Урок окружающего мира (изучения нового материала).
Класс: 4-б.
Дата проведения: 29.11.11.
Тема: Наш край.
Цели:
1)сформировать представления учащихся о родном крае;
2) развивать умение работать с картой и дополнительной литературой, познакомить с административной картой России;
3) воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: учебник А.А.Плешакова “Мир вокруг нас”, административная карта России, карта родного края фотографии и рисунки с изображением родного края, бумажные сердечки.
Этапы урока |
Содержание урока |
Использование современных образовательных технологий и формирование компетентностей |
Используемые наглядные пособия и раздаточный материал |
1. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока. | Звучит запись песни “Наш край”. – Почему наш урок начался так необычно? Как вы думаете, почему прозвучала эта песня? (Потому что говорить мы сегодня будем о родном крае) – Да, совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела “Родной край – часть большой страны”. – Какой он наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас? Вот об этом мы и будем сегодня говорить на уроке. О чудесном нашем крае |
||
2. Работа над новой темой. | – Давайте познакомимся с
административной картой России (учебник с.144-145) Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? – Что вам говорят условные обозначения? – Посмотрите, сколько республик, краёв, автономных округов и областей в составе нашей страны. – Что вы можете сказать о территориях, которые они занимают? – Найдите самые крупные республики , края, округа (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т.д.) Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Средне-Сибирском плоскогорье.) – А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.) – Что мы можем сказать о плотности населения Восточно-Европейской равнины? Посмотрите как много здесь населённых пунктов, городов. – Найдите на карте территорию, где мы живём. – Какой город является главным на нашей территории. (Находят на карте город Самара) – Какое название имел наш областной центр ранее? (Куйбышев) – Это наш край. Наша малая родина, которую мы должны любить и беречь. – Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с соседями? С другими округами, республиками, областями? – В какой природной зоне мы живём? – А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о территории, глядя на карту? – Наш Сергиевский район расположен на северо-востоке Самарской области и граничит на севере с Челно-Вершинским и Шенталинским районами, на востоке – с Исаклинским, на юго-востоке-с Похвистневским, на юге-с Кинель-Черкасским, на юго-западе – с Елховским и Кошкинским районами. Граница проходит по равнинной местности, что облегчает налаживание экономических связей с соседями. Административный центр – с. Сергиевск находится в 126 км от областного центра города Самара, связан с ним железной дорогой Кротовка-Серные Воды -2 и асфальтированной дорогой республиканского значения Самара-Уфа-Челябинск, проходящей по территории с юго-запада на северо-восток в 7 км от с. Сергиевск (трасса МП-5). На территории района нет судоходных рек регионального или областного значения. Наиболее крупная река Сок-приток Волги. Район богат природными материалами: строительный камень, известняк, доломиты, гипс, песок, глина, поваренная соль, сера. В недрах района имеется нефть. И наш посёлок Суходол возник как посёлок нефтяников. |
Компетентности: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные и коммуникативные | Административная карта России Карта нашего края |
3. Физкультминутка. | Прежде, чем более подробно мы узнаем о
родном крае, необходимо отдохнуть. По родному
краю |
Здоровье-сберегающие технологии | Карта нашего края |
4. Выступления детей с докладами о родном крае. | – А теперь послушаем выступления ребят
нашего класса, которые расскажу нам более полно о
родном крае, в котором мы с вами живём. 1.
–Источник под Самарой есть, – Да. Это о нашем знаменитом курорте Сергиевские Минеральные воды. Ваша задача, как можно больше информации запомнить, чтобы суметь любому человеку, приехавшему к нам на курорт рассказать о своём родном крае, который богат и щедр. Озеро Серное расположено на территории курорта “Сергиевские Минеральные воды”. Площадь водного зеркала составляет около гектара, а глубина не превышает трёх метров. Водоём питается источниками, дающими около 6 миллионов литров воды. Основное грязевое месторождение курорта – река Молочка-находится в 30 км от курорта и имеет большие грязевые запасы. На курорте помогают исцелению больных с заболеваниями опорно-двигательной системы. (Выступление, сопровождается показом фотографий.) 2. Не менее известно в нашей области чудо-природы – Голубое озеро. Писатель И.С.Аксаков в своих письмах с серных вод писал родителям: “…Что за красота!.. Оно голубо от преломления лучей в этой светлой серной воде. Озеро или озерко –глубоко, до двадцати сажен и идёт вниз воронкой… Но ещё краше сама степь, и горы, и ковыль! Что за роскошь!..” Голубое озеро образовано карстовой воронкой, поэтому имеет круглую форму. Со дна бьёт мощный сероводородный источник, в озере нет жизни, этим можно объяснить его прозрачность. Преломляясь, солнечный свет окрашивает поверхность в насыщенный голубой цвет. 3.Очень любят приезжать к нам не только драйверы, изучающие Голубое озеро, но и спелеологи, так облюбовавшие Серноводскую пещеру. Серноводская пещера находится в 1 км от Серноводска. Впервые её описал горный инженер М.С.Сергеев в 1907 году. Он проник в пещеру на 50 м, но до конца её не достиг. Вход в пещеру начинается с карстового провала. Проникнуть в него можно только ползком, затем на четвереньках по коридору достичь лала 3-х метровой высоты с мрачными, чёрными от копоти стенами. Через несколько метров они сужаются и превращаются в глубокие трещины. Брошенный камень, падая, ударяется о стенки, и звук его постепенно замирает на большой глубине. Дальше двигаться опасно. Кромешная тьма, могильная тишина производит на новичка гнетущее впечатление, и хочется поскорее выбраться наверх. 4. Гора Шихан. Находится в 5 км от пос. Серноводск, вблизи автотрассы Самара-Уфа. Это геологический останец. Уникальный природный комплекс. Отражает в своём рельефе типичный ландшафт Высокого Заволжья. Он неповторим в своём флористическом составе. Разнотравно-злаковые степи Шихана насчитывают более 100 видов растений, что характерно для формации в целом, а не отдельного его участка. Сегодня здесь произрастают 2 вида растений Красной книги СССР: тонконог жестколистный, глобулярния точечная; 10 растений Красной книги РФ: ковыль перистый, ковыль красивейший, ирис низкий, астрагал Цингера, астрагал Гельма, копеечник крупноцветковый, рябчик русский, полынь солянковидная, люцерна сетчатая. |
Технологии поддержки и сотрудничества | Фотографии курорта “Сергиевские
Минеральные воды” Фотографии Голубого озера Фотографии Серноводской пещеры Фотографии горы Шихан, гербарии растений |
5. Закрепление изученного. Самопроверка и взаимопрверка. | – А сейчас проверьте сами себя, на
сколько вы были внимательны при объяснении
нового материала. (Работа в тетради с.47), а потом проверьте выполнение заданий друг у друга. |
Технологии поддержки и сотрудничества | |
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. | – Что интересного узнали о родном крае? Предлагаю выразить своё настроение при помощи сердечка. Если полученные знания были для вас новыми, интересными, если у вас появилось желание больше узнать о своём родном крае, то прикрепите сердечко на контур карты нашей области, если урок для вас был скучным, то оставьте сердечко у себя. | Бумажные сердечки | |
7. Домашнее задание. | Приготовить устный рассказ на тему “Наш край”. (Новые сведения приветствуются!) |