Цели урока:
- Изучить особенности компонентов в степях и полупустынях и взаимосвязи между компонентами зон. Сформировать образ степей и полупустынь. Выявить экологические проблемы степей и пустынь и пути решения проблем.
- Развивать навыки учащихся в работе с атласами и контурными картами;
- Воспитывать интерес к предмету.
Задачей урока является восприятие учащимися и осмысление определенных понятий, знаний, теорий, овладение методами работы с атласами, картой, контурными картами.
Задача урока определила методы: рассказ, использование иллюстраций, самостоятельная работа с книгой, картами, атласами, беседа, наблюдения.
Оборудование: Карты: физическая, почвенная, растительности, климатическая. Таблицы “Животные степей и пустынь”, гербарий, книги.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Повторение. Проверка домашнего задания.
– Какую роль играет лес в жизни человека?
– В чем причина разнообразия лесов?
– Почему лесная растительность сменяется на лесостепную зону?
Работа в парах
Рассказ о природных зонах: а) о зоне тайги; б) о смешанных и широколиственных лесах; по плану
- Географическое положение зоны.
- Климат.
- Растительность.
- Почвы.
- Биологические ресурсы.
Географический диктант.
Задание: определить к какой зоне (тайга или смешанный широколиственный лес) относятся следующие признаки:
- Эта природная зона занимает самую большую площадь.
- Природная зона имеет более разнообразный растительный состав.
- Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые.
- Почвы подзолистые.
- В природной зоне деревья образуют один ярус.
- Деревья более холодоустойчивы.
- Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц-беляк.
- Древесина – главное богатство этой зоны.
- В зоне много болот.
- Эта зона отсутствует в Сибири.
- Хищник зоны: рысь, волк, росомаха, соболь, куница.
Ответы:
Тайга – 1,4,5, 6, 7, 8,9.
Смешанный и широколиственный лес – 2,3,10,11.
3. Изучение нового материала.
– В южной части России нет лесов. Здесь расположены безлесные зоны степей и полупустынь.
– Найдите на карте природных зон зону степей. Где она расположена?
– Давайте послушаем сообщение и узнаем, особенности природной зоны степей (Сообщение учащегося).
Степи связаны с лесной зоной промежуточной полосой лесостепи, северная граница которой совпадает с изотермой июля +20°С.
Для лесостепи характерны пестрота почв и сочетание междуречных лесных ландшафтов со степными. В лесной растительности европейской лесостепи преобладают дубравы с примесью липы, ясеня, клена (на западе — граба, бука), в западносибирской, где климат континентальнее,— березовые рощи (колки) с примесью сосны и лиственницы. (Ель в лесостепной полосе отсутствует.) В лесах развиваются серые лесные почвы, а в разнотравных степях — черноземы.
Животный мир лесостепи также образует смесь лесных видов со степными. В лесных районах водятся лесная куница, белка, соня: изредка встречаются лоси и косули, а в степных — суслики, тушканчик — земляной заяц, сурок-байбак, степной хорь, изредка — дрофа и стрепет. В реках — речной бобр и выхухоль.
В настоящее время основные участки лесостепи распаханы и превращены в сельскохозяйственные угодья, где выращивают зерновые культуры, свеклу, подсолнечник, картофель, коноплю, кукурузу, виноград (на западе). Кроме полеводства, в этих районах развиты садоводство и огородничество.
К югу от лесостепной зоны расположена полоса степей, которая представляет собой обширные безлесные просторы с менее выраженным, чем в лесостепи, расчленением рельефа. Так как в степях для развития древесной растительности не хватает в почве влаги, то поверхность этой зоны покрыта в основном травами, а небольшие рощи и заросли кустарников встречаются только около рек, кое-где в оврагах, где уровень грунтовых вод достаточно высок.
Климат степей континентальный, особенно в восточной части. Лето более продолжительное и жаркое, чем в лесостепной и лесной зонах. Средняя температура июля +22 ... +23,5°С (жара местами достигает +40°С). Относительная влажность воздуха летом бывает; около 40—50%. Растительность степей состоит из различных трав, способных переносить засуху.
В степях животный мир формировался за счет травоядных видов, различных грызунов, насекомоядных и зерноядных птиц, а также хищных пернатых и зверей.
Многочисленные в степях мышевидные грызуны (мыши, полевки, суслики, сурки и др.) приспособились к жизни в норах, которые служат им местом для размножения, укрытием от летней жары и зимних холодов и убежищем от врагов. Степные птицы из-за отсутствия деревьев вынуждены устраивать гнезда на земле (жаворонки, перепела, дрофы, степные орлы, болотные совы и др.). Некоторые животные степей (сурки, черепахи, ящерицы и др.) впадают в спячку па период зимних холодов, а также летней жары и засухи с ее бескормицей. Большинство птиц улетает на зиму в более теплые края; животные, которые находят себе пропитание в течение всего года (мыши, полевки, лисицы, волки, зайцы, серые куропатки), ведут в степи активную жизнь зимой и летом.
Рассматривая животный мир современных степей, надо иметь в виду, что в настоящее время степь, как и лесостепь, почти вся распахана.
Ребята, давайте запишем главнее признаки степей:
- Травяной покров, образующий плотную дернину.
- Степи от лугов отличаются наличием в травяном покрове ковылей.
- Внешний облик степи сильно меняется в течение теплого периода.
– Ребята, а теперь давайте вместе попробуем составить схему взаимосвязи компонентов ПК степи с помощью карт атласа и учебника.
Составление схемы взаимосвязь компонентов ПК степь.
Природные компоненты степи.
– Ребята! Сегодня мы рассматриваем
безлесные природные зоны России. Давайте еще раз посмотрим на карту природных зон России и ответим на вопрос. Какую еще природную зоны мы должны изучить.
Природная зона полупустынь и пустынь расположена на юго-востоке Русской равнины – на территории Прикаспийской низменности и на юго-востоке Предкавказья. Климат переходный от степей к полупустыням – континентальный.
Осадков здесь выпадает меньше, чем в степях – 300-200 мм, а испаряемость выше, чем в степи – до 1000мм.Лето большей частью безоблачное и жаркое. Средняя температура июля в полупустынях +24... +26°С, а в пустынях +26... +30°С. Жара местами доходит до +40... +50°С (в тени). Зима по сравнению с летом довольно суровая. Средняя температура января в полупустынях —20... — -25°С, в пустынях —12 ... —16°С. В зависимости от особенностей почвенного слоя различают несколько типов пустынь: песчаные, глинистые, солончаковые, каменистые. Песчаные пустыни покрыты рыхлым, легко развеваемым ветрами грунтом. Здесь нередко образуются подвижные скопления песка — барханы, возникают пыльные бури. В глинистых пустынях поверхность покрывается растениями двух типов: однолетниками-эфемерами и многолетниками-эфемероидами, которые цветут и плодоносят ранней весной. В солончаковых пустынях произрастают преимущественно галофиты, или солянки. Одно из самых оригинальных растений пустыни — саксаул. Животный мир пустынь и полупустынь носит смешанный характер. Часть фауны состоит из видов, близких к обитателям смежных природных зон (волк, лисица, барсук, корсак, мыши, полевки, суслики, степной орел, ворон), другая — свойственна только зоне пустынь и полупустынь. Из млекопитающих для этой зоны типичны двугорбый верблюд, антилопа-джейран, кулан, степной баран, заяц-песчаник, ушастый еж, гребнепалый и мохноногий тушканчики, тонкопалый суслик, мышевидные грызуны-песчанки, барханный кот, пустынная рысь, гиена, гепард, каракал. Из птиц — дрофа-красотка, пустынные курочка, ворона, славка, снегирь, сорокопут, козодой, жаворонок, саксауловые сойка и воробей. В пустынях многочисленны ящерицы (варан серый, ушастая круглоголовка, сетчатая и полосатая ящурки, гребнепалый геккон), змеи (песчаный удавчик, кобра, гюрза, эфа, стрела-змея), черепахи (степные).
4. Закрепление
– Ребята! Давайте прверим знания, которые получили сегодня на уроке.
Тест по теме “Безлесные зоны России”
1.Коэфициент увлажнения в зоне степи
А) Больше 1;
Б) Меньше 1;
В) Равен 1.
2.Климатические условия в зоне степи меняются
А) С севера на юг;
Б) С запада на восток;
В) С севера на юг и с запада на восток.
3.Более высокие среднегодовые температуры в зоне полупустынь и пустынь по сравнению с лесной зоной объясняются…
А) Отепляющим влиянием океана;
Б) Более южным географическим положением;
В) Расположением горных хребтов на пути движения
ВМ.
4.Лесостепи и степи расположены в климатическом поясе…
А) Субарктическом;
Б) Арктическом;
В) Умеренном.
5.Большое разнообразие грызунов в безлесных зонах России объясняется…
А) Отсутствием хищников;
Б) Быстрым размножением;
В) Обилием растительной пищи.
6.Чернозёмы формируются под …
А) Травянистой растительностью сухих степей;
Б) Травянистой растительностью лесостепей и
степей;
В) Лиственными лесами с богатым травянистым
покровом.
Затем самопроверка, ответы на доске.
5. Итог урока
– Итак, мы с вами изучили новую тему! Подведем итог, что вы узнали нового на уроке?
Выставление оценок за работу в классе.
6. Домашнее задание:
Параграф. Читая параграф, составить кроссворд на тему: “Природные зоны России”. Обозначить на контурной карте безлесные зоны на юге России.
Дополнительное задание – составление схемы взаимосвязи компонентов ПК пустыни.