Урок окружающего мира в 4-м классе "Жизнь леса. Лес – природное сообщество"

Разделы: Начальная школа


Цель: Формирование представлений обучающихся о лесе, как природном сообществе. Ознакомление с ярусами леса, лесной подстилкой, ролью грибов в жизни леса. Закрепление знаний о лесных обитателях. Развитие познавательной активности, умения рассуждать, сравнивать, выражать свои мысли, делать выводы. Воспитание бережного отношения к природе родного края.

Программно-дидактическое обеспечение, оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная интерактивная презентация “Жизнь леса. Лес – природное сообщество” (Приложение 1), конверты с карточками для групповой работы, аудиозапись “Голоса птиц”.

УМК: А.А.Плешаков “Мир вокруг нас”, 1-я часть, 4-й класс.

Этапы урока Деятельность обучающихся, учителя
1.

Создание положительного эмоционального настроя на урок.

 

(Слайд 1)

2.

Определение темы и задач урока.

(Слайд 2)

 

 

 

 

 

 

 

3.

Актуализация знаний обучающихся о лесе.

 

 

 

4.

Работа над новым материалом.

 

 

Слайд 3(1)

Слайд 3(2)
Слайд 3(3)

 

 

 

 

(Слайд 4)

 

 

 

(Слайд 5)

(Слайд 6)

 

 

 

 

 

(Слайд 7)

 

Звучит аудио “Голоса птиц”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8 (1, 2, 3, 4)

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 9)

5.

Домашнее задание.

 

6.

Итог урока.

(Слайд 10)

7.

Создание положительного эмоционального завершения урока.

(Слайд 11)

Хочу пригласить вас сегодня в лес,
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
В это волшебное царство, зеленое государство.

Широко раскинулся на территории нашего края зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные березки, темные ельники, сосновые боры. Одно из замечательных богатств нашей страны и нашего края – лес.

О каком же главном богатстве нашего края пойдет речь? (Дети высказываются.)
Верно. Тема нашего урока “Жизнь леса. Лес – природное сообщество”.
Ребята, как вы понимаете слово “СООБЩЕСТВО”?
По словарю Ожегова: “Сообщество – группа растительных или животных организмов, живущих вместе”.

– Мы с вами изучали природную зону лесов России, а как вы думаете, почему мы вновь возвращаемся к теме о лесе? (Высказывания детей.)
– Вы совершенно правы. Мы узнаем о лесном сообществе, раскроем новые тайны леса. Мы отправляемся на поиски нового. Какие же действия на уроке помогут нам узнавать новое о лесе?
(Дети высказываются, а на доске появляются слова-действия, напечатанные на разноцветных полосках бумаги):

слушать
думать
узнавать
сравнивать
доказывать
делать выводы

– Каким цветом окрашена на карте природных зон лесная полоса?
– На какие части делится зона лесов? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес).
– Как по-другому называют тайгу?
– Какие деревья растут в тайге?
– Что растет в смешанном лесу?
– А в широколиственных лесах?
– Какой лес встречается на территории нашего края?
– Какой лес окружает наш поселок?
– Какие животные обитают в нашем лесу?
– Что дает лес нашему краю?
– Что получают из древесины?

1. – Ребята, чем же является лес для живых организмов? (Домом.)
– А как вы думаете, с каким домом его можно сравнить: маленьким, одноэтажным или большим – многоэтажным?
– Почему?
– Верно. В лесу тоже есть этажи, ученые называют их ярусами и располагают в порядке уменьшения. Каждый ярус имеет свое название. Давайте вместе определим эти названия, используя следующие описания:

  • многолетние растения с твердым толстым стеблем (Деревья);
  • многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей (Кустарники);
  • растения с мягкими зелеными стеблями (Травы).

2. Практическая работа в группах-четверках.

В конвертах лежат карточки-слова с названиями растений: малина, осина, ландыш, смородина, сосна, папоротник, ель, калина, мох.

Задание: распределить названия растений по ярусам.

– Проверьте, верно ли выполнили задание. (Проверяют по слайду.)
– Какое растение получилось лишним? Как вы думаете, почему?

Оказывается мхи и лишайники – это самый нижний ярус в лесу. Деревьям нужно много света, поэтому они самые высокие, а другим растениям света требуется меньше, поэтому они могут жить в тени деревьев.

3. – Какие животные встречаются в нашем лесу?
– Легко ли в лесу найти животных? Почему?
– Какие из них живут на деревьях?
– Какие ведут наземную жизнь?
– А какие обитают в почве?
– Где же животные находят себе пищу? (В своем доме – в лесу).
– А чем же помогают животные растениям? (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена).

Работа в парах.

На каждой парте конверт с набором карточек-слов: заяц, рысь, белка, соболь, мышь, сова, ель, осина, семена растений.

Задание: из слов-карточек составить схемы цепей питания, характерных для нашего леса.

– Проверьте работу. (Проверяют по слайду.)

Сделайте вывод: могут ли растения жить без животных, а животные без растений?

4. Физкультминутка.

Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем.
Дышим ровно, глубоко…
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда,
Тихо птенчика берем
И опять в гнездо кладем.

(С соответствующими движениями.)

5. Загадка. Догадайтесь о каких обитателях леса мы забыли сказать:

И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (Грибы.)

– На какие группы делятся грибы?
– Грибы – это растения? Животные? А что же это?
– Что у грибов под землей?

Работа с учебником. (Читают текст на стр.179 “Нужны ли лесу грибы?”)

– Какую роль играют в лесу грибы? Нужны ли они лесу?

6. – Ребята, а что случится, если выпадет какое-то звено из жизни леса?
– В лесу все взаимосвязано. Все обитатели леса живут совместно, как бы сообща. Поэтому лес называют природным сообществом.
– По чьей вине чаще всего нарушается в лесу экологическое равновесие?
– Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить лес?
– А какое значение имеет лес на нашей большой планете, для чего мы должны сохранять леса родного края?

Прочитать текст на стр.180 “О лесной подстилке и микроорганизмах”, выполнить задания в тетради на стр. 44, 45.

 

Итог урока проходит по схеме:

вспомнил
Я узнал
понял

(Читает выразительно наизусть заранее подготовленный ученик):

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою
Как вечность, лес шумит.

Литература:

  1. О. И. Дмитриева. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”, 4 класс. Москва. ВАКО. 2010.