Цель и задачи урока:
- Познакомить учащихся с реками Забайкальского края и изучить их особенности.
- Углубить систему гидрологических знаний.
- Продолжить развивать умения работать с картами атласа, сопоставлять и систематизировать географические объекты.
- Воспитывать чувство бережного отношения к водным объектами любви к своей малой Родине.
Оборудование: физическая карта Забайкальского края, атлас Забайкальского края, презентация “Реки забайкальского края”, ноутбук, проектор, презентации учащихся.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала (урок-путешествие).
Изучение новой темы.
1) Организационный момент.
2) Актуализация знаний.
Вопросы: “Что вам известно о реках нашего края”?
“ Что бы хотели узнать на нашем уроке и чему научиться”?
3) Вводное слово учителя. Сегодня мы с вами совершим увлекательное заочное путешествие по рекам Забайкальского края. Ваша задача – внимательно слушать учителя и своих товарищей и качественно выполнить все задания, которые будут предложены вашему вниманию.
4) Общая характеристика рек Забайкальского края.
Речная сеть представлена более чем 40000 водотоков, около 98% которых имеют длину менее 25 км. Полностью или частично по территории Забайкальского края протекают 54 реки протяженностью от 100 до 500 км. В ее пределах насчитывается 14 рек, относящихся к самым крупным водотокам России, длина которых более 500 км. Из них только пять рек полностью находятся на территории края: Газимур, Ингода, Калар, Нерча и Шилка. Большая часть рек принадлежит бассейну р. Амур (более 20 000 водотоков), 40 из которых имеет длину более 100 км. В этом бассейне расположены семь рек, которые относятся к категории больших.
На долю бассейна Лены приходится около 12000, а озера Байкал – около 10 000 водотоков. Около 100 водотоков различной длины находятся в Ульдза – Торейской бессточной области. Среднегодовой объем стока рек края составляет 65,4 км3, в том числе по бассейнам: Амурскому – 29,0 км3, Ленскому – 28,9 км3 и Енисейскому – 7,5 км3.
Из общего объема стока рек Забайкальского края (103,3 км3/год) около 34% формируется за его пределами, в основном в Бурятии, Монголии и Китае.
Гидрография края характеризуется густотой речной сети в среднем 0,7-0,8 км/км2 и варьирует в значительных пределах – она увеличивается в направлении с юга на север и в горных районах края. Так, в верховьях р. Чикой она составляет 0,8-1,0 км/км2, а затем снижается до 0,2 км/км2.
Питание рек Забайкальского края осуществляется преимущественно за счет поверхностных вод. Подземное питание незначительно и составляет от 5% до 16-18% (в среднем по краю – 11%), однако оно играет важнейшую роль в формировании меженного стока рек. В маловодные годы происходит увеличение доли грунтовых вод в питании рек.
Все реки края относятся к рекам с дождевым или с преобладающим дождевым питанием. Оно составляет в среднем 80% и лишь в бассейне р. Хилок снижается до 55%. Снеговое и ледниковое питание большинства рек незначительное (от 5 до 14%), но для ряда средних рек составляет от 16 до 34% (р. Хилок, Чикой, верхняя часть бассейна р. Ингода, северные реки). Внутригодовое распределение стока рек Забайкальского края характеризуется крайней неравномерностью – от 80 до 95% объема годового стока приходится на теплую часть года, а зимой он незначителен или отсутствует.
Вследствие широкого распространения многолетнемерзлых пород и промерзания надмерзлотных вод все малые, средние и большинство крупных рек в зимний период перемерзают. Сезонное и особенно внутри сезонное распределение стока не остается постоянным в различные по водности годы.
5) Познавательное задание “Отгадай реку”.
Целевая установка. Перед тем как мы совершим наше воображаемое путешествие, предлагаю вам отгадать, с какими реками нам предстоит сегодня познакомиться.
Открыть 3 буквы
В переводе с бурятского обозначает “широкая река”.
Открыть 3 буквы.
В переводе с эвенкийского обозначает “река с галечным и песчаным дном”.
Открыть 2 буквы.
В переводе с бурятского обозначает “развилка”.
Открыть 3 буквы.
Это река является границей между двумя народами.
Открыть 3 буквы.
В переводе с эвенкийского обозначает “узкая река”.
Открыть 2 буквы.
В переводе с эвенкийского обозначает “мель”.
Ответы: Аргунь, Ингода, Онон, Хилок, Шилка, Чара.
Примечание: в данной игре используется “волшебный кубик”. На шести гранях написаны цифры от 1 до 6. После броска кубика открывается та буква, которая будет наверху.
6) Презентация 1. “Реки Забайкальского края”.
Вопрос: В чем заключается уникальность рек Забайкальского края.
7) Задание на систематизацию знаний по заявленной теме урока.
Задание: Используя физическую карту атласа распределить реки Забайкальского края по группам.
Реки Амурского бассейна | Реки Ленского бассейна | Реки Енисейского бассейна |
8)
Одной из самых красивых рек Забайкальского края является река Онон.
- Презентация 2. “Онон – река Забайкальского края”.
- Прослушивание и обсуждение легенды об Ононе.
Легенда об Ононе.
“...Однажды красавица Ингода, гуляя по округе, повстречала небольшую речку, которая рассказала ей о спокойном Ононе. Где-то в необозримых степях, по широким и вольным просторам несет свои воды величавый красавец Онон. Люди гордятся им, поют о нем песни, слагают легенды. Вся степь поет об Ононе и нет в Даурии такого полноводного красавца, который мог бы сравняться с ним. Запылало горячей любовью сердце красавицы Ингоды и пустилась она бежать, чтобы встретиться с Ононом. Узнав про бегство дочери, отец ее Сохондо стал угрожать ей, звать обратно. Не послушав его, бежала она на север, избирая себе путь полегче среди крутых и девственных лесов”.
Есть и другая легенда об Ононе и Ингоде.
“Как только выросли дети Великого Сохондо, отпустил он дочь свою Ингоду в дальний путь на север, младшего сына – синеглазого Букукуня – на Юг, а среднего Агуцакана – спокойного и робкого юношу – на восток. Повстречался Букукун с Ононом и рассказал ему о своей резвой, быстрой, синеокой сестре Ингоде. Воспылало любовью сердце Онона и пустился он было прямо на север, чтобы поскорее увидеть красавицу. Но темные силы не хотели пускать Онон в холодные страны и стали чинить ему препятствия. Пришлось хитрить богатырю: разливаться протоками, обегать земляные уступы – и все-таки продвигался он шаг за шагом на северо-восток. Ингода, между тем, бежала дорогой, не подозревая даже о существовании Онона, степного красавца-богатыря. Слух об этом дошел, наконец, и до гольца Чингикана, находившегося там, куда стремилась синеокая Ингода. И послал он навстречу ей своего гонца – горную быструю Читу. Чита исполнила поручение гольцов. Тронули молодое сердце Ингоды слова неожиданной посланницы, резко повернула она на юго-восток, навстречу Онону. Сорок братьев и сестер взялись ободрять и поддерживать ее силы в пути.
А темные силы не унимались, строя козни Онону. Но в степях не перевелись богатыри и когда трудно бывало Онону, стремились они к нему, вливали свежие силы. И тогда хара – темные духи, пошли на последнюю уловку. Они выслали навстречу степному богатырю Соктуй – пьяную реку. Опьянила река богатыря, забыл он про свою любовь и побрел, пошатываясь из стороны в сторону, на восток. Долго брел он так, как безумный. Узнала про то Борзя.
– Ах, он неблагодарный! Забыть такую красавицу! – и потекла на запад, навстречу безумцу. С силой влилась в него Борзя, отрезвила. Опомнился Онон, рванулся вперед и побежал, куда раньше стремился, ломая на пути все преграды.
Тяжело было сокрушать Ингоде на своем пути каменные горы. Стремясь поскорее к Онону, она повернула на восток и вскоре повстречалась с ним. Радостной была эта встреча, сплелись в объятиях их воды и родилась гордая река Шилка”. ”
Берега Онона богаты многочисленными археологическими памятниками разных эпох – это стоянки каменного века, погребения бронзового и железного веков (культура плиточных могил, бурхотуйская культура), наскальные рисунки.
Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, с какой целью люди стали сочинять легенды?
Какое впечатление произвела на вас эта легенда?
9) Ребята, а вы когда-нибудь задумывались почему наш город так называется? Оказывается одна из представленных версий в названии нашего города– название реки, которая протекает по его территории. В настоящее время на реке сложились серьезные экологические проблемы и она нуждается в нашей защите и помощи.
Демонстрация Презентации 3 “Экологическое состояние реки Читинки”.
10) Контроль за знаниями учащихся. Заполнение теста “Реки Забайкальского края”.
1. Какая река течет по границе Забайкальского края и Китая:
а) Витим
б) Аргунь
в) Онон
2. Река Витим течет по границе Забайкальского края с:
а) Китаем
б) Монголией
в) Бурятией
3. Большую часть территории края занимает:
а) Ленский бассейн
б) Енисейский бассейн
в) Амурский бассейн
4. Густота речной сети зависит от:
а) рельефа
б) климата
в) высоты над уровнем моря
5. Уникальная точка мира, где сходятся все три речных бассейна:
а) пик БАМ
б) пик Сохондо
в) гора Палласа
6. По характеру течения реки края:
а) равнинные
б) горные
7) По типу питания реки края относятся:
а) дождевому
б) снеговому
в) подземному
с) смешанному
8) У рек Амурского бассейна преобладает:
а) дождевое
б) снеговое
в) подземное
9) У рек Ленского бассейна преобладает:
а) дождевое
б) снеговое
в) подземное.
10) Летнее половодье характерно для рек:
а) Енисейского бассейна
б) Амурского бассейна
в) Ленского бассейна.
11) Задание на контурных картах: обозначить реки края.
12) Домашнее задание: параграф 14, вопросы после параграфа
Литература:
- География Забайкальского края; Учебное пособие. – Чита: Экспресс – издательство,2009. – 308.
- Горлачев В.П., Корсун О.В., Игумнова Е.А., Золотарева Л.Н. Региональная экология.– Издание 22-е, испр. и доп. – Чита: Экспресс – издательство,2007. – 210 с.
- Энциклопедия Забайкалья. – Новосибирск: Наука, 2000.