Цель: формирование интеллектуальной активности личности и развитие творческого потенциала через личностное включение обучающихся в систему знаний в процессе изучения числа и цифры 5.
Задачи:
- изучить число 5,его состав, познакомить с графическим обозначением числа пять цифрой 5;
- развивать мыслительные операции, произвольное внимание, математическую речь, интерес к предмету;
- формировать способность к учебному взаимодействию с учителем, сотрудничеству с одноклассниками.
Ход урока
I. Мотивация к деятельности.
– Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Сколько вокруг хороших учителей. Они приехали к нам знаньями делиться и, может быть, у нас чему – то поучиться!
Сейчас у нас урок математики.
Проверь, дружок! Готов ли ты начать урок?
Все на месте? Все в порядке?
Учебники, карандаши, счетные палочки, тетрадки?
В жизни много интересного, но пока нам неизвестного,
Будем думать, и считать и о многом узнавать.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
1. – Сегодня у нас на уроке еще один гость. Отгадайте, кто он? (Рисунок Карлсона.)
(Половинка героя на рисунке закрыта.)
– Узнали? Это Карлсон!
– Как же вы получили знания о том, что это именно Карлсон?
– Орган зрения (глаза) помог увидеть изображение.
– Память подсказала, что мы читали про Карлсона и сохранила информацию о нем.
2. – Карлсон – сказочный герой. Спустился он с крыши многоэтажного дома, где у него маленький домик.
– Рассмотрите домик. (Рисунок домика из геометрических фигур.)
– Подумайте и расскажите, из каких геометрических фигур состоит домик.
– Чердачное окно – круг, стены – квадрат, треугольник – крыша.
– Какую фигуру напоминает забор? Антенна?
3. – На стене дома Карлсона висел листок с распорядком дня. (Порядок последовательности нарушен.)
– Соотнесите число с его графической моделью, и восстанови правильную последовательность. (Рисунок моделей чисел 1, 2, 3, 4.)
– Положи столько палочек, сколько показывает число, следующее при счете за числом 3.
– Расскажите об этом числе.
– Как можно получить это число по частям?
– Следующее в своем распорядке дня число Карлсон зашифровал.
Карлсон в магазин спешил –
Взял он яблоко и быстро откусил.
Догадайся, когда он ел,
то, какое число в нем подсмотрел? (Рисунок половинки яблока.)
– Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.
III. Постановка учебных задач.
– Что хотите узнать на уроке?
– При каких условиях можно это сделать?
IV. Включение в систему знаний.
– Карлсон очень любит кушать, особенно сладости. В магазине он купил следующее. (Рисунок пяти сладостей.)
– Посчитайте, сколько всего сладостей он купил?
– Как можно изобразить число пять при помощи графической модели?
– Где в окружающей обстановке встречались с числом пять? (Рисунки пальцев, кленового листа, олимпийских колец, звезда.)
Физкультминутка.
1, 2, 3, 4, 5 вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный, самый умный и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный. Он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, но он ловок и удал!
V. Новая тема.
а) Фронтальная работа
– Представьте, что все сладости Карлсон покупал в двух разных магазинах.
– Расскажите, какую часть он мог купить в одном, а какую в другом?
– Поработаем со счетными палочками.
– На каком месте числового отрезка находится число пять?
– Сравните, пользуясь числовым отрезком 3 и 5; 5 и 4; 1 и 5; 5 и 2; 5 и 5.
– Поставим знак плюс и найдем значение этих выражений.
– Сможем ли записать значение выражений? (Нет.)
– Мы не научились обозначать знаком число пять.
б) Работа по учебнику.
– На стр. 58 учебника найдите в увеличенной клетке специальный знак для записи числа пять – цифру 5.
– Рассмотрите цифру. Из скольких элементов она состоит?
– Палочка, полуовал, волнистая линия.
– А у Карлсона половинка от яблока. Помните?
– Палочка, половинка яблочка, листок в уголок.
в) Индивидуальная работа
– Проведите в учебнике от точки пальчиком, попробуйте прописать.
– До центра палочка, половинка яблочка, листок в уголок.
– К небу пальчик все подняли, незнакомку написали.
– Какую незнакомку писали?
– Напишите у себя на ладошке, у соседа на спинке.
– Где раньше встречали цифру 5?
– На страницах учебника, на монетке, на линейке, на домах, номера машин.
– Будем учиться писать красавицу цифру 5!
(Показ на прикрепленном на доску файле фломастером.)
Физкультминутка.
Карлсон всех зовет на крышу.
Поднимайтесь все неслышно.
Руки в стороны поднять,
На носки всем срочно встать.
Выше, выше…
Опуститесь, наклонитесь, улыбнитесь,
А теперь прошу, садитесь.
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
– Карлсон говорит о себе всегда то, что он красивый, в меру упитанный мужчина в полном расцвете сил.
– Он недавно сфотографировался и принес вам свои фотографии в рамочках.
а) Работа в парах.
– В каждой рамке есть клетки. У каждого из вас своя рамочка.
– Вы должны прописать цифру 5, но сначала договоритесь, где и как будете писать.
– Рамочки положили наискосок, ручки волшебные в небо глядят.
– Подчеркните цифру-красавицу.
– В школе буду получать я по всем предметам 5!
– Дома по желанию можете оформить портрет Карлсона в цвете.
б) Фронтальная работа.
– Вернемся к нашим выражениям на доске. Сможем записать значение? Кто попробует?
– Работаем по учебнику, найдите № 6. Расскажите о числе пять.
VII. Рефлексия деятельности.
– Вернемся к учебным задачам урока. Удалось ли нам их решить?
– Продуктивной ли была работа на уроке?
– Какие затруднения возникли?
– Каким бы смайликом вы оценили свою деятельность?
– Ребята, вы хорошо работали, считали, писали. Словом, молодцы!
(Вручаем конфеты из сундучка Карлсона.)
– А теперь все дружно встали, распрямились и сказали, что за цифру вы писали и число изучали?
– Спасибо за урок!