Когда наступит лето?

Разделы: Начальная школа


Цель: научить определять последовательность и характерные признаки смены времён года, используя приём групповой работы “Пронумерованные участники”.

Ход урока

I. Оргмомент.

Возьмите тот цветной карандаш, который поможет вам передать настроение, с которым вы пришли на урок, и нарисуйте кружок.

II. Повторение.

Работа в “Проверочных тетрадях”.

III. Сообщение темы, цели урока.

Загадка.

Четыре ковра рукодельницы ткут,
Один за другим их на землю кладут.
Белый, зелёный, пёстрый, жёлтый.
Ответ здесь мудрёный, его нашёл ты?

(Времена года)

Назовите их. Ваше любимое время года?

Сформулируйте тему нашего урока.

IV. Работа над новым материалом.

1. Для работы над темой разделимся на 2 группы. Все подходят и берут любые числа от 1 до 4 (два набора). Образовались 2 группы, у каждого свой номер. У каждой группы по иллюстрации каждого времени года и по плану характеристики времени года:

- Время года.
- Основные признаки.
- Жизнь растений.
- Жизнь животных.
- Как влияет время года на жизнь человека.
- Назовите месяца времени года.
- Между какими временами года находится данное время года.
- Придумайте знак для времени года (на листочках).

2. Загадка.

Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: “ За мною нагрянет зима”.

(Осень)

- Покажите это время года на картинке и дайте ему характеристику по плану.

В группах работают сообща, используя иллюстрации, учебник, справочную литературу.

- Отвечают учащиеся с номером 3.

3. Загадка.

Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.

(Зима)

- Покажите это время года на картинке и дайте ему характеристику по плану.

В группах работают сообща, используя иллюстрации, учебник, справочную литературу.

- Отвечают учащиеся с номером 4.

V. Физминутка.

Снежинки

Мы – снежинки, мы – пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы – снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

4. Загадка.

Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора.
А птицы пропели: “Вить гнёзда пора!”

(Весна)

- Покажите это время года на картинке и дайте ему характеристику по плану.

В группах работают сообща, используя иллюстрации, учебник, справочную литературу.

- Отвечают учащиеся с номером 2.

5. Загадка.

Оно за весною к нам в гости идёт,
С собою приносит немало забот.
Горячие, долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай.
Румяный, душистый испечь каравай.

(Лето)

- Покажите это время года на картинке и дайте ему характеристику по плану.

В группах работают сообща, используя иллюстрации, учебник, справочную литературу.

- Отвечают учащиеся с номером 1.

VI. Закрепление.

Игра “Какое время года?”

Дидактическая задача: закрепление знаний о временах года; формирование ассоциативно-образного мышления.

Оборудование: четыре таблички с надписями “зима”, “весна”, “лето”, “осень” у каждого ученика.

Игровые действия: класс разбит на две группы. Учитель объясняет, что сейчас он будет читать загадки о временах года, а игрокам нужно поднимать соответствующие карточки с отгадками. Если все члены группы отгадали правильно, то группе начисляется очко. Выигрывает группа, у которой больше всего очков.

1. Пришла без красок и без кисти, да перекрасила все листья. (Осень)

2.

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, купайтесь – приглашаю.
И любите за это вы все меня, я … (Лето)

3.

Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Зима)

4.

Несу я урожаи, поля я убираю, птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю, но не касаюсь ёлочек да сосен. Я…(Осень)

5.

Шагает красавица, легко земли касается.
Идёт на поле, на реку и по снежку и по цветку. (Весна)

6.

Кто, угадай-ка, седая хозяйка:
Тряхнёт перинки – над миром пушинки? (Зима)

7.

Грачи улетели, леса пожелтели,
Одни зеленеют лишь сосны да ели.
Дни стали короче, длинней стали ночи…
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Осень)

8.

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В дом свой – улей - пчела первый мёд принесла.
Кто знает, когда это бывает? (Весна)

9.

Опустел колхозный сад, паутинки вдаль летят,
И на южный край земли потянулись журавли.
Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь. Осень)

10.

Солнце печёт, липа цветёт,
Рожь поспевает, когда это бывает? (Лето)

11. Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зима)

12. Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает? (Весна)

13.

Кто поляны белит белым и на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины, разукрасил все витрины? (Зима)

14.

Она приходит с ласкою и со своею сказкою,
Волшебной полочкой взмахнёт –
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

VI. Итог.

Кто запомнил все времена года?
Кто научился их отличать?
Что было самым интересным на уроке?
Что вызвало затруднение? Как вы с ним справились?
Достигли ли мы цели урока?
Так, когда наступит лето?

Возьмите тот карандаш, который поможет вам передать настроение после урока и нарисуйте кружок.

VII. Домашнее задание.

Кто желает на следующий урок прочитать или рассказать сказку – загадку В.Даля “Старик-годовик” и почему так называются месяца года.