: учения Б. Скиннера; теория поэтапного формирования умственных действий И.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной.

Процесс обучения индивидуализирован, по крайней мере, по темпу: слабый ученик может два-три раза прочитать информацию, прежде чем ответить на вопросы, стильный будет меньше времени читать и быстрее отвечать на вопросы.

На протяжении всего времени работы с пособием ученики все время активны: они легко отвечают на первые нетрудные вопросы, это их заинтересовывает; задумываясь над последующими вопросами, более сложными, все сильнее увлекаются учебной работой.

Основные преимущества программированного обучения:

– учитель получил возможность управлять умственной деятельностью ученика – это достигается содержанием и порядком предъявления ему вопросов, задач и заданий после каждой порции информации;

каждый ученик приучает себя самостоятельно добывать новые знания;

– наконец, при программированном обучении имеет место обратная связь, что обеспечивает возможность управления процессом обучения, а также возможность определения успешности обучения каждого ученика.

Программированные пособия, так же как и обычные, являются источниками знаний. Они содержат определенную учебную информацию, в которой учитывается не только конечный результат, но и особенности самого процесса усвоения знаний; выполняют функцию обучения, воспитания и развития умственно отсталых учащихся.

Данный вид обучения стимулирует интерес учащихся к занятиям, побуждает к самостоятельной работе с программированными пособиями.

Педагогические задачи

  1. Сформировать у школьников с нарушением интеллекта теоретические основы штукатурно-малярного дела.
  2. Развить профессионально-трудовые навыки и умения работы с разными отделочными материалами и инструментами.
  3. Активизировать познавательную деятельность учащихся.
  4. Воспитывать у умственно отсталых школьников социально-значимые качества личности: трудолюбие, ответственность, организованность, самостоятельность, аккуратность, чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимоподдержки.

Сущность программированного обучения заключается в том, что современным групповым и массовым процессам обучения придаются индивидуализированные черты и вносятся элементы непрерывного контроля усвоения учебного материала. Такое по форме обучение создает возможности для высокоэффективного обучения: более детальным и глубоким становится анализ целей обучения, исследуются вопросы организации учебного материала в систему учебных пособий; программирование всего учебного процесса.

Практика показывает, что без систематического и регулярного повторения учебного материала, усвоение знаний учащихся малоэффективно и не обеспечивает осмысленного запоминания. Здесь на помощь приходит программированное обучение.

Принципы программированного обучения:

  • подача информации небольшими порциями;
  • установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации;
  • предъявление ответа для самоконтроля;
  • подача указаний в зависимости от правильности ответа.

Преимущества использования элементов программированного обучения штукатурно-малярному делу представлены в том, что:

а) процесс обучения индивидуализирован;

б) разрыв между изучением теории и применением ее на практике фактически отсутствует;

в) ученик мгновенно получает информацию о качестве усвоения очередной порции материала;

г) ученики проявляют активность в обучении;

д) ученик приучает себя самостоятельно добывать новые знания;

е) обратная связь обеспечивает возможность управления процессом обучения.

Программированное обучение – система методов и средств обучения, в основе которой выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения материала.

В своей работе использую изготовленные программированные пособия. Они компенсируют отсутствие учебников по штукатурно-малярному делу для коррекционной школы VIII вида в пятых, шестых, девятых классах.

При программированном обучении используется форма активного опроса. Так как повышение качества обучения зависит от систематической проверки знаний, то это привело к применению более эффективных способов контроля знаний учащихся. Принцип их сводится к замене устных ответов учащихся письменными выражениями в виде условных обозначений – цифр или отрезков линий, записываемых в строчку. Подобная форма опроса получила название “программированный диктант” или “графический диктант”. Готовлю вопросы, подбирая к каждому два ответа, один из которых правильный; вопросы с ответами последовательно зачитываю вслух; учащиеся должны выбрать правильный ответ и записать его в своей тетради напротив номера вопроса.

Пример графического диктанта по теме: “Водные колеры, их состав” (Приложение №1).

Суть программированных заданий в том, что на заданный вопрос ученик из нескольких предложенных ответов должен выбрать один – правильный. Задания могут иметь текстовую, графическую или цифровую форму, используются для индивидуальной или фронтальной работы (Приложение №2).

Для проверки знаний по темам: “Подготовка ранее окрашенных оштукатуренных и неоштукатуренных поверхностей к простой окраске”, “Подготовка ранее окрашенных оштукатуренных и неоштукатуренных поверхностей к высококачественной окраске” удобно применять цифровое задание (буквенное или графическое). Цифровой код, записанный на доске, различается по вариантам. В тетради ученик должен записать последовательность операций, выраженных цифрами. Например, по теме: “Подготовка ранее окрашенных оштукатуренных и неоштукатуренных поверхностей к простой окраске” (Приложение №3).

Для контроля усвоения знаний учащихся применяю перфокарты – это лист бумаги, расчерченный в горизонтальном и вертикальном направлениях. По горизонтали записываются вопросы, по вертикали – ответы. Ученикам нужно прочитать вопрос и выбрать правильный ответ и при пересечении вопроса и правильного ответа поставить знак “плюс”.

Перфокарты проверяются трафаретом. При наложении его на ответ ученика в прорезях должны быть видны правильные ответы (плюсы). Если просвет остался пустым, значит, ученик вообще не ответил на вопрос или ответил неверно. Причина неправильного ответа выясняется с учеником в индивидуальном порядке (Приложение №4).

Перфоконверты, в отличие от перфокарт, могут быть использованы многократно. Для ответа ученика делается прорезь; перфоконверт накладывается на чистый лист бумаги (крепится скрепкой), который нужен для записей ответов ученика (Приложение №5).

Следующий этап – составление обучающих программ.

Обучающая программа, наряду со всеми ее функциями, служит источником знаний для учащихся, а при отсутствии учебников по данному предмету, это более чем важно.

При программированном обучении учащиеся должны действовать быстро, но правильно. Чтобы достичь такого результата, доктор Скиннер предложил так называемую линейную систему программированного обучения.

Линейная программа излагает материал последовательно, мелкими порциями и почти не допускает, чтобы ученик делал ошибки. А многократное повторение материала в различных формах обеспечивает прочные знания у учащихся. Суть линейной программы можно представить схематично (Приложение №6).

Пример линейной обучающей программы по теме “Железнение штукатурки” (Приложение №7).

Одновременно с линейной обучающей программой возникает и разветвленная обучающая программа. Автором ее считают доктора Краудера, который предложил порцию информации увеличить, а затем предъявлять учащимся несколько утверждений, одно из которых правильное. После каждого утверждения при программированном обучении поставлен номер ответа. После изучения порции информации ученик читает все утверждения и выбирает то, которое считает верным. Для проверки себя открывает обозначенную в конце этого утверждения страницу.

В случае правильного выбора ученику разъясняется, почему именно это утверждение является верным, и на этой же странице ему предъявляется новая порция информации. Если ученик выбирал другое утверждение, то на соответствующей странице ему объясняется, в чем именно состоит ошибка и рекомендуется выбрать другой ответ.

Схематично суть разветвления обучающей программы представлено в Приложении №8.

Пример разветвленной обучающей программы представлен по теме “Виды штукатурных растворов, их компоненты” (Приложение №9).

На уроках трудового обучения учащимся необходимо дать не только знания по предмету, но и сформировать профессиональные умения и навыки. Формирование знаний должно протекать не стихийно, а быть управляемым и контролируемым процессом. Очень важно выделить и определить кратчайшие пути формирования знаний. Здесь большая роль принадлежит алгоритмам – последовательному порядку выполнения задания. Алгоритмы облегчают усвоение, вырабатывают последовательность, четкость, экономичность действия, обучают рациональным приемам мышления, открывают кратчайшие пути к достижению цели.

На уроках штукатурно-малярного дела использую алгоритмы для проведения практических занятий. Разработанные алгоритмы по темам способствуют последовательному и правильному выполнению самостоятельных заданий. Например, “Алгоритм приготовления масляной шпаклевки” (Приложение №10).

Программированные пособия, в зависимости от возрастных особенностей учащихся и содержания программного материала, усложняются и дополняются поэтапно, например:

5-й класс – программированные карточки;

6-й класс – 5 класс + перфокарты, диктанты;

7-й класс – 6 класс + контрольные задания тестового типа,

8-й класс – 7 класс + линейные обучающие программы,

9-й класс – 8 класс + разветвленные обучающие программы.

В результате систематического применения метода программированного контроля за знаниями учащихся удалось активизировать мыслительную деятельность, повысить качество знаний учащихся, развить интерес к урокам штукатурно-малярного дела.

Учащиеся к выполнению заданий стали относиться более ответственно, сосредоточенно, самостоятельно, давать развернутые, полные ответы на вопросы учителя. Даже те дети, которые имеют диагноз “Общее недоразвитие речи”, в полном объеме справляются с заданиями на уровне учащихся всего класса.

В результате тестирования, проводимого районным отделом образования, 80% учащихся выполняли тестовые задания на “хорошо” и “отлично”.

Сравнивая итоговые экзаменационные оценки выпускников 2008 года, обучавшихся без применения данного метода с выпускниками 2009 и 2010 годов, обучавшихся с применением программированных заданий, видно, что оценок “хорошо” и “отлично” по итоговому экзамену у вторых больше (Приложение №11).

Из вышесказанного явно вытекает, что использование элементов программированного обучения на уроках штукатурно-малярного дела более эффективно способствует:

  • активизации познавательной деятельности учащихся;

  • развитию у них мышления, произвольного внимания, речи;

  • воспитанию трудолюбия, ответственности, самостоятельности и аккуратности;

  • интереса и уважения к труду и людям труда;

  • формированию профессионально-трудовых умений и навыков, а, следовательно, социальной адаптации школьников с нарушением интеллекта.

ЛИТЕРАТУРА

  1. www.childpsy.ru/dissertations/id/19483.php-//Прядехо А.А. Педагогические условия развития познавательных способностей учащихся.
  2. Матюшина А.М. “Программированное обучение в школе” Куйбышев, 1967. – С. 4-7.
  3. Ланда Л.Н. “Алгоритмизация в обучении” М., 1966. – С.5-7.
  4. Роль и место программированного обучения в системе средств и методов. Сборник трудов. М., 1974. – С. 27-28… Там же – С. 44… Там же – С. 57-59.