Урок истории "Николай II – портрет примерного семьянина". 9-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: Используя личностные ассоциации, субъективное восприятие ученика, добиться личного (авторского) понимания, отношения к Николаю II, как примерному семьянину.

Задачи:

  1. Продолжить формировать навыки работы с историческими документами и источниками.
  2. Создать условия для анализа и коррекции своих взглядов через общение с учителем и одноклассниками.
  3. Подвести учащихся к рефлексии своих представлений, знаний, деятельности по данной теме, потребности в самооценке себя, как участника исторического процесса через отношение к данному вопросу

Тип урока: Урок – творческая лаборатория с элементами рефлексивного анализа.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал

Ход урока

Организационный момент.

План урока.

  1. Рождение и воспитание императора.
  2. “Наследник Престола Всероссийского”.
  3. Человек с глазами газели.
  4. Любящий муж и отец.
  5. Трагический конец.

Этап усвоения новых знаний.

Сообщение краткого плана урока.

1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний.

Учебно-воспитательная задача этапа:

Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить к усвоению нового материала. Формировать целенаправленный характер деятельности учащихся. Научить учащихся формулировать цель и выбрать конкретные средства для ее достижения.

Тема нашего урока: Николай II – портрет примерно семьянина.

Формулировка и процесс принятия цели урока учащимися:

Мы попытаемся разобраться на субъективном уровне, какой же Николай II? Что повлияло на формирование его характера?

Можно ли назвать его примерным семьянином? Давайте вместе поразмышляем.

Практическая значимость изучения этой темы.

Зачем это нужно? Насколько эта тема актуальна? Давайте вспомним недавние события: идентификация останков царя; перезахоронение останков царской семьи; канонизация Николая II; резонанс в стране и в мире по этому поводу. Как же я могу к этому относиться? С какой позиции прозвучит мое мнение. Я часть страны, я могу, хочу иметь свое мнение.

Постановка перед учащимися учебной проблемы:

Николай II – портрет примерного семьянина.

Опережающее задание: Учащиеся класса предварительно делятся на 5 творческих групп, каждая из которых готовит ответ на свой вопрос, работая с источниками.

2. Работа в группах с документами.

Смысл ответа: Я считаю, что Николай II – примерный семьянин, так как…

Работа 1-й группы учащихся с документами: “Рождение и воспитание Николая II”.

Документ 1. “Энциклопедия российской монархии. – М.: Изд-во “Эксмо”, 2003.

“Николай II – Император и Самодержец Всероссийский, старший сын императора Александра III и Государыни императрицы Марии Федоровны, родился 6 мая 1868 г. в Царском Селе. Воспитание и образование Его Величества велась под личным руководством его августейших родителей, а в 1877 г. ближайшее заведование учебными его занятиями было поручено генерал-адьютанту Г.Г. Даниловичу. Учебные занятия были распределены на 12 лет, причем первые восемь лет были посвящены предметам гимназического курса, с заменой классических языков элементарными основами минералогии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии; кроме того прибавлено преподавание английского языка и расширено, по сравнению с гимназическим курсом, изучение политической истории, русской литературы, французского и немецкого языков. Последние четыре года в общем плане учебных занятий Наследника Цесаревича были предназначены для курса высших наук, но сложность программы привела к необходимости продолжения занятий еще на один год”.

Документ 2. “Детство императора Николая II” И.Д. Сургучев.

“Занятия сперва захватили Великого Князя. Мир тетрадок, которые ему казались сокровищами, которые жалко пачкать чернилами, сначала мир очаровательных и таких, в сущности, простых книг, как “Родное слово”, с картинками, от которых нельзя оторваться. В особенности его занимала картинка “Вместо тесно, а врозь скучно” и серый воздушный шар. Совершенно очаровало его стихотворение “Румяной зарею”. Не знаю, то ли уютный ритм этих строф, то ли самые картины утра, выраженные в стихе, но он, по неграмотности, сам еще не мог читать и все просил маму, чтобы она читала, он благоговейно шевелил губенками, повторяя слова. И опять его больше всего завораживала фраза: “Гусей караваны несутся к лугам”. Я, признаться, не понимал этого, но чувствовал, что это – интересно, как-то возвышенно, что это – какой-то другой склад, мне не доступный, и вот по этой линии я инстинктивно чувствовал его какое-то превосходство надо мной.

Он только тогда согласился писать в тетрадке, когда мама показала их целую гору в запасе. У него было необыкновенное уважение к бумаге: писал он палочки страшно старательно, пыхтя и сопя, а иногда и потея, и всегда подкладывал под ладонь промокательную бумагу. Часто бегал мыть руки, хотя тут, пожалуй, была предлогом волшебно лившаяся из стены вода. Его писание было девически чисто, и тетради эти мать потом благоговейно хранила. Не знаю теперь, где они, кому достались и кто их бережет.

Учение начиналось ровно в девять. Уроки были по 50 минут, десять минут – перемена”.

Документ 3. Рябцев Ю.С. История России глазами очевидцев. XX век. – М.:Изд-во Эксмо. 2005.

“Мальчик рос здоровым и жизнерадостным, отличался спокойным нравом, редко капризничал и плакал, чем очень радовал своих родителей и нянек…

Учителя у Николая были весьма именитые. Курс политэкономии читал министр финансов Бунге, право – обер-прокурор Синода Победоносцев, военное дело – начальник Генерального штаба Обручев. Император Александр III наказывал учителям своего сына: “Учите хорошенько, послаблений не делайте, спрашивайте по всей строгости, не поощряйте лень в особенности”.

Единственно, что не разрешалось делать учителям: ставить оценки своему ученику. Однако, по их общему мнению, Николай проявлял в учебе усидчивость и прилежание. Особенно ему помогала превосходная память. Она, в частности, позволила цесаревичу легко овладеть английским, немецким и французским языками”.

Работа 2-й группы учащихся с документами: “Наследник Престола Всероссийского”.

Документ 1. Кулюгин А.И. Энциклопедия российских царей. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

“Будучи старшим сыном императора Александра III, Николай тем не менее не был готов занять престол после смерти отца. Надеясь править многие годы, царствующий монарх не вводил сына в дела управления империей, а тот даже не мог представить себе, что когда-нибудь возникнет необходимость встать самому за государственный руль. “Что мне делать? – тревожно спрашивал после смерти отца 26-летний Николай. – Что будет теперь с нами, с Россией? Я не готов быть царем. Я ничего не понимаю в делах правления. Я даже с министрами не знаю как разговаривать”.

Анатолий Федорович Кони (1844–1927), выдающийся русский юрист, прокурор, сенатор (член Государственного совета) с 1907 г.:

“Император был un charmeur – "чарователь”, человек с любезным и ласковым взглядом газели… Мои личные беседы с царем убеждают меня в том, что это человек несомненно умный, если не считать высшим развитием ума разум, как способность обнимать всю совокупность явлений и условий”... 

Юрий Николаевич Данилов, русский генерал, работавший с Николаем II в Ставке: 

“Я уверен, что если бы безжалостная судьба не поставила императора Николая во главе огромного государства и не вселила в него ложного убеждения, что благополучие этого государства зиждется на сохранении принципа самодержавия, о нем сохранилась бы память как о симпатичном, простодушном и приятном в общении человеке”.

Николай Александрович Вельяминов, лечащий врач Александра III, свидетель последних минут жизни царя-миротворца:

“Я с особым интересом наблюдал в Ливадии за наследником и той ролью, которую он играл в семье. Должен сказать, что меня уже тогда удивляла его молодость, несоответствующая его возрасту... Граф Воронцов ... сказал мне, что наследник, которому было 26 лет, на самом деле – мальчик 14 лет. Если это и было преувеличено, то ненамного... В общем, у меня создалось впечатление, что наследник ... для будущего самодержца держал себя слишком пассивно, ни в чем не проявляя своей личности, и, не скрою, это пугало меня за наше будущее”.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852–1906), писатель, был приглашен в императорскую семью после возвращения из поездки по Манчжурии и Корее: 

“Это провинциалы! Не скрою, я шел к ним, очень подтянувшись и даже несколько робея. Личное знакомство с царем – это не совсем обыкновенное знакомство... И вдруг сидит симпатичный пехотный офицер, курит, улыбается, изредка ставит вопросы, но все не о том, что должно интересовать царя, в царствование которого Россия выезжает на берега Тихого океана, где встречают вовсе не друзья, и – не радостно... 
Зачем же звать к себе? А если позвал, то умей отнестись серьезно...”

 Антон Павлович Чехов, великий русский писатель: 

“Про императора неверно говорят, что он больной, глупый, злой. Он просто обыкновенный гвардейский офицер”.

Михаил Иванович Драгомиров (1830–1905), генерал, военный теоретик, автор новаторских идей по тактике и обучению войск. Преподавал Николаю Александровичу тактику:

“Сидеть на престоле – годен, но стоять во главе России – неспособен”. 

Сергей Юльевич Витте (1849–1915), русский государственный деятель, премьер-министр (1903–1906): 

“Царь не способен вести дело начистоту, а все стремится ходить окольными путями... Поскольку же его величество не обладает способностями ни Меттерниха [австрийский министр, "автор” Священного союза], ни Талейрана [глава французского внешнеполитического ведомства в начале ХIХ в.], уловки обычно приводят к одному результату: к луже – в лучшем случае помоев, в худшем случае – к луже крови или к луже, окрашенной кровью”. 

Григорий Ефимович Распутин (1872–1916), фаворит царской семьи, “провидец” и “целитель”: 

“Царица уж больно мудрая правительница, я с ней все могу делать, до всего дойду, а он [Николай II] – Божий человек. Ну какой же он Государь? – Ему бы только с детьми играть, да с цветочками, да огородом заниматься, а не царством править...” 

Работа 3-й группы: “Человек с глазами газели”.

Сообщение учащегося о портрете В.А. Серова “Портрет императора Николай II”.

“Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора...”.
К.Коровин

Валентин Серов был, без сомнения, первым портретистом своего времени. Чести позировать ему домогались многие, но побаивались проницательности художника – способности отразить на холсте потаенные качества портретируемого.

Когда Серову заказали портрет царя, художник находился в зените славы. Известно, что он отказывался от многих заказных работ, но это был не тот случай. Тем не менее, как мастер, знающий себе цену, он терпеть не мог, чтобы заказчик вмешивался в его работу советами и указаниями. Феликс Юсупов, портрет которого впоследствии писал Серов, вспоминал, что “по натуре он был независим и бескорыстен и не мог скрывать того, что думает. Рассказал мне, что, когда писал портрет государя, государыня поминутно досаждала ему советами. Наконец он не выдержал, подал ей кисть и палитру и попросил докончить за него”. (Князь Феликс Юсупов. Мемуары в двух книгах. – М.: Издательство Захаров и Агриус, 1998. С. 69.).

В литературе о Серове есть свидетельства, что портрет императора долго не удавался. Портрет писался с натуры, работа продвигалась с большим трудом, и в какой-то момент Валентин Александрович решил отказаться от заказа: “К сожалению, Ваше величество, ничего не выходит. Так иногда случается у художников. Сегодня у нас сеанс последний”. Государь в простой куртке офицера Преображенского полка с неподдельной грустью сел за стол и положил на него руки. И тут Серов увидел все то, что ему так не доставало. Он молниеносно уловил и общий облик, и особый взгляд царя.

Портрет написан удивительно легкой, свободной кистью. По манере письма портрет почти эскизен, но продуманно целостен и гармоничен. Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 1880-х годов, Серов в этот период предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов, хотя и придавал им большое количество оттенков. Так написано и это произведение.

Во всей иконографии Николая II, пожалуй, лучшее изображения государя – это серовский портрет, отличающийся необыкновенной схожестью, что отмечали многие современник. И если Серов и польстил императору, то как искусно! Простотой и безыскусностью своего мастерства.

Николай изображен не как император, властитель огромной империи в период ее процветания (войны, революции, распад страны, смерть в Екатеринбурге – все это еще впереди), но как простой человек, личность – со своими заботами, трудностями, внутренними переживаниями и колебаниями.

Вывод 3-й группы учащихся:

  1. На его лице привлекательнее всего были глаза – большие серо-зеленые, глаза газели.
  2. Царь был среднего роста и плотного телосложения, физически крепок и подвижен.
  3. Был человеком неглупым, много читал.
  4. Вел дневник.
  5. “Скуп на слова”
  6. Отличался пунктуальностью.

Работа 4-й группы “Николай II – любящий муж и отец”.

Документ 1.

“Как и в каждом семействе, в семье Романовых существовали свои традиции, свой, неповторимый, уклад жизни. Девочек воспитывали в строгом викторианском духе: они спали на походных кроватях, почти без подушек, по двое в комнате. Теннис, холодная ванна утром, теплая – вечером. Чтение богоугодных книг, неукоснительное исполнение церковных обрядов...”
Е.Н. Обоймина, О.В. Татькова

Документ 2.

“Как мать и жена Александра Федоровна ставила семейный долг выше патриотического и на государственные дела смотрела как на продолжение семейных обязанностей. В стремлении спасти мужа и сына, которых она любила без памяти, она не ведала, что творила, и сама готовила их гибель. В трагическом ослеплении все, что она предпринимала для здоровья сына, укрепления престола и династии, оборачивалось огорчительными последствиями, злыми пересудами в столичных сферах, громкими обвинениями в измене в Думе и в печати”.
С.Волк

Документ 3.

“Историки считают, что именно перед лицом неумолимого недуга, поразившего ее сына, и будучи вне себя от горя, императрица и обратилась к Распутину, выдающемуся сибирскому мистификатору. Впоследствии же присутствие Распутина у трона и его влияние на Александру Федоровну вызвало, или, по крайней мере, помогло ускорить падение династии”.

Работа 5-й группы: “Трагический конец”

Сообщение учащегося:

Наступил переломный 1917 год. После отречения Николая А. Керенский поначалу собирался отправить царскую семью в Англию, правительство которой по его просьбе решило пригласить Романовых на жительство. Но вмешался Петроградский Совет. А вскоре изменил свою позицию и Лондон, устами своего посла заявивший, что британское правительство больше не настаивает на приглашении. В начале августа Керенский проводил царскую семью в Тобольск, выбранный им местом ссылки. Но после появления в этом городе новых и новых лиц, подозреваемых в связях с монархистами, представители уже советской власти встревожились. Было решено перевести Романовых в Екатеринбург, где для царской семьи отвели здание купца Ипатьева, получившее временное название “Дом особого назначения”.

Британский консул Т.Рестон пытался тайно содействовать освобождению Романовых. По его инициативе разрабатывался план ночного похищения семьи; белые офицеры с фальшивыми документами пытались проникнуть в дом Ипатьева. Но судьба Романовых была уже предрешена... Советская власть рассчитывала подготовить “образцово-показательный” суд над Николаем, но для этого не хватило времени. В середине июля 1918 года, в связи с наступлением на Урале белых, Центр, признав, что падение Екатеринбурга неизбежно, дал указание местному Совету предать Романовых казни без суда.

Спустя годы историки, как о каком-то открытии, стали писать следующее. Оказывается, царская семья все-таки могла уехать за рубеж, спастись, как спаслись многие из высокопоставленных подданных России. Ведь даже из места первоначальной ссылки, из Тобольска, можно было поначалу бежать. Почему же все-таки?.. На этот вопрос из далекого восемнадцатого года отвечает сам Николай: “В такое тяжелое время ни один русский не должен покидать Россию”.

И они остались. Остались вместе навечно, как и напророчили сами себе когда-то в юности. Виновные или нет в печальной судьбе России, Николай Александрович и Александра Федоровна понесли слишком тяжкую кару за все свои прегрешения – вольные и невольные. Об их невинно убиенных детях и слугах говорить не приходится...

3. Первичное закрепление-обобщение новых знаний.

Сегодня на уроке мы с вами попробовали составить портрет Николая II, как примерного семьянина. Давайте попробуем составить ассоциации по итогам работы в группах. Каждая группа выдает свою ассоциацию. Приступаем…

4. Закрепление через личностное осмысление знаний, полученных на уроке.

При подведении итогов урока актуализируются знания учащихся с помощью следующего задания.

Задание: один из биографов Николая II писал:

“Трагедия Николая II в том, что он оказался не на своем месте в истории. Обладая образованием для царствования в XIX веке и темпераментом для правления в Англии, он жил и царствовал в России XX века. Мир, который был понятен ему и привычен, рассыпался на глазах… В конечном счете, он сделал для своей супруги в семье все, что было в его силах; так ли это было для России?.. Попав в гибельную паутину, … Николай оплатил свои ошибки, погибнув как мученик вместе с женой и детьми”.
Р.Мэсси

Прокомментируйте предложенную оценку личности последнего российского царя. В чем видит трагедию Николая II автор? Можно ли считать это трагедией России?

Каждое из мнений обосновать примерно пятью предложениями.

5. Домашнее задание.

Подведение итогов. Написать эссе “Николай II – портрет примерного семьянина”.

Заключительное слово учителя: прочитать авторское стихотворение.

17 (3 по старому стилю) июля Русская Православная Церковь отмечает день памяти страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, их детей – царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, принявших мученическую смерть в Екатеринбурге в подвале Ипатьевского дома в ночь с 16 на 17 июля в 1918 г.

Страстотерпцами называют христианских мучеников, претерпевших страдание во имя Христа. Преимущественно же это наименование относится к тем святым, которые приняли мученическую кончину не за веру, возможно даже от своих единоверцев – в силу их злобы, коварства, заговора. Соответственно, в данном случае подчеркивается особый характер их подвига – беззлобие и непротивление врагам.

Императору Николаю II и Его Августейшей Семье.

Простите меня, страстотерпцы святые –
Пусть руки от царственной крови чисты,
Рожденный в безбожную смуту России,
Я верил невольно словам клеветы.
О праведной жизни не ведал нимало –
Был подвиг лихою годиной сокрыт,
Час вещий пробил – ваше время настало,
И лик Государя с иконы глядит.
Провидя паденье Руси Православной
В дни смуты, грядущей за царством твоим,
Прославил тебя и тобою прославлен
Саровский подвижник – святой Серафим.
Кругом – только трусость, обман и измена,
И верных в строю не осталось друзей,
Постыдные месяцы горького плена –
Путь крестный Семьи Августейшей твоей.
Нет больше царя над великой страною –
Прервать отступление не было сил,
Как Лазарь, оставил ты царство земное,
Корону венец страстотерпца сменил.
В руках изуверов сверкнули кинжалы,
Кровь жертв обагрила Ипатьевский дом,
Но властно ли острое смертное жало
Одиннадцать душ разлучить со Христом?
Напрасно в ту ночь ликовали убийцы –
В лице твоем Русь обезглавить смогли,
Но род их за царскую кровь истребится
И память погибнет навек от земли.
Не канут в забвенье года роковые –
Где пролита кровь, там Господень алтарь,
Молитесь о нас, страстотерпцы святые,
Молись об отчизне земной, Государь!
Андрей Шабельников

В 2003 г. в Екатеринбурге, на месте снесенного дома инженера Ипатьева, где был расстрелян Николай II и его семья, был построен Храм-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, перед входом в который установлен памятник семье Николая II.

1 октября 2008 года Президиум Верховного суда РФ принял решение о реабилитации последнего российского императора Николая II и членов его семьи (несмотря на мнение генпрокуратуры РФ, заявлявшей в суде, что требования о реабилитации не соответствуют положениям законодательства ввиду того, что данные лица не были арестованы по политическим мотивам, а судебного решения о расстреле не принималось).

Список использованной литературы:

  1. Детство и юность российских императоров/Состав. И.В. Ереминой – М.: Школа-Пресс, 1997.
  2. Кулюгин А.И. Энциклопедия российских царей. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  3. Рябцев Ю.С. История России глазами очевидцев. XX век. – М.:Изд-во Эксмо. 2005.
  4. “Энциклопедия российской монархии. – М.: Изд-во “Эксмо”, 2003.