Цель урока: Совершенствовать умения подбирать проверочные слова и обосновывать написание гласной в безударном слоге.
Задачи урока: закреплять умения применять алгоритм правильного написания безударной гласной, навыки правописания слов с безударной гласной, умение различать словарные слова от слов с проверяемыми написаниями;
Учить делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы;
Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, память, внимание.
Способствовать созданию положительного настроя на уроке, воспитанию дружеского отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать, умение договариваться через организацию совместной деятельности (групповую работу).
Ход урока
1. Организационный момент.
– Запишите число, классная работа.
2. Разминка “Доскажи словечко”.
– Когда мы говорим, мы произносим… (звуки).
– Звуки бывают … и … (гласные и согласные).
– Звуки, которые произносятся с голосом, свободно, не встречая во рту преград, называются… (гласные).
– Гласные, которые находятся под ударением, называются … (ударные).
– Гласные, на которые не падает ударение, называются … (безударные).
3. Минутка красивого письма.
На доске: а о я и е ё
– К какой группе относятся эти буквы? (Гласные.)
– На какие группы их можно разделить? (Ответы детей)
– Давайте пропишем эти буквы. Посмотрите, нет ли среди них лишней? (Буква ё. Она всегда находится под ударением.)
4. Постановка проблемы урока.
– Я хочу рассказать вам рассказ.
Петя написал своему другу Саше записку: “Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем”. Саша записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером. “Мяч будет, – сказал товарищам Петя. – Сашка принесет”. Пришел Саша, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
– Почему так получилось?
– Какое правило не знал Петя?
– А нам с вами нужно знать это правило? Для чего?
– Как правильно записать это слово?
С м…чом – мяч – с мячом (запись в тетрадях).
5. Постановка темы и цели урока.
– Кто может назвать тему нашего урока? (Тема нашего урока – “Правописание безударных гласных в корне слова”.)
Мы сегодня как настоящие ученые будем исследовать безударные гласные в корне слова.
– Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.)
6. Актуализация знаний.
– Давайте вспомним алгоритм проверки безударной гласной.
Алгоритм
- Прочитать слово.
- Поставить ударение.
- Определить безударную гласную.
- Подобрать проверочное слово.
– Какое стихотворение нам помогает проверить безударную гласную?
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно поставь под ударение.
7. Орфографический тренинг. Отработка умения проверять безударную гласную.
– Вот мы сейчас проверим, как работает алгоритм. Сейчас вам нужно отгадать загадку, показать на веере букв безударную гласную и назвать проверочное слово.
Летом зеленеет,
Осенью желтеет. (Трава, проверочное слово травы.)
В лесу темно, все спят давно.
Одна птица не спит, на суку сидит,
Мышей сторожит. (Сова, проверочное слово совы.)
Летом я летаю, мёд собираю.
Но когда меня подразнишь,
Тогда кусаю. (Пчела, проверочное слово пчёлы.)
– Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
– Облетел я всю Сибирь,
– Как зовут тебя? (Снегирь, проверочное слово снег.)
Тройка, тройка прилетела!
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром. (Зима, проверочное слово зимний.)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.(Заяц.)
– Почему вы не смогли подобрать проверочное слово? (Это словарное слово, гласную проверить нельзя. Написание слова нужно запомнить и проверять по орфографическому словарю.)
8. Работа над деформированным предложением.
– Прочитайте слова на доске.
покрылась к.вром з.мля снежным
– Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание. (Ковёр– коврик, земля – земли.)
– Предложение ли это? Почему? (Нет. Слова не связаны по смыслу, записано с маленькой буквы, нет знака в конце предложения.)
– Составьте из данных слов красивое предложение. Запишем с комментированием.
(Земля покрылась снежным ковром.)
9. Фонетический разбор.
– Сделаем фонетический разбор слова земля. , 2 сл., 5 б., 5 зв.)
10. Физминутка.
– Я буду называть слова. Если в этом слове можно проверить безударную гласную, вы приседаете, если это словарное слово, вы хлопаете.
Листва, лопата, сова, мороз, волна, гнездо, арбуз.
11. Работа в группах.
– А сейчас поработаем в группах. Для каждой группы задание: найти в каждой группе лишнее слово, зачеркнуть его и объяснить, почему оно лишнее.
К . рмушка, гл . за, д . машний, сл . нёнок. (Глаза, в остальных словах безударная гласная о.)
Т . грёнок, гр . бы, л .сток, р . ка. (Река, в остальных словах безударная гласная и.)
Комн.та, кр . ты, л . сица, м . стечко. (Комната, это словарное слово, букву а нельзя проверить.)
12. Работа по учебнику.
– Выполним упражнение 150 на с. 97. Прочитайте задание. Мальчики выписывают слова с ударением на I слоге, а девочки с ударением на II слоге. (Мальчики: дерево, вылететь, птицы.
Девочки: весна, грачи, земля, поют.)
– Нет ли здесь лишнего слова? (Слово птицы. В нём нет безударной гласной, которую нужно проверить.)
13. Итог урока.
– Как проверить безударную гласную?
– Послушайте стихотворение – напутствие:
Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте.
Сосны, воды, травы, дело.
И тогда пишите смело.