Цель урока:
обучающие:
- контроль и корректировка уровня знаний, умений и навыков по теме “Случайные события и их вероятность”;
- формировать навыки решения задач на характеристику событий и классическое нахождение вероятности события.
развивающие:
- содействовать развитию логического мышления учащихся;
- развивать умения рассуждать, сравнивать, осмысливать материал;
- развивать у учащихся умения анализа условия задачи перед выбором способа ее решения;
- развивать навыки исследовательской деятельности;
- учить видеть задачу целиком, логически мыслить при переходе от частного к общему;
- развивать навыки обобщения.
воспитывающие:
- воспитание познавательного интереса, элементов культуры общения;
- побуждение учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности;
- воспитание у учащихся уверенности в себе, веры в свои силы в нестандартной ситуации.
Тип урока: обобщающий урок.
Оборудование:
- Лист для теоретического опроса;
- карточки с практическими заданиями;
- карточки с домашним заданием;
- проектор;
- лист учета знаний;
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1. В некотором государстве был такой обычай. Каждый преступник, осужденный на смерть, тянул перед казнью жребий, который давал ему надежду на спасение. В ящик опускали две бумажки: одну с надписью “Жизнь”, другую с надписью “Смерть”. Если осужденный вынимал первую бумажку, он получал помилование; если же он имел несчастие вынуть бумажку с надписью “Смерть”, приговор приводился в исполнение.
У одного человека, жившего в этой стране, были враги, которые оклеветали его и добились того, что суд приговорил несчастного к смертной казни. Мало того, враги не желали оставить невинно осужденному ни малейшей возможности спастись. Ночью накануне казни они вытащили из ящика бумажку с надписью “Жизнь” и заменили ее бумажкой с надписью “Смерть”. Теперь, какую бы бумажку ни вытянул осужденный, он не мог избегнуть смерти.
Так думали его враги. Но у него были друзья, которым стали известны козни врагов. Они проникли в тюрьму и предупредили осужденного, что в ящике оба жребия имеют надпись “Смерть”. Друзья убеждали несчастного открыть перед судьями преступный подлог его врагов и настаивать на осмотре ящика с жребиями.
Но, к изумлению, осужденный просил друзей хранить проделку врагов в строжайшей тайне и уверял, что тогда он будет спасен. Друзья приняли его за сумасшедшего.
Наутро осужденный, ничего не сказав судьям о заговоре своих врагов, тянул жребий и – был отпущен на свободу!
Как же ему удалось так счастливо выйти из своего, казалось бы, безнадежного положения?
Не спешите отвечать, подумайте.
Ответ.
Вынимая жребий, осужденный поступил так: он вынул одну бумажку из ящика и, никому не показывая, проглотил ее. Судьи, желая установить, что было написано на уничтоженной бумажке, должны были извлечь из ящика оставшуюся бумажку: на ней была надпись “Смерть”. Следовательно, – рассуждали судьи, – на уничтоженной бумажке была надпись “Жизнь” (они ведь ничего не знали о заговоре). Готовя невинно осужденному верную гибель, враги невольно привели его к спасению.
2. Проверка теоретических знаний. Каждому ученику раздается лист для теоретического опроса.
Вариант 1.
- Событие, которое в данном опыте _______________________ , так и ________________________ называется ___________________ событием.
- Абсолютная частота показывает ___________________ в серии экспериментов наблюдалось данное _____________.
- Относительную частоту можно найти ________________ абсолютную частоту на _______________________________ экспериментов.
- Вероятность невозможного события равна ________.
- Для нахождения вероятности противоположного события следует из _________ вычесть вероятность _____________ события.
- Несовместимыми называются такие _____________ , которые ________________ произойти одновременно в рассматриваемом _______________________________.
- Вероятность получить хотя бы один из ___________ интересующих нас результатов ________________, равна ________ вероятностей каждого из этих результатов, если эти результаты __________________ между собой.
Вариант 2.
- Событие, которое в данном опыте ____________________ наступит, такое событие называют достоверным ___________________.
- Относительная частота показывает, какая доля __________________ завершилась ___________________________ данного _______________.
- Вероятность достоверного события равна _____________ .
- Вероятность случайного события _______________________ равна _______________________________ , полученной при проведении большого числа ________________________________ экспериментов.
- Вероятность случайного события находится в границах _______________________.
- Совместимыми называют такие события, которые _____________ произойти ________________.
- Вероятность получить хотя бы один из ___________ интересующих нас результатов ________________, равна ________ вероятностей каждого из этих результатов, если эти результаты __________________ между собой.
II. Устная работа.
Вариант 1. 1. Вычислите: 3! 2. 3. Сколькими нулями заканчивается число: 10! 4. По статистике, на каждые 1000 лампочек приходится 3 бракованные. Какова вероятность купить исправную лампочку? 5. В коробке имеется 7 карандашей. Найти Из них 2 красных. Из коробки наугад извлекают 1 карандаш. Найти вероятность того, что этот карандаш будет красным.
|
Вариант 2. 1. Вычислите: 4! 2. 3. Сколькими нулями заканчивается число: 12! 4. В магазине подсчитали, что на каждую 1000 проданных
телефонов приходится 6 неисправных. 5. Бросаются две игральные кости. Найти вероятность того, что сумма очков будет равна 8. |
III. Исследовательская работа.
Ученики, используя полученные знания в области теории вероятностей, должны сделать прогноз своей успеваемости по математике за 6-7 классы. Каждый ученик получает список своих отметок за 6–7 классы. Заполнив таблицу,
Отметка | Количество отметок | Примерная вероятность получения |
5 (отлично) | ||
4 (хорошо) | ||
3 (удовлетворительно) | ||
2 (неудовлетворительно) |
ученики должны ответить на вопрос:
– Какова вероятность того, что очередной ответ ученика будет оценен на “4” или “5”?
IV. Работа в группах.
Класс делится на группы (4–5 человек). Каждая группа получает задания на карточках. На решение задач отводится 7 минут. После этого каждая группа показывает свое решение у доски.
1-я группа.
1) Для каждого из следующих событий найдите число всех равновозможных исходов, число благоприятных исходов и вероятность.
В урне 15 белых и 25 черных шаров. Из урны наугад вынимают один шар. Какова вероятность, что он будет белым?
Ответ: 0,375
2) У маленькой Вари две одинаковые пары варежек. Уходя на улицу, она наугад берет две варежки. Какова вероятность того, что они окажутся парными (т. е. на разные руки)?
Ответ: 2/3
2-я группа.
1) Для каждого из следующих событий найдите число всех равновозможных исходов, число благоприятных исходов и вероятность.
Из русского алфавита случайным образом выбирается одна буква. Какова вероятность того, что она окажется гласной?
Ответ: 0,303.
2) Варя потеряла одну из варежек на улице, и теперь их у нее три. Уходя на улицу, она п выбирает варежки случайным образом. Какова вероятность того, что они окажутся парными (т. е. На разные руки)?
Ответ: 2/3.
V. Итог урока.
1) Подвести итоги теоретического опроса, исследовательской работы и работы в группах.
2) Объявление оценок за урок.
3) Домашнее задание:
- Даны отрезки длиной 2, 5, 6 и 10 см. Какова вероятность того, что из наудачу выбранных трех отрезков можно составить треугольник?
- Три господина, придя в ресторан, сдали в гардероб свои шляпы.
Расходились по домам они уже в темноте и разобрали шляпы наугад. Найдите
вероятности следующих событий:
А = {каждый надел свою шляпу},
В = {все надели чужие шляпы},
С = {двое надели чужие шляпы, а один – свою},
D = {двое надели свои шляпы, а один – чужую}.
Используемая литература:
- Г. В. Дорофеев, С. В. Суворова, Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Алгебра. 7 класс. М. Просвещение, 2009.
- Е. А. Бунимович, В. А. Булычев, Основы статистики и вероятность, 5–11 классы, М. Дрофа, 2008.
- А. Г. Мордкович, П. В. Семенов, События. Вероятности. Статистическая обработка данных, 7–9 классы. ММ. Мнемозина, 2008.