Цели и задачи:
- Обучающие. Создать условия: для использования умений применять полученные знания при ответах на конкретные вопросы; для обобщения и систематизации знаний учащихся по курсу экологии; создать условия для совершенствования: умений находить и формулировать правильный ответ на поставленный вопрос, умений отстаивать свою точку зрения.
- Развивающие. Способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формированию умения сравнивать, обобщать, давать научное обоснование.
- Воспитательные. Продолжить: формирование научного мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах; чувства ответственности за свои действия.
Форма организации – урок-игра.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация игры (Приложение). На слайдах имеются управляющие кнопки, при помощи которых возможен переход к ответу и возврат на главный слайд с темами и баллами. Выбранные баллы исчезают с экрана.
Участники: 2 команды одного класса или сборные команды.
Правила игры:
- Время на обдумывание ответа – 30 секунд.
- Команды отвечают последовательно друг за другом, выбирая поле и номер вопроса по желанию.
- Если участники одной команды затрудняются в ответе, то могут ответить участники другой команды и получить дополнительные баллы.
- Игра идет до последнего вопроса.
- На финальный вопрос игроки обеих команд сами назначают баллы, которые не должны быть больше суммы набранной в игре. Так как, если игроки отвечают неправильно – баллы вычитаются из суммы, набранной в ходе игры.
Ход игры.
Слайд 1. Своя игра.
Учитель представляет жюри, объясняет правила игры.
Слайд 2. Первый раунд – представление команд. Учитель проводит жеребьевку, чтобы определить, какая команда будет первой выбирать тему.
Слайд 3. Второй раунд. Темы и баллы вопросов.
- Народные приметы. От 10–50 баллов.
- Экология растений. От 10–50 баллов.
- Экология животных. От 10–50 баллов.
- Экология человека. От 10–50 баллов.
- Общая экология. От 10–50 баллов.
- Международные экологические акции.
Команда, победившая в жеребьевке, начинает игру.
Слайд 4–63. Вопросы и ответы игры.
Народные приметы 10.
Вопрос: Птица хохлится к …….......
Ответ: к непогоде
Народные приметы 20.
В: Кроты и мыши делают большие запасы к ………….
О: к суровой и многоснежной зиме
Народные приметы 30.
В: Лошади спят стоя – к …………,
ложатся – к …………..
О: Лошади спят стоя -к холоду, ложатся – к теплу.
Народные приметы 40.
В: Из березы течет много сока – к …….
О: к дождливому лету.
Народные приметы 50.
В: Если ветер долго дул в одном направлении, а потом вдруг стал дуть в обратном
– ……
О: очень скоро начнется дождь.
Экология растений 10.
В: Что такое воздушное питание растений?
О: Фотосинтез
Экология растений 20.
В: Как называются летучие вещества некоторых растений, убивающие микробов?
О: Фитонциды
Экология растений 30.
В: Что такое зоохория?
О: Распространение плодов и семян животными.
Экология растений 40.
В: Что такое корабельная роща?
О: Корабельная роща – это лес из мачтовых сосен, которые очень высокие и имеют
одинаковую толщину по всей высоте, по сравнению с одиночно выросшими соснами. Во
времена парусного флота очень ценили такие деревья, из них строили корабли и
делали мачты.
Экология растений 50.
В: Что лесоводы называют торчками?
О: Торчки – угнетенные невысокие (до 30–40 см высотой) растения древесных пород,
у которых ежегодно отрастает из спящих почек по 1-2 побега длиной всего 2–3 см.
Экология животных 10.
В: Что такое серпентарий?
О: Серпентарий – питомник для содержания ядовитых змей с целью получения от них
яда.
Экология животных 20.
В: Что такое феромоны?
О: Феромоны – биологически активные вещества, выделяемые животными для
привлечения особей противоположного пола.
Экология животных 30.
В: Что такое этология?
О: Этология – наука о биологических основах поведения животных.
Экология животных 40.
В: В каком году была издана первая Красная книга Международным союзом охраны
природы? В чем особенность первого издания книги?
О: Первая Красная книга была издана в 1966 году Международным союзом охраны
природы. Особенность первого издания книги заключалась в том, что страницы не
брошюровались, и их можно было перемещать из одной части книги в другую.
Экология животных 50.
В: Сформулируйте правило Аллена.
О: Правило Аллена – у животных, населяющих более холодные участки ареала,
выступающие части тела (конечности, хвост, ушные раковины и т.д.) меньше, чем у
представителей того же вида из более теплых мест.
Экология человека 10.
В: Что такое смог?
О: Смог – густые туманы, содержащие пыль и вредные газы.
Экология человека 20.
В: Что такое агроценоз? Приведите примеры.
О: Агроценоз – искусственно созданный человеком биоценоз. Поле, пруд, сад, парк
и т.п.
Экология человека 30.
В: Кто такие организмы-синантропы?
О: Синантропы – растения и животные, образ жизни которых связаны с человеком,
его жильем, созданным или видоизмененным им ландшафтом.
Экология человека 40.
В: В чем измеряется интенсивность или сила шума? Каким должен быть допустимый и
предельно допустимый уровень шума?
О: Интенсивность или сила шума измеряется в децибелах (дБ). Допустимый уровень –
до 70 дБ.
Предельно допустимый уровень – до 100 дБ.
Экология человека 50.
В: Продолжите мысль античного автора “Кодекса здоровья” Арнольда диВилланова: “
Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими
трое: веселый характер,…… и
……………”.
О: Античный автор “Кодекса здоровья” Арнольд диВилланова наставлял:
“Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими трое: веселый характер,
покой и умеренность в пище.”
Общая экология 10.
В: Кто ввел в науку термин “экология”?
О: Термин “экология” ввел Эрнст Геккель.
Общая экология 20.
В: Назовите 3 группы экологических факторов.
О: Группы экологических факторов:
Абиотические
Биотические
Антропогенные
Общая экология 30.
В: Как называется все разнообразие пищевых (трофических) взаимоотношений между
организмами в биоценозе?
О: Пищевые или трофические сети
Общая экология 40.
В: Кто такие космополиты и эндемики?
О: Космополиты – это организмы, которые живут во всех климатических зонах.
Эндемики – это организмы, которые живут на ограниченных территориях.
Общая экология 50.
В: В пирамиде энергии – количество энергии на каждом более высоком трофическом
уровне уменьшается в …….. раз.
О: В пирамиде энергии – количество энергии на каждом более высоком трофическом
уровне уменьшается в 10 раз.
Международные экологические акции 10.
В: Назовите день и месяц, когда отмечается – День защиты детей.
О: 1 июня.
Международные экологические акции 20
В: 1 декабря –День борьбы с “чумой 20 века”. Что это за болезнь и как она
передается?
О: Это – СПИД. Передается половым путем и через кровь.
Международные экологические акции 30.
В: 20 ноября – в этот день призывают отказываться от того, за что в древности
отрезали носы и уши, замуровывали в стены. Что это?
О: Курение
Международные экологические акции 40.
В: 7 апреля – отмечается день, в честь науки валеологии. Что это за день?
О: День здоровья.
Международные экологические акции 50.
В: 16 сентября – день в защиту одного из слоев атмосферы. Что это за день? Как с
греческого переводится название этого газа? Сколько стран в 1987 в Монреале
решили сократить выпуск фреона на 50%.
О: День борьбы в защиту озонового слоя.
С греческого – “озон” переводится как “пахнущий”.
34 страны.
Слайд 64–65. Финал. Открывается вопрос. (Что такое хоминг?)
Команды делают ставку. Отвечают на вопрос в письменном виде. Листок с ответом передают жюри.
Слайд 66. Ответ на финальный вопрос.
Хоминг – (англ . homing, от home – возвращаться домой) (инстинкт дома), способность животного возвращаться со значительного расстояния на свой участок обитания, к гнезду, логову и т. д. Наиболее ярко хоминг выражен у видов с дальними сезонными миграциями (угри, морские черепахи, многие проходные рыбы и перелетные птицы). Выработанный путем искусственного отбора, хоминг в высокой степени развит у почтовых голубей.
Слайд 67. Подведение итогов. Награждение победителей.
Литература.
- Бабенко В.Г. и др. Экология животных. Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана– Граф, 2004. –128 с.
- Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений: 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 192 с.
- Зверев А.Т. Экология. 10–11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО “Издательский дом “ОНИКС 21 век”, 2004. –256 с.
- Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: Дрофа, 2002.-128 с.
- Потапова Л.М. Детям о природе. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, К.: Академия Холдинг, 2000. – 224 с.
- Фадеева Г.А. Международные экологические акции в школе 7–9 классы. Волгоград: “Учитель”, 2004. – 123 с.
- Федорова М.З. и др. Экология человека: Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Вентана– Граф, 2004. – 144 с.