Урок русского языка по теме "Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Совершенствовать умения подбирать проверочные слова и обосновывать написание гласной в безударном слоге.

Задачи урока: закреплять умения применять алгоритм правильного написания безударной гласной, навыки правописания слов с безударной гласной, умение различать словарные слова от слов с проверяемыми написаниями;

Учить делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы;

Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, память, внимание.

Способствовать созданию положительного настроя на уроке, воспитанию дружеского отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать, умение договариваться через организацию совместной деятельности (групповую работу).

Ход урока

1. Организационный момент.

– Запишите число, классная работа.

2. Разминка “Доскажи словечко”.

– Когда мы говорим, мы произносим… (звуки).

– Звуки бывают … и … (гласные и согласные).

– Звуки, которые произносятся с голосом, свободно, не встречая во рту преград, называются… (гласные).

– Гласные, которые находятся под ударением, называются … (ударные).

– Гласные, на которые не падает ударение, называются … (безударные).

3. Минутка красивого письма.

На доске: а о я и е ё

– К какой группе относятся эти буквы? (Гласные.)

– На какие группы их можно разделить? (Ответы детей)

– Давайте пропишем эти буквы. Посмотрите, нет ли среди них лишней? (Буква ё. Она всегда находится под ударением.)

4. Постановка проблемы урока.

  – Я хочу рассказать вам рассказ.

 Петя написал своему другу Саше записку: “Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем”. Саша записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером. “Мяч будет, – сказал товарищам Петя. – Сашка принесет”. Пришел Саша, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Почему так получилось?

– Какое правило не знал Петя?

– А нам с вами нужно знать это правило? Для чего?

– Как правильно записать это слово?

С м…чом – мяч – с мячом (запись в тетрадях).

5. Постановка темы и цели урока.

  – Кто может назвать тему нашего урока?  (Тема нашего урока – “Правописание безударных гласных в корне слова”.)

Мы сегодня как настоящие ученые будем исследовать безударные гласные в корне слова.

– Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.)

6. Актуализация знаний.

– Давайте вспомним алгоритм проверки безударной гласной.

Алгоритм

  1. Прочитать слово.
  2. Поставить ударение.
  3. Определить безударную гласную.
  4. Подобрать проверочное слово.

– Какое стихотворение нам помогает проверить безударную гласную?

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно поставь под ударение.

7. Орфографический тренинг. Отработка умения проверять безударную гласную.

– Вот мы сейчас проверим,  как работает алгоритм. Сейчас вам нужно отгадать загадку, показать на веере букв безударную гласную и назвать проверочное слово.

Летом зеленеет,
Осенью желтеет. (Трава, проверочное слово травы.)
В лесу темно, все спят давно.
Одна птица не спит, на суку сидит,
Мышей сторожит. (Сова, проверочное слово совы.)
Летом я летаю, мёд собираю.
Но когда меня подразнишь,
Тогда кусаю. (Пчела, проверочное слово пчёлы.)
– Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
– Облетел я всю Сибирь,
– Как зовут тебя? (Снегирь, проверочное слово снег.)
Тройка, тройка прилетела!
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром. (Зима, проверочное слово зимний.)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.(Заяц.)

– Почему вы не смогли подобрать проверочное слово? (Это словарное слово, гласную проверить нельзя. Написание слова нужно запомнить и проверять по орфографическому словарю.)

8. Работа над деформированным предложением.

– Прочитайте слова на доске.

покрылась к.вром з.мля снежным

– Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание. (Ковёр– коврик, земля – земли.)

– Предложение ли это? Почему? (Нет. Слова не связаны по смыслу, записано с маленькой буквы, нет знака в конце предложения.)

– Составьте из данных слов красивое предложение. Запишем с комментированием.

(Земля покрылась снежным ковром.)

9. Фонетический разбор.

– Сделаем фонетический разбор слова земля. , 2 сл., 5 б., 5 зв.)

10. Физминутка.

– Я буду называть слова. Если в этом слове можно проверить безударную гласную, вы приседаете, если это словарное слово, вы хлопаете.

Листва, лопата, сова, мороз, волна, гнездо, арбуз.

11. Работа в группах.

– А сейчас поработаем в группах. Для каждой группы задание: найти в каждой группе лишнее слово, зачеркнуть его и объяснить, почему оно лишнее.

К . рмушка, гл . за, д . машний, сл . нёнок. (Глаза, в остальных словах безударная гласная о.)

Т . грёнок, гр . бы, л .сток, р . ка. (Река, в остальных словах безударная гласная и.)

Комн.та, кр . ты, л . сица, м . стечко. (Комната, это словарное слово, букву а нельзя проверить.)

12. Работа по учебнику.

– Выполним упражнение 150 на с. 97. Прочитайте задание. Мальчики выписывают слова с ударением на I слоге, а девочки с ударением на II слоге. (Мальчики: дерево, вылететь, птицы.

Девочки: весна, грачи, земля, поют.)

– Нет ли здесь лишнего слова? (Слово птицы. В нём нет безударной гласной, которую нужно проверить.)

13. Итог урока.

– Как проверить безударную гласную?

– Послушайте стихотворение – напутствие:

Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте.
Сосны, воды, травы, дело.
И тогда пишите смело.