Умножение и деление натуральных чисел

Разделы: Математика


Цели урока: создание условий для осознанного и уверенного владения навыками умножения и деления натуральных чисел.

Задачи урока:

  • образовательная: систематизировать знания учащихся об умножении и делении натуральных чисел, делении с остатком, совершенствовать вычислительные навыки учащихся.
  • развивающая: развивать умения и навыки самостоятельной работы, способствовать развитию творческой деятельности.
  • воспитывающая: воспитывать культуру общения, чувство ответственности и уверенности в своих силах; формировать интерес к предмету и положительную мотивацию учения; пропагандировать здоровый образ жизни, занятия спортом.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Ход урока

1. Организационный момент.

“Нет ничего благороднее солнца, дающего столько света и тепла. Так и люди прославляют те состязания, величественнее которых нет ничего – Олимпийские игры”. Пиндар. Эти слова древнегреческого поэта Пиндара, написанные два тысячелетия назад, не забыты по сей день. Не забыты потому, что Олимпийские состязания продолжают жить в памяти человечества. Мы сегодня проведем свои малые олимпийские игры.

Тема урока “Мы любим спорт”, но в математике нет такой темы. Сегодня мы повторим тему “Умножение и деление натуральных чисел”. Класс разбит на команды. Капитаны будут учитывать ответы в листах учета знаний.

II. Разминка. Рисунок 1.

Займемся спортом. Какие виды спорта вы знаете? Летом? Зимой? Польза от спорта есть? Все занимаетесь спортом?

1. Игра в мяч. (Учитель бросает мяч ученикам по очереди, задавая устно пример, они отвечают, возвращая мяч учителю). 58; 69; 74; 56:7; 81: 9; 84; 0 9; 180; 63?

2. Саночки. Одна из наиболее ярких страниц в истории отечественного спорта – московская олимпиада. Скатившись с горки мы узнаем в каком году проводились Олимпийские игры в Москве в прошлом столетии, олимпийский девиз (на русском и латинском языках).

83-39 94-19 47+25 71+19 46+18
:4 :25 :18 : 15 : 16
7 15 12 13 25
+3 +55 – 19 – 28 – 30
80 100 29 50 70

Вывод: 80 год прошлого столетия – 1980 год – Олимпийские игры в Москве.

100 – Быстрее, 29 – выше, 50 – сильнее. 70 – “Быстрее, выше, сильнее!” – девиз на русском языке. “CITIUS,ALTIUS, FORTIUS” – на английском языке.

Олимпийский девиз состоит из трех латинских слов – Citius, Altius,
Fortius. Дословно это значит “Быстрее, выше, храбрее”. Однако более распространенным является перевод “Быстрее, выше, сильнее” (по-английски – Faster, higher, stronger).

Олимпийский принцип был определен в 1896 году основателем современных Игр Пьером де Кубертеном. “Самое важное в Олимпийских играх – не победа, а участие, также как в жизни самое главное – не триумф, а борьба”. Продолжим борьбу за медали нашей малой олимпиады.

III. Закрепление

1. Звонит тренер и ведет разговор.

Работа в парах. (Повторение правил). Карточки.

  • Как называются компоненты при умножении?
  • Как называются компоненты при делении?
  • Как найти неизвестный множитель?
  • Как найти неизвестное делимое?
  • Как найти неизвестный делитель?

2. Проверим, помогает ли беседа с тренером для психологической готовности к старту.

Графический диктант: если ответ ДА ставь “ _ ” ; если НЕТ – “ ^ ” . Учащиеся выполняют самостоятельно.

1) 125х =1000; х = 8;
2) х : 16 = 4; х = 4;
3) 75 : х = 3; х = 25;
4) Х 9 = 810; х = 9;
5) 47 х = 0; х = о;
6) 99 х = 99; х=1;
7) 84 : х = 6; х = 12;
8) Х : 76 = 1; х = 76;
9) Х : 71 = 0; х = 71;
10) Х : 29 = 11; х = 319;

Проверяем диктант. (Самопроверка). Ключ: _ ^ _ ^ _ _ ^ _ ^ _

Олимпийская клятва. Текст клятвы предложил Пьер де Кубертен, впоследствии он несколько изменился и сейчас звучит так: “От имени всех участников соревнований, я обещаю что мы будем участвовать в этих Олимпийских Играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и чести наших команд”. Клятву принимают также тренеры и официальные лица команд. Спортивные судьи также принимают клятву, текст которой адаптирован для этих целей. Впервые олимпийская клятва прозвучала в 1920 году, а клятва арбитров – в 1968 году в Мехико.

3. Классный конвейер – работа у доски по очереди.

На Олимпийских играх в древности проводились состязания, в которых участники должны были соревноваться в пяти видах. Узнайте эти виды спорта и как назывались эти состязания.

Х : 5 = 5(ост. 3) H : 25 = 13 (ост.8)
99 : В =8 (ост.3) 43: А =7 (ост.1)
У : 18 =11(ост.3) 293 : С = 18 (ост. 5)

Проверка результата . Вывод:

Алгебраический код ответа Вид спорта
Х =28 Прыжки в длину
В= 12 Метание диска
У =201 Метание копья
Н =333 Борьба
А=6 Бег
С = 16 Пентатлон

Рисунок 2. Какие виды спорта включает современное пятиборье?

(Конный спорт – конкур, фехтование, стрельба, плавание, бег – кросс)

4) Проверка домашнего задания стр. 82 №526.

IV. Физкультминутка. Рисунок 3.

    А теперь, ребята встали,
    Быстро руки вверх подняли.
    Повернулись влево, вправо,
    Тихо сели, вновь за дело.

V. Решение уравнений.

1) Работа в группе

Решив уравнение, найдите как назывались победители Олимпийских игр в древности и как назывались судьи и распорядители игр.

124 : (у – 5) =31

38 х + 15 =91

(Проверка проводится у доски, вызываю по 1 человеку от группы).

Ответ. У = 9 – олимпионики, х = 2 – элладоники.

Олимпийский огонь. Ритуал зажжения священного огня происходит от древних греков . Олимпийский огонь символизирует чистоту, попытку совершенствования и борьбу за победу, а также мир и дружбу. Традиция зажигать огонь на стадионах была начата в 1928 году (на зимних Играх – в 1952 году). Эстафета по доставке факела в город – хозяин Игр впервые состоялась в 1936 году. Олимпийский факел доставляется на главный стадион Игр во время церемонии открытия, где с помощью него зажигается огонь в специальной чаше на стадионе. Олимпийский огонь горит до закрытия Олимпиады. Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.

2)Работа с учебником. Стр.82. № 532.Проверим результат.

Делимое Делитель Неполное частное Остаток
647 81 7 80
397 39 10 7
2111 84 25 11

VI. Работа над задачей по группам. (Решение задач собственного сочинения о спорте. Карточки). Приложение 1.

VII. Продолжим гимнастику для ума.

1) Самостоятельная работа (по вариантам).

203 26 – (3292 + 2579) : 57 = 5175

203 26 =5278

3292+ 2579 =5871

5871 : 57 =103

5278 – 103 = 5175

2072 : 37 + (2626-2419) 27 =5645

2072 : 37 = 56

2626-2419 = 207

207 27 =5589

5589 + 56 =5645

Самопроверка. (Решение – на обратной стороне доски)

2) Найди значение выражения наиболее удобным способом:

25 484

50 62

4 64 25

8 27 125

Проверяем устно.

VIII. Итог урока.

Каждые Олимпийские игры превращались в праздник для народа, своего рода конгресс для правителей и философов, конкурс для скульпторов и поэтов.
Дни олимпийских торжеств – дни всеобщего мира. Олимпиады возвеличивали человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение, краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого человека – мыслителя и атлета. За последние годы олимпийское движение приобрело огромные масштабы. Сегодня спорт все большую роль играет в жизни людей.

Давайте подведем итог нашей работы.

– Что нового сегодня узнали на уроке?

– Какая часть урока вам понравилась?

– Комфортно вам было на уроке?

– Подсчитаем баллы за работу.

Какая команда победила сегодня на уроке?

Мы доказали сегодня, что любим не только спорт, ведем здоровый образ жизни, но и любим математические задания, математику.

В древности на Руси говорили: “Умножение – мучение, а деление – беда” А мы с вами сегодня весь урок доказывали обратное.

Заканчиваем урок песней. Приложение 2.

IX. Домашняя работа.

Составить задачу по теме урока и решить ее.

Презентация