Программа “Школа России”.
Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова
Издательство: Москва “Просвещение”, 2009 г.
Учебник: Русский язык. 2 класс.
Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова
Издательство: Москва “Просвещение”, 2010 г.
Тип урока: урок закрепления изучаемого материала
Это 15 урок по теме “Части речи. Обобщение” раздела “Части речи” Подготовлен он предшествующим материалом: “Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол”.
Цель урока:
Задачи урока:
1. Закреплять умение распознавать части речи.
2.Отрабатывать умение ставить вопросы к разным частям речи, определять грамматические признаки.
3.Развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать мышление, воображение, внимание.
4. Развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях (работа в игровых центрах).
5. Воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.
План урока
I. Организационный этап.
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет.
Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
II. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний:
Игра “Найди чужака”
Прочитайте слова и найдите лишнее слово
Звезда Книга Кошка Пенал Картина |
Красная Синий Чёрный Горький Зелёный |
Звенит Кричал Шутит Бежит Играю |
Как называются слова в 1 столбике? Что такое существительное?
Как называются слова во 2 столбике? Что такое прилагательное?
Как называются слова в 3 столбике? Что такое глагол?
Какое общее название можно дать этим словам?
III. Постановка цели урока.
А кто из вас догадался, о чём мы сегодня будем на уроке говорить?
- Мы будем учиться распознавать части речи,
- находить их в тексте,
- задавать вопросы;
- определять грамматические признаки, известные нам.
IV. Минутка чистописания.
Урок русского языка учит нас грамотному и красивому письму. На минутке чистописания мы будем прописывать 2 буквы, но какие – нам нужно угадать, так как тучки закрыли карточки с буквами.
Посмотрите на первую тучку и скажите, как вы думаете, какую первую букву мы будем прописывать? Почему? (Чч)
А теперь расшифруем задание 2 тучки. (Рр)
Откройте тетради и пропишите по образцу буквы Чч и Рр.
V. Словарная работа.
Мы много говорили, а сейчас поиграем в игру “Молчанка”.
Повторим изученные словарные слова. На мониторе компьютера появляется слово с пропущенными буквами, дети пишут самостоятельно, а потом появляется правильный вариант.
(Самоконтроль) У доски 1 ученик.
Арбуз заяц одежда собака тетрадь ученик |
новая школьная внимательный спелый трусливый злая |
VI. Закрепление знаний о частях речи:
1. Игра “Собери домики”.
Ребята, мы повторили существительные, прилагательные, а сейчас уделим время глаголу. Отправляемся в гости к глаголу.
Но вот беда, домики, где живут части речи, рассыпались, нам необходимо собрать их. Каждый домик состоит из двух кирпичиков и крыши. Подберите к каждому дому подходящие кирпичики.
2. Работа по карточкам.
– Фронтальная работа с комментированием;
– Прочитайте текст. Назовите орфограммы.
Подчеркните глаголы, определите время
глаголов. В лесу. Ребята пришли в лес. Весело поют птицы. Громко стучат дятлы. Пушистая белка грызёт шишки. В гнезде спят бельчата. Пробежала серая мышь. |
3. Физминутка
Игра “Угадай часть речи”
Ребята, я буду называть разные части речи, если я скажу существительное–хлопайте в ладоши, если прилагательное – руки на пояс, глагол – топаем.
4. Самостоятельная работа в макрогруппах
Для выполнения следующего задания вам пригодятся знания о грамматических признаках частей речи.
Задания группам
1 группа Прочитайте слова, разделите их на 3 группы НАШЛИ |
2 группа Прочитайте слова, разделите их на 3 группы ГРОМ |
3 группа Прочитайте слова, разделите их на 2 группы НОЧЬ |
Командиры выходят к доске и защищают свои ответы
5. Работа в паре.
А) Работа в учебнике “Дидактический материал”
Стр.98 упр.56.
Найдите свою пару, прочитайте задание. По окончании работы подаём сигнал.
Проверка.
Прочитайте задание. Что такое синонимы?
Б) Работа на карточке
Прочитайте текст. Найдите прилагательные. Подберите к прилагательным противоположные по смыслу, чтобы текст назывался “После дождя”. Перед дождём. Холодный ветер дует в лицо. Тяжёлые облака плывут над островом. Слышатся сильные раскаты грома. После дождя. ____________ ветер дует в лицо. _____________ облака плывут над островом. Слышатся _____________ раскаты грома. |
Проверка:
Прочитайте задание. Что такое антонимы?
VII. Итог урока:
1. Тест с самопроверкой
Самопроверка:
2, 3, 2, 1, 2, 2
– Чему учились на уроке?
– Что было самым трудным?
– Приготовьте сигнальные карточки
Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – синий квадрат
Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – зелёный квадрат
Если не разобрались, было не очень интересно – красный квадрат
VIII. Домашнее задание:
Повторить словарные слова стр.136, 1 столбик.