Данный урок - урок постановки учебной задачи: “Что такое часть речи?”, которую учащиеся будут решать на следующих уроках.
На этапе рефлексивного контроля учащиеся вспоминают действие Основного закона русского письма. Идет обобщение знаний о грамматических значениях слов.
Для создания ситуации успеха учащимся предлагается составить предложение. В ходе фронтальной проверки ребята довольны работой и получают удовлетворение. При продолжении своего исследования учащиеся сталкиваются с ситуацией разрыва. Как так у них все получалось, а сейчас знаний не хватает. Учащиеся не знакомы со словом нарвал. Что делать? Чтобы понять, о чем идет речь, надо узнать лексическое и грамматическое значение слова, построить модель.
Учащиеся выдвигают гипотезы по поводу того, что называет слово нарвал. Используя знания о грамматических значениях слов, ребята проверяют свои гипотезы и приходят к выводу, что грамматическая модель слова нарвал похожа на грамматическую модель слов предметов.
В ходе итоговой рефлексии учащиеся понимают, что для того чтобы понять, что обозначает в речи любое слово, даже незнакомое, нужно определить по какой грамматической модели построено слово. Ребята увидели, что слова группируются в какие-то группы, которые связаны как лексически, так и грамматически, но пока они еще не знают в какие именно. Это предстоит узнать на следующих уроках.
Цель урока: Пронаблюдать: могут ли разные слова выполнять одинаковую работу.
Задачи урока:
Образовательные:
– Закрепить умение применять ОЗРп (Основной закон русского письма) на практике.
– Повторить и обобщить знания учащихся о грамматических значениях слов, называющих предметы, действия и признаки.
– Учит планировать свои действия.
– Учить оценивать уровень усвоения материала.
Развивающие:
– Развивать память, внимание, наблюдательность.
– Формировать у учащихся коммуникативные умения через различные формы работы.
– Активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию.
– Развивать умение сравнивать, делать выводы, доказывать свое мнение.
Воспитательные:
– воспитывать аккуратность в работе и при выполнение письменных заданий.
– воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.
Тип урока: Постановка учебной задачи.
План урока.
- Рефлексивный контроль.
- Ситуация успеха.
- Ситуация разрыва.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка гипотез.
- Итоговая рефлексия.