Урок русского языка, начальная школа. 4-й класс. Тема: "Что такое часть речи?"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Данный урок - урок постановки учебной задачи: “Что такое часть речи?”, которую учащиеся будут решать на следующих уроках.

На этапе рефлексивного контроля учащиеся вспоминают действие Основного закона русского письма. Идет обобщение знаний о грамматических значениях слов.

Для создания ситуации успеха учащимся предлагается составить предложение. В ходе фронтальной проверки ребята довольны работой и получают удовлетворение. При продолжении своего исследования учащиеся сталкиваются с ситуацией разрыва. Как так у них все получалось, а сейчас знаний не хватает. Учащиеся не знакомы со словом нарвал. Что делать? Чтобы понять, о чем идет речь, надо узнать лексическое и грамматическое значение слова, построить модель.

Учащиеся выдвигают гипотезы по поводу того, что называет слово нарвал. Используя знания о грамматических значениях слов, ребята проверяют свои гипотезы и приходят к выводу, что грамматическая модель слова нарвал похожа на грамматическую модель слов предметов.

В ходе итоговой рефлексии учащиеся понимают, что для того чтобы понять, что обозначает в речи любое слово, даже незнакомое, нужно определить по какой грамматической модели построено слово. Ребята увидели, что слова группируются в какие-то группы, которые связаны как лексически, так и грамматически, но пока они еще не знают в какие именно. Это предстоит узнать на следующих уроках.

 

Цель урока: Пронаблюдать: могут ли разные слова выполнять одинаковую работу.

Задачи урока:

Образовательные:

– Закрепить умение применять ОЗРп (Основной закон русского письма) на практике.
– Повторить и обобщить знания учащихся о грамматических значениях слов, называющих предметы, действия и признаки.
– Учит планировать свои действия.
– Учить оценивать уровень усвоения материала.

Развивающие:

– Развивать память, внимание, наблюдательность.
– Формировать у учащихся коммуникативные умения через различные формы работы.
– Активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию.
– Развивать умение сравнивать, делать выводы,   доказывать свое мнение.

Воспитательные:

– воспитывать аккуратность в работе и при выполнение письменных заданий.
– воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Тип урока: Постановка учебной задачи.

План урока.

  1. Рефлексивный контроль.
  2. Ситуация успеха.
  3. Ситуация разрыва.
  4. Выдвижение гипотез.
  5. Проверка гипотез.
  6. Итоговая рефлексия.

Ход урока