Развивая творческие способности в связной речи старших дошкольников, большое значение отвожу играм со словом, ведь игра – основная форма деятельности дошкольника, метод ребенка в познании мира. Во время игры ребенок учится общаться со сверстниками, подчиняться правилам, уступать, доказывать свое право в выборе игры. Причины, которые побуждают ребенка играть, – это, прежде всего любопытство и потребность активно действовать. И одна из основных задач педагога – постоянно поддерживать и развивать эти побуждения. Во что играть – этот вопрос имеет еще большее значение, чем где и с кем. Игры можно включать во фронтальные и подгрупповые занятия, успешно использовать в индивидуальной работе с детьми при автоматизации звуков. В играх, помимо работы над звукопроизношением, происходит закрепление обобщающих понятий, активное расширение словаря, активизация уже имеющегося словаря, формирование и совершенствование навыков словообразования и словоизменения.
Обучение детей связной речи осуществляю во всех видах деятельности. Общаюсь с детьми в повседневной жизни, в т.ч. веду индивидуальные беседы с ребенком на интересующую его тему в удобное для него время.
Использую разнообразные виды занятий по обучению детей разговорной речи: беседа из личного опыта ребенка, экскурсия, прогулка, беседы по картинам, игрушкам, дидактические игры.
Беседа применяется как основное средство обучения детей связной диалогической речи. Использую разную тематику бесед: беседы на общие темы; беседы на бытовые темы; этические беседы. Применяю следующие методические приемы: вопросы; указания; объяснения; рассказ педагога; использование литературы и наглядного материала.
Под творческим рассказыванием понимается логически построенная речевая деятельность, результатом которой является придуманный детьми рассказ с самостоятельно созданными образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом.
Остановлюсь подробнее на одном из видов рассказывания – рассказам из личного опыта ребенка. Они сложнее для детей, так как детям нужно самостоятельно отобрать из своего опыта узкое содержание для своего рассказа. Ребенок должен рассказывать наиболее полно и понятно, так как описываемый предмет другие не видели. Эти занятия трудны и для педагога, потому что он, не зная конкретного содержания детских рассказов, не всегда может вовремя поправить или добавить. Эти рассказы являются показателем развития речи и интересов, суждений детей.
Рассказывание из личного опыта имеет большое значение в развитии связной речи. Дети приучаются к речевому общению, развивается умение свой чувственный опыт передавать в связанном повествовании, формируется умение четко, связанно излагать свои мысли.
Дети 5–6-и лет еще учатся рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях, не отклоняясь от заданной темы, учатся правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать с достаточной полнотой и законченностью, указывать время и место событий, пользоваться точными названиями качеств и действий.
У детей 6–7-и лет, по моим наблюдениям, рассказы несколько сложнее по структуре, в них много фактического материала. Ребенок чаще сам, без дополнительных вопросов поясняет события, о которых рассказывает, может давать оценку этим событиям.
В своей работе по данному направлению учитываю существующие требования, необходимые в работе по обучению детей рассказыванию:
- Рассказ составляется без наводящих вопросов, сюжет повествования не заимствован из рассказа педагога и друзей.
- Умение подчинять все содержанию, общему замыслу, без лишней детализации и перечисления.
- Умение придумывать несколько вариантов своего собственного рассказа.
Для обучения детей творческому рассказыванию существуют несколько видов заданий, которые необходимо использовать в работе:
- Придумывания продолжения и завершения рассказа, предложенного воспитателем.
- Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя.
- Придумывание рассказа или сказки по теме, предложенной педагогом, без плана.
- Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.
- Описательные рассказы о природе, например, “Мои любимые растения”, “Прогулка летом по лесу” и т.п.
- Придумывание детьми рассказов, аналогичных прочитанному, в двух вариантах: заменить героев, сохраняя сюжет, или заменить сюжет, сохраняя героев.
- Придумывание небылиц.
При работе по составлению детьми старшего дошкольного возраста рифмованных текстов, т.е. экспериментированию со словом, у детей формируются способности тоньше чувствовать значение слова, умение подбирать нужное слово, умение правильно использовать слова разных частей речи. При восприятии стихотворных текстов детьми закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности. Без словесной игры, которая содержится в рифмованных текстах, ребенок не сможет овладеть богатством родного языка. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.
Исследователями детской речи установлено, что дети 3–5-и лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Веселое, смешное или дразнящее стихотворение – это словесная "игрушка" ребенка. И в то же время детская поэзия – это свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир.
Работу с дошкольниками по подготовке к созданию рифмовок можно начинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы – игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.
Методика стихосложения и экспериментирования со словом заключается в следующем: подготовительная работа по подборке рифмы к слову, по сочинению стихотворений начинается со среднего дошкольного возраста. Для этого существует много игр типа: “Доскажи словечко”, “Какое слово потерялось?”, “Веселые стихи” и т.п. Учу детей выбирать рифмующиеся слова из группы предложенных слов, подбирать рифму к выбранному слову, к заданному словосочетанию. В старшей и подготовительной группе дети сочиняют двустишия, четверостишия, изготавливают книжки со стихами, загадками, историями, иллюстрируя их собственными рисунками.
Стихотворение не рождается из ничего. Чтобы что-то создать, необходимо иметь определенный опыт: впечатление от поездки, происшествие, интересный случай, эмоциональный настрой, чувство пережитого и увиденного и т.д. Если у ребенка нет такого опыта, то ему просто нечего будет сказать, да еще при условии недостаточного словарного запаса появятся негативные эмоции, перепады настроения. В своей работе стараюсь обогащать опыт ребенка впечатлениями, переживаниями, элементарными знаниями об окружающем, постоянно общаясь на темы, увлекающие ребенка. Обратила внимание, что детям часто не хватает не только элементарного кругозора и слов для творчества, но и эмоциональной насыщенности, чувственных переживаний и состояний.
Главная педагогическая ценность стихосложения заключается в его универсальности, позволяющей организовывать систему развивающего обучения. Занимаясь стихосложением, ребенок приобретает универсальный опыт во многих видах деятельности: рисовании, сочинительстве, ручном труде и т.д. Работа по стихосложению позволяет выявить и развить творческий потенциал ребенка, помогает ему в осознании целостности мира и своей причастности ко всем явлениям жизни, т.е. в формировании активной жизненной позиции. Одновременно отшлифовывается речь детей (становится более выразительной, образной), развивается поэтическое чутье. Дети открывают новые звуковые и смысловые ресурсы художественного слова. Обогащается словарный запас дошкольников. Различные виды работы с рифмой подвигают детей к собственному словотворчеству. Все это в комплексе и является ступенькой к формированию творческой личности.
Можно сделать вывод, что развивать творческие способности дошкольников может только творчески работающий педагог, который сможет научить детей тому, что умеет хорошо делать сам, и обогатить родителей знаниями о развитии творческих способностей их детей.
В группе развитию речи детей уделяю большое внимание, использую разнообразные формы общения с детьми, оригинально обрабатываю полученную информацию, продукты достижений девочек в речевом развитии. Веду многолетний постоянный сбор элементов словотворчества, стихотворчества детей, запись высказываний детей, интересных вновь образованных детьми слов, выражений и их объяснение. В группе выпускаем и дарим детям и родителям красиво оформленные сборники детских высказываний и стихотворные сборники.
В 2007 г. принимала участие в городском конкурсе “Детский лепет”. Получила Диплом лауреата конкурса за лучшие материалы в номинации “За развитие речи и творческих способностей детей”.