Классный час "Уголок России - отчий дом". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 3


Красоту, чистоту мы у старших берём,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остаётся добром
В прошлом, будущем и настоящем.

(В. Высотский)

Цели урока: познакомить с традициями оформления русской избы, народной одежды и бытовых предметов; формировать потребность в изучении традиций, 0бычаев и истории своего народа; приобщать школьников к ценностям русской культуры.

Ход классного часа

Сегодня мы проведём классный час на тему: “ Уголок России – отчий дом”, на котором поговорим о русской избе, народной одежде, предметах, которыми пользовались наши предки, ребята расскажут стихотворение о Родине, нашей Краснозёрской земле, а также мы споём вам песню “Родительский дом”.

(Учитель читает стихотворение)

Великий дар – единожды родиться,
Вдохнуть,
Раскрыть глаза –
И на века
Увиденному миру удивиться,
Где дом и поле,
Роща и река…

(На столе учителя находится маленькая люлька. В ней лежит кукла, изображающая завёрнутого ребёнка. Учитель берёт куклу).

– В руках у меня маленькое чудо – куколка, завёрнутый ребёнок, который так мал, что похож на древесную почку. Эта почка будет расти, развиваться, у неё всё ещё впереди. На свет появился человек, у него есть родители – папа и мама, недалеко живут близкие и родные, а вместе они живут на земле, которую называют своей Родиной. Родина – это место, которое когда-то полюбилось нашим предкам.

Они пустили здесь корни, основали свой род. Мы живём на Сибирской земле, в красивейших местах. Многое помнит наша Сибирская земля: разорение полчищами монголо-татаров, почерневший от пожаров снег на замёрзшей реке, голод, войны, запустение и мор. Не перечислить всех бед, но никому не удавалось сломить наших земляков. Вновь и вновь стучали топоры, и возрождалась Сибирская земля краше прежнего. Богата Сибирская земля, но главное богатство нашего края – это замечательные люди. Это ваши предки, ваш род, бабушки и дедушки, родители, мы с вами. Вы можете прославить свой род добрыми делами или огорчить плохими поступками. По вашим делам будут помнить и судить о вашем роде. Посмотрите на доску.

(На доске заранее написаны слова: род, родители, родиться, родословная, родина)

– Что общего в этих словах?

– Что такое родословная? (Несколько поколений от одного предка. Несколько поколений родственников. Это все родственники, которые живут сейчас и те, которые уже умерли.)

– Вспомните, как вы изображали свою родословную? (составляли генеалогическое дерево)

– Давайте рассмотрим их. Большие ли они?

– Как вы думаете, какая часть дерева может обозначать предков, а какая потомков? (корни– это предки, а ветки и крона это потомки.)

Действительно, без корней не могут жить не только цветы и деревья, но и люди. Корни человека , это его родственники, которые жили давно и дали жизнь своим детям, внукам.

Вы уже умеете разбирать слова по составу. Какая часть слова считается главной?

Правильно, нет корня – нет слова. Корень имеет главный смысл слова. Во многих словах русского языка можно обнаружить корень -древ-, -дерев-. Назовите несколько слов с этим корнем.

Дерево играло огромную роль в жизни наших предков. Русь до недавнего времени называли деревянной страной.

– Как вы думаете, почему? Из чего делали русские избы?

– Рассмотрите рисунок избы и обратите внимание, какие в ней красивые окна.

Окно – это глаза на лице дома.

– Почему в русских избах окна были маленькими?

Окна украшали наличниками и ставнями.

– Также для украшения дома каждый хозяин вырезал из дерева красивых птиц, коней, солнышко. Это было не только красиво, но и оберегало дом от зла. Считается, что птица приносит в дом счастье, а солнышко – тепло, свет и радость. Как вы думаете, зачем наши предки для украшения домов вырезали коней? (конь – верный помощник в труде, в пути, в бою.)

Давайте войдём в нашу избу. Сегодня нас встречает молодая хозяйка из Томской губернии 19 века. (Поясню почему Томской губернии, т.к. в то время она включала почти всю территорию будущей Новосибирской области)

(Показываю куклу в национальном женском костюме. На ней надеты красный сарафан, белая рубаха, платок)

– Кто сшил хозяйке избы эту одежду?

Она не только сшила себе одежду, но и украсила её, чтобы удивить всех своим рукоделием. У нас в классе тоже есть хозяйка, которая всегда рада встретить гостей.

(Встаёт девочка в русском костюме.)

Хозяйка: Здравствуйте, гости, дорогие! Мы всегда рады гостям!

Учитель: Показывай, хозяйка, свою избу.

Хозяйка: С радостью. Идёт к макету печки.

Учитель: А почему, хозяюшка, ты к печке пошла?

Хозяюшка: Печка занимает в доме главное место. Рядом с печью и я работаю. Здесь у меня и кочерга, и ухват, и деревянная лопата.

Учитель: ребята, а скажите для чего это нужно хозяйке?

Печь в доме – это кормилица. Она вкусно накормит свежеиспечённым хлебом, щами, кашей, молоком топлёным, пирогами. Печка – это доктор. Полежишь на ней, согреешься; и болезнь уйдёт. Печка – это и банька. Постелют хозяева соломки, поставят тазик с тёплой водой и моются. Сначала мамы с дочками, а потом папы с сыновьями.

Хозяйка:

Ой, ты, печка, сударыня,
Помогай нам, боярыня,
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство неси!

Учитель:

Мы идём дальше по избе и подходим к почётному углу дома. Его называют “красным углом”.

. Что в нём находится? А под иконами за деревянным столом на деревянной лавке сидел хозяин или уважаемый гость.

Это молодой хозяин. Он тоже в праздничном костюме.

.

Хозяин:

– Здравствуйте, люди добрые!
Дай Бог тому,
Кто в нашем дому –
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Дом вести – не головой трясти,
Всё надо припасти.

Учитель:

– А скажи-ка, хозяин, какая мебель в избе, из чего она сделана?

Хозяин:

– Мебель вся деревянная: и столы, и полки, и лавки.

Учитель:

– А кто помогал тебе делать такую красивую мебель?

Хозяин:

– Мастер – золотые руки.

(Учащиеся рассматривают старинные предметы русского быта)

– Как известно, дом – это не только стены, окно, мебель, посуда и украшения…

– Что должно быть в доме, чтобы в нём хорошо жилось?

(Учитель вывешивает на доске карточки со словами: любовь, доброта, понимание, уважение, забота, уют – и прикрепляет на крышу нарисованного дома карточку со словом тепло.)

Заглядываю в люльку.

– Наш малыш проснулся. Он тянет к нам свои ладошки. Покажите свои ладошки и потрите их друг о друга.

– Что вы чувствуете? (тепло)

Это тепло ваших добрых рук и добрых сердец.

Слово ладоши произошло от имени древних богов. Говорят жили на земле Лад и Лада. Вместе они несли в мир любовь и понимание и жили долго и дружно. Протягивая руку друг другу, мы делимся своим теплом, как бы говоря: “Я твой друг”, “Я готов помочь тебе”. Пусть вокруг вас будет много тепла. Мы все хотим жить в своём тёплом доме, на своей родине, в своей деревне. Придёт время, вы уедите из своего родительского дома учиться, у вас будут свои семьи, но вы всегда будете возвращаться в свой родной дом. И чем ближе вы будете подъезжать, тем чаще будет биться ваше сердце, комок подступит к горлу, потому что вы увидели свой дом.

(Ученики читают стихи о родине)

Уголок России – отчий дом. Именно в вашем доме начинается ваша Родина. Давайте все вместе споём песню “Родительский дом”.

– Уважаемые гости, хозяева дома приготовили вам сюрприз.

Эти подарки они приготовили своими руками.

Дети вручают гостям подарки и приглашают на чаепитие.

Использованная литература

  • Вкладка к журналу “Начальная школа”, 2008, №6.
  • Л.А. Молокина. Уголок России – отчий дом.
  • Ф.С. Кузнецова. История Сибири. Дидактические материалы. Учебно-методическое пособие для 5-9 классов.