Цели урока: создание условий для осознанного и уверенного владения навыками умножения и деления натуральных чисел.
Задачи урока:
- образовательная: систематизировать знания учащихся об умножении и делении натуральных чисел, делении с остатком, совершенствовать вычислительные навыки учащихся.
- развивающая: развивать умения и навыки самостоятельной работы, способствовать развитию творческой деятельности.
- воспитывающая: воспитывать культуру общения, чувство ответственности и уверенности в своих силах; формировать интерес к предмету и положительную мотивацию учения; пропагандировать здоровый образ жизни, занятия спортом.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Ход урока
1. Организационный момент.
“Нет ничего благороднее солнца, дающего столько света и тепла. Так и люди прославляют те состязания, величественнее которых нет ничего – Олимпийские игры”. Пиндар. Эти слова древнегреческого поэта Пиндара, написанные два тысячелетия назад, не забыты по сей день. Не забыты потому, что Олимпийские состязания продолжают жить в памяти человечества. Мы сегодня проведем свои малые олимпийские игры.
Тема урока “Мы любим спорт”, но в математике нет такой темы. Сегодня мы повторим тему “Умножение и деление натуральных чисел”. Класс разбит на команды. Капитаны будут учитывать ответы в листах учета знаний.
II. Разминка
. Рисунок 1.Займемся спортом. Какие виды спорта вы знаете? Летом? Зимой? Польза от спорта есть? Все занимаетесь спортом?
1. Игра в мяч. (Учитель бросает мяч ученикам по очереди, задавая устно пример, они отвечают, возвращая мяч учителю). 58; 69; 74; 56:7; 81: 9; 84; 0 9; 180; 63?
2. Саночки. Одна из наиболее ярких страниц в истории отечественного спорта – московская олимпиада. Скатившись с горки мы узнаем в каком году проводились Олимпийские игры в Москве в прошлом столетии, олимпийский девиз (на русском и латинском языках).
83-39 | 94-19 | 47+25 | 71+19 | 46+18 |
:4 | :25 | :18 | : 15 | : 16 |
7 | 15 | 12 | 13 | 25 |
+3 | +55 | – 19 | – 28 | – 30 |
80 | 100 | 29 | 50 | 70 |
Вывод: 80 год прошлого столетия – 1980 год – Олимпийские игры в Москве.
100 – Быстрее, 29 – выше, 50 – сильнее. 70 – “Быстрее, выше, сильнее!” – девиз на русском языке. “CITIUS,ALTIUS, FORTIUS” – на английском языке.
Олимпийский девиз состоит из трех латинских
слов – Citius, Altius,
Fortius. Дословно это значит “Быстрее, выше,
храбрее”. Однако более распространенным
является перевод “Быстрее, выше, сильнее”
(по-английски – Faster, higher, stronger).
Олимпийский принцип был определен в 1896 году основателем современных Игр Пьером де Кубертеном. “Самое важное в Олимпийских играх – не победа, а участие, также как в жизни самое главное – не триумф, а борьба”. Продолжим борьбу за медали нашей малой олимпиады.
III. Закрепление
1. Звонит тренер и ведет разговор.
Работа в парах. (Повторение правил). Карточки.
- Как называются компоненты при умножении?
- Как называются компоненты при делении?
- Как найти неизвестный множитель?
- Как найти неизвестное делимое?
- Как найти неизвестный делитель?
2. Проверим, помогает ли беседа с тренером для психологической готовности к старту.
Графический диктант: если ответ ДА ставь “ _ ” ; если НЕТ – “ ^ ” . Учащиеся выполняют самостоятельно.
1) 125х =1000; х = 8;
2) х : 16 = 4; х = 4;
3) 75 : х = 3; х = 25;
4) Х 9 = 810; х = 9;
5) 47 х = 0; х = о;
6) 99 х = 99; х=1;
7) 84 : х = 6; х = 12;
8) Х : 76 = 1; х = 76;
9) Х : 71 = 0; х = 71;
10) Х : 29 = 11; х = 319;
Проверяем диктант. (Самопроверка). Ключ: _ ^ _ ^ _ _ ^ _ ^ _
Олимпийская клятва. Текст клятвы предложил Пьер де Кубертен, впоследствии он несколько изменился и сейчас звучит так: “От имени всех участников соревнований, я обещаю что мы будем участвовать в этих Олимпийских Играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и чести наших команд”. Клятву принимают также тренеры и официальные лица команд. Спортивные судьи также принимают клятву, текст которой адаптирован для этих целей. Впервые олимпийская клятва прозвучала в 1920 году, а клятва арбитров – в 1968 году в Мехико.
3. Классный конвейер – работа у доски по очереди.
На Олимпийских играх в древности проводились состязания, в которых участники должны были соревноваться в пяти видах. Узнайте эти виды спорта и как назывались эти состязания.
Х : 5 = 5(ост. 3) | H : 25 = 13 (ост.8) |
99 : В =8 (ост.3) | 43: А =7 (ост.1) |
У : 18 =11(ост.3) | 293 : С = 18 (ост. 5) |
Проверка результата . Вывод:
Алгебраический код ответа | Вид спорта |
Х =28 | Прыжки в длину |
В= 12 | Метание диска |
У =201 | Метание копья |
Н =333 | Борьба |
А=6 | Бег |
С = 16 | Пентатлон |
Рисунок 2. Какие виды спорта включает современное пятиборье?
(Конный спорт – конкур, фехтование, стрельба, плавание, бег – кросс)
4) Проверка домашнего задания стр. 82 №526.
IV. Физкультминутка. Рисунок 3.
А теперь, ребята встали,
Быстро руки вверх подняли.
Повернулись влево, вправо,
Тихо сели, вновь за дело.
V. Решение уравнений.
1) Работа в группе
Решив уравнение, найдите как назывались победители Олимпийских игр в древности и как назывались судьи и распорядители игр.
124 : (у – 5) =31
38 х + 15 =91
(Проверка проводится у доски, вызываю по 1 человеку от группы).
Ответ. У = 9 – олимпионики, х = 2 – элладоники.
Олимпийский огонь. Ритуал зажжения священного огня происходит от древних греков . Олимпийский огонь символизирует чистоту, попытку совершенствования и борьбу за победу, а также мир и дружбу. Традиция зажигать огонь на стадионах была начата в 1928 году (на зимних Играх – в 1952 году). Эстафета по доставке факела в город – хозяин Игр впервые состоялась в 1936 году. Олимпийский факел доставляется на главный стадион Игр во время церемонии открытия, где с помощью него зажигается огонь в специальной чаше на стадионе. Олимпийский огонь горит до закрытия Олимпиады. Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.
2)Работа с учебником. Стр.82. № 532.Проверим результат.
Делимое | Делитель | Неполное частное | Остаток |
647 | 81 | 7 | 80 |
397 | 39 | 10 | 7 |
2111 | 84 | 25 | 11 |
VI. Работа над задачей по группам. (
Решение задач собственного сочинения о спорте. Карточки). Приложение 1.VII. Продолжим гимнастику для ума.
1) Самостоятельная работа (по вариантам).
203 26 – (3292 + 2579) : 57 = 5175
203 26 =5278
3292+ 2579 =5871
5871 : 57 =103
5278 – 103 = 5175
2072 : 37 + (2626-2419) 27 =5645
2072 : 37 = 56
2626-2419 = 207
207 27 =5589
5589 + 56 =5645
Самопроверка. (Решение – на обратной стороне доски)
2) Найди значение выражения наиболее удобным способом:
25 484
50 62
4 64 25
8 27 125
Проверяем устно.
VIII. Итог урока
.Каждые Олимпийские игры превращались в
праздник для народа, своего рода конгресс для
правителей и философов, конкурс для скульпторов
и поэтов.
Дни олимпийских торжеств – дни всеобщего мира.
Олимпиады возвеличивали человека, ибо Олимпиады
отражали мировоззрение, краеугольным камнем
которого были культ совершенства духа и тела,
идеализация гармонично развитого человека –
мыслителя и атлета. За последние годы
олимпийское движение приобрело огромные
масштабы. Сегодня спорт все большую роль играет в
жизни людей.
Давайте подведем итог нашей работы.
– Что нового сегодня узнали на уроке?
– Какая часть урока вам понравилась?
– Комфортно вам было на уроке?
– Подсчитаем баллы за работу.
Какая команда победила сегодня на уроке?
Мы доказали сегодня, что любим не только спорт, ведем здоровый образ жизни, но и любим математические задания, математику.
В древности на Руси говорили: “Умножение – мучение, а деление – беда” А мы с вами сегодня весь урок доказывали обратное.
Заканчиваем урок песней. Приложение 2.
IX. Домашняя работа.
Составить задачу по теме урока и решить ее.