Опыт работы МДОУ по проблеме "Информационно-коммуникационные технологии в организации рационального питания"

Разделы: Работа с дошкольниками


В условиях динамично меняющегося мира, в условиях постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.

Становится аксиомой и то, что использование информационно-коммуникационных технологий (или сокращенной аббревиатуры – ИКТ) в различных сферах деятельности, стало частью культуры и необходимой нормой. Владение ИКТ помогает нам – руководителям чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а вверенному нам образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования предполагает готовность к труду в несколько раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств – от персональных компьютеров до глобальной сети Интернет.

В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер рассматривается не как отдельное устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями деятельности ОУ, обогатить их и в корне изменить.

На мой взгляд, руководителю дошкольным образовательным учреждением в данный момент сложно обойтись без использования современных информационно-коммуникационных технологий.

В чем, собственно, заключается информатизация в ДОУ? – в создании необходимых условий для беспрепятственного получения, использования и распространения информационных данных. Роль руководителя в информатизации учреждения является приоритетной. Он должен добиться реального вовлечения всех участников информационного пространства в процесс формирования и использования электронных ресурсов, программного продукта в ДОУ. Необходимо сделать это участие сознательным и мотивированным. А для этого обязательны личное желание и воля, а также практические умения и готовность руководителя к переходу на электронный документооборот. Без этого любые попытки информатизации ДОУ не будут иметь успеха.

Всё вышесказанное подвигло меня на разработку и реализацию управленческого проекта в рамках нашего ДОУ “ИКТ в организации рационального питания детей дошкольного возраста”. Данный проект является долгосрочным, его реализация предполагается на протяжении 2 лет.

Цель проекта: внедрение и использование ИКТ в организации рационального питания в ДОУ.

Исходя из данной цели были определены следующие задачи:

  1. Создание единого информационного пространства ОУ, с целью удовлетворения информационных потребностей всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
  2. Совершенствование форм управления коллективом с использованием процессов информатизации.
  3. Создание электронного банка данных.
  4. Повышение заинтересованности взаимодействия различных социальных институтов с ДОУ, предоставление возможности общения в реальном времени посредством ИКТ.

В работе над проектом мы руководствовались нормативно-правовыми актами, которые представлены на разных уровнях:

  • Федеральном.
  • Региональном.
  • Муниципальном.
  • Локальном.

Ресурсное обеспечение проекта условно представлено в 4 направлениях:

  1. Нормативно-правовое.
  2. Для него характерна разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ. (приказы, поэтапный план реализации проекта, заключение договоров с партнерами)

  3. Кадровое.
  4. Создание условий для повышения квалификации специалистов, участвующих в реализации проекта; привлечение специалистов извне.

  5. Информационно-практическое.
  6. Мониторинговые мероприятия, разработка механизма, критериев и показателей результативности деятельности (оценки проекта). Функционирование проблемной группы.

  7. Материально-техническое: приобретение технических ср-в, привлечение спонсорской помощи, внебюджетных ср-в, составление смет расходов.

Реализация проекта осуществляется в 4 этапа:

I этап – организационный.

Довольно непродолжителен по времени и занял у нас 4 месяца: январь 2010 – апрель 2010. На этом этапе мы создали проектную группу из числа следующих должностных лиц: заведующая, ЗЗ по ВМР, ст. м\с, шеф-повар, гл. бух-р, кладовщик. Разработали соответствующую нормативно-правовую базу локального уровня.

II этап – подготовительный. Май 2010 – май 2011.

На данном этапе каждому члену проектной группы был определен объем необходимой для всего сообщества информации.

Содержание данного этапа процесс трудоемкий, потому что идет сбор информации и обработка полученных данных всеми участниками проектной группы. Цель данного этапа – подготовка и формирование электронной базы данных, которая позволит создать и использовать локальную сеть в ДОУ.

Локальная компьютерная сеть– это связанные между собой в единую информационную систему независимые персональные компьютеры, принтеры, факсы и прочее телекоммуникационное оборудование.

При этом один из компьютеров выделяется в качестве сервера, на котором обычно хранятся наиболее важные сведения.

Для создания локальной сети необходимы технические возможности: наличие персонального компьютера на рабочем месте всех заинтересованных субъектов ( у нас такие возможности имеются).

Локальная сеть привлекает внимание наших сотрудников быстрым доступом к информационным ресурсам других компьютеров.

В настоящее время нами подготовлен материал для сетевой папки “Питание в детском саду”, содержащей в себе подпапки, которые в свою очередь наполнены необходимыми файлами (документами):

1. Нормативно-правовая база

(Позволяет в любое время незамедлительно обратиться к необходимому нормативному акту любому из сетевых пользователей )

2. Контрольно-аналитическая деятельность

(Материалы данной подпапки систематизированы строго в соответствии с объектами контроля)

3. Электронная библиотека

(10-дневное меню, технологические карты, методические материалы в помощь педагогам и многое другое).

Наличие электронного материала позволило нашему медицинскому работнику безболезненно и с относительно малыми временными затратами производить корректировку 10 дневного меню, технологических карт с учетом современных требований.

Создание локальной сети очень трудоёмкий процесс, который условно представлен в виде алгоритма:

  1. Разработка единого классификатора для всех папок с указанием вложений.
  2. Перевод имеющейся на бумажных носителях информации в электронный вариант.
  3. Систематизация всего имеющегося материала и размещение его в папках и подпапках.
  4. Определение четкого режима обновления информации ( 1 раз в 2 недели).

В настоящий момент наполнение папки окончено, осталось все это объединить в локальную сеть.

В подготовке материалов для создания локальной сети мы использовали опыт коллег из других регионов: Нижнего Новгорода, поселка Яр– сале Ямало– ненецкого автономного округа, Белгорода, Урая– ХМАО, опыт которых представлен в хорошо всем нам известном периодическом издании “Справочник руководителя”.

Но, не смотря на все преимущества, локальная сеть имеет и недостаток – ограниченный доступ к информации, т.е. воспользоваться ей могут только сетевые пользователи.

С целью исправления этого недочета на электронном сайте нашего ДОУ (создан в ноябре 2010 г.) была создана рубрика “Организация питания в ДОУ”.

Нам хотелось, чтобы родители, педагоги, гости нашего сайта могли не просто познакомиться с содержанием данного раздела, но и найти ответы на многие вопросы, использовать материалы рубрики, пообщаться в режиме реального времени с администрацией, медицинской службой, и , конечно же, с шеф– поваром ДОУ, оставив в гостевой книге пожелания и предложения.

В папке также имеются подпапки или разделы:

  1. Нормативно-правовая база.
  2. Условия организации питания в ДОУ (требования к пищеблоку, нормы выдачи продуктов, время закладки продуктов, таблица замены пищевых продуктов и т.д.).
  3. Кадровое обеспечение.
  4. Технологические карты.
  5. 10-ти дневное меню.
  6. Результаты опроса детей и взрослых.
  7. ОТ на пищеблока.
  8. Методическая копилка (материалы по данному разделу: стихи, пословицы, поговорки, рассказы, загадки и т.д.)
  9. Колонка шеф-повара (портфолио, видео мастер-класс, ответы на вопросы, рецепты блюд детского повседневного и праздничного меню и т.д.)
  10. Советы специалистов родителям о рациональном питании в домашних условиях.
  11. Фото и видеоматериалы.
  12. Подборка тематических картинок.

III этап – с мая 2011 г. – внедренческий.

Предполагается активное использование локальной сети, сайта детского сада.

Также на этом этапе планируем размещение плазменной панели в холле 1 этажа с периодической трансляцией фото и видеороликов, интервью детей и взрослых, советов шеф-повара и врача по проблемам сохранения здоровья, и его составляющей – рационального питания.

В этом году мы во второй раз планируем заключить договор с торгово-экономическим колледжем на прохождение производственной практики студентами 3 или 4 курсов, обучающихся по специальности повар. Сегодня мне хотелось бы сказать слова благодарности в адрес директора колледжа Елены Ивановны, студентов за такое сотрудничество. В этом году мы уже продумали с Еленой Ивановной как расширить формы взаимодействия. Данное сотрудничество, на мой взгляд, очень перспективно и взаимовыгодно в плане повышение профессиональной квалификации.

И, конечно же, с большим нетерпением ждём появления в нашем регионе модуля “Аверс: Расчёт меню питания”, являющегося структурным компонентом программного продукта “Аверс: Заведующий ДОУ”, который наше ДОУ использует вот уже в числе четырех первых д/с в нашем городе.

Надеемся, что данный модуль позволит ДОУ решить учетно-аналитические, прогностические и информационные задачи, связанные с деятельностью ДОУ не прибегая к бумажным носителям, т.к. в процессе работы с программой предполагается автоматическое заполнение следующих документов:

– меню текущего дня;

– меню-требование на выдачу продуктов питания;

– дополнительное и возвратное меню;

– накопительные ведомости;

– бракеражный журнал;

– аналитические отчеты о наличии продуктов питания в учреждении;

– оборотные ведомости по расходу и приходу продуктов.

IV этап – заключительный

(Презентация продуктов проектной деятельности, распространение опыта на муниципальном уровне).

Каких же положительных результатов мы сумели достичь сегодня в ходе реализации данного проекта:

  1. Сформированы умение сотрудников работать в условиях применения информационного ресурса, готовность к постоянному совершенствованию профессионального уровня.
  2. Повышена эффективность управления ДОУ.
  3. Создан электронный банк данных.
  4. Расширен круг взаимодействия различных социальных институтов с ДОУ.
  5. Создана возможность общения в реальном времени посредством ИКТ.