Обобщающий урок алгебры. 7-й класс "Случайные события и их вероятности"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (314 кБ)


Цель урока:

обучающие:

  • контроль и корректировка уровня знаний, умений и навыков по теме “Случайные события и их вероятность”;
  • формировать навыки решения задач на характеристику событий и классическое нахождение вероятности события.

развивающие:

  • содействовать развитию логического мышления учащихся;
  • развивать умения рассуждать, сравнивать, осмысливать материал;
  • развивать у учащихся умения анализа условия задачи перед выбором способа ее решения;
  • развивать навыки исследовательской деятельности;
  • учить видеть задачу целиком, логически мыслить при переходе от частного к общему;
  • развивать навыки обобщения.

воспитывающие:

  • воспитание познавательного интереса, элементов культуры общения;
  • побуждение учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности;
  • воспитание у учащихся уверенности в себе, веры в свои силы в нестандартной ситуации.

Тип урока: обобщающий урок.

Оборудование:

  1. Лист для теоретического опроса;
  2. карточки с практическими заданиями;
  3. карточки с домашним заданием;
  4. проектор;
  5. лист учета знаний;

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1. В некотором государстве был такой обычай. Каждый преступник, осужденный на смерть, тянул перед казнью жребий, который давал ему надежду на спасение. В ящик опускали две бумажки: одну с надписью “Жизнь”, другую с надписью “Смерть”. Если осужденный вынимал первую бумажку, он получал помилование; если же он имел несчастие вынуть бумажку с надписью “Смерть”, приговор приводился в исполнение.

У одного человека, жившего в этой стране, были враги, которые оклеветали его и добились того, что суд приговорил несчастного к смертной казни. Мало того, враги не желали оставить невинно осужденному ни малейшей возможности спастись. Ночью накануне казни они вытащили из ящика бумажку с надписью “Жизнь” и заменили ее бумажкой с надписью “Смерть”. Теперь, какую бы бумажку ни вытянул осужденный, он не мог избегнуть смерти.

Так думали его враги. Но у него были друзья, которым стали известны козни врагов. Они проникли в тюрьму и предупредили осужденного, что в ящике оба жребия имеют надпись “Смерть”. Друзья убеждали несчастного открыть перед судьями преступный подлог его врагов и настаивать на осмотре ящика с жребиями.

Но, к изумлению, осужденный просил друзей хранить проделку врагов в строжайшей тайне и уверял, что тогда он будет спасен. Друзья приняли его за сумасшедшего.

Наутро осужденный, ничего не сказав судьям о заговоре своих врагов, тянул жребий и – был отпущен на свободу!

Как же ему удалось так счастливо выйти из своего, казалось бы, безнадежного положения?

Не спешите отвечать, подумайте.

Ответ.

Вынимая жребий, осужденный поступил так: он вынул одну бумажку из ящика и, никому не показывая, проглотил ее. Судьи, желая установить, что было написано на уничтоженной бумажке, должны были извлечь из ящика оставшуюся бумажку: на ней была надпись “Смерть”. Следовательно, – рассуждали судьи, – на уничтоженной бумажке была надпись “Жизнь” (они ведь ничего не знали о заговоре). Готовя невинно осужденному верную гибель, враги невольно привели его к спасению.

2. Проверка теоретических знаний. Каждому ученику раздается лист для теоретического опроса.

Вариант 1.

  1. Событие, которое в данном опыте _______________________ , так и ________________________ называется ___________________ событием.
  2. Абсолютная частота показывает ___________________ в серии экспериментов наблюдалось данное _____________.
  3. Относительную частоту можно найти ________________ абсолютную частоту на _______________________________ экспериментов.
  4. Вероятность невозможного события равна ________.
  5. Для нахождения вероятности противоположного события следует из _________ вычесть вероятность _____________ события.
  6. Несовместимыми называются такие _____________ , которые ________________ произойти одновременно в рассматриваемом _______________________________.
  7. Вероятность получить хотя бы один из ___________ интересующих нас результатов ________________, равна ________ вероятностей каждого из этих результатов, если эти результаты __________________ между собой.

Вариант 2.

  1. Событие, которое в данном опыте ____________________ наступит, такое событие называют достоверным ___________________.
  2. Относительная частота показывает, какая доля __________________ завершилась ___________________________ данного _______________.
  3. Вероятность достоверного события равна _____________ .
  4. Вероятность случайного события _______________________ равна _______________________________ , полученной при проведении большого числа ________________________________ экспериментов.
  5. Вероятность случайного события находится в границах _______________________.
  6. Совместимыми называют такие события, которые _____________ произойти ________________.
  7. Вероятность получить хотя бы один из ___________ интересующих нас результатов ________________, равна ________ вероятностей каждого из этих результатов, если эти результаты __________________ между собой.

II. Устная работа.

Вариант 1.

1. Вычислите: 3!

2.

3. Сколькими нулями заканчивается число: 10!

4. По статистике, на каждые 1000 лампочек приходится 3 бракованные. Какова вероятность купить исправную лампочку?

5. В коробке имеется 7 карандашей.  Найти Из них 2 красных. Из коробки наугад извлекают 1 карандаш.  Найти вероятность того, что этот карандаш будет красным.

 

 Вариант 2.

1. Вычислите: 4!

2.

 3. Сколькими нулями заканчивается  число: 12!

 4. В магазине подсчитали, что на каждую 1000 проданных телефонов приходится 6 неисправных.
Какова вероятность того, что купленный телефон будет исправен?

 5. Бросаются две игральные кости.  Найти вероятность того, что сумма очков  будет равна 8.

 III. Исследовательская работа.

Ученики, используя полученные знания в области теории вероятностей, должны сделать прогноз своей успеваемости по математике за 6-7 классы. Каждый ученик получает список своих отметок за 6–7 классы. Заполнив таблицу,

Отметка Количество отметок Примерная вероятность получения
5 (отлично)    
4 (хорошо)    
3 (удовлетворительно)    
2 (неудовлетворительно)    

ученики должны ответить на вопрос:

– Какова вероятность того, что очередной ответ ученика будет оценен на “4” или “5”?

IV. Работа в группах.

Класс делится на группы (4–5 человек). Каждая группа получает задания на карточках. На решение задач отводится 7 минут. После этого каждая группа показывает свое решение у доски.

1-я группа.

1) Для каждого из следующих событий найдите число всех равновозможных исходов, число благоприятных исходов и вероятность.

В урне 15 белых и 25 черных шаров. Из урны наугад вынимают один шар. Какова вероятность, что он будет белым?

Ответ: 0,375

2) У маленькой Вари две одинаковые пары варежек. Уходя на улицу, она наугад берет две варежки. Какова вероятность того, что они окажутся парными (т. е. на разные руки)?

Ответ: 2/3

2-я группа.

1) Для каждого из следующих событий найдите число всех равновозможных исходов, число благоприятных исходов и вероятность.

Из русского алфавита случайным образом выбирается одна буква. Какова вероятность того, что она окажется гласной?

Ответ: 0,303.

2) Варя потеряла одну из варежек на улице, и теперь их у нее три. Уходя на улицу, она п выбирает варежки случайным образом. Какова вероятность того, что они окажутся парными (т. е. На разные руки)?

Ответ: 2/3.

V. Итог урока.

1) Подвести итоги теоретического опроса, исследовательской работы и работы в группах.

2) Объявление оценок за урок.

3) Домашнее задание:

  1. Даны отрезки длиной 2, 5, 6 и 10 см. Какова вероятность того, что из наудачу выбранных трех отрезков можно составить треугольник?
  2. Три господина, придя в ресторан, сдали в гардероб свои шляпы. Расходились по домам они уже в темноте и разобрали шляпы наугад. Найдите вероятности следующих событий:
    А = {каждый надел свою шляпу},
    В = {все надели чужие шляпы},
    С = {двое надели чужие шляпы, а один – свою},
    D = {двое надели свои шляпы, а один – чужую}.

Используемая литература:

  1. Г. В. Дорофеев, С. В. Суворова, Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Алгебра. 7 класс. М. Просвещение, 2009.
  2. Е. А. Бунимович, В. А. Булычев, Основы статистики и вероятность, 5–11 классы, М. Дрофа, 2008.
  3. А. Г. Мордкович, П. В. Семенов, События. Вероятности. Статистическая обработка данных, 7–9 классы. ММ. Мнемозина, 2008.