Совершенствование форм и методов контроля знаний учащихся

Разделы: Математика


Система оценки и контроля знаний учащихся на разных этапах урока. (Технология сотрудничества)

1). Схема учета и контроля знаний учащихся

Схема

Предварительный контроль выполнения домашних заданий (взаимоконтроль)

Учет результатов усвоения работы ведется, начиная с уроков объяснения нового материала, начиная с первых минут урока, т. е. с контроля над усвоением изученного, с проверки домашнего задания и закачивая выставлением четвертных и годовых оценок. Эта работа состоит из нескольких этапов.

Проверка выполнения домашнего задания.

В пятых–девятых классах этот контроль начинается с перемены. Журналы учета выполнения домашних заданий ведут сами учащиеся. Каждый класс разбиваю на группы по пять–шесть человек. Из их числа выбираем, вместе с учащимися этой группы командира и помощника, которые перед каждым уроком математики проверяют наличие всех номеров и заданий домашней работы и заполняют журнал. Один из листов журнала приведен ниже.

Пункты НТ; Н; ЧВ на следующий урок исправляются зеленой пастой, если ученик сделал, доделал задание или принес тетрадь. Если ученик отсутствовал, то потом он берет задание у командира команды и выполняет его, если затрудняется или не понимает, то обращается за помощью к учителю или учащимся своей команды. В начале каждого урока командиры группы делают краткий отчет о наличии домашних работ, что позволяет учителю перед проверкой домашнего задания иметь полную картину выполнения домашнего задания всего класса. Эта форма выполнения домашних работ позволят учащимся видеть свою работу в системе, а учителю объяснить уровень знаний, как ученику, так и его родителям в свете системы работы ученика дома.

img2.jpg (43983 bytes)

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

– Научить уч-ся самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, развивать способность к сотрудничеству;
– Воспитание навыков работы и общения уч-ся в коллективе: уметь руководить и быть ведомым, объяснять и слушать, правильно вести себя в конфликтной ситуации;
– Воспитание ответственности за порученное дело.

2) Проверка домашнего задания.

– Самопроверка по образцу ( “+” или “– ” зеленой пастой рядом с номером)
– Взаимопроверка по образцу ( + или “– ” зеленой пастой)
– Проверка – консультация (экспертом)
– Проверка учителя (“+” или “– ” красной пастой)

При любой форме контроля выполнения домашнего задания окончательно тетради проверяет учитель. Причем в целях правильного понимания системы выставления четвертных оценок, почти все домашние работы оцениваются не пятибалльной оценкой, а “+” или “–”. По окончании ведения тетради с домашними и классными заданиями выставляю оценку за ведение тетради.

3) Устный счет, устная работа

– Оценка по накопительной системе (возможно за несколько уроков)
– Оценка за работу в рабочих тетрадях на печатной основе (РТ)
– Оценка за работу у доски

Все выше перечисленные виды оценки сопровождаются последующей самопроверкой.

– Взаимопроверка и взаимооценка при работе в парах
– Оценка эксперта при работе по маршрутным листам
– Самооценка при работе над ошибками с диагностической картой

4) Процесс формирования знаний и умений учащихся и их оценка

Процесс формирования знаний и умений учащихся может быть успешным лишь при организации оперативного контроля над ним в текущей математической подготовке школьников. Без систематической оценки правильности решения и анализа допущенных ошибок ученики не могут ориентироваться в успешности своей работы. Но если использовать только традиционные формы контроля, то у учащихся теряется интерес к учебному процессу, поэтому я стараюсь разнообразить виды опроса на уроках.

Учет результатов и оценка усвоения учебного материала, ведется начиная с уроков объяснения нового материала. В ходе изложения нового материала ученикам даю схему, план изложения или краткий конспект материала (опорный конспект), а так же алгоритм решения. Все это ученики записывают в “Справочники”, которые ведут с 5-го по 9-й класс. (Приложение № 1, Приложение 2, Приложение 3) После подробного разбора и общего обсуждения-решения по алгоритму одного, двух упражнений переходим к закреплению материала. На данном этапе использую:

– самопроверку по образцу;
– взаимопроверку по образцу.

Остановимся подробнее на каждом из них.

Самопроверка по образцу. Учащиеся делают упражнения подобные только что разобранным и записанным в тетради. После завершения работы, при закрытых тетрадях, на доске или на экране учащимся представляю образец решения. Каждый ученик разбирает образец решения, сопоставляя его по памяти со своим решением, затем открывает тетрадь и делает проверку, исправляя ошибки зеленой пастой, оценивает свою работу, если хочет, то ставит оценку зеленой пастой. Но это не обязательно, главное найти ошибку, понять, почему ее допустил, понять правильное решение. Нормы оценки записаны на доске. Далее: выявляю “болевые точки” в решении, отвечаю на вопросы, обсуждаем решение, если необходимо, объясняю еще раз или работаю индивидуально.

Взаимопроверка по образцу. Если работает весь класс, то удобнее проводить работу по вариантам. К доске вызываю двух учеников. Один делает 1 вариант, другой – второй на невидимой для класса части доски. Можно брать задания из учебника, дидактического материала и т. д. На работу отводится определенное время, после которого соседи по парте меняются тетрадями, работающие у доски – местами, и проверяют работы друг друга, делая исправления зеленой пастой или зеленым мелом. Затем ученик рядом с номером ставит “+”, значит верно выполнено, “-” неверно выполнено, ставит оценки, пользуясь оценочной таблицей на доске. Потом тетради возвращаются своим хозяевам. Открываем доски, и учитель проверяет обе работы на доске, комментируя проверку, учащиеся класса принимают активное участие в проверке. После проделанной проверки, каждый проверяет по образцу не только свою работу, но и проверку своего товарища. Таким образом, для обсуждения решения в классе образуются группы свободного общения из 2–4 человек, сидящих рядом. (Малые группы) Бывает, что оценка за работу меняется по обоюдному согласию писавшего – проверяющего, если спор не разрешается данной парой, обращаются к учителю. Эта форма работы позволяет учащимся увидеть, как выполняется задание его товарищами, сравнить со своей работой, а при проверке развивает чувство ответственности, обостряет внимание, побуждает комментировать решение, развивает “математическую речь”, формирует познавательные мотивы учения. Оценки в журнал за работу и проверку выставляются по желанию. Подобную форму работы использую и при проверке усвоения на последующих уроках, но в каждой работе выставляю две оценки: за работу и проверку, но эти отметки идут в журнал в обязательном порядке.

Контроль за усвоением изученного как я уже писала, начинаю с проверки домашнего задания.

Затем идет контроль и оценка знаний теоретического материала. На данном этапе использую:

– фронтальный опрос;
– математический диктант;
– выполнение заданий в рабочих тетрадях на печатной основе или в учебнике; – тестирование;
– работа в парах “учитель” – “ученик”;
– работа в группах по маршрутным листам.

Остановимся подробнее. Фронтальный опрос – это не только традиционная работа: учитель задал вопрос, один из учеников ответил. Привлекаю учащихся по желанию. Учащийся заранее готовит вопросы по теме, перед уроком проверяю, корректирую, советую, как лучше задать вопрос и вопросы задает уже не учитель, а ученик. Можно провести опрос по таблице, с оперативным опросом. Математический диктант. При этой форме работы школьники приучаются воспринимать задания на слух, это приводит к умению, в частности, слушать лекцию, развивает память. В диктантах использую вопросы разного типа: закончи предложение, истинно или ложно высказывание, подчеркни, и т.д. Важно также правильно организовать проверку математического диктанта. Обычный способ проверки менее эффективен, чем проверка ответов непосредственно после завершения работы. Поэтому собираю тетради и проверяем весь диктант, причем после каждого ответа с помощью сигнальных карт или поднятием руки проверяю правильность ответов и оперативно, если по данному вопросу много неверных ответов, разбираем непонятое, плохо усвоенное. Второй способ проверки – взаимопроверка, затем собираю тетради на проверку. Работа в парах “учитель”–“ученик”. В тетради или на листочке ( в зависимости от вида контроля) ученики чертят табличку

Вопрос

1

2

3

4

5

Ответ

         

Кол-во вопросов может быть разным, в зависимости от вида контроля и времени.

Весь класс делится на пары: один ученик – играет роль “УЧЕНИКА”, другой – “УЧИТЕЛЬ”.

Учитель математик читает вопрос, “УЧЕНИК” отвечает на этот вопрос “УЧИТЕЛЮ”, который внимательно слушает ответ и оценивает его “+” (верно) или “-” (не верно), но не ставит в таблицу. После этого учитель математики спрашивает по желанию одного из учеников класса, который отвечает на поставленный вопрос. После этого “УЧИТЕЛЯ” ставят в таблицу “УЧЕНИКУ” “+” или “-”. Оценив, таким образом ответы на все вопросы “УЧИТЕЛЯ” ставят оценку зеленой пастой в тетрадь. Перед этим учитель математики объясняет выставление оценки по накоплению плюсов

Пять “+” –

“5”

Три “+” –

“3”

Четыре “+” –

“4”

От нуля “+” до двух “+” –

“2”

Затем ученики меняются ролями в своей паре и работают с аналогичными по степени сложности вопросами. В результате – весь класс опрошен за небольшой промежуток времени. При этом используется взаимоконтроль, элементы игры, концентрируется внимание. Ребятам нравится этот вид работы на уроке. Иногда задаю (по желанию) уч-ся задание на дом самим составить вопросы по данной теме. Проверив эти задания и доработав их в индивидуальной работе во внеурочное время, использую эти задания, предварительно сообщив классу о том, кто составил эти вопросы. (Приложение №4)

Работа в группе по маршрутным листам. Участие ученика в работе группы должно быть добровольным и сознательным.

Так при изучении отдельных тем, например решение квадратных уравнений (8 класс), степени с натуральным показателем (7-й класс), действия с десятичными дробями (6 класс) классы разбиваем совместно с учащимися на группы каждая группа выбирает эксперта сама или его назначает учитель, с которыми учитель работает индивидуально. Учитель разрабатывает маршрутный лист по данной теме и проводит занятия с экспертами, причем эксперты и учащиеся в ходе работы могут добавлять свои вопросы, вносить предложения, делать дополнения, ведут диалог с учителем. На уроке каждый эксперт опрашивает каждого учащегося своей группы, оценивает его ответ. Если ученик не согласен с оценкой он может доказать это в диалоге с другими учащимися группы или обратится к учителю.

После проверки теории приступаем к тестовой форме решения письменных упражнений обязательного уровня, которые проверяются следующим образом. Сначала учитель проверяет работы экспертов в их присутствии с подробным разбором решений и выставления баллов и оценок по оценочной таблице, затем эксперты проверяют работы учащихся своей группы.

В маршрутном листе есть дополнительные задания из учебника более высокого уровня сложности. Каждый в группе решает, выполнять это ему или нет. В результате каждый ученик получает оценку за устный ответ, за тест, за дополнительные задания и итоговою оценку. В маршрутных листах есть задания творческого характера, которые выполняются желающими, оцениваются как учителем, так и классом. Каждый имеет право повторных ответов, если его не устраивает оценка, и он осознает, что может исправить свои пробелы. Активная самооценка наиболее полно реализует осознанный подход ученика к учебному процессу. Оценивание здесь проводится по степени проработанности результата и носит как количественный, так и качественный характер. При данной форме контроля использую связь с родителями, которые при желании могут подключиться к работе на любом этапе, либо просто быть в курсе работы своего ребенка и знать результат его работы. В младших классах перед изучением темы провожу консультацию для родителей с целью оказания методической помощи родителям, научить помогать ребенку, а не исправлять ошибки перед переписыванием из черновика в тетрадь.

Выбор по содержанию. Выбор с точки зрения количества учебного содержания означает выбор самим учеником того набора задач который он готов и может решить. Чем выше уровень, тем глубже обратная связь педагога с учеником. Это дает более прогрессивные методы оценивания, нежели традиционная оценка.

Рассмотрим примеры нескольких маршрутных листов.(Приложение №5, Приложение №6, Приложение №7, Приложение №8) ( Идею маршрутных листов прочитала в журнале “Математика в школе” несколько лет назад, к сожалению не помню автора, а журнал не могу найти, взяла за основу, добавила свое, адаптировала для уровня учащихся своих классов)

Маршрутные листы можно использовать на разных этапах урока, на разных уровнях контроля в зависимости от поставленных целей опроса. Маршрутный лист выдается каждому ученику в начале изучения темы, для изучения по маршруту и заканчивается зачетным уроком.

Как уже было отмечено в работе по маршрутным листам (а это работа по отдельным темам), после проверки теоретических знаний учащихся, я приступаю к проверке умения обучающихся применять теоретические знания к решению заданий. И в этой, очень важной части контроля, использую разные формы: тестовая, самостоятельные работы длительностью 10-15 минут, самостоятельные работы на весь урок, контрольная работа, урок-практикум, урок-зачет.

Виды и содержание тестов зависят от поставленных целей опроса. Можно проверить обязательный уровень знаний, повышенный и высокий. В 8-9 классах, с целью отработки навыков работы с бланками ответов ГИА, периодически запись ответов тестирования записываем в бланках аналогичных экзаменационным. Время на выполнение тестов даю с учетом возможностей класса. Текст с заданиями по тесту заканчивается обязательно оценочной таблицей.

В своей практике я использую систему деления класса. (Предварительно провожу диагностику учащихся класса). Класс делится на три группы. Первая группа (АВС высокий уровень) комплектуется из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости. Вторая группа (АВ средний уровень) входят учащиеся со средними показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособности, учебной мотивации, интереса, средними показателями успеваемости. Третью группу (А низкий уровень) составляют учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса и низким уровнем мотивации учения, низкими показателями успеваемости по предмету.

Для групповой системы обучения также характерно:

а) в группе высокого уровня:

– обучение технологии поиска новых знаний, работа с дополнительными источниками информации;
– привлечение к поисковой деятельности, использование творческих знаний, решение нестандартных задач;
– формирование навыков самоконтроля за усвоением знаний;
– формирование навыков контроля и подачи и передачи своих знаний.

б) в группе среднего уровня:

– обучение технологии поиска новых знаний, работа с учебником;
– организация самостоятельной деятельности репродуктивного и частично-поискового характера, самоконтроль за усвоением знаний;
– отбор методов, способствующих усвоению знаний на частично-поисковом и поисковом уровне;

в) в группе низкого уровня:

– создание положительной мотивации через практическую направленность обучения, связь с жизнью, ориентация на успех, регистрация действительного продвижения в учении;
– создание условий, позволяющих каждому ученику оценить свое положение и обдумать возможности его улучшения;
– отбор методов, способствующих усвоению базовых знаний на репродуктивном уровне, но также применение частично-поисковых и проблемных методов обучения, по мере возможностей.

С учетом групповой системы обучения меняю и способ контроля знаний. Тесты и другие письменные работы иногда делю на группы по степени сложности, причем бывает работа в группах, иногда индивидуальная работа, что исключает списывание у сильных учащихся.

Тестовые формы опроса я использую при контроле знаний подтемы, темы полностью, а также итоговый контроль (на 1-2 урока в старших классах). В 5-6 классах тестовая форма контроля на весь урок мной не используется. Иногда использую в этих классах тестовые задания в виде таблиц.

 

№1

№2

№3

№4

№5

 

0,5 + 0,3

2,7 + 1,9

18,2 + 5,03

15,23 – 8,2

7 – 5,12

А

0,8

3,79

23,8

7,03

2,88

В

5,3

46

23,08

7,21

1,88

С

3,5

4,6

23,5

23,25

12,12

D

0,2

3,6

23,23

23,43

12,88

Ответы учащиеся дают в кассах, сделанных собственными руками. В каждом из пяти кармашков набор карточек с буквами А, В, С, D. После выполнения устного, письменного задания №1, №2, №3, №4, №5 ученик заполняет кассу буквами соответствующими его ответам и поднимают кассу, показывая ее учителю. Учитель сразу дает оценку работе ученика. Если есть ошибка, учитель указывает, в каком вопросе, и ученик тут же выполняет работу над ошибками.

Эта форма тестового опроса очень нравится учащимся 5-6 классов, ведь тут присутствует чисто механические действия – движения руками, установка карточек в ячейках касс, дух соревнования – кто раньше и лучше справится с заданиями, эстетическое воспитание – кассы выполняются самими детьми.

Контрольные работы и самостоятельные на весь урок проводятся после изучения темы или части большой темы. Последнее время пользуюсь сборниками УМК, так как веду математику, алгебру по учебникам линии Г.В. Дорофеева. Но если и составляю работы сама, то следую той же системе: 1часть – это задания обязательного уровня, 2 часть – это задания повышенного и высокого уровня. Обязательно даю критерии оценивания работы в виде таблиц. Учащиеся вольны в выборе порядка решения заданий.

Если контрольная или зачетная работа написана на оценку, которая не удовлетворяет учащегося, если она случайна или ученик понимает. Что его знания соответствуют более высокой отметке, через несколько дней даю возможность переписать работу по данной теме.

Для проверки любой письменной работы, в том числе и домашней работы я ввожу с пятого класса специальную символику письменного комментария выполненной работы. На полях красной пастой проставляю I – ошибка, ? – недочет на той строчке, где есть недочет или ошибка. Если номер выполнен полностью неправильно, то рядом с номером ставлю “-”. В домашних работах рядом с каждым номером при проверке выставляю “-” или “+”,если верно выполнен номер. Для домашних работ требования следующие: если номер выполнен неправильно, следующая домашняя работа начинается с работы над ошибками, предыдущей работы. После раздачи тетрадей школьникам, даю им время для просмотра работы, осмысления своих ошибок и недочетов, затем провожу анализ общих для класса ошибок, и после этого – вопросы учащихся учителю.

Иногда анализ контрольной (зачетной) работы провожу по диагностическим картам (за основу взяла работу Корякиной Е. “Контроль и диагностика учебных достижений уч-ся с помощью технологических карт”, дополнила свое, адаптировала для своих классов) По диагностическим картам проводится: самоанализ, вывод, работа над ошибками согласно вывода, контроль со стороны родителей, помощь учителя на дополнительном занятии, если есть необходимость, то провожу индивидуально тест по теории или обязательным заданиям. Диагностческие карты заполняются так: в незакрашенных клеточках ученик ставит “+”, если в номере на данное правило не допущена ошибка, в противном случае ставит “-”, крестик, если не приступил к выполнению этого номера. После заполнения всех пустых клеток ученик делает и записывает вывод: выучить правило, повторить правило, быть внимательнее, выучить алгоритм действий и т.д. Затем дома повторяет, учит, решает, а родители проверяют результат, подтверждая проверку подписью. Если ученик получил двойку, или хочет улучшить свою оценку, то переписывает контрольную работу. Обе оценки выставляются в карту, доводится результат до сведения родителей. После чего карты собирает учитель. (Приложение № 9)

И, наконец, для того, чтобы каждый ученик сам умел объективно оценивать свои знания, во время корректировать свои знания, умел выставлять четвертную оценку, я разработала наглядную форму накопляемости отметок, их “весомость”. Каждый ученик ведет в течении четверти такой табель. В конце четверти выставляет сам оценки по каждому разделу (самооценка), за четверть зеленой пастой. У учителя такой же табель, но на весь класс, добавляется только еще одна графа – ФИ учащегося. В конце четверти каждому учащемуся называю отметку по каждому разделу и итоговую за четверть, год. Оценки при необходимости комментирую, поскольку расширяю пятибальную систему оценивания плюсами и минусами. Выясняю, есть ли расхождения в самооценке и оценке учителя. Если расхождения есть, тогда в индивидуальной беседе выясняем причину расхождения отметок. Поэтому каждый ученик уходит на каникулы с четкой картиной оценки своей работы за четверть, год.

Табель оценок (ученика)

Контрольные работы, зачеты

Отметка за 1 четв

Самостоят. раб., практические раб., математич. дикт., тесты, ведение тетради

Отметка за 1 четв

Устные ответы

Отметка за 1 четв

Отметка за 1 четв

№1

№2

№3

5

С

Мд

Пр

Т

С

Пр

Мд

Вд

4

 

5

5

5

4

5

5

4

5

4

3

4

5

5

5

4

55555545

5

5

Табель оценок (учителя)

ФИ ученика

Контрольные работы, зачеты

Отметка за 1 четв

Самостоят. раб., практические раб., математич. дикт., тесты, ведение тетради

Отметка за 1 четв

Устные ответы

Отметка за 1 четв

Отметка за 1 четв

 

№1

№2

№3

 

С

Мд

Пр

Т

С

Вд

       

1.Апанасевич С

                           

2. Арефий А.

                           

3. Балаян Л.

                           

4. Бугаец Н.

                           

И т. д.