Цель: Формирование представлений обучающихся о лесе, как природном сообществе. Ознакомление с ярусами леса, лесной подстилкой, ролью грибов в жизни леса. Закрепление знаний о лесных обитателях. Развитие познавательной активности, умения рассуждать, сравнивать, выражать свои мысли, делать выводы. Воспитание бережного отношения к природе родного края.
Программно-дидактическое обеспечение, оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная интерактивная презентация “Жизнь леса. Лес – природное сообщество” (Приложение 1), конверты с карточками для групповой работы, аудиозапись “Голоса птиц”.
УМК: А.А.Плешаков “Мир вокруг нас”, 1-я часть, 4-й класс.
Этапы урока | Деятельность обучающихся, учителя |
1. Создание положительного эмоционального настроя на урок.
(Слайд 1) 2. Определение темы и задач урока. (Слайд 2)
3. Актуализация знаний обучающихся о лесе.
4. Работа над новым материалом.
Слайд 3(1) Слайд 3(2)
(Слайд 4)
(Слайд 5) (Слайд 6)
(Слайд 7)
Звучит аудио “Голоса птиц”.
Слайд 8 (1, 2, 3, 4)
(Слайд 9) 5. Домашнее задание.
6. Итог урока. (Слайд 10) 7. Создание положительного эмоционального завершения урока. (Слайд 11) |
Широко раскинулся на территории нашего края зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные березки, темные ельники, сосновые боры. Одно из замечательных богатств нашей страны и нашего края – лес. О каком же главном богатстве нашего края пойдет речь? (Дети
высказываются.) – Мы с вами изучали природную зону лесов России, а как вы думаете,
почему мы вновь возвращаемся к теме о лесе? (Высказывания детей.) слушать – Каким цветом окрашена на карте природных зон лесная полоса? 1. – Ребята, чем же является лес для живых организмов?
(Домом.)
2. Практическая работа в группах-четверках. В конвертах лежат карточки-слова с названиями растений: малина, осина, ландыш, смородина, сосна, папоротник, ель, калина, мох. Задание: распределить названия растений по ярусам. – Проверьте, верно ли выполнили задание. (Проверяют по слайду.) Оказывается мхи и лишайники – это самый нижний ярус в лесу. Деревьям нужно много света, поэтому они самые высокие, а другим растениям света требуется меньше, поэтому они могут жить в тени деревьев. 3. – Какие животные встречаются в нашем лесу? Работа в парах. На каждой парте конверт с набором карточек-слов: заяц, рысь, белка, соболь, мышь, сова, ель, осина, семена растений. Задание: из слов-карточек составить схемы цепей питания, характерных для нашего леса. – Проверьте работу. (Проверяют по слайду.) Сделайте вывод: могут ли растения жить без животных, а животные без растений? 4. Физкультминутка.
(С соответствующими движениями.) 5. Загадка. Догадайтесь о каких обитателях леса мы забыли сказать:
– На какие группы делятся грибы? Работа с учебником. (Читают текст на стр.179 “Нужны ли лесу грибы?”) – Какую роль играют в лесу грибы? Нужны ли они лесу? 6. – Ребята, а что случится, если выпадет какое-то звено из
жизни леса? Прочитать текст на стр.180 “О лесной подстилке и микроорганизмах”, выполнить задания в тетради на стр. 44, 45.
Итог урока проходит по схеме: вспомнил (Читает выразительно наизусть заранее подготовленный ученик):
|
Литература:
- О. И. Дмитриева. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”, 4 класс. Москва. ВАКО. 2010.