Развитие творческих способностей старших дошкольников при работе над связной речью и экспериментированием со словом

Разделы: Работа с дошкольниками


Развивая творческие способности в связной речи старших дошкольников, большое значение отвожу играм со словом, ведь игра – основная форма деятельности дошкольника, метод ребенка в познании мира. Во время игры ребенок учится общаться со сверстниками, подчиняться правилам, уступать, доказывать свое право в выборе игры. Причины, которые побуждают ребенка играть, – это, прежде всего любопытство и потребность активно действовать. И одна из основных задач педагога – постоянно поддерживать и развивать эти побуждения. Во что играть – этот вопрос имеет еще большее значение, чем где и с кем. Игры можно включать во фронтальные и подгрупповые занятия, успешно использовать в индивидуальной работе с детьми при автоматизации звуков. В играх, помимо работы над звукопроизношением, происходит закрепление обобщающих понятий, активное расширение словаря, активизация уже имеющегося словаря, формирование и совершенствование навыков словообразования и словоизменения.

Обучение детей связной речи осуществляю во всех видах деятельности. Общаюсь с детьми в повседневной жизни, в т.ч. веду индивидуальные беседы с ребенком на интересующую его тему в удобное для него время.

Использую разнообразные виды занятий по обучению детей разговорной речи: беседа из личного опыта ребенка, экскурсия, прогулка, беседы по картинам, игрушкам, дидактические игры.

Беседа применяется как основное средство обучения детей связной диалогической речи. Использую разную тематику бесед: беседы на общие темы; беседы на бытовые темы; этические беседы. Применяю следующие методические приемы: вопросы; указания; объяснения; рассказ педагога; использование литературы и наглядного материала.

Под творческим рассказыванием понимается логически построенная речевая деятельность, результатом которой является придуманный детьми рассказ с самостоятельно созданными образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом.

Остановлюсь подробнее на одном из видов рассказывания – рассказам из личного опыта ребенка. Они сложнее для детей, так как детям нужно самостоятельно отобрать из своего опыта узкое содержание для своего рассказа. Ребенок должен рассказывать наиболее полно и понятно, так как описываемый предмет другие не видели. Эти занятия трудны и для педагога, потому что он, не зная конкретного содержания детских рассказов, не всегда может вовремя поправить или добавить. Эти рассказы являются показателем развития речи и интересов, суждений детей.

Рассказывание из личного опыта имеет большое значение в развитии связной речи. Дети приучаются к речевому общению, развивается умение свой чувственный опыт передавать в связанном повествовании, формируется умение четко, связанно излагать свои мысли.

Дети 5–6-и лет еще учатся рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях, не отклоняясь от заданной темы, учатся правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать с достаточной полнотой и законченностью, указывать время и место событий, пользоваться точными названиями качеств и действий.

У детей 6–7-и лет, по моим наблюдениям, рассказы несколько сложнее по структуре, в них много фактического материала. Ребенок чаще сам, без дополнительных вопросов поясняет события, о которых рассказывает, может давать оценку этим событиям.

В своей работе по данному направлению учитываю существующие требования, необходимые в работе по обучению детей рассказыванию:

  1. Рассказ составляется без наводящих вопросов, сюжет повествования не заимствован из рассказа педагога и друзей.
  2. Умение подчинять все содержанию, общему замыслу, без лишней детализации и перечисления.
  3. Умение придумывать несколько вариантов своего собственного рассказа.

Для обучения детей творческому рассказыванию существуют несколько видов заданий, которые необходимо использовать в работе:

  1. Придумывания продолжения и завершения рассказа, предложенного воспитателем.
  2. Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя.
  3. Придумывание рассказа или сказки по теме, предложенной педагогом, без плана.
  4. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.
  5. Описательные рассказы о природе, например, “Мои любимые растения”, “Прогулка летом по лесу” и т.п.
  6. Придумывание детьми рассказов, аналогичных прочитанному, в двух вариантах: заменить героев, сохраняя сюжет, или заменить сюжет, сохраняя героев.
  7. Придумывание небылиц.

При работе по составлению детьми старшего дошкольного возраста рифмованных текстов, т.е. экспериментированию со словом, у детей формируются способности тоньше чувствовать значение слова, умение подбирать нужное слово, умение правильно использовать слова разных частей речи. При восприятии стихотворных текстов детьми закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности. Без словесной игры, которая содержится в рифмованных текстах, ребенок не сможет овладеть богатством родного языка. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.

Исследователями детской речи установлено, что дети 3–5-и лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Веселое, смешное или дразнящее стихотворение – это словесная "игрушка" ребенка. И в то же время детская поэзия – это свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир.

Работу с дошкольниками по подготовке к созданию рифмовок можно начинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы – игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.

Методика стихосложения и экспериментирования со словом заключается в следующем: подготовительная работа по подборке рифмы к слову, по сочинению стихотворений начинается со среднего дошкольного возраста. Для этого существует много игр типа: “Доскажи словечко”, “Какое слово потерялось?”, “Веселые стихи” и т.п. Учу детей выбирать рифмующиеся слова из группы предложенных слов, подбирать рифму к выбранному слову, к заданному словосочетанию. В старшей и подготовительной группе дети сочиняют двустишия, четверостишия, изготавливают книжки со стихами, загадками, историями, иллюстрируя их собственными рисунками.

Стихотворение не рождается из ничего. Чтобы что-то создать, необходимо иметь определенный опыт: впечатление от поездки, происшествие, интересный случай, эмоциональный настрой, чувство пережитого и увиденного и т.д. Если у ребенка нет такого опыта, то ему просто нечего будет сказать, да еще при условии недостаточного словарного запаса появятся негативные эмоции, перепады настроения. В своей работе стараюсь обогащать опыт ребенка впечатлениями, переживаниями, элементарными знаниями об окружающем, постоянно общаясь на темы, увлекающие ребенка. Обратила внимание, что детям часто не хватает не только элементарного кругозора и слов для творчества, но и эмоциональной насыщенности, чувственных переживаний и состояний.

Главная педагогическая ценность стихосложения заключается в его универсальности, позволяющей организовывать систему развивающего обучения. Занимаясь стихосложением, ребенок приобретает универсальный опыт во многих видах деятельности: рисовании, сочинительстве, ручном труде и т.д. Работа по стихосложению позволяет выявить и развить творческий потенциал ребенка, помогает ему в осознании целостности мира и своей причастности ко всем явлениям жизни, т.е. в формировании активной жизненной позиции. Одновременно отшлифовывается речь детей (становится более выразительной, образной), развивается поэтическое чутье. Дети открывают новые звуковые и смысловые ресурсы художественного слова. Обогащается словарный запас дошкольников. Различные виды работы с рифмой подвигают детей к собственному словотворчеству. Все это в комплексе и является ступенькой к формированию творческой личности.

Можно сделать вывод, что развивать творческие способности дошкольников может только творчески работающий педагог, который сможет научить детей тому, что умеет хорошо делать сам, и обогатить родителей знаниями о развитии творческих способностей их детей.

В группе развитию речи детей уделяю большое внимание, использую разнообразные формы общения с детьми, оригинально обрабатываю полученную информацию, продукты достижений девочек в речевом развитии. Веду многолетний постоянный сбор элементов словотворчества, стихотворчества детей, запись высказываний детей, интересных вновь образованных детьми слов, выражений и их объяснение. В группе выпускаем и дарим детям и родителям красиво оформленные сборники детских высказываний и стихотворные сборники.

В 2007 г. принимала участие в городском конкурсе “Детский лепет”. Получила Диплом лауреата конкурса за лучшие материалы в номинации “За развитие речи и творческих способностей детей”.

Приложение.