Урок-зачет по теме: "Четырехугольники.Площадь"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Выявление знаний учащихся и степени усвоения материала (определение, свойства, признаки параллелограмма, трапеции, ромба, прямоугольника, квадрата; площадь многоугольников).
  2. Развивать логическое мышление при выполнении упражнений.
  3. Воспитание внимания, развитие сообразительности, находчивости, тренировка памяти.

Ход урока

I. Устный опрос.

1) Теоретический материал.

  1. Назовите стороны, вершины, углы, диагонали, смежные стороны, соседние вершины многоугольника (Рисунок 1). Является ли данный многоугольник выпуклым? Почему?

Рисунок 1

  1. Чему равна сумма углов четырехугольника?
  2. Чему равен периметр многоугольника?
  3. Дайте определение параллелограмма. Сформулируйте свойства параллелограмма. Сформулируйте признаки параллелограмма.
  4. Дайте определение трапеции. Как называются стороны трапеции? Какая трапеция называется равнобедренной? Какая трапеция называется прямоугольной?
  5. Какой четырехугольник называется прямоугольником? Сформулируйте свойства прямоугольника. Сформулируйте признаки прямоугольника.
  6. Какой четырехугольник называется ромбом? Сформулируйте свойства ромба. Сформулируйте признаки ромба.
  7. Какой четырехугольник называется квадратом? Сформулируйте основные свойства квадрата.

2) Определите вид четырехугольника (Рисунок 2 – 8):

 

Рисунок 2

 

Рисунок 3

 

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

3) Упражнения на готовых чертежах.

1. Докажите, что четырехугольник ABCD – параллелограмм (Рисунок 9 – 11):

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

2. Найдите периметр четырехугольника (Рисунок 12 – 15):

Рисунок 12

Рисунок 13

Рисунок 14

Рисунок 15

3. Найдите все неизвестные углы четырехугольника (Рисунок 16-19):

Рисунок 16

Рисунок 17

Рисунок 18

Рисунок 19

4. Найдите углы параллелограмма ABCD (Рисунок 20, 21):

Рисунок 20

Рисунок 21

5. Найдите стороны параллелограмма ABCD (Рисунок 22 – 28):

РABCD = 24 см, AD – AB = 3 см

Рисунок 22

РABCD = 24 см, AB : BC = 1 : 2

Рисунок 23

РABCD= 24 см

Рисунок 24

РABCD = 24 см

Рисунок 25

РABCD = 24 см

Рисунок 26

РABCD = 24 см

Рисунок 27

РABCD = 24 см

Рисунок 28

4) Назовите формулу площади многоугольника (Рисунок 29 – 35):

Рисунок 29

Рисунок 30

Рисунок 31

Рисунок 32

Рисунок 33

34.jpg (2916 bytes)

Рисунок 34

Рисунок 35

II. Диктант.

1) I вариант.

  1. Начертить параллелограмм ABCD и записать формулу для вычисления площади.
  2. Начертить прямоугольник KLMN и записать формулы для вычисления площади и периметра.
  3. Начертите трапецию EFOP и запишите формулу для вычисления площади.
  4. Начертите ромб RSTQ запишите формулу для вычисления площади через диагонали.
  5. Начертите прямоугольный треугольник ABC и запишите формулу для вычисления площади.
  6. Начертите квадрат KLMN и запишите формулы для вычисления площади и периметра.
  7. Начертите прямоугольный треугольник ABC с катетами a и b, гипотенузой с, высотой h. Запишите формулы для вычисления площади (2 формулы).

2) I вариант.

1. SABC – ? (Рисунок 36).

36.jpg (4887 bytes)

2. SABC = 48, h – ? (Рисунок 37).

37.jpg (4887 bytes)

3. SKLM – ? (Рисунок 38).

4. SABCD – ?, PABCD – ? (Рисунок 39).

39.jpg (4201 bytes)

5. SABCD – ?, PABCD – ? (Рисунок 40).

6. SABCD – ? (Рисунок 41).

7. ЕО = 6, FP = 8, SEFOP – ? (Рисунок 42)

8. SABCD – ? (Рисунок 43)

III. Самостоятельная работа.

I вариант.

  1. Периметр параллелограмма ABCD равен 50 см., = 30°, а перпендикуляр ВН к прямой CD равен 6,5 см. Найдите стороны параллелограмма.
  2. Найдите боковые стороны равнобедренной трапеции, основания которой равны 14 см. и 8 см., а один из углов равен 120°.
  3. Найдите углы ромба, если его диагонали составляют с его стороной углы, одни из которых на 30° меньше другого.

II вариант.

  1. Биссектриса угла А параллелограмма ABCD, пересекает сторону ВС в точке К. Найдите периметр этого параллелограмма, если ВК = 15 см., КС = 9 см.
  2. Найдите меньшее основание равнобедренной трапеции, если её большее основание равно 16 см., боковая сторона – 10 см., а один из углов равен 60°.
  3. Угол между диагоналями прямоугольника равен 80°. Найдите углы между диагональю прямоугольника и его сторонами.

IV. Итоги урока.

Домашнее задание: повторить свойства пропорции.