Урок-путешествие "Времена года"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (95 МБ)


Цели.

Обучающие.

  • Формирование умения соотносить художественный текст и художественные средства – картины.
  • Формирование умения составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности.

Коррекционно-развивающие.

  • Развитие творческого воображения.
  • Развитие способности внимательного отношения к слову, сознательного использования выразительных средств языка.
  • Коррекция словесных ассоциативных способностей.

Воспитательные.

  • Воспитание чувства прекрасного, любви к природе, интереса к живописи, музыке, поэзии;
  • Воспитание творческой активности.

Учебные материалы: репродукции картин, компьютер с интерактивной доской, телевизор с видеомагнитофоном, видео- и аудиозаписи, карточки для индивидуальной работы и работы по группам, наборы для составления аппликативной работы “Золотая осень”, образцы панно, карточки – рисунки для д/и “Шифровальщик”, клей, ручки, пазлы - картины Шишкина “Рожь”, сборник репродукций Третьяковской галереи, выставка детских рисунков и творческих работ.

Ход урока

(1 слайд)

У: Сегодня у нас урок – путешествие. Вы любите путешествовать ребята? А можно ли путешествовать, не выходя из помещения?

Д: Да. Когда читаем книги, то путешествуем вместе с героями, рисуем мысленно картины, описываемые в произведениях.

У: Еще можно путешествовать, воображая что-либо, фантазируя, сочиняя. Мы с вами будем путешествовать по временам года, а помогут нам в этом произведения изобразительного искусства и литературы.

Все классы готовились к этому уроку. Что мы делали, ребята? (мы писали творческие работы по картинам-пейзажам, провели конкурс рисунков, стихотворений о русской природе).

На уроке мы будем учиться описывать то, что наблюдали, правильно воспринимать и чувствовать настроение природы на картине и в стихотворении. Развивать творческое воображение.

Перед тем, как отправиться в путь, необходимо проверить как вы, ребята, приготовились к путешествию.

Отгадайте загадки о природных явлениях: (2 слайд)

Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз)

Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)

Бел да не сахар,
Нет ног, а идет. (Снег)

Лежало одеяло. Мягкое, белое…
Солнце напекло, одеяло стекло. (Снег)

Он всюду: в поле и в саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не пойду,
Покуда он гуляет. (Дождь)

Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

Летом бежит, а зимой стоит. (Река)

I

У: Молодцы, вы готовы. Итак, в путь к первому в нашем путешествии сезону. А к какому, нам расскажет музыка.

Отрывок Чайковский “Весна” (аудиозапись) (3 слайд)

Какое время года у вас ассоциируется с этой музыкой? (Ответы могут быть разными)

У: У нас возникли разногласия, разрешить их нам помогут поговорки и пословицы об этом времени года. (3-4 ученика 4 класса, заранее подготовлены). Да, весна.

Вашему вниманию предлагается картина Левитана “Март” (на интерактивной доске и репродукции на местах). (4 слайд)

Картина написана с натуры под Москвой. Проста и непритязательна природа, изображенная на картине. Однако она показана не в скромной сдержанности, а в яркой красочности.

Пейзаж передает чувства, мысли и настроение автора.

Ребята, мы вам предлагаем “войти в картину и осмотреться”, а затем описать свои впечатления. Итак, начало весны, март, вы вышли на крыльцо из дома и … (что вы увидели?)

(Ответы учащихся)

На интерактивной доске появляются строки из стихотворения А.С. Пушкина:

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.

У: подумайте, что общего между картиной Левитана и словами Пушкина. (Различные ответы учащихся.. Таким образом, Весна – это утро года, когда все в природе начинает просыпаться, улыбаться. Природа с радостью и улыбкой встречает весну. Это мы чувствуем и видим на картине Левитана)

Работа с текстом. Вам предлагается текст (на карточках и на доске) (5 слайд)

Застучала за окошком звонкая капель. Потеплел воздух, потемнел и осел снег. Около стволов из-под снега поднимаются робкие стрелы зеленой травы. Скоро поплывут по реке первые льдины. Ручьи наполнят лес весенним журчаньем.

Выпишите слова и словосочетания, характеризующие приближение весны. (Музыка “Еще в полях белеет снег” без слов).

Анализ работ (зачитывание детьми по подгруппам).

II

Продолжаем наше путешествие. Предлагаем вам собрать картинку из пазлов (6 слайд) (работа индивидуально-групповая на местах) и определить к какому времени года она относится, а поможет вам музыка (Вивальди “Лето”). Учащиеся собирают картинку Шишкин “Рожь”.

У: Итак, что же у нас получилось? А получилась у нас вот такая картина (картина сложена из пазлов на интерактивной доске и на местах). (7 слайд)

Как бы вы назвали эту картину? (Детские ответы)

Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Детские ответы)

Художник Шишкин назвал свою картину “Рожь”. Какое время года он изобразил? (Лето)

Ребята подготовили стихи русских поэтов, посвященных лету.

- Исаковский “А дорога расстилается”.

- Фет “Зреет рожь”.

- Дрожжин “С тихим ветром в разговоре”.

Каким вы себе представляете поле ржи после чтения этих стихотворений? Давайте подберем к слову поле имена прилагательные, слова признаки, отвечающие на вопрос какое?, описывающие это поле. Работаем по цепочке.

(Солнечное, золотистое, яркое, большое, широкое, блестящее, бескрайнее, бесконечное).

Молодцы! Это была работа коллективная, а сейчас поработает самостоятельно, индивидуально. У вас на карточках записаны слова-объекты этой картины, вам нужно подобрать и записать к ним имена прилагательные (слова признаки).

Каждой группе – свое слово:

Интерактивная доска.

Небо- , Дорога - , Сосны –
Голубое, прозрачное, лазурное, грозовое, чистое, лазоревое Дальняя, широкая, бескрайняя, ухабистая, пыльная Высокие, стройные, могучие, молодые, корабельные

Анализ. Давайте посмотрим какое же у нас получилось небо, какая дорога, какие сосны? (Ответы детей появляются на интерактивной доске). (8, 9, 10 слайды)

А теперь вам предлагается деформированный текст (карточки):

В лисной чяще легли густые тни. Одна за другой умолкают птиц. Спрятались дневные бабочк. Не гудят мохнатые шмели. Не бегут по тропнке мравьи. Надвигается теплая, летняя ночь. (нужно найти и исправить ошибки)

Анализ проделанной работы (по подгруппам).

У: Ребята, у русской природы было много певцов. У каждого из них существовали в нашей стране свои любимые места и времена года. Пушкин любил позднюю осень. Тургенев воспевал росистые рощи. Горький – Волгу и поволжские города. Художник Шишкин – сосновые леса. Каждый из писателей и художников открывал в русской природе те или иные пленявшие его черты и пытался передать любовь к ним. Одним из лучших художников природы средней полосы является Исаак Ильич Левитан. Картины Левитана не только дают наслаждение глазу, но помогают нам понять и изучить нашу землю.

В прошедшем 2007 году было 150-летие Государственной Третьяковской галерее. Эта галерея находится в Москве и очень популярна среди людей всего мира. И это вполне понятно. В галерее собраны выдающиеся художественные произведения русского народа, начиная с XI века. Давайте посмотрим “видеоролик о Третьяковской галерее” (переход в кинозал, просмотр). (11 слайд)

У: Ну, что же, продолжим наше путешествие по временам года.

III

Следующий сезон представит нам известная картина Левитана (показ на доске, и репродукции на местах). (12 слайд)

У:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя, прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрянец и золото одетые леса…

К какому времени года мы подошли в нашем путешествии? (Осень)

Правильно, ребята. А картина называется “Золотая осень”.

Почему автор дал картине такое красивое название? (Ответы детей)

А кого вам напоминают две березки, которые оказались вдали от других? (Двух сестренок или подружек).

Какое небо на картине? (Прозрачное, голубое, чистое, лазоревое, с розовыми облаками).

Физминутка

У: Ребята, давайте отдохнем? Представьте себя облачками: воздушными, легкими, прозрачными, задорными. Ленивый ветерок то порхая несет вас по небу, то утихая клонит вас в сладкий сон. А потом вы закружитесь, словно в водовороте принимая причудливые формы. (Звучит музыка Чайковского из альбома “времена года”. Дети танцуют (в свободной форме).).

Спасибо, садитесь.

У: а сейчас нам предстоит интересная работа по созданию осеннего панно.

У вас на столах заготовки для аппликации. Заготовки – это объекты живой и неживой природы, которые вы можете расположить и приклеить как вам подскажет ваше воображение и сегодняшний опыт восприятия художественных произведений. Готовясь к уроку, наши педагоги составили вот такие панно (показ образцов), а теперь работайте вы.

Анализ работ (показ, обсуждение).

IV

Звучит мелодия (Вивальди или Чайковского).

Продолжая наш урок, мы попадаем в гости. (Зучит мелодия)

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

А.С. Пушкин

Правильно к Зиме-Волшебнице. Она предлагает вам следующее задание и хотела бы послушать, какой вы себе ее представляете.

Интерактивная доска (13 слайд)

Какое слово пропущено в данных выражениях? (Задание каждой группе)

Здравствуй, гостья – зима!
Просим милости к нам
Песни
севера петь
По лесам и степям. (И. Никитин) 

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница – зима. (А. Пушкин)

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах? (Н. Некрасов)

Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна. (С. Есенин)

Пройдет зима холодная
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко
Как воск, снега пушистые. (С. Дрожжин)

Прочитав эти стихотворные строки, мы почувствовали, что зима – красивая, добрая колдунья, которой все подвластно на земле. (14 слайд)

Нам необходимо вспомнить поговорки о зиме. Для этого мы воспользуемся нашей замечательной доской.

Вы видите перед собой буквы, необходимо вместо точек вставить гласные буквы и мы сможем прочесть поговорку (15 слайд)

ДВ_ ДР_Г_ - М_Р_З Д_ ВЬ_Г_ (Два друга - мороз да вьюга)

(А, у, а, о, о, а, ю, а в кучу

(16 слайд)

Ребята! Как вы думаете, какие еще слова могут характеризовать или присущи только Зиме!

Итак, конкурс “Шифровальщик”.

Перед каждой командой рисунок, необходимо его расшифровать… каждый рисунок – это слово, берем первую букву этого слова и вписываем в клетку, угадав все слова – мы прочтем, что зашифровала Зима.

Время пошло… (Звучит тихая музыка)

Отгадали, молодцы! Что обозначают эти слова? (Стужа, холод, буран, мороз)

Наступает последний месяц зимы. Стройные березки окутаны белой пеленой. Веточки наклонились друг к другу и таинственно о чем-то шепчутся… (Звучит мелодия Чайковского “Февраль”)

На доске появляется картина И. Грабаря “Февральская лазурь.”

Природу можно изображать по-разному. Поэты выражают свое отношение к ней словами, композиторы – музыкой, а художники разговаривают с нами при помощи красок.

Поэтому сегодня перед нами стоит задача научиться “читать” картину, осмысливать ее содержание, передавать словами то, что художник изобразил красками.

Солнечные дни февраля – “праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”-дали удивительный живописный материал воплотившийся в картине Игоря Эммануиловича Грабаря “Февральская лазурь”. (17 слайд)

Вспоминая об увлекательных днях работы над картиной художник писал: “Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мною зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба”.

А теперь представьте себя на дне неглубокой траншеи в глубоком снегу… да, да не удивляйтесь, именно оттуда смотрел Игорь Эммануилович на березу – самое поэтичное дерево в России. (Для усиления впечатления низкого горизонта и высокого неба).

Всмотритесь в картину, любимый пейзажный образ Грабаря – русская береза. Она как королева, как царица в своем необыкновенном наряде. Это наше самое любимое, красивое, нарядное дерево. Береза - символ нашей Родины.

Беседа по содержанию картины:

  • Почему художник выбрал это название? Как вы понимаете слово лазурь? (Это цвет: светло-синяя, голубая или светло-зеленая краска с сиреневым оттенком)
  • Когда бывает такое небо? (Обычно в феврале, марте в яркий солнечный день)
  • А какое небо на картине Грабаря? (На картине лазоревое небо, очевидно, художнику оно так понравилось, что он ввел в название картины слово, обозначающее краску - лазурь)
  • Что нам помогает понять, что день, изображенный на картине - солнечный? (Сверкают стволы берез. На них тоже отблески солнца)
  • А какой день показал художник – холодный или теплый? (Холодный, но солнечный) В картине “Февральская лазурь” сочетаются теплые и холодные тона, вот почему мы сделали вывод, что художник изобразил чудесный солнечный день.
  • Выберите слова, которые Вам помогут увидеть краски февральского солнечного дня (лазоревое небо, жемчужные березы, коралловые ветки, сиреневый снег).
  • Какую березу изобразил художник на первом плане – молодую или старую? (Береза уже старая, потому что она искривлена, с толстым стволом )
  • А на втором плане, какие березы? (Одна старая и много молодых)

У: Закройте глаза и представьте себе картину зимней природы (Звучит музыка Чайковского)

А сейчас я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями: описывают картины природы, которые родились в их воображении… какие выражения нам помогут? (Серебристый иней, розоватые блики солнца, гордая, сиреневые тени на снегу)

У: Вот и подошло наше путешествие к концу. Мы с вами полюбовались красотой природы, впитали в себя силу русского слова.

И подводя итог нашего урока, я бы хотела вам прочитать несколько загадок, а вы отгадайте. (18 слайд)

Прошла по лугам, по лесам и полям.
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: “За мной нагрянет зима”. (Осень)

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. (Зима)

Пришла, улыбнулась – утихли метели,
Позванивать стал колокольчик капели,
Река пробудилась, растаяли льды,
В наряд белоснежный оделись сады.
Взревев, за работу взялись трактора,
А птицы пропели: “Вить гнезда пора”. (Весна)

Оно за весною к нам в гости идет.
С собою приносит немало хлопот.
Горячие, долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски. (Лето)

Молодцы! Отгадав загадки, мы с вами еще раз прошли по всем этапам нашего необычайного путешествия.

  • Что вам запомнилось?
  • Что вам понравилось?
  • О чем новом необыкновенном вы сегодня узнали?