Конспект открытого урока по русскому языку во 2-м классе. Тема: "Части речи. Обобщение"

Разделы: Начальная школа


Программа “Школа России”.

Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова

Издательство: Москва “Просвещение”, 2009 г.

Учебник: Русский язык. 2 класс.

Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова

Издательство: Москва “Просвещение”, 2010 г.

Тип урока: урок закрепления изучаемого материала

Это 15 урок по теме “Части речи. Обобщение” раздела “Части речи” Подготовлен он предшествующим материалом: “Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол”.

 Цель урока:

  1. Повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, выработка соответствующих умений и навыков.
  2. Активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся по предмету.

Задачи урока:

1. Закреплять умение распознавать части речи.

2.Отрабатывать умение ставить вопросы к разным частям речи, определять грамматические признаки.

3.Развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать мышление, воображение, внимание.

4. Развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях (работа в игровых центрах).

5. Воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.

План урока

I. Организационный этап.

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет.

Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

II. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний:

Игра “Найди чужака”

Прочитайте слова и найдите лишнее слово

Звезда

Книга

Кошка

Пенал

Картина

Красная

Синий

Чёрный

Горький

Зелёный

Звенит

Кричал

Шутит

Бежит

Играю

Как называются слова в 1 столбике? Что такое существительное?

Как называются слова во 2 столбике? Что такое прилагательное?

Как называются слова в 3 столбике? Что такое глагол?

Какое общее название можно дать этим словам?

III. Постановка цели урока.

А кто из вас догадался, о чём мы сегодня будем на уроке говорить?

  • Мы будем учиться распознавать части речи,
  • находить их в тексте,
  • задавать вопросы;
  • определять грамматические признаки, известные нам.

IV. Минутка чистописания.

Урок русского языка учит нас грамотному и красивому письму. На минутке чистописания мы будем прописывать 2 буквы, но какие – нам нужно угадать, так как тучки закрыли карточки с буквами.

Посмотрите на первую тучку и скажите, как вы думаете, какую первую букву мы будем прописывать? Почему? (Чч)

А теперь расшифруем задание 2 тучки. (Рр)

Откройте тетради и пропишите по образцу буквы Чч и Рр.

 

V. Словарная работа.

Мы много говорили, а сейчас поиграем в игру “Молчанка”.

Повторим изученные словарные слова. На мониторе компьютера появляется слово с пропущенными буквами, дети пишут самостоятельно, а потом появляется правильный вариант.

(Самоконтроль) У доски 1 ученик.

Арбуз

заяц

одежда

собака

тетрадь

ученик

новая

школьная

внимательный

спелый

трусливый

злая

  • Прочитайте словарные слова. Какая это часть речи? Определите род существительных. Какие слова подсказки нам помогают? (он, она, оно, они)
  • А с какой частью речи дружит существительное. Чтобы существительным не было скучно подберите прилагательное, подходящее по смыслу. Запишите словосочетания.

VI. Закрепление знаний о частях речи:

1. Игра “Собери домики”.

Ребята, мы повторили существительные, прилагательные, а сейчас уделим время глаголу. Отправляемся в гости к глаголу.

Но вот беда, домики, где живут части речи, рассыпались, нам необходимо собрать их. Каждый домик состоит из двух кирпичиков и крыши. Подберите к каждому дому подходящие кирпичики.

2. Работа по карточкам.

– Фронтальная работа с комментированием;

– Прочитайте текст. Назовите орфограммы.

Подчеркните глаголы, определите время глаголов.

В лесу.

Ребята пришли в лес. Весело поют птицы. Громко стучат дятлы. Пушистая белка грызёт шишки. В гнезде спят бельчата. Пробежала серая мышь.

3. Физминутка

Игра “Угадай часть речи”

Ребята, я буду называть разные части речи, если я скажу существительное–хлопайте в ладоши, если прилагательное – руки на пояс, глагол – топаем.

4. Самостоятельная работа в макрогруппах

Для выполнения следующего задания вам пригодятся знания о грамматических признаках частей речи.

Задания группам

1 группа

Прочитайте слова, разделите их на 3 группы

НАШЛИ
УЕХАЛИ
ЧИТАЮТ
ИГРАЮТ
ПРИДУТ
СДЕЛАЮТ
ОТКРЫЛИ
ПОЮТ
НАПИШУТ

2 группа

Прочитайте слова, разделите их на 3 группы

ГРОМ
ПЛАЧЕТ
ЛЕТИТ
ПОГОДА
ВЫСОКИЙ
СМЕЛЫЙ
СВЕТИТ
ТОВАРИЩ
БОЛЬШОЙ

3 группа

Прочитайте слова, разделите их на 2 группы

НОЧЬ
ДОЧЬ
ВЕЩЬ
МЫШЬ
КЛЮЧ
ЧИЖ
ВРАЧ
ЛУЧ

Командиры выходят к доске и защищают свои ответы

5. Работа в паре.

А) Работа в учебнике “Дидактический материал”

Стр.98 упр.56.

Найдите свою пару, прочитайте задание. По окончании работы подаём сигнал.

Проверка.

Прочитайте задание. Что такое синонимы?

Б) Работа на карточке

Прочитайте текст. Найдите прилагательные. Подберите к прилагательным противоположные по смыслу, чтобы текст назывался “После дождя”.

Перед дождём.

Холодный ветер дует в лицо. Тяжёлые облака плывут над островом. Слышатся сильные раскаты грома.

После дождя.

____________ ветер дует в лицо. _____________ облака плывут над островом. Слышатся _____________ раскаты грома.

Проверка:

Прочитайте задание. Что такое антонимы?

VII. Итог урока:

1. Тест с самопроверкой

Самопроверка:

2, 3, 2, 1, 2, 2

– Чему учились на уроке?

– Что было самым трудным?

– Приготовьте сигнальные карточки

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – синий квадрат

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – зелёный квадрат

Если не разобрались, было не очень интересно – красный квадрат

VIII. Домашнее задание:

Повторить словарные слова стр.136, 1 столбик.