Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Активизировать знания учащихся по изученной ранее теме, на языковом материале повторить постоянные и непостоянные признаки имён существительных, совершенствовать умение определять морфологические признаки имён существительных.
  2. Развивать речь учащихся, их орфографическую зоркость, развивать интерес к познанию.
  3. Воспитывать эмоционально – ценностное отношение к миру.

Ход урока

1. Языковая разминка.

  • Записать слова под диктовку.

Сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, трос, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха.

  • Прочитать слова, назвать орфограмму.
  • Разобрать по составу слово водомерка.
  • Определить количество букв и звуков в слове егерь.

2. Введение в раздел.

  • Прочитайте название большого раздела (Слово)

“Слово – главный работник в языке. С помощью слов мы называем предметы, признаки, действия, состояния, разве могли бы мы без слов сформулировать мысли? В предложении каждое слово выполняет свою синтаксическую роль”.

  • Прочитайте вторую строку в названии темы. (Части речи и члены предложения)
  • Работа в парах: разделить карточки на 2 группы

(Части речи, члены предложения, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз, подлежащее, сказуемое)

  • Что образуют подлежащее и сказуемое? (Гр. основу)
  • Назовите части речи.
  • Какой части речи не хватает? (Имени сущ.)
  • На какие 2 группы можно разделить части речи? (Самостоятельные и служебные)
  • Как называется раздел языкознания, который изучает группировку слов по частям речи? (Морфология)

3. Сообщение темы урока.

  • Предположите, слова какой части речи мы чаще всего употребляем.
  • Проверьте свои предположения : выпишите первые буквы слов из диктанта, записанного в начале урока. (с у щ е с т в и т е л . н о е)
  • Какой буквы не хватает? Какова её роль в этом слове?
  • Дайте полное название части речи. (Имя существительное)
  • Мы вспомним с вами сегодня, что мы уже знаем об имени существительном.

4. Постановка целей.

Что мы должны знать об имени существительном?

  • Что такое имя существительное.
  • На какие вопросы отвечает.
  • Что обозначает.
  • Постоянные и непостоянные признаки.
  • Каким членом предложения является.

5. Определение имени существительного.

  • Прочитайте текст. Вспомните, что означает понятие “существительное”, дайте определение имени существительного, как части речи.

“Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, растений, явлений природы, города, реки, озёра, горы, государства, события – всё названо, всё имеет имя, и все эти имена – существительные.

По количеству слов имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

  • Докажите мысль о частотности имён существительных в речи: сосчитайте общее количество слов в тексте и отдельно имён существительных.

6. Признаки имён существительных.

  • Выполняя морфологический разбор имён сущ., какие признаки мы указываем? (одуш, неодуш., род, число)
  • На какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные, неодушевлённые имена существительные?
  • Как определить род имён существительных? (м.р.– он, мой, ж.р. – она, моя, ср.р. – оно, моё)
  • Как определить число? (если предмет один – ед.ч; если много – мн.ч.)
  • Упр.102. выписать в 2 столбика одушевлённые, неодушевлённые имена существительные.

Определить род, число.

7. Роль имен существительных в предложении.

  • Какое время года по календарю (Осень, конец осени.)

Для многих осень – скучная пора.

“Осень. Осыпается Унылая пора!
Весь на бедный сад. Очей очарованье!
Листья пожелтелые Приятна мне твоя прощальная краса.
По ветру летят. Люблю я пышное природы увяданье,
  В багрец и золото, одетые леса.
  (А.С. Пушкин)
  • Зачем грустить. Через несколько дней зима полностью вступит в свои права.

“Покружились звёздочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке”

  • О чём это? (О снежинках). Письмо по памяти. (Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”)
  • Выделить грамматическую основу, составить схему предложения.
  • Каким членом предложения является имя существительное?
  • Может ли оно быть второстепенным членом предложения?
  • Выполним морфологический разбор слова “звёздочки”.

8. Работа по развитию речи.

  • Поэты сочиняют стихи, музыканты – музыку, художники рисуют картины, а школьники пишут мини-сочинение на тему “Зимний лес”.

Снег – главное украшение зимнего леса.

  • Репродукция “Зимний пейзаж” художник Грабарь.

Именно об этом дне А.С.Пушкин сказал: “Мороз и солнце. День чудесный…”

Поляна сверкает. Снег белый, мягкий, пушистый. Трудно поверить, что он холодный. Иной раз он кажется не белым, а розовым, тёплым.

Красив лес, будто одетый в нарядное платье – прозрачное, из кружев, в которые превратились длинные ветки берёз. Только кружева эти с тонким хрустальным звоном. Ветки заиндевели. Тёмно-зеленые ели широко разметали развесистые лапы. Прекрасна русская зима. В такой день хочется ходить по лесу. Вдыхать чистый морозный воздух. Ещё и ещё любоваться природой.

  • На снежинках – задание. Деформированный текст.
  1. После, стал, красивый, и, метели, лес, удивительный.
  2. Ель, кольчуге, в, стояла, хвойной, а, занесло, маленькие, снегом, ёлочки.
  3. На, снежные, шапки, макушках, лежат, сосен.
  4. Берёза, на, солнце, берестой, блестит, белой, её, косы, вьюга, светлые, инеем, посеребрила…

Зимний лес

После метели лес стал красивый и удивительный. Ель стояла в хвойной кольчуге, а маленькие ёлочки занесло снегом. На макушках сосен лежат пышные снежные шапки. Берёза блестит на солнце белой берестой, её светлые косы вьюга посеребрила инеем…

9. Домашнее задание.

  • Закончить текст, употребить как можно больше красивых имён существительных…