Число 5. Цифра 5

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование интеллектуальной активности личности и развитие творческого потенциала через личностное включение обучающихся в систему знаний в процессе изучения числа и цифры 5.

Задачи:

  • изучить число 5,его состав, познакомить с графическим обозначением числа пять цифрой 5;
  • развивать мыслительные операции, произвольное внимание, математическую речь, интерес к предмету;
  • формировать способность к учебному взаимодействию с учителем, сотрудничеству с одноклассниками.

Ход урока

I. Мотивация к деятельности.

– Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Сколько вокруг хороших учителей. Они приехали к нам знаньями делиться и, может быть, у нас чему – то поучиться!

 Сейчас у нас урок математики.

Проверь, дружок! Готов ли ты начать урок?
Все на месте? Все в порядке?
Учебники, карандаши, счетные палочки, тетрадки?
В жизни много интересного, но пока нам неизвестного,
Будем думать, и считать и о многом узнавать.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

1. – Сегодня у нас на уроке еще один гость. Отгадайте, кто он? (Рисунок Карлсона.)

(Половинка героя на рисунке закрыта.)

– Узнали? Это Карлсон!

– Как же вы получили знания о том, что это именно Карлсон?

– Орган зрения (глаза) помог увидеть изображение.

– Память подсказала, что мы читали про Карлсона и сохранила информацию о нем.

2. – Карлсон – сказочный герой. Спустился он с крыши многоэтажного дома, где у него маленький домик.

– Рассмотрите домик. (Рисунок домика из геометрических фигур.)

– Подумайте и расскажите, из каких геометрических фигур состоит домик.

– Чердачное окно – круг, стены – квадрат, треугольник – крыша.

– Какую фигуру напоминает забор? Антенна?

3. – На стене дома Карлсона висел листок с распорядком дня. (Порядок последовательности нарушен.)

– Соотнесите число с его графической моделью, и восстанови правильную последовательность. (Рисунок моделей чисел 1, 2, 3, 4.)

– Положи столько палочек, сколько показывает число, следующее при счете за числом 3.

– Расскажите об этом числе.

– Как можно получить это число по частям?

– Следующее в своем распорядке дня число Карлсон зашифровал.

Карлсон в магазин спешил –
Взял он яблоко и быстро откусил.
Догадайся, когда он ел,
то, какое число в нем подсмотрел? (Рисунок половинки яблока.)

– Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.

III. Постановка учебных задач.

– Что хотите узнать на уроке?

– При каких условиях можно это сделать?

IV. Включение в систему знаний.

– Карлсон очень любит кушать, особенно сладости. В магазине он купил следующее. (Рисунок пяти сладостей.)

– Посчитайте, сколько всего сладостей он купил?

– Как можно изобразить число пять при помощи графической модели?

– Где в окружающей обстановке встречались с числом пять? (Рисунки пальцев, кленового листа, олимпийских колец, звезда.)

Физкультминутка.

1, 2, 3, 4, 5 вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный, самый умный и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный. Он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, но он ловок и удал!

V. Новая тема.

а) Фронтальная работа

– Представьте, что все сладости Карлсон покупал в двух разных магазинах.

– Расскажите, какую часть он мог купить в одном, а какую в другом?

– Поработаем со счетными палочками.

– На каком месте числового отрезка находится число пять?

– Сравните, пользуясь числовым отрезком 3 и 5; 5 и 4; 1 и 5; 5 и 2; 5 и 5.

– Поставим знак плюс и найдем значение этих выражений.

– Сможем ли записать значение выражений? (Нет.)

– Мы не научились обозначать знаком число пять.

б) Работа по учебнику.

– На стр. 58 учебника найдите в увеличенной клетке специальный знак для записи числа пять – цифру 5.

– Рассмотрите цифру. Из скольких элементов она состоит?

– Палочка, полуовал, волнистая линия.

– А у Карлсона половинка от яблока. Помните?

– Палочка, половинка яблочка, листок в уголок.

в) Индивидуальная работа

– Проведите в учебнике от точки пальчиком, попробуйте прописать.

– До центра палочка, половинка яблочка, листок в уголок.

– К небу пальчик все подняли, незнакомку написали.

– Какую незнакомку писали?

– Напишите у себя на ладошке, у соседа на спинке.

– Где раньше встречали цифру 5?

– На страницах учебника, на монетке, на линейке, на домах, номера машин.

– Будем учиться писать красавицу цифру 5!

(Показ на прикрепленном на доску файле фломастером.)

Физкультминутка.

Карлсон всех зовет на крышу.
Поднимайтесь все неслышно.
Руки в стороны поднять,
На носки всем срочно встать.
Выше, выше…
Опуститесь, наклонитесь, улыбнитесь,
А теперь прошу, садитесь.

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

– Карлсон говорит о себе всегда то, что он красивый, в меру упитанный мужчина в полном расцвете сил.

– Он недавно сфотографировался и принес вам свои фотографии в рамочках.

а) Работа в парах.

– В каждой рамке есть клетки. У каждого из вас своя рамочка.

– Вы должны прописать цифру 5, но сначала договоритесь, где и как будете писать.

– Рамочки положили наискосок, ручки волшебные в небо глядят.

– Подчеркните цифру-красавицу.

– В школе буду получать я по всем предметам 5!

– Дома по желанию можете оформить портрет Карлсона в цвете.

б) Фронтальная работа.

– Вернемся к нашим выражениям на доске. Сможем записать значение? Кто попробует?

– Работаем по учебнику, найдите № 6. Расскажите о числе пять.

VII. Рефлексия деятельности.

– Вернемся к учебным задачам урока. Удалось ли нам их решить?

– Продуктивной ли была работа на уроке?

– Какие затруднения возникли?

– Каким бы смайликом вы оценили свою деятельность?

– Ребята, вы хорошо работали, считали, писали. Словом, молодцы!

(Вручаем конфеты из сундучка Карлсона.)

– А теперь все дружно встали, распрямились и сказали, что за цифру вы писали и число изучали?

– Спасибо за урок!